Андрей КАНАВЩИКОВ. ОТВЛЕКАЮЩАЯ ОПЕРАЦИЯ «БОЯРЫШНИК»
Андрей КАНАВЩИКОВ
ОТВЛЕКАЮЩАЯ ОПЕРАЦИЯ «БОЯРЫШНИК»
При всём обилии информации о пресловутых отравлениях «Боярышником» весь этот массив фактов и адресов отличается редкостной хаотичностью. Кроме эмоций и возмущённо вздёрнутых кверху рук из этой так называемой информации мало что можно узнать.
И начать следует с того, что постоянно происходила путаница между тем, что пили потерпевшие и вопросом фальсифицированного алкоголя в принципе. Вот, скажем, идёт самый разгар трагедии в Иркутске. С 17 по 21 декабря от употребления косметического средства для ванн там скончалось 60 человек, до конца года – 78, всего пострадало 102 человека.
А официальные лица от откровенного социального пласта проблемы, когда у людей попросту нет денег для покупки качественного алкоголя, тут же начали разглагольствования на тему суррогатных алкоголей и спиртосодержащих жидкостей в принципе.
Типичной выглядит позиция бывшего санитарного врача Геннадия Онищенко: «Системная причина иркутской трагедии в том, что так называемые спиртосодержащие растворы двойного назначения официально производят в парфюмерно-косметических целях, но на самом деле они предназначаются только для того, чтобы социально сниженные группы нашего населения потребляли их как алкогольные напитки».
Как нетрудно заметить, любым косметическим и лечебным средствам напрочь отказывается в их прямых функциях из-за того, якобы, что, если в них есть спирт, то они впрямую для питья и предназначены. Якобы, все эти маркировки «чистящее средство» или «средство для ванн» – не более чем маркетинговый ход.
О запрете спиртосодержащих препаратов заявил тут же и руководитель «Трезвой России» Руслан Хамзаев: «Мы выступаем за принципиальное изъятие из оборота данной продукции. Существенной потребности в ней, особенно в тех оборотах, в которых её сейчас производят, нет. Мы открыто заявляем, что это многомиллиардный мошеннический рынок. Это заведомо мошенническая схема, которая абсолютно чётко доказуема, когда мы говорим, что под видом подобных настоек и чистящих средств организован механизм быстрого доступа к алкогольной продукции: в обход лицензии, цензов, запретов на продажу в ночное время, определённых территориальных ограничений».
И вроде бы суть здесь правильная. За народ боремся, за страну. Но, спрашивается, какой же народ вырисовывается при таких исходных?
Вечно пьяненький, пьющий всё, что горит, недалёкий, нерассуждающий, ограниченный… Народ-вырожденец, народ-самоубийца. Страшная картинка.
Зачем нужно пить заведомо косметическое средство, не предназначенное для потребления внутрь? – такой вопрос даже вскользь не возникает. Зачем пить? А просто для того, чтобы пить. Потому, что русские, дескать, такой пьющий народ. И не может быть у русских ни косметики, ни моющих средств, только Её Величество Выпивка.
В качестве очередного доказательства этой «аксиомы» пресса услужливо сообщает, что в ночь на 29 декабря 2016 года в городе Нижний Ломов Пензенской области скончался ещё один 53-летний бедолага. По словам вдовы, 27 декабря мужчина «выпил жидкость для автомобильного стеклоомывателя, на следующий день – шампанское и туалетную воду» (РИА «Новости»).
Это соседство шампанского и туалетной воды особенно потрясает воображение.
Не подкачал и куратор алкогольной отрасли, вице-премьер правительства Александр Хлопонин. Он тоже отметился на теме: «Мы сегодня пьём очень много крепких спиртных напитков. Нужно начать пить вино, которое по крепости гораздо меньше и по своему качеству лучше, чем крепкие спиртные напитки».
Словно 53-летний житель Нижнего Ломова с ним спорит!
А вот ещё парочка совсем свежих примеров уже из января 2017 года. Дословно: «В Воронежской области несколько предпринимателей попались на незаконной торговле запрещенными спиртосодержащими настойками.
Так, в торговой точке Панинского района санитарные врачи сняли с реализации 47 флаконов спиртосодержащей продукции – настойки дуба с содержанием этилового спирта более 60%. Об этом сообщили в региональном отделении Роспотребнадзора. Женщину привлекли к административной ответственности по статье «Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена».
В Борисоглебске в одном из магазинов санитарные врачи сняли с реализации 18 единиц спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 60%. В другом магазине была выявлено 103 единицы спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 60%.
В Кантемировском районе реализовалась спиртосодержащая непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 60% (настойка дуба) в количестве 5 единиц. В Новохоперском районе индивидуальный предприниматель торговал одеколон «Тройной» 60% в количестве 5 единиц.
В Воронеже продажа настойки Боярышника 70% была выявлена в аптеке "Картинки". Партия в 35 единиц была снята с продажи».
