КРИТИКА / Александр ТОКАРЕВ. ОТВЕРЖЕННЫЕ СЕРГЕЯ ШАРГУНОВА. О романе "1993"
Александр ТОКАРЕВ

Александр ТОКАРЕВ. ОТВЕРЖЕННЫЕ СЕРГЕЯ ШАРГУНОВА. О романе "1993"

 

Александр ТОКАРЕВ 

ОТВЕРЖЕННЫЕ СЕРГЕЯ ШАРГУНОВА

 

Октябрь 1993-го – не просто этап политического противостояния власти и оппозиции, каких было немало в новейшей истории нашей страны и, наверное, немало еще будет. Это событие эпохальное и судьбоносное.

И не только потому, что на глазах у всего мира, вопреки провозглашаемым всем миром принципам свободы и демократии, был разогнан и расстрелян из танков демократически избранный парламент. И даже не столько в том, что установилась совершенно иная политическая система, не позволяющая парламенту законным путем не то что президента снять с должности, но даже премьера не одобрить без последствий для депутатского корпуса. И не только в том, что все сегодняшние крупные капиталы создавались как раз тогда, именно их и защищали собственники руками силовиков в те холодные дни.

Но главное же, на мой взгляд, заключается в том, что это было первое и последнее идеологическое противостояние, вооружённое сопротивление совершённому узурпаторами власти перевороту. Идеологическое, даже несмотря на то, что вокруг Белого дома и «Останкино» собрались люди разных политических взглядов, которые поняли, что если сейчас не сохранить добиваемые Ельциным остатки Советов, то дальше… будет то, что мы уже знаем. Сейчас.

Никто и никогда после не смог организовать людей на подобный протест (может быть потому, что протест этот был больше стихийным, а не организованным). Противоборствующие стороны давно смешались. И поэтому надежды на то, что тот режим, который в оппозиционных газетах 1993 года открыто называли оккупационным, вот-вот падёт, – этой надежды больше нет. А  жить без надежды становится всё тяжелее.

Многослойность смыслов этого события и заставляет обращаться к нему не только политиков или юристов. Хотя у нынешней власти, демонстративно противопоставляющей себя власти ельцинской, есть желание забыть те проклятые дни, а у либеральной оппозиции (по крайней мере, у невменяемой её части, у тех, кого-то когда-то называли демшизой) – до сих пор преобладает точка зрения о подавлении красно-коричневого мятежа, писатели и кинематографисты нового поколения обращаются к теме трагедии 93-го, пытаясь рассмотреть её непредвзято, найти истину, а не выполнить очередной заказ. И неслучайно, наверное, к 20-летию трагических событий 93-го вышел потрясающий документальный фильм Владимира Чернышова «Белый дом, чёрный дым», в котором впервые была предпринята попытка беспристрастного анализа произошедшего в сентябре-октябре 1993-го.

Конечно, писателя Сергея Шаргунова нельзя назвать беспристрастным автором. Потому как своих политических взглядов, в том числе и по отношению к событиям 1993 года, он никогда не скрывал. И в политической жизни уже не первый день. И в парламентской комиссии по расследованию событий сентября-октября 1993 года работал. Но сегодня это уже не тот человек, чей принцип: «Не забудем, не простим». Все его последние высказывания и действия (а он, надо отдать ему должное, занимается данной темой не только в русле литературы, но и политики) направлены на преодоление последствий той распри, дорого стоившей и стране, и обществу. Хотя многие из «дорогих россиян» её просто не заметили. Или не поняли. Спроси сейчас молодого человека лет 20-ти, что там такое было в Москве 23 года назад, внятного ответа не услышишь. Зато о событиях какого-нибудь X-го века готовы спорить до умопомрачения.

