ФОРУМ / Валерий СЛЁЗИН. ПОЧЕМУ МОЛИТВА ЛЕЧИТ? Эссе
Валерий СЛЁЗИН

Валерий СЛЁЗИН. ПОЧЕМУ МОЛИТВА ЛЕЧИТ? Эссе

 

Валерий СЛЁЗИН

ПОЧЕМУ МОЛИТВА ЛЕЧИТ?

 

В санкт-петербургском Научно-исследовательском психоневрологическом институте имени В.М. Бехтерева в лаборатории нейро- и психофизиологии в течение последних сорока лет исследовались нейрофизиологические механиз­мы эмоций, поведения и сознания человека. Результатом этих иссле­дований явились практические рекомендации для людей, страдающих психическими и психоневрологическими заболеваниями, т.е. людей с нарушениями сознания и эмоционального поведения.

Что такое сознание? Сознание (со-знание), т.е. совместное знание возникает в результате общения между людьми и предполагает воз­можность такового. Сознание зависит от функционального состоя­ния мозга человека. Это состояние определяется готовностью мозга к работе (тонус) и количеством и качеством сообщений, которые в на­стоящее время воспринимает данный человек. Функциональное со­стояние человека связано с работой целого ряда структур его голов­ного мозга, нарушение работы которых приводит к изменению восприятия сообщений из окружающей среды и вследствие этого и к нарушению поведения. Этих сообщений (информации) может посту­пать больше или меньше, т.к. человек может сосредоточиться на чём-либо одном, а всё прочее не замечать или наоборот всё видеть, не на чем особо не останавливаясь. Человек может задуматься, уйти в себя, перестать обращать внимание на то, что происходит вокруг. К тако­му человеку надо несколько раз обращаться, прежде чем он что-либо ответит.

Итак, можно говорить о трёх крайних состояниях человека (име­ется множество промежуточных).

1 – восприятие максимума информации обо всём, что происходит вокруг. Мозг полностью загружается информацией, воспринять что-то ещё ему трудно, он увлечён красотами природы, многообразием окружающего мира и с трудом возвращается к решению конкретных задач.

2 – узкое сосредоточение человека на решении задачи, на какой-то работе, – событии. В этом состоянии человек не видит и не слышит того, что не имеет непосредственного отношения к его работе, напри­мер, перестаёт слышать тиканье часов. В опытах на животных пока­зано, что когда животное улавливает запах пищи, стремится её получить, тогда такие незначащие звуки, как тиканье часов или звук метронома, не проходят в высшие центры слуха, а отсекаются в начале мозгового слухового пути. А человек в таком состоянии может наиболее продук­тивно работать, творить, создавать что-то новое. Говорят, рассеян­ный профессор – самый сосредоточенный человек. Его считают рас­сеянным, потому что он не сразу отвечает на вопросы, иногда что-то не то делает, но эта «рассеянность» – следствие крайней сосредото­ченности на чём-то ином, главном для него, на каком-то важном вопросе, который этот профессор пытается решить при любых жизненных обстоятель­ствах. Даже в то время, когда он не ставит эксперимент и не работает с литературой, он обдумывает перспективный план дальнейших исследований, например, т.е. не меняет прежней сосредоточенности, а поэтому про­должает отвечать невпопад, допускать странности в поступках.

3 – наконец человек может углубиться в какие-то внутренние переживания, мысленно «застрять» на каких-то событиях, ругать себя или кого-то другого, при этом человек тоже, как и в предыдущем слу­чае, недостаточно внимателен к другим людям, но причина этого по­ведения совсем иная. Описанный ранее профессор связан с реальным миром, черпает из него новую информацию, без неё ему не решить проблему, а в данном случае человеку не нужно никакой новой ин­формации, т.к. он оценивает и переоценивает то, что было в прошлом и уже ничего не изменишь и не решишь по-новому.

Следует отметить, что в мозгу человека имеются структуры, регулирующие восприятие информации. У сосредоточенного профессора эти структуры не пропускают информацию, не относящуюся к той проблеме, которую он в данный момент решает, чем увеличивают эффективность работы.

Все эти три перечисленные функциональные состояния человека относятся к норме и, естественно, каждый из нас в них периодически пребывает. Функциональные состояния человека зависят от функционального состояния различных структур его мозга. Мозг человека развивается в процессе жизни и это развитие обусловлено числом свя­зей между клетками мозга – нейронами. Клеток в мозгу миллиарды, а связей каждый нейрон может приобрести до ста тысяч. Эти связи об­разуются при нашем вхождении в жизнь, означают память о событи­ях, наши приобретённые знания. Вполне естественно, что голова мла­денца меньше головы взрослого человека, хотя число нейронов у младенца больше, чем у взрослого, т.к. у последнего часть клеток уже отмерла. Голова человека при взрослении растёт за счёт связей меж­ду нейронами.

