Александр БАЛТИН. АРКИ КУЛЬТУРЫ. Эссе
Александр БАЛТИН
АРКИ КУЛЬТУРЫ
Эссе
Сумма сумм
Культура – сумма сумм, включающая в себя иллюзии и мифы.
Утверждать, что только ими она и живёт, всё равно, что поймать одну краску спектра, но в отличие от строгой и стройной архитектуры науки, печально жёстко контролируемой неизбежностью правды, гуманитарное пространство допускает игру смыслами – с последующим уточнением их, выяснением наиважнейшего.
Неверно, что в споре рождается истина: в споре рождается ссора, а истина – в тишине; но форма диалогизма может способствовать уточнению некоторых нюансов истины.
Арки культуры составлены из бессчётного количество кирпичиков – и сверхаккуратные голландские поля тюльпанов говорят о национальных особенностях не меньше, чем колорит Вермеера, хотя и не являются, в отличие от холстов последнего, шедеврами.
Дачные наши – в недавнем прошлом, да, вероятно, и в сегодняшнем – будки-сортиры говорят не столько о бытовой расхлябанности русских, сколько о пренебрежении ими многими бытовыми подробностями – ради сосредоточенности на чём-то основном.
И правда – нам не интересно делать гайки с утра до вечера, ибо душа жаждет подвига, свершенья, открытья, а сознанье не может подсказать, как их совершить.
…Ибо подвиг порою бывает просто преступлением, совершённым в экстатический момент, а иные открытия оборачиваются катастрофой.
Но всё, ложащееся строительным материалом в арки культуры, дано в пределах осмысления, дешифровки, и всё делается для дальнейшего, пускай и жить в ту пору прекрасную… Слишком расхожая цитата.
Цитатность – ещё один феномен старых, настоянных на многом, в том числе и на том, на чём не стоило бы настаивать, – культур; но страсть к цитированию не есть отказ от собственной мысли, скорее желание сверить свои размышления с признанной линией авторитетного ума.
Впрочем, всё почтенные умы проходили проверку скепсисом, и не все выдерживали таковой.
Ветка тополя, тихо и мягко трогающая оконное стекло, становится поэтической строчкой, чтобы, раскручиваясь далее, стихотворение вошло в космос культуры – может быть, всего лишь конкретного графомана, а в лучшем случае – коли речь идёт о поэте – целого ряда людей.
Ибо перекрыть каналы культуры нельзя, как нельзя сбить Луну, ибо каждое художественное действие имеет последствия, и хотя дело патрофикации, о коем писал старый русский философ Николай Фёдоров, ныне столь же далеко от нас, как регулярные туристические полёты на ту же Луну, но оно живёт уже – в незримых полях культуры, может быть, в ноосфере.
Симфония науки, искусства и богословской веры сегодня покажется абсурдной – такие, противоречащие друг другу полюса! – и, тем не менее, именно в суммах и заложено зерно будущего, корень перспективы, и чем неожиданнее слагаемые, тем значимее может оказаться сумма.
Поэзия и прагматизм
Учитывая невозможность установить истоки поэзии – искра ли Божья возжигает костры? специфика устройства нейронной сети плюс соответствующее воспитание даёт результаты, – прагматизм, чьи истоки донельзя ясны и в который современный мир погружён, как в расплавленный воск, не может позволить существовать ей вольно, широко.
Ибо она – поэзия – световым зарядом своим, ощущением надмирности, что щедро дарит читающему, правдой «музыки над нами» выводит индивидуума из слепого поля потребления – поля, столь необходимого для питания прагматизма.
Ибо поэзия утончает сознание до понимания того, что внешний мир, пусть и красивый, манящий, влекущий, – отнюдь не вся реальность.
Концентрат языка, поэзия предлагает формулы жизни, противоречащие убогим штампам прагматизма и, воспринятая глубоко, препятствует человеку благополучно устроиться в недрах брутальной яви, сохраняя в нём световую капсулу смысла.
Поэзия не нужна.
Поэзия не важна.
Прагматизму.
Важна человеку, чья иерархия ценностей больше похожа на подлинную, чем та, что навязывает вездесущая реклама.
О, конечно, поэзия в нынешней реальности не играет никакой роли, ибо даже отдельные имена, превозносимые теми, или иными литературными группами, известны только узкому кругу; но метафизическая оснастка глобального и роскошного поэтического корабля сулит свет подлинности людям, сохранившим душу незамутнённой.
А эра прагматизма завершится – как завершается любая война, сколь бы кровопролитной и ожесточённой она ни была.