В своём романе «1993» Шаргунов выступает в разных, так сказать, ипостасях. Он здесь и публицист, и документалист, и художник, и правозащитник, и политик. И в этом, пожалуй, минус его произведения. Потому что нельзя объять необъятное. Так, в романе Александра Проханова «Красно-коричневый» побеждает-таки художник, несмотря на всю политизированность автора. А у Лимонова, например, в главах «Анатомии героя» или книги «Моя политическая биография» – чистой воды документалистика, написанная от первого лица – от лица непосредственного участника «штурма» «Останкино» и других событий кровавой осени.

Шаргунов идёт по другому пути. Как документалист он насыщает свой роман реальными людьми того времени: Уражцев, Румянцев, Аксючиц, Баркашов, Анпилов, Бабурин, Константинов, Макашов – кого только нет на страницах его романа! Многих из них читатель уже и не помнит, а комментариев по поводу того, кто эти люди, чем знамениты, автор почему-то либо не даёт вовсе, либо характеризует очень скудно. Хотя фразы защитников Дома Советов, вошедшие в историю, приводит абсолютно дословно. Например, знаменитое макашовское: «Больше нет ни мэров, ни пэров, ни херов…», сказанные им после захвата московской мэрии, или призыв Руцкого «формировать отряды и… взять штурмом мэрию и «Останкино»». Детально описан и сам так называемый «штурм» телецентра, и последовавший за ним расстрел демонстрантов. И многое-многое другое, что пытливый читатель уже узнал, уже читал, смотрел или даже сам был свидетелем или участником тех событий.

Однако при описании трагедии 1993 года Шаргунов избрал иной путь. Подзаголовком к роману он ставит: «Семейный портрет на фоне горящего дома». Поэтому самая, как говорится, «жара» занимает от силы треть книги. Всё остальное – дела семейные. И здесь, как мне кажется, автор делает ошибку. Да, и Юрий Поляков – живой классик современной русской литературы – рассматривает судьбоносные для страны процессы сквозь призму семьи. Но если у Полякова весь сюжет того или иного романа основан именно на взаимоотношениях героев, чаще всего – мужа и жены, а происходящее в России служит лишь фоном при раскрытии то ли драмы, то ли фарса их семейной жизни (или просто сосуществования), то Шаргунов ставит цель – привести своего героя аварийщика (а в прошлом учёного) Виктора Брянцева на баррикады Белого дома. Получилось в точности до наоборот: осаждённый (хотя и не горящий, ведь действие романа фактически заканчивается не 4-го, а 3-го октября) Белый дом является центральной фигурой романа, а не семья Брянцевых, подобных которым – миллионы, чья судьба как таковая едва ли будет интересна читателю.

«1993» – так называется роман. Очень лаконичное и ёмкое название. Вместить в роман с таким названием можно что угодно, происходившее в тот год. Автор и вмещает. Всё подряд, нужное и ненужное. И взрыв троллейбуса, и повешенного в подземной коммуникации негра, которого спасают аварийщики, и «Парламентский час», и трансляции съездов, и секту Марии Дэви Христос, на собрание (или как там у них это называлось) которой не доехала на том злополучном троллейбусе тёща Брянцева Валентина Алексеевна. А ещё масса бытовых, не имеющих никакой связи ни с развитием действия, ни с его финалом деталей. А уж сколько героев мелькает (именно мелькает) на протяжении всей книги, всех и не упомнишь!

Девяносто третий год… Сразу возникают ассоциации с Гюго, с его знаменитым романом о событиях в мятежной Вандее, где каждый из трёх главных героев был по-своему сильной личностью и выражал свою правду. Вот и здесь читаешь роман и думаешь, а не хочет ли автор привести если не всех, то хотя бы центральных своих героев, из тех, что появлялись на протяжении всего романа то там, то здесь, то в прошлом, то в настоящем, – к телецентру «Останкино» или Белому дому? И по какую сторону баррикад окажется тот или иной герой? С Брянцевым-то всё понятно – он «красно-коричневый», а вот любой из других описанных в книге персонажей мог оказаться и за и против «демократии», и за и против «мятежников».