Структуры мозга человека несут различные функции. Условно мы можем их разбить на четыре группы.

К первой группе относятся структуры, расположенные в глубине мозга, ниже коры больших полушарий – подкорковые структуры, ко­торые связаны с переработкой поступающих из внешней и внутрен­ней среды сообщений, первичного их обобщения, выработки побуж­дений (пищевых, половых, агрессивных и т.п.). Все возникшие побуждения вызывают у человека чувство неудовлетворённости, но без подключения других структур мозга это чувство будет носить не­целенаправленный характер.

Во вторую группу входят структуры, обобщающие все полученные сведения о воспринимаемых предметах со стороны органов чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, ощущения со стороны внутренних органов) и на основании их создающие образ предмета. При этом созданные образы получают эмоциональную оценку, которая обозначает важ­ность данного предмета для данного человека, т.е. определяет отно­шение человека к воспринимаемому предмету, ситуации. Отношение к предмету остаётся в нашей памяти, оно может быть и хорошим и плохим. Причем это отношение зависит не только от объективной ценности для человека этого предмета, но и от обстоятельств, при ко­торых вы с ним столкнулись. Например, при тяжёлом заболевании вам дали банан, и когда вы его ели, вас вырвало. Впоследствии вы долгое время не сможете есть бананы. Выработалась связь между ба­наном и рвотой, появился рвотный условный рефлекс на банан, кото­рый может продержаться очень долго.

К третьей группе можно отнести структуры мозга, регулирующие поведение в узком кругу лиц (в стае, в семье). В каждом таком кругу есть соподчиненность – кто-то главнее, кто-то менее главный, кто-то подчиняется. Подчиняются дети, они воспитываются на примере сво­их родителей, они не могут жить самостоятельно, не ориентируются в пространстве, их водят за руку. Мозг ребёнка ещё не созрел, его био­токи ещё не имеют быстрых ритмов. Естественно, что идеалом, к ко­торому стремится ребёнок, являются те, кто водит его за руку, т.е. ро­дители. Родители и становятся тем образцом (идеальное «я» по Фрейду), к достижению которого на определённом этапе стремится ребёнок.  

Естественно, что отсутствие родителей существенно мешает ребёнку стать полноценным взрослым человеком, нет образца для ориента­ции. Помехой к полноценному взрослению, конечно, являются и пло­хо ведущие себя родители, не любящие своё дитя. Один шведский профессор говорил мне, что в Швеции очень высокий процент детей-невротиков как следствие распада семьи, невнимания родителей к де­тям (ребенок мешал). Можно утверждать, что нормальная семья яв­ляется основным условием для счастливого детства ребёнка и залогом его полноценности, его личности в зрелом возрасте.

По данным профессора И.С. Добронравовой мозг человека после тяжёлой травмы головы может утратить все быстрые ритмы биото­ков, совершенно не реагировать на обращение людей, крики, шумы, но реагировать, когда близкий человек обратится к пострадавшему по имени, даже очень тихим голосим. С близкими людьми выраба­тывается особый контакт, это механизм общения с конкретным чело­веком, а не с человеком вообще. На этом уровне сознания устанавли­ваются близкие отношения с узким кругом людей, симпатии, любовь, т.е. выделение небольшого числа людей из всего человечества. Мож­но полагать, что симпатизируют тем, чьи черты характера, облика, поведения в какой-то степени совпадают с «идеальным я». Неполноценность формирования идеального образа человека у ребёнка в распавшихся семьях и порождает у него ту невротичность, о которой го­ворил шведский профессор. Кроме того, когда этот ребёнок вырастет, ему трудно будет создать прочную семью из-за недостаточно вырабо­танной способности любить конкретного человека, а не человечество вообще, неспособности выделить своих людей из общей массы окру­жающего его населения.

