ПРОЗА / Маро САЙРЯН. А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ... Рассказы
Маро САЙРЯН

Маро САЙРЯН. А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ... Рассказы

09.03.2017
919
0

 

Маро САЙРЯН

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ…

Рассказы

 

«Бахчисарайский фонтан»

 

Мне повезло – у меня была прабабушка. Она у всех есть, разумеется, но не всем удается её увидеть. А мне удалось. Вернее, это ей удалось прожить 96 лет, из которых последние двадцать она была моей прабабушкой. Поэтому я хорошо её помню. Но не буду её описывать, не вижу смысла. Всё равно никто не увидит её такой, какой вижу я, закрыв глаза. У нее была одна отличительная черта, точнее, две (о второй я скажу позже). Она очень плохо ориентировалась в пространстве. На всё остальное у неё была прекрасная память вплоть до конца жизни. 

Однажды (ей тогда было лет 70) она пошла навестить свою сестру и заблудилась. Она ходила к ней каждую неделю в течение многих лет. Дорогу к дому не сразу, но выучила. Это было непросто, так как ей надо было с одной улицы свернуть на другую, а потом ещё свернуть в переулок. Первые полгода её сопровождал кто-нибудь из домашних: дочка (моя бабушка), зять (мой дедушка), внучка (моя мама). Обратно домой её всегда приводил зять. В темноте у неё пропадали остатки ориентации, сохранявшиеся при дневном свете.

В тот день она, как обычно, свернула с одной улицы на другую и пошла по ней, ориентируясь на забор, как учил её зять – зеленый забор вокруг углового дома, от которого она сворачивала в переулок и благополучно доходила до дома сестры. Идет она по улице, ищет зеленый забор и не может его найти, нет его. По ходу ей попадаются разные переулки, но без забора найти нужный практически невозможно. А забор никуда не делся, его перекрасили в другой цвет. Но она-то об этом не знала и прошла мимо... Наконец, она свернула в один переулок, который показался ей чем-то лучше других, знакомого дома она там не обнаружила, пошла обратно, свернула куда-то – и окончательно заблудилась. Дальше пошла куда глаза глядят...

К девяти часам вечера, как обычно, зять отправился за тещей. Пришел к её сестре, а ему говорят, что она к ним не приходила. Тут естественно, все ударились в панику, сестра упала в обморок, часть домашних осталась при ней, другая часть бросилась искать пропавшую родственницу. Зять понесся обратно домой в надежде, что она каким-то чудом туда добралась. «Мама пришла?!» – заорал он, вбежав в дом. Что тут началось! Жена и дочь, рыдая, побежали искать её по соседним дворам и больницам, соседи, узнав в чём дело присоединились к ним. Зять, схватив семейный альбом, помчался в милицию, милиция, изучив фотографии, начала прочесывать район.

 

А тем временем моя прабабушка... Впрочем, рассказываю по порядку. Значит, шла она куда глаза глядят, как долго – уже не помнила, и вышла к Государственному академическому театру оперы и балета. Вот куда её привели ноги. Видит, рядом стоит тумба, заклеенная афишами (раньше были такие большие рекламные тумбы, я их хорошо помню). На афише написано: «Бахчисарайский фонтан», балет в 4-х действиях, начало представления в 7 часов вечера. Через 10 минут – уточнила она, взглянув на часы, и, недолго думая, купила себе билет.

Здесь пришло время сказать, что второй её отличительной чертой была страсть к театру и разного рода представлениям. В молодости она играла в любительских спектаклях, и позже регулярно посещала столичные театры, хорошо знала ведущих артистов, многие из которых в минувшие годы нередко бывали у неё в гостях.

В 11 часов вечера, окрыленная высоким искусством, полная ярких впечатлений, она вернулась домой, сумев дойти до него без проблем (такое тоже случалось). Не буду описывать сцену встречи её с безутешными близкими и соболезнующими им соседями и родственниками (зять с милицией всё ещё бегал по городу), описать это трудно, так как после глухой тишины, воцарившейся при её появлении, поднялся такой шум, что различить в нём чьи-либо голоса было невозможно.    

Перейду сразу к окончанию сцены. Подавленный и измотанный тщетным поиском тёщи зять, еле волоча ноги, входит в дом и видит: тёща – сидит пьёт чай, повествуя о чём-то окружившей её толпе слушателей.       

– Ма! Где вы были!? – взревел он, вытаращив глаза.

– На «Бахчисарайском фонтане», – со светлой улыбкой сказала она, – не понимаю, почему все так всполошились...

 

****************************************************************

 

Блондинка

 

По утрам мой муж бегает для поддержания здоровья. Если, конечно, погода позволяет. На выходных и в хорошую погоду он бегает долго. А в прошлое воскресенье пробегал два часа, а потом ещё поднялся на 12-й этаж пешком, не дожидаясь лифта. Кто-то переезжал и все лифты были забиты мебелью и жильцами. Поднялся на 12-й этаж и свернул направо, как обычно, выходя из лифта, но дверь-то с лестницы на противоположной стороне, то есть ему надо было свернуть налево. Короче, он пошел не по тому коридору. И соответственно, постучал не в ту дверь, даже не глядя на номер, думая, что стучит в свою.