Что в приведённой информации не так? Да всё то же самое! Люди в Иркутске отравились жидкостью, заведомо не предназначенной для питья, а в России просто-напросто приостановили торговлю «спиртосодержащей непищевой продукцией с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции».
Всей продукции вообще! 4 января в Бийске, как сообщил ГУ МВД России по Алтайскому краю, изъято 315 флаконов экстракта боярышника и 245 флаконов спиртосодержащего косметического лосьона «Вито-Септ».
При этом уже только потом следует добавка: «Образцы изъятой продукции направили на исследование».
То есть наличие или отсутствие метанола в жидкости никого не волнует. А машина сейчас просто гребёт под гребёнку всё без разбора и рассуждения. Машине в принципе не важно, отраву они изымают или косметическое средство, со смертями они борются или просто начальству делают приятно.
В конце концов, наружные средства в принципе и не предназначаются для приёма внутрь. И в них метиловый спирт и нужно в обязательном порядке добавлять, а не этиловый, чтобы не создавать соблазна для пьющих.
Удивляться, вообще-то, следует не наличию метанола в «Боярышнике» для ванн, а тому, что в некоторых флаконах он до часа «Х» отсутствовал!
Нет, конечно же, проблема пьянства присутствует. Равно как и проблема того, что именно пьют в России. Достаточно заглянуть в новостную хронику федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (fsrar.ru). Вот только некоторые из сообщений оттуда.
«27 декабря представители Росалкогольрегулирования совместно с сотрудниками ГУЭБиПК МВД России по Новосибирской области провели контрольные мероприятия на территории региона.
В ходе проверки в г. Обь установлен факт производства алкогольной продукции без соответствующей лицензии, а также маркированной поддельными федеральными специальными марками (ФСМ).
В производственном помещении обнаружено оборудование для производства алкогольной продукции, около 5 тысяч литров спиртосодержащей жидкости, 2 тысячи поддельных ФСМ, а также свыше 18 тысяч бутылок алкогольной продукции».
«2 декабря представители Росалкогольрегулирования совместно с сотрудниками Управления «К» СЭБ ФСБ России и МОО «Комитет по борьбе с коррупцией» провели контрольные мероприятия во Всеволожском районе Ленинградской области.
В ходе проверки помещений промзоны «Спутник» в пос. Лепсари установлены факты производства алкогольной продукции без соответствующей лицензии, а также производства алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками (ФСМ).
Обнаружены 2 автоматические линии розлива, около 300 тысяч бутылок нелегальной алкогольной продукции различных наименований, а также 5 миллионов поддельных ФСМ».
«8 декабря представители Росалкогольрегулирования совместно с сотрудниками ОЭБиПК УВД по САО г. Москвы провели контрольные мероприятия на территории столичного района Западное Дегунино.
В ходе проверки помещений на Коровинском шоссе установлен факт оборота алкогольной продукции без соответствующей лицензии и сопроводительных документов. Обнаружено около 30 тысяч бутылок алкогольной продукции различных видов и наименований.
В настоящее время вся алкогольная продукция арестована и изъята».
И таких однотипных сообщений сотни! Количество изъятого контрафактного алкоголя идёт на тысячи литров, а акцизных марок, вообще, на миллионы.
Оперативно-профилактическая операция «Алкоголь», которая проводилась в ноябре полицией, подтвердила данные тенденции по всем регионам. В Псковской области, например, с 10 по 20 ноября 2016 года было изъято из оборота 13508 литров алкогольной продукции различных наименований – водок, коньяков и прочего, 930 литров этилового спирта. Сумма выявленного ущерба оценивается в 3,6 миллиона рублей.
А взять итоги названной операции «Алкоголь» по Иркутской области, раз уж она оказалась особенно на слуху. Всего один участковый из Свирска изъял 100 литров левака. У одного оптовика полицейские обнаружили 1200 литров контрафактной водки, у другого – 2,5 тонны спиртосодержащего зелья.
Напомним, что когда фиксировались все названные нарушения оборота алкоголя, ещё ни о каком «Боярышнике» и речи не шло. То есть якобы всё было «в порядке» и якобы ещё реагировать ни на что было не нужно.
В действительности, можно сделать вывод, что именно ноябрьская операция «Алкоголь», организованная МВД России, стала своего рода катализатором трагедии в Иркутске. Вероятно, полицейские в работе с контрафтактом слишком близко подобрались к ключевым оптовикам и их покровителям, слишком усердно изымали алкоголь и слишком независимо себя вели, когда «большие люди» просили их на что-то закрыть глаза.
Что же до Иркутска, то там воротилы теневого алкогольного бизнеса, похоже, оказались или наиболее уязвлёнными или наиболее несдержанными. В отместку стражам порядка, видимо, было решено провести контроперацию, чтобы отвлечь внимание общества от массовых изъятий водочно-коньячно-винного левака.