К четвёртой группе относятся структуры, регулирующие социаль­ное поведение человека, его взаимоотношение с окружающими его людьми. Попытки ребёнка выйти за рамки семьи, узнать окружаю­щий мир, начинаются тогда, когда появляются в мозгу быстрые коле­бания биотоков. Естественно, неполноценные дети, не имеющие этих колебаний, лишаются возможности самостоятельной жизни, их все­гда надо водить за руку. У ребёнка, как уже говорилось, развивается «идеальное я» на основе общения с родителями, а когда ребёнок на­ходит себе место в окружающем мире, – вне семьи, – у него, по терми­нологии Фрейда, развивается «сверх я», возникающее при продуци­ровании высокочастотных биоритмов мозгом. Такой человек осваивает этические нормы поведения в обществе, начинает понимать, с кем и как надо говорить, где и как себя вести и т.д., ориентируется в пространстве за пределами дома.

При записи биотоков анализируется их частота ритмов, мощность и прочие особенности'(запись и.анализ электроэнцефалограммы –ЭЭГ). При анализе ЭЭГ у человека, находящегося в состоянии бодрствования было отмечено присутствие быстрых ритмов, а также так называемый альфа-ритм 9-12 колебаний в секунду, исчезновение ко­торого наблюдалось при потере сознания. С этим ритмом и принято было связывать сознание. Однако, в последнее время было показано, что сознание может сохраняться и при доминировании и более низ­кочастотных ритмов, но такое сознание имеет свою специфику, т.к. на уровне этих ритмов, как уже говорилось, происходит взаимосвязь с близкими людьми. Возможно сохранение сознания и при ещё более низкочастотных ритмах – 2-3 колебания в секунду.

Эти интересные результаты были получены нами при записи ЭЭГ у православных священников во время молитвы. Во время молитвы биоэлектрическая активность человека претерпевает несколько этапов изменения, но заключительный этап этих изменений, по оценке молящихся, совпа­дает с периодом наиболее глубокого погружения в состояние молит­вы. В этот период наблюдалось отчётливое подавление высокочас­тотных ритмов биотоков мозга. Сохранившиеся биопотенциалы имели столь малую амплитуду, что приближались к простой линии. При этих столь значительных изменениях характера ЭЭГ не отмеча­лось никаких отклонений от нормы в активности биотоков, в частно­сти не возникали какие-либо проявления, присущие судорожным при­падкам.

Полученные данные подвергались машинной обработке. Эта обработка показала, что при молитве наблюдается существенное (в 15-20) раз снижение спектральной мощности на частотах 8-30 колеба­ний в секунду. На более низких частотах мощность биотоков не сни­жалась, но и не росла, т.е. оставалась неизменной. Возвращение мо­лящихся в обычное состояние сознания сопровождалось быстрым восстановлением исходной фоновой картины, имевшей место до на­чала молитвы. По окончании обследования всеми молившимися было отмечено, что они сохраняли нормальный уровень чувственного вос­приятия и не испытывали каких-либо нарушений внимания и памя­ти, т.е. полностью сохраняли сознание.

Сохранность сознания и полная свобода воли при православной молитве – существенные моменты, которые следует особо отметить. Перечисленные в изложенном материале особенности поведения че­ловека являются нормальными и встречаются у всех в повседневной жизни. Однако, эти же виды поведения при определённых обстоятель­ствах могут становиться ненормальными. Это происходит, например, когда одна из форм поведения начинает резко преобладать над дру­гими, затруднена смена видов поведения.

Человек может загрузить весь свой мозг излишними сведениями, стараясь замечать всё и всё учитывать. Такое поведение может про­должаться долго, существенно мешать какой-либо целенаправленной деятельности, требующей сосредоточения. Это симптомы неврасте­нии. Такое состояние может потребовать лечения.

Наоборот, когда информации в мозг поступает слишком мало, её не хватает для принятия решения, для оценки ситуации, когда работа мозга не достаточно подкрепляется реальными событиями из окру­жающей среды, возникает болезненное состояние, связанное с недо­статком информации для правильной оценки ситуации, этот недоста­ток возмещается фантазией. Неправильная оценка событий способствует неправильным реакциям на них, такие реакции свой­ственны заболеванию истерией.

Когда же поток сведений, идущий в мозг, ещё более сокращается, тогда возникает существенный разрыв между реальным положением дел и теми суждениями, которые возникают в голове человека. Это свойственно неврозу навязчивых состояний. При этом заболевании человек совершает массу ненужных, не отвечающих реальному поло­жению дел, действий. Надо сказать, что все перечисленные заболева­ния относятся к неврозам, при которых сохраняется критика к свое­му состоянию, человек понимает, что болен, но не может сам исправить неправильности в своём поведении. Потеря критики, раз­рыв между реальностью и мышлением наступают при психозе. В этом случае больной перестаёт воспринимать реальный мир в его истин­ном виде, т.к. получение сведений о мире резко ограничено. Начинается самовозбуждение мозга, возникают бредовые мысли, не связанные с реальным состоянием дел.

