ПОЛЕМИКА / Александр БОБРОВ. ЧТО ГОД РЕВОЛЮЦИИ НАМ ГОТОВИТ? Размышления о судьбе Союза писателей России
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. ЧТО ГОД РЕВОЛЮЦИИ НАМ ГОТОВИТ? Размышления о судьбе Союза писателей России

 

Александр БОБРОВ

ЧТО ГОД РЕВОЛЮЦИИ НАМ ГОТОВИТ?

Размышления о судьбе Союза писателей России

 

В канун Нового года  первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов прислал членам правления информационно-поздравительную телеграмму  об очередном съезде Союза писателей: «Дату его мы определим в марте на пленуме правления, но сейчас уже понятно, что это будет конец октября – начало ноября. Надо будет до этого провести общие собрания или съезды во всех региональных организациях и выбрать делегатов на съезд. Работа предстоит большая. Сейчас разворачиваются дискуссии по будущему съезду, вообще по судьбе Союза писателей России. Дай Бог, чтоб они были плодотворными и честными. Всем нам хочется, чтобы ситуация поменялась к лучшему. Хотя без государственной поддержки вряд ли это получится…».

Этот очевидный вывод встречает яростное неприятие и либеральных литераторов, и ярых патриотов. Например, излюбленная мысль Светланы Замлеловой: капиталистическому государству литература не нужна – ему хватает телевидения. Я уже предвижу её следующую статью в цепи публикаций ЛГ: писатели хотят жить у государства за пазухой, ждать подарков от Дедушки Мороза, печататься, как до книжного рынка... Полная чушь и дискредитация – зачем из нас дураков делать? Хотя не лишне напомнить, что государственный заказ был и будет всегда!  Пушкин получил 4000 рублей за «Историю Пугачевского бунта», вышедшую в свет в конце декабря 1834 года. Ещё приступая к изданию «Истории», Пушкин рассчитывал выручить от продажи её 40 000 рублей – астрономическая тогда сумма! – считая, что он продаст книгопродавцам 3000 экземпляров по 13 рублей за экземпляр. Напомним, что в эти годы в среднем одна городская корова стоила 26 рублей (2 экземпляра книги), а корова в слободке – 16 рублей. Так то сам Пу-у-шкин, слышу скептический гул. Ну, так и само исследование – не «Евгений Онегин». Да, умно, ясно, исторично, но так не один Пушкин мог бы написать – допусти литератора к донесениям Суворова и прочим документам.

Однако все государства, включая и не совсем капиталистическую Россию, решают насущные проблемы. Вот президент Путин объявил Год экологии, собрал Госсовет, там была разные предложения – от уничтожения свалок до расширения охранных зон. А почему не говорили о культурной составляющей, о свалке в мировоззрении, о нравственных охранных зонах? А конкретнее – о роли СМИ и  федеральной издательской программе? Ведь экология – это воспитание прежде всего, борьба за чистоту помыслов. Экология не только среды, но и души! Русская литература – гимн природе и любящему её человеку. Вот он, прямой государственный заказ! Ни сигнальчика из Кремля, из Роспечати. Но ведь и литераторы, увы, не предложили своей программы достижения гармонии человека и природы. По идее, именно такая программа и должна была давно от нас поступить во все инстанции, доказать свою состоятельность: ведь о Годе экологии было известно за год – Путин заранее объявил, чтобы никто даже не помыслил предложить Год русской революции! Даже отзвука революционных преобразований боятся как огня. Вот и наш съезд, боюсь, станет «экологическим».

