Андрей РАСТОРГУЕВ. НЕ ГАЗОМ ЕДИНЫМ. О Сухановских литературных чтениях
Андрей РАСТОРГУЕВ
НЕ ГАЗОМ ЕДИНЫМ
О Сухановских литературных чтениях
Петроград-на-Оби – такое, параллельное историческому, название родилось на днях в Сургуте. В шутку, конечно. Однако имя поэта Петра Суханова, 70-летию и памяти которого были посвящены специальные чтения, прошедшие здесь 17-18 февраля, воспринимается в этом нефтегазовом городе чем дальше, тем более серьёзно.
Третий год на углу дома, где «присургученный» к этому городу поэт прожил долгое время, напоминает о нём специальная мемориальная доска. Единственный в России официальный День Поэта Сургут отметил 18 февраля в день его рождения уже в шестой раз. Тогда же были оглашены итоги второго литературного конкурса, награды которого вручили победителям сопредседатель Союза писателей России Александр Кердан и заместитель главы города Александр Пелевин. А вот Сухановские чтения прошли впервые.
В самом Сургуте представлять Петра Суханова уже вряд ли кому необходимо. Впрочем, многие афористичные строки, вобравшие чувства и мысли многих горожан, отнюдь не гарантируют близкого знакомства с судьбой их автора. Даже четверо его детей и многие друзья, по их собственным словам, открывают эту судьбу заново, начиная со, скажем так, не очень законопослушного детства под Ленинградом.
В Сургут он приехал уже взрослым, в 1977-м году, и уже осенью на областном семинаре молодых авторов получил рекомендацию в Литературный институт. Поступил, но учился на заочном, работая сначала водителем, потом мастером – отсюда и знание и ощущение реальной жизни, которые воплощались в стихах. И ведь сколько было тогда книжек про эпохальное освоение Тюменского Севера, а нынче помнят о немногих – и в первую голову, как видим, сухановские строки. «Я вошёл в этот город, как входят в мечту…» – наверное, из самых частых.
Память, однако, нужно подпитывать и поддерживать. И, как в последние годы жизни Суханова известность отнюдь не избавила его от нужды, так и сегодня всё, что делается, происходит благодаря прежде всего тем же друзьям и детям.
Особенно ярким на чтениях стало выступление поэта и общественного деятеля, одного из организаторов возрождения российского казачества Валерия Латынина, который рассказал об истории своего знакомства с Сухановым, что переросло во многолетнюю дружбу. Однако чуть большая строгость других выступлений отнюдь не умалила их значения. Доклады исследователей – ведущего научного сотрудника ИМЛИ РАН, доктора филологии Юрия Дворяшина, преподавателей Сургутского педуниверситета Дмитрия Ларковича и Людмилы Авдеевой, их коллеги из Ишимского пединститута Ольги Гультяевой – подчеркнули связь сухановского творчества с классической русской поэзией, выделили сквозные мотивы, образы и символы. Поэт и переводчик, издатель Максим Амелин представил свой взгляд на поэтизацию пространства, которым в приложении к Сургуту фактически занимался Пётр Суханов.
Прообразом если не будущего музея, то мемориальной комнаты поэта в Центральной городской библиотеке стала экспозиция предметов из его личного архива, открывшаяся 18 февраля. Впрочем, сочетание двух направлений – в прошлое и на перспективу – было характерно для всего, что происходило в эти два дня. Отнюдь не случайно чтения также имеют дополнительное название – школа литературного творчества.
Такой школой вполне можно считать и упомянутые выступления, и творческие встречи с Максимом Амелиным и Валерием Латыниным, и дискуссию о сегодняшнем состоянии литературной учёбы и её значении для начинающих авторов, а также круглый стол о северной теме в лирике Петра Суханова. Выставка новых книг писателей Югры и Тюменской области стала поводом для разговора о сегодняшнем состоянии книгоиздания в регионе.
Вполне серьёзным получился и разговор на семинаре о поэтической форме альбомного стиха, которую вышучивал ещё Пушкин в своём «Евгении Онегине». Отсюда, как и следовало ожидать, оказалось совсем недалеко до поэтической миниатюры, которая требует умения спрессовывать мысль в точное лаконичное высказывание. Впервые в Сургуте прошёл поэтический конкурс, слушатели которого назвали победителями поэта и переводчицу Наиру Симонян и восьмиклассника Михаила Шундикова. Если первая экспрессивно читала свои стихи по-армянски, то второй не менее свободно представил первые стихотворные опыты.
Сказать, что первые Сухановские чтения, несомненно, стали центральным событием городской жизни – значит слегка преувеличить. Тем более что одновременно 17 февраля свой 40-летний юбилей отмечало одно из ведущих газовых предприятий Сургута. И всё-таки в День поэта зал городской филармонии был практически полон. И атмосфера чтений и событий, которые сопутствовали им, убеждала: нет, далеко не газом единым живёт сегодня северный промышленный Сургут. Или – всё-таки Петроград-на-Оби?
Позитивно!
В замечательной статье Андрея Расторгуева не названо ещё одно знаковое имя — Николай Васильевич Ганущак, педагог, филолог, руководитель Сургутского городского фонда «Словесность». Именно этот фонд и является инициатором литературного конкурса имени Петра Суханова и многих других замечательных дел по увековечиванию памяти поэта. И, конечно, слова признательности детям Петра Антоновича Суханова: Снежане, Кате, Андрею, Антону, передавшим в библиотеку города часть фонда П. Суханова и принявшим активное участие в чтениях его имени.
Александр КЕРДАН