И вновь вспоминается, как гениально это сделал Виктор Гюго в «Отверженных». Именно на улицу Сен-Дени, где идёт вооружённое противостояние властей и восставших, он приводит своих героев: Жана Вальжана, желающего присмотреть за Мариусом – возлюбленным своей любимой дочери Козетты; инспектора Жавера, посвятившего всю жизнь служению закону и желавшему наказать-таки каторжника за кражу монетки у мальчика-трубочиста, совершённую 15 лет назад; подонков Тенардье, чувствующих, что во времена революционных волнений можно поживиться; несчастнуюЭпонину, безнадёжно влюбленную в Мариуса; и героического Гавроша, погибающего на баррикадах.

Вместо этого мы видим в финале весьма унылое противостояние уцелевших после расстрела у телецентра «красно-коричневых» и защитников «демократии», вышедших на улицы по призыву Гайдара. При этом Виктор Брянцев и его жена Лена оказываются по разные стороны баррикад.

Конечно, сравнивать такие произведения не вполне корректно, но всё же…

Почему делает свой выбор Виктор – более-менее понятно, почему противоположный выбор делает его жена, автор объясняет невнятно. Разве что из-за тупой ревности, из-за того, что поверила поклёпу, из-за того, что не ожидала, что её «безупречный» (каким он всегда был в её представлении) муж тоже имел за собой грешок супружеской измены. Но этого мало. Ведь за Леной этих грешков водилось куда больше, как выясняется. Да и не является супружеская измена политической мотивацией.

Тема «свой-чужой» в романе не раскрыта. Как и почему стали для Брянцева чужими его «коллеги»-аварийщики, с которыми он и по подвалам ходил, и стаканы опрокидывал? Зарезавший (потому что бойкая слишком) козу Асю, отданную ему семьёй Брянцевых, и накормивший таким образом свою семью лесник, что-то сквозь зубы выдавливающий про проклятого Ельцина, – он кто: друг, враг, единомышленник? А друзья, знакомые, родственники (даже если они теперь сектанты или, напротив, деляги) – они кто теперь? Ведь всё перевернулось, а четкой границы, линии фронта, так сказать, нет. Вот поэтому автор упорно ведёт своего героя туда, где эта линия фронта существует и довольно ярко выражена.

Дочь Виктора и Лены Таня живёт своей подростковой жизнью: вино, сигареты, первая любовь, первый секс, первое разочарование и всё такое прочее, чем никого давно не удивишь. Ещё есть её подруга Ритка – эмансипированная особа, отнявшая у Таньки её первого мужчину Егорку, которому, конечно, дела нет ни до той, ни до другой. Брат Ритки Федя, влюблённый в Таню и пытающийся её защитить, – всех их как будто сметает порывистый ветер истории. Извлеки все их индивидуальные истории из романа – и ничего по существу не изменится. Виктор всё равно придёт к Дому Советов, а Лена…

С Леной вообще ничего не ясно. Вроде бы и не презирала она Виктора никогда; так, посмеивалась незлобно и всё, и работали они в одной конторе (хотя и в разные смены), и до последнего, как и всякая баба, пыталась удержать мужа не ходить на эту «войну». Но вдруг в неё почему-то вселяется дьявол, она устраивает скандал, и пути супругов расходятся. А почему? И расходятся ли они навсегда? Ведь даже спасая от смерти свою случайную знакомую, получившую ранение в «Останкино», он думает, что всё равно никогда не бросит Лену, какая бы она ни была.

Думаю, что та часть книги, в которой автор описывает бои на улицах Москвы, палаточный городок, разбитый возле здания парламента, штурм мэрии и расстрел людей у телецентра «Останкино», вполне могут войти в школьные хрестоматии. Потому что всё это, повторюсь, описано с документальной точностью. Всё это правда!

Роман начинается с событий 6 мая 2012 года на Болотной площади. Этими же событиями он и заканчивается. Участником так называемого «Марша миллионов» становится внук Виктора Петя, оказывающийся среди задержанных и дающий объяснения по поводу своего участия в «массовых беспорядках».