Вообще, есть две линии в работе Союза писателей: чисто творческая, товарищеская – с обсуждениями, заседаниями, праздниками, встречами, Днями литературы (и тут – СП, лично Валерием Ганичевым и секретариатом очень много делалось по мере сил и возможностей), а другая – как раз общественная, державная, политическая, если хотите, – с возрождением роли писателя, гражданскими акциями, воспитанием молодого поколения, выстраиванием литературного процесса, осуществлением межреспубликанских и международных связей и культурным влиянием на политические процессы. Тут все оппоненты  вскричат в один голос: да что вы хотите от общественной организации? А разве ОНФ – не общественная организация? Да, конечно, Фронт курирует лично Путин. А разве литература, как Историческое или Географическое общество, не может найти высокого государственного куратора-покровителя? У нас сановники, начиная с графа Уварова, грандиозный Исторический музей создавали без всякого социализма, но у них был – Иван Забелин!  Союзу писателей России помогали оба Патриарха, находились и другие высокие церковные покровители, но и тут произошёл тоже какой-то сбой. Он, конечно, предопределён куцей Конституцией с запретом на идеологию. В ней, танковой и либеральной, – корень всех духовных бед и моральных крушений. Но ведь не зря во всех аналитических ток-шоу звучит всё настойчивее вопрос: что мы строим, какова картина будущего, есть ли у России национальная идея? Да, не первый год звучат настойчивые вопросы, но эхо их усиливает война на Ближнем Востоке и у нашего порога, все тектонические сдвиги в США и Европе. Не ответит государство и президент – тогда и Союза писателей не надо будет. И любимого детища Путина  ОНФ – тоже!

 

А КАК НА ЗАПАДЕ?

Предсъездовскую дискуссию в ЛГ начал Владимир Бондаренко. Он прямо написал в статье: «Я жду, когда наконец наш президент Владимир Путин скажет своё слово о важности литературы, когда будет принят государственный план о поддержке литературы. К примеру, у нас ныне закрылись все поселковые книжные магазины и библиотеки, а в США, как я убедился, в каждом небольшом посёлке в центре стоит большой двухэтажный книжный магазин. Не думаю, что он приносит большую прибыль, значит, государство тем или иным способом поддерживает такую систему. Вот у них и растёт интерес к чтению, а у нас катастрофически падает. Нужен и новый Союз писателей России (название не важно, назови как угодно), который объединял бы всех наших литераторов. Пусть он будет состоять из эстетически и идеологически разных направлений. Не надо никого туда силой загонять, члены такого союза будут иметь ряд привилегий для своей творческой работы, вот и всё. Хочешь жить и творить самостоятельно – живи и твори. Но не плачься».

Тут же, ещё до Замлеловой, включились в дискуссию неведомые литераторы и постоянные читатели-критиканы. Вот вкрадчивый Беня Грек написал: «Хороший, наверное, человек Владимир Бондаренко... И предложения у него хорошие: воссоздать союз властителей дум, которые будут встречаться, обмениваться опытом и поддерживать идеологию за казённый счёт. Идеологии, правда, ещё нет, она даже в Конституции отрицается, но поддержка за деньги и проплаченные съезды с фуршетами за всем этим видятся как наяву. Тоже не знаю, как устроено в Америке, но про союз американских писателей слышать не доводилось. Может, там поддерживают не писателей, а книготорговлю?».  Хочу сказать Бене Греку: не только торговлю, что ему близко, но и саму литературу. Например, к широко известным событиям США относят Фестиваль ковбойской поэзии в Элко (Невада, январь). Поэты-пастухи (а я писал о таких в России – Володе Михалёве из Старооскольского района или Евдокиме Русакове из Боровичского) имеют свою ассоциацию и журнал. А ведь это – вековая мечта крестьянских поэтов России – иметь свой Союз, журнал и фестиваль. Разве не читал о таком, Беня?

