КРИТИКА / Александр КАЗИНЦЕВ. ЕЛЕНА ТУЛУШЕВА: ПОКОЛЕНИЕ ДВАДЦАТИЛЕТНИХ
Александр КАЗИНЦЕВ

Александр КАЗИНЦЕВ. ЕЛЕНА ТУЛУШЕВА: ПОКОЛЕНИЕ ДВАДЦАТИЛЕТНИХ

Александр КАЗИНЦЕВ

ЕЛЕНА ТУЛУШЕВА: ПОКОЛЕНИЕ ДВАДЦАТИЛЕТНИХ

 

Елена Тулушева дебютировала в мартовской книжке журнала "Наш современник" за 2014 год. Публикация сразу привлекла внимание читателей и литераторов. Письма в редакцию, отзывы в социальных сетях, упоминания в журналах. В интернет-издании "Парус" под заголовком "Молодые о молодых" вокруг рассказов Елены развернулась оживлённая дискуссия. На Совете по критике СП России о её публикации говорили как о лучшем дебюте года.

Всего за несколько месяцев Тулушева стала автором нескольких изданий. Появившийся в июньском номере "Нашего современника" очерк Елены с провокационным названием "Зачем им жить?" о детях наркозависимых позволяет говорить о складывающемся литературном амплуа – исследователя духовного нездоровья современного человека и общества.

На редкость удачное вступление на литературное поприще! Один из читателей искренне изумился: "Если молодая писательница начинает путь в литературу с таких сильных вещей, то что же можно ожидать от неё в дальнейшем?".

Что же в основе успеха? С одной стороны, жизненный опыт, темпераментно обозначенные профессиональная и гражданская позиции. Елена – врач. В 28 лет она успела окончить два вуза, работала во Франции и США. В настоящее время – старший медицинский психолог Московского реабилитационного центра для подростков, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. О своих юных подопечных она знает всё. Вплоть до номера роддома и обстоятельств появления на свет. Пытается их понять, помогает, защищает. Писательство предоставляет для этого дополнительные возможности.

С другой стороны, в рассказах Тулушевой привлекает динамизм, лёгкость письма, живые диалоги, точный язык. Словом – литературное мастерство. Тулушева работает в жанре нон-фикшн. Это жёсткие, начисто лишённые сентиментальности тексты, где присутствие автора минимально, а всё внимание направлено на героев с их поступками и драматическими судьбами.

Не является исключением и предлагаемый вниманию читателей новый рассказ Елены. На первый взгляд он может показаться обычной любовной историей, но, приглядевшись, мы обнаруживаем умелую деконструкцию традиционной lovestory. Исподволь реплика за репликой выявляется необязательность, неподлинность слов и самих отношений молодой пары. Автор находит поразительно точное определение, говоря о "несвежей жизни".

Манера, в которой пишет Тулушева, сближает её с группой сверстников – двадцатилетних прозаиков только-только вступающих в литературу. Назову Андрея Тимофеева, Сергея Чернова, Платона Беседина, Анастасию Чернову. Это открытый список, наверняка завтра к нему присоединятся новые авторы.

Лидером поколения я считаю Андрея Антипина – 29-летнего писателя из Усть-Кута, таёжного посёлка в сотнях километрах от Иркутска. Мощью, трагической глубиной и совестливым отношением к слову он напоминает своего земляка Валентина Распутина. Его стиль несомненно шире фактографического реализма двадцатилетних, и в то же время он – наиболее заметная фигура среди них.

А вот как наиболее характерную я бы выделил Елену Тулушеву. Она пишет не просто с опорой на факты, кажется, она вообще не приемлет обобщений, типизации. Видимо, врачебная практика научила её ценить уникальность каждого человека, которую опасно насильственно подводить под некие общие мерки.

Но признание права героев на индивидуальность и свободу воли вовсе не означает равнодушия к их судьбе. Равнодушный не написал бы такие рассказы. Автор ещё одного отклика на публикацию Тулушевой в "НС", профессиональный литератор Мария Свердлова проницательно подметила: "…главный талант Елены – её неравнодушие к горю. Умение воспринять чужую боль как собственную. Чужой грех, чужую муку взять на себя так полно, как это редко кто может. Взять без капли осуждения. Того осуждения, которое заставляет нас брать за волосы наших героев и перевоспитывать".

В отношении к слову Тулушева органически не приемлет патетику, дидактику, всё, что не прикреплено к конкретному человеческому поступку. Я ценю эту молодую бескомпромиссность. Но вижу и опасность такого словесного аскетизма. Согласен, что пропаганда в тесном сотрудничестве с шоу-индустрией изгадила множество слов, самых дорогих и нужных. Любовь, нравственность, духовность, долг в устах прожжённых демагогов и деляг утратили подлинность, стёрлись, как мелкая монета. Но значит ли это, что мы должны отказаться от них, ограничившись протокольно чёткими терминами? Мне кажется, в таком случае мы бы обеднили и язык современной литературы и собственный эмоциональный мир. Мы призваны поручиться за слова, поставленные под подозрение. Заново наполнить их своим чувством и честным подходом к слову и миру.

Последнее замечание может показаться упрёком в адрес Елены. Но уже то, что рассказы молодого автора побуждают задуматься о таких проблемах, свидетельствуют о серьёзном отношении Елены Тулушевой к литературе и жизни.

Комментарии