Для начала в оборот была запущена партия «Боярышника» на этиловом спирте с чёткой сарафанной рекламой и максимальной доступностью жидкости. А когда местные выпивохи привыкли, что «Боярышник» пить можно, что он вполне даже ничего, то алкогольные теневики осознанно произвели вброс жидкости, целенаправленно отравленной метанолом.
В итоге пресса и телевидения смакуют подробности повального пьянства в России, когда «пьют всё, что горит», а уже в январе 2017-го Шнур пишет оду пресловутому «Боярышнику», собирая только за несколько первых часов более 200 тыс. просмотров и 360 тысяч за первые сутки: «Боярышник»… бояре, не глядя, что подумают людя. И нам его положено… боярские традиции блюдя».
Постепенно сама тема засилья алкогольного контрафакта размывается, забалтывается. При этом в качестве своего рода русофобского бонуса смакуются истории про «пьющих русских», которые, дескать, и стеклоомывателя накатят, и туалетной воды наверх, и шампанского.
В итоге много иронии, много разных рассуждений о трезвости, но воз не только не остался на прежнем месте, но даже существенно сдал назад. Вместо последовательной борьбы с алкогольными теневиками, которых прищемили в ходе полицейской операции «Алкоголь», начинается борьба со «спиртосодержащими жидкостями». С настойками боярышника, дуба и прочими, одеколоном марки «Тройной» и косметическим лосьоном «Вито-Септ».
В итоге выходит, что корень бед не бесконтрольное спаивание населения этиловым спиртом в различных его вариациях, а косметические, лекарственные и бытовые настойки, по словам Онищенко, «спиртосодержащие растворы двойного назначения».
Теневики из Иркутска и иных регионов только радостно руки потирают в ответ на такого рода «дискуссии». Не говоря уже о чётко выраженном национальном аспекте вопроса, который тем более боятся упоминать.
О том, например, что только в Северо-Кавказском федеральном округе успешно работает 66 алкогольных заводов, в том числе 23 спиртзавода, производя четверть всего выпускаемого в России алкоголя (по информации заместителя полпреда президента в СКФО Сергея Милейко).
Только в Северной Осетии 7 подобных производств. И все они процветают. Не многовато ли их на квадратный километр территории?
Наконец, если говорить о проблеме пьянства, то о ней нельзя говорить, если упустить из вида сам принцип подхода к этиловому спирту. Ведь, по ГОСТу 18300-72 данная жидкость трактовалась как «легковоспламеняющаяся, бесцветная, с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы».
В ГОСТ 5964-82 подход изменился: «Этиловый спирт – легковоспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам». И, наконец, современный ГОСТ 5964-93 довёл терминологическую эволюцию до её логического завершения: «Этиловый спирт – легковоспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом».
Такие вот метаморфозы всего лишь за 21 год!
В эту концепцию прекрасно вписывается и декабрьская история с «Боярышником». Как нетрудно заметить даже 78 отданных жизней практически ничего не изменили в существующей системе спаивания жителей России. Статус-кво как легальных производителей алкогольного зелья, так и теневиков, скорее всего, теснейшим образом связанных друг с другом, остался прежним.
Поддельный алкоголь в огромных количествах как гулял, так и гуляет по России. От фальшивок до сих пор не свободны ни крупные оптовые базы, ни магазины. Отравиться можно и водкой самой что ни на есть легальной марки, и коньяком, и виски, и вином, и ромом, а отдуваться за всё назначили производителей лекарственных и косметических средств, у которых в продукции не было этилового спирта, которого, в свою очередь, в их продукции в принципе и быть не должно.
Все административные и общественные пары ушли в свисток «Боярышника», пресловутого средства для ванн, которое сначала заставили пить, приучив низкой ценой и терпимостью к суррогатам, а потом в одночасье объявили вне закона.
Немудрено, что в современной России вот уже четвёртый год подряд по опросу ВЦИОМ лучшим писателем является Донцова, а лидером по числу номинаций Российской национальной музыкальной премии 2016 года стала группа «Ленинград» Шнура с лучшей рок-композицией года «В Питере – пить».
Остаётся только шнуровскую оду про «Боярышник» положить на музыку. С видеорядом из иркутских больниц. Вот весело-то и креативненько будет!
-Андрей КАНАВЩИКОВ, люди умерли не от этилового, а от метилового спирта.
-В Рссии следует ввести строгий контроль использования метилового спирта.
Публицист
Очень важная статья, которую прочитают, к сожалению, немногие. Надо ставить вопрос: КОМУ ВЫГОДНО?..
И не забывать, что история спаивания давняя, с элементами физического насилия: вспомним бунты трезвенников в правление Александра Второго. Саратовский краевед Вардугин написал об этом книгу. Страшные ответы могут последовать на все наши вопросы...
В слоёном пироге нашей жизни есть и ещё пласт. Вышеупомянутый Северный Кавказ и Северная Осетия в том числе и при социализме жили за счёт донорских регионов в России и сейчас пользуются своеобразной дотацией федеральной власти: та широко закрывает глаза на поток левого алкоголя, льющийся оттуда во всю остальную Россию.