Мы знаем, какую роль в заселении США сыграли ирландцы. Так вот, замредактора по литературной части  журнала The Guardian Джустина Джордан подготовила недавно пространный и мощный лонгрид про новых ирландских писателей. Она утверждает, что из-за экономического кризиса в стране нынче настоящий литературный ренессанс (!). А у нас все свёрнутые программы по поддержке литературы объясняют… тем же кризисом. Но ведь это для любого государства – копейки! Хочу добавить, что в Ирландии сравнительно недавно (в ноябре 1991 года) открылся Литературный музей Дублина по адресу Парнелл-сквер,18. Музей расположен в здании XVIII века, где размещены экспозиция, библиотека, галерея и администрация. В пристройке к зданию музея находится кафе и книжный магазин на первом этаже, а на верхних этажах – выставочные и лекционные залы. В соседнем здании (дом № 19) расположен Центр писателей Ирландии, где размещаются Союз писателей Ирландии, Общество ирландских драматургов, Irish Children’s Book Trust и Ассоциация ирландских переводчиков. Подвал обоих зданий занимает ресторан под названием «Первая глава». Скажите, можно ли такой грандиозный комплекс содержать без государственной поддержки? А у нас Роскомимущество и другие госструктуры мечтают отобрать особняк на Комсомольском проспекте! Так при чём тут капитализм? Характерно, что ирландский политик Дэвид Норрис, который баллотировался в президенты Ирландии, начал свою предвыборную кампанию с посещения литературного музея Дублина. Можно ли такое представить в лице лидера «Единой России» Дмитрия Медведева?

В любимой нашими  рыночниками Германии действует аж два Союза русскоязычных писателей – Международный Союз писателей «Новый современник» и Союз русских писателей в Германии, которые имеют два периодических издания – «Век XXI» и «Вече» – прямо русофильские названия, хоть Владислав Ходасевич назвал Берлин «Мачехой российских городов». Но больше всего я завидую исландским писателям. «Исландия» с национального языка переводится как «страна львов». Я бы добавил… и поэтов. У исландцев есть красивая традиция, объединяющая литературные и праздничные пристрастия: дарить друг другу на Рождество книги и проводить следующую ночь за чтением. Этот обычай настолько укоренился в местной культуре, что стал причиной появления Jolabokaflod или «Рождественского книжного наводнения», когда продажи книг в период с сентября по декабрь достигают пика. В преддверие нового года большинство исландских домохозяйств получают бесплатный ежегодный каталог книжных новинок Bokatidindi. И перед тем, как сделать свой выбор из многих сотен наименований, скандинавским книголюбам приходится немало покорпеть. Как вы думаете, может без государственной поддержки такой каталог прийти в каждый дом? Жители небольшого островного государства с населением в 330 тысяч являются чрезвычайно литературной нацией. В стране больше писателей, больше изданных и прочитанных книг на человека, чем где-либо в мире. Каждый десятый исландец имеет в своем активе собственную опубликованную книгу!  Сегодня численность страны почти дошла до отметки в 330 тысяч жителей, а профессиональных писателей почти 300 – то есть ещё немного и на каждую тысячу островного населения придётся по одному писателю. Если бы  Россия с великой литературой пошла по этому пути, то у нас должно было творить 145 000 писателей! Только шесть городов мира получили титул Литературного города ЮНЕСКО, и Рейкьявик стал первым неанглоязычным городом среди них. Международный литературный фестиваль Рейкьявика – проходит аж два раза в год. Литературные туры можно закачать на мобильный телефон, и даже скамейки в городских парках, синхронизированные с мобильным приложением, будут читать вам отрывки из исландских авторов. На какие деньги это делается? – на государственные и на частные. Последнее – понятно: когда средняя зарплата составляет 2432 доллара в месяц. Конечно, это не в недальней   Норвегии – 3680 долларов в месяц, но находится на одном уровне с Испанией, где тоже любят литературу. Председатель Союза писателей Исландии – энергичная Кристин Хельгой Гуннарсдоттир выступала даже перед московскими школьниками, подчеркнув, что исландская литература –  одна из немногих, которая практически в первозданном виде сохранила древний язык викингов и дохристианские мифы. О, покажи там «Викинг» Кравчука и Эрнста – исландцы вообще не поймут, о чём и зачем эта кровища и грязища на экране и в сознании зрителей!

 

КТО ОСИЛИТ ПРОБЛЕМЫ?