Так автор связывает протесты 1993 и 2012 годов, чем уже вызвал на себя великое множество нареканий и с той (советской), и с другой («демократической») стороны. Но при всей несхожести этих протестов, при всём сохраняющемся по сей день ожесточении между сторонами былого конфликта, нельзя не признать, что и те, и другие, в конечном счёте, проиграли. Одни были расстреляны в «Останкино» или у Белого дома, другие – чуть позже – вышвырнуты на свалку истории, и тем меньше у них шансов с этой свалки выбраться, чем больше людей будут знать правду о событиях 23-летней давности.

Комментарии

Комментарий #3492 28.01.2017 в 18:06

Господин VIP, ну хватит! Что-то вас уже по кочкам понесло. Вразнос пошли. Считайте, что рефери вашу ручку тянет вверх. Вам ведь только это нужно было? Вот и всё. Спокойно, спокойно... спокойно...

Комментарий #3482 27.01.2017 в 17:39

Сказано под № 3480: «Господин VIP, интеллект ваш – подтверждён, несомненно».
А чей не подтверждён? На кого намекаете? Нас тут мало. Если методом исключения, то не вы ли и есть?
Относительно «типажа – БУКВОЕД», смею пояснить: это ещё и тот, «кто придаёт важное значение внешней стороне дела в ущерб смыслу» (Ожегов). И опять про вас. Спору нет, А. Токарев поставил перед собой благородную цель, но исполнение, увы. Ему бы только спасибо сказать за стороннюю правку. Впредь не ошибаться, поскольку и в целом текст исполнен не везде ровно.
Вы же, № 3480, как истинный БУКВОЕД, придали значение лишь внешней стороне дела – теме. Сергей Шаргунов хороший прозаик, и ему надо бы соответствовать.
А рассуждения о «поедании и вкусе букв», «напряге мозгов», об «отравлении правильностью» и «слонах» это, простите, на уровне детского лепета.
И добрый совет: не пытайтесь «подпрыгнуть выше собственной головы» – не выйдет. И не только у вас. Ни у кого не выйдет «подпрыгнуть»! Народ русский говорит: «Прыгнуть выше головы». А вы что не русский? Тогда «подпрыгивайте». Хоть до посинения. VIP

Комментарий #3480 27.01.2017 в 13:38

Господин VIP, интеллект ваш - подтверждён, несомненно. Но... В народе русском есть такое оценочное обозначение вашего типажа - БУКВОЕД. Неужели они такие вкусные - буковки русского, в данном случае, алфавита. А вам, Александр, спасибо за столь красиво-сложный оборот речи, который заставил не только поедающих буквы напрячь мозги. Ну, а поедающие - ну, здоровья им, что ли... Не отравились чтобы правильностью элементарной своей. Ведь слонов-то обычно они и не замечают, уцепившись за свой VIP-эффект - во что бы то ни стало подпрыгнуть выше собственной головы. Ну, чтобы хоть кто-нибудь да заметил... А Токареву - ещё раз спасибо за содержательные, серьёзные аналитические материалы.

Комментарий #3479 27.01.2017 в 11:29

Действительно, с "интеллектом напряг и сложности". Грамотно будет так:
"Одни были расстреляны в «Останкино» или у Белого дома, другие – чуть позже – вышвырнуты на свалку истории, и чем больше людей будут знать правду о событиях 23-летней давности, тем меньше у них шансов с этой свалки выбраться".
Плохо и "чуть позже". Ну да ладно.
VIP

Комментарий #3469 26.01.2017 в 11:18

Напрягитесь, фраза сложная, но - в контексте не ошибочная. Просто автор рассчитывает ещё и на ваш интеллект.

Комментарий #3462 25.01.2017 в 22:25

Кто-нибудь понял это: "...и тем меньше у них шансов с этой свалки выбраться, чем больше людей будут знать правду о событиях 23-летней давности." ? Я не понял.