Система регуляции поступления в мозг информации, о которой говорилось ранее, явно поломалась надолго и излишне сильно пере­крывает каналы поступления сообщений о реальном мире. Отрыв от реального мира всегда плохо сказывается на психическом здоровье человека, увеличивает напряжённость, способствует не только пси­хическим заболеваниям, но и инфарктам. Кстати, в традиционном патриархальном обществе, где сохраняется прочная семья, выполня­ются строгие правила поведения, религии, этики и морали, не наблю­даются инфаркты, редки психические заболевания и самоубийства. Объекты реального мира, воспринимаемые человеком, «питают» все три уровня сознания, формирующих его личность.

Современный человек в своем поведении, занятиях, образе жизни существенно отошёл от правил поведения, жизнь его изменилась. Поэтому преобладание социального уровня сознания над другими двумя уровнями – семейным и духовным, приводит к нарушению внут­реннего равновесия в сознании человека, что выражается в росте пси­хических заболеваний, депрессий, агрессивности. Пытаясь как-то по­давить эти состояния, люди потребляют наркотики и алкоголь.

Как же можно помочь современному человеку в этих его бедах? Путь один – восстановление полноценной структуры сознания. В ос­нове этой структуры, как уже говорилось, лежит первый уровень со­знания, связанный с феноменом практического исчезновения быст­рых частот колебания потенциалов биотоков в головном мозгу человека во время христианской молитвы. Быстрые ритмы, так назы­ваемые «альфа» и «бета» волны, связаны с деятельностью коры боль­ших полушарий мозга, которая регулирует наше поведение в челове­ческом обществе. Эти быстрые ритмы формируются у ребёнка по мере его вхождения в общество, при этом образуются новые связи между нейронами, мозг растёт. При исчезновении быстрых ритмов, т.е. при функциональном (временном) затормаживании деятельности коры мы отходим от привычных ценностей земной цивилизации, её атрибу­тов, включая вещи, бытовые удобства и сложные отношения с окру­жающими людьми, все симпатии и антипатии.

Как отмечал известный ученый В.Н. Мясищев, болезненное, непра­вильное общение человека с другими людьми, переходящее в заболе­вание невроз, во многом обусловлено воспитанием человека, его лич­ностными особенностями. Естественно полагать, что лечебный эффект молитвы, отмеченный издавна и многократно, связан с временным отходом от земных забот, признанием их незначительности в сравне­нии с чем-то вечным и незыблемым, с которым учится общаться че­ловек при молитве. Например, молясь, онкологический больной те­ряет страх смерти, преодолевает уныние, а это приводит к вполне объективному росту иммунитета, растёт сопротивляемость болезни, продлевается жизнь, возможно самоизлечение. Однако не всякая мо­литва эффективна, а только та, что услышана Богом, т.е. та, которая временно отстраняет нас от земной жизни, что выражается в отключении быстрых корковых ритмов биотоков.

Этот феномен исчезновения или уменьшения быстрых ритмов по­зволяет нам оценивать глубину молитвенного погружения, оказать помощь священнику при его работе с психически и телесно больны­ми людьми. Такое содружество медицины и церкви существовало ис­покон веков, собственно и сама медицина вышла из религии. В на­стоящее время есть много священников-врачей, ещё больше их было в прежнее время. Так что, в принципе, мы не создаём ничего нового, но пытаемся продолжить то, что было всегда и всегда будет.

В заключение хотелось бы сказать, что больной приходит в цер­ковь во имя спасения своей души. Предаваясь молитве, верующий отдаляется от социального уровня сознания и переходит на духов­ный, что гармонизирует личность, делает её ближе к Богу и более че­ловечной, а следствием этой гармонии может явиться и телесное здо­ровье, о чём писалось выше. Любой психически больной или родные его могут обратиться к священнику за духовной помощью, и он посо­ветует, что делать. Тем более что пребывание священнослужителей в психиатрических больницах не редкость. На основании имеющегося опыта состояние больных улучшалось при чтении псалма 67 «Да вос­креснет Бог, и расточатся врази его...», молитвы об исцелении боль­ного «О премилосердный Боже, Отче, Сыне и святый Душе, в нераз­дельной Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего...», тропарь, глас 4, Акафист Св. великомученику и целителю Пантелеймону и другие.

 

 

Комментарии