Накануне Нового года в «Российском писателе» – на сайте, который представляет панораму российской литературы, но не весь спектр мнений, конечно, была опубликована беседа Николая Дорошенко с председателем СП Валерием Ганичевым. Честно говоря, думал, что на это интервью Ганичева после статей в "ЛГ" в первый же вечер посыплются отклики с предложениями и соображениями, а оно оставалось, по сути, – гласом вопиющего в пустыне. Всё началось с плоских соображений о том, что кто-то продался Юрию Полякову, с упрёков Людмиле Щипахиной. Ну, не все же "повелись" и только выгоды ищут – многие подписанты искренне озабочены судьбой творческой организации. Творческой! Пришлось написать пространный отклик, завязать дискуссию. Замечу, что Николай Дорошенко с Валерием Ганичевым неудачный оборот применили: "Меня не заботит сохранение Союза любой ценой. Я просто знаю...". Мы тоже многое узнали за последние четверть века и поняли, что многое надо сохранять ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ! Именно отсюда – надежды на Полякова, на Шаргунова, на любого, кто вхож во властные структуры, кто имеет связи, кто может достучаться, кто известен в СМИ и обладает организационной энергией. Например, перед последним съездом некоторые коллеги начали спрашивать: "А ты бы смог? А ты бы согласился?". Отвечал твёрдо: "Нет – года и силы уже не те!". А вот ещё лет 15 назад, когда работал на ТВ, когда был полон сил, – взялся бы. Потому что понимал, что надо делать: стучаться во все государственные структуры, беспрерывно бить в набат, идти на компромиссы и заниматься разумной демагогией, как приучила нас ещё партия: я во всех редакциях был секретарём парторганизации. Некто Н.Образцов из Барнаула впадает в раж: "Такой веры и ярости давно нет у руководителей Союза писателей и в столице, и на периферии". Точно, порой приезжаешь – борьба на пустом месте или болото обыденных мероприятий. А московские писатели? – ведь это они на своих многолюдных сходках чуть ли не единодушно поддержали все придумки Владимира Бояринова по приватизации Московской городской организации СП РФ! И, конечно, Образцов не знает, что и в этих условиях многие – ведут огромную работу! И в столице не ярость нужна (она у коллег из ПЕН-клуба, например, в изобилии – и что?) а мудрая, кропотливая, неблагодарная РАБОТА на износ! 

Последние примеры бездействия Союза: принята Доктрина информационной безопасности РФ со словами о противостоянии чуждому идейному влиянию на молодёжь – где наша, писательская, оперативная, содержательная программа, предложения наверх, встречи и мероприятия с госструктурами? Год литературы упущен – была похожая картина... Это не упрёк персонально Ганичеву (и всем перечисленным им в положительном контексте) или двум Ивановым: это замечательные писатели, которые бескорыстно служат русской идее и отечественной литературе. Но чего-то не хватает, не складывается, не летит! Последний вопиющий пример: Общество русской словесности, которое возглавил Патриарх Кирилл. Да, мы провели расширенный секретариат, Ганичев и другие писатели высказали благие пожелания, но почему СП не стал опорой ОРС, правой рукой с продуманной и согласованной программой? Ведь сам Бог велел, коль Церковь нас поддерживает! 

Или – наконец-то повернулись в госструктурах к молодым: на "Тавриде" – огромная и случайная во многом смена (деньги у Росмолодёжи есть), в Нижнем – "Русские рифмы", в Минске – фестиваль молодых славянских поэтов (у Роспечати денег ещё больше!), на котором сидят упитанные Григорьев и Швыдкой. Где представители нашего объединённого Союза писателей Белоруссии и России? Отодвинули, дескать? – а я вот умел так себя вести с пером и телекамерой, что НЕ отодвинешь или получишь в СМИ по полной! Просто не знаю, кто сегодня сможет ежедневно биться, доказывать, обивать пороги властных и денежных структур. Для творческого человека, тем более высоко мнящего о себе, – подобное обуза и унижение, но без этого – понятно же! – ничего не добиться. Да, собственно говоря, и здание так спасали!

Особенно поражают собратья из национальных республик: выделены огромные деньги на межнациональную политику, на переводы и антологии. Да, они все у той же Роспечати, но почему же она загнала их только своим – Ицковичу в ОГИ? Только с СОГЛАСИЯ наших коллег из автономий! Почему переводчики, координаторы не связаны с нашим Союзом? Когда им надо приехать в Москву, покрасоваться на трибунах – они тут как тут, а когда требуется сказать резкое слово, провести линию Союза писателей России, а не ОГИ-пироги – политиканствуют и трусят. Вот в чём корень всех бед! А тот же В.Князев из Иванова пишет в ЛГ: опора Союза на местах. Обопрись, Князев, на таких местных князьков – окончательно рухнешь. 

 

НЕ ОТДАДИМ ФАТЬЯНОВА!

Остаётся  ли всё та же не убиваемая надежда? Да! Вот один её предновогодний лучик: президент России Владимир Путин заранее подписал указ о праздновании 100-летия выдающегося поэта – создателя истинно народных песен Алексея Фатьянова, которое будет отмечаться в 2019 году. Как, какими достижениями и творениями встретим? – зависит от всех нас, любящих Песню и служащих ей, несмотря на губительную политику ТВ. Я тут не обольщаюсь и на чиновников особо не надеюсь, ведь не зря сказал министр культуры Мединский, что на Западе нет исполнителей, равных Кобзону. Но хорошо, что Иосиф Давыдович, когда может, поёт на празднике в Вязниках. Там побывали многие поэты, мы с организаторами расширяем географию, приглашаем новых гостей и все – в восторге. Но теперь надо к 100-летию разработать особый план: Алексей Иванович родился в Мытищенском районе, жил в Москве, служил в Орле (там тоже проходил когда-то праздник!), творил в Питере, воевал на Украине и в Венгрии, был ранен под Секешфехерваром, куда ворвался на первом танке. А ведь на вокзале в Запорожье пели Фатьянова, надо бы и в Венгрии провести юбилейный праздник. Всё – по плечу, по делу, если всерьёз заняться.

В Союзе писателей России была песенная комиссия, от координации работы которой меня отодвигали недоброжелательницы, был утверждён оргкомитет Фатьяновского праздника, который возглавлял Лев Ошанин, а потом и я, снявший для ТВ несколько программ о песельнике с берегов Клязьмы и Москва-реки. Комитет участвовал в подготовке торжеств, вечеров, в присвоении премии «Соловьи, соловьи…». Потом внучка Фатьянова – Аня Китина, которая после бабушки Галины Ивановны Фатьяновой продолжает тянуть праздник и все дела по пропаганде великого наследия, стала спрашивать почему-то про постановление секретариата СП РФ (мол, кто и кого утверждал?), потом успокоилась и снова прониклась безоговорочной симпатией – мне первому присудили премию «Золотое наследие Фатьяновского праздника». Спасибо, хоть звучит как-то монументально... Но всё-таки чёткие планы, формы участия и ответственных от Союза писателей – сегодня надо определить! Дело не в том, что я, например,  хочу чем-то руководить на песенном фронте (мне хватает моих студентов в двух вузах, учеников-поэтов и внуков!), но без этого просто нет плодотворной и постоянной работы. Да, существует Фатьяновский фонд, Анна Китина объединила энтузиастов творчества А.И. Фатьянова, но писатели не должны остаться в стороне, чтобы не отдать и поэта Фатьянова шоу-бизнесу (а его акулы под указание президента ринутся в юбилейную сферу). Кстати, порой звезданутые участники праздника «На солнечной поляночке» в Вязниках объявляют: «Музыка Алексея Фатьянова» или ещё проще – фатьяновских песен вовсе не поют, считая себя главными на подмостками. А там должен царить истинно народный Поэт!

 

* * *

Что делать в преддверие съезда? – трудно дать внятные, а тем более пофамильные рекомендации. Надо хотя бы выслушать и обобщить конкретные и реальные предложения – тут пафосные письма в ЛГ вроде призывов Московской городской организации, куда и заходить теперь не хочется, – пустое сотрясение воздуха и демагогия. Лично я из последних сил бьюсь на идейном и учебном фронте, но горячо желаю сохранить наш Союз, от которого, кстати, получал всегда внимание и понимание, как и ТЫСЯЧИ писателей. Где они, их страстное слово? Наверное, и впрямь каждый народ (включая пишущую братию) получают ту власть, которую заслуживает... 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (2)

Комментарии