Стучит в дверь, а ему никто не открывает. Вот так здрасьте! Он же знает, что дома жена и дети, кто-то же должен открыть дверь! «Откройте дверь!» – кричит он и стучит со всей силой, начиная выходить из себя. За дверью послышалось какое-то движение, кто-то посмотрел в глазок, но дверь не открыли. Он от возмущения весь побагровел и орет, колотя в дверь: «Что, с ума сошли!? Немедленно откройте!». А за дверью стояла, затаив дыхание, высокая пышная блондинка и смотрела в глазок на коренастого, потного, красного мужчину в трусах и майке, который с таким упорством и жаром требовал, чтобы его впустили. Наконец она (видно, из любопытства) распахнула дверь и встала в ней, глядя на него вызывающим взглядом. Муж, увидев её, попятился к стене, уперся в неё и стал лепетать извинения, потом быстро ретировался. Попав наконец в свою квартиру, он молча прошел в ванную, принял душ, потом, немного придя в себя, рассказал нам о случившемся.

Дети хохотали долго, воображая сцену с блондинкой. Мне, однако, эта история не показалась такой забавной. Может быть, если бы на месте блондинки был блондин, или на худой конец, худая, старая, горбатая брюнетка, я бы тоже посмеялась. Но высокая пышная блондинка – слабость всех кавказских мужчин, в том числе и моего мужа. Я не раз замечала на улице и в магазине, каким взглядом он провожает женщин с вышеуказанными признаками. Не знаю даже, почему он женился на мне, я не блондинка и даже не крашу волосы в желтый цвет, чтобы не потакать его дурным вкусам.

«Странно, странно, – сказала я мужу, – ты обычно бегаешь час, максимум полтора, а тут – целых два часа, и потом, это ж надо – заблудился, не туда попал, сто лет живем здесь! Причем попал к высокой пышной блондинке, не куда-нибудь, и хочешь, чтобы я в это поверила?!».

Ну, муж стал клясться, что все было именно так, а не этак, в чем я, кстати, и не сомневалась, а устроила ему взбучку так, для профилактики.

Через пару дней мы с мужем стоим на площадке в ожидании лифта, и тут появляется эта блондинка. Муж, как увидел её, сильно смутился. Она окинула его холодным взглядом, потом оценивающим женским – меня. В лифте ехали молча, глядя на стены. После этого я ещё несколько раз встречала её в лифте, потом она, кажется, переехала.

Вот такая история о муже и блондинке. Надеюсь, что других не будет.            

 

*************************************************************

 

Буревестник

 

У мужа есть одна привычка, которая меня раздражает. Вообще, их несколько, но одна просто невыносимая. Он по утрам громко декламирует стихи, которые учил в школе, причем сильно перевирая. Он может сказать, к примеру: «Буря мглою тихо кроет, небо снежное крутя». Звучит очень похоже, сразу даже трудно уловить разницу. Но я сразу улавливаю. Или говорит: «Я достаю из кармана штанов... », тогда как у Маяковского: «Я достаю из широких штанин...». Я его поправляю. Он какое-то время молчит, но не потому, что признал ошибку и старается запомнить правильный вариант, нет, это он бреет щеки. Потом из ванной снова доносится: «Я достаю из кармана штанов...».

А сегодня он читал «Песню о Буревестнике» Горького. Не всю, конечно, это невозможно запомнить, а только две строчки. Глядя в зеркало, он с чувством говорил, намыливая щеки: «Им, пингвинам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает!».

Я сказала, что он ошибается, там не пингвины, а...   

– А что, а что, ну, скажи?! – проорал он из ванной.

Я начала: «Им...» – и умолкла.

– А-а, то-то, – сказал он и опять заладил, – им, пингвинам, недоступно...

Я старалась вспомнить слово, но оно безнадежно пропало в глубинах памяти, я только знала, что это не пингвины. Им, пернатым... нет, не то. Может, несчастным?

«Им, несчастным, недоступно», – проговорила я, глядя мужу в спину.

– Им, дебилам, недоступно, – сказал сын, проходя мимо.

Я поспешила к компьютеру и отыскала в Гугле: «Им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни». Конечно, гагары, как я могла забыть! Но пингвины там всё же фигурируют, хотя я думала, что их вообще нет у Горького: «Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утёсах...».
 

Боже, как давно это было!

 

***************************************************************

 

Испанец

 

Сын моего двоюродного брата, мой двоюродный племянник, женился на танцовщице. Она танцевала в Государственном ансамбле песни и танца Армении. У неё были длинные ноги, длинные косы и большие зеленые глаза – настоящая красавица. А племянник мой, откровенно говоря, ничем особенно не выделялся, ни внешностью, ни зарплатой (инженера). Как она с такими ногами и глазами вышла за него замуж – загадка. А выйдя замуж, родила двух мальчиков, сохранив фигуру, после чего вернулась в ансамбль.

В 90-х годах племянник уехал в Лос-Анджелес к своей тёте (сестра его матери жила там уже много лет, выйдя замуж за американского армянина). Устроившись и начав работать (не без помощи тётиного мужа) страховым агентом (работа нудная и довольно нервная), он вызвал к себе жену с детьми, потом сестру с семьей, и наконец родителей. Все поселились недалеко друг от друга в армянском районе, где, как известно, можно прожить всю жизнь, не сказав по-английски ни слова, так как кругом одни армяне и армянские магазины. Жена двоюродного брата (моя двоюродная невестка), живя там 25 лет, знает три слова: hi, buy и sale. Брат знал, по-моему, больше, но он рано скончался, живя на чужбине и тоскуя по родине.

А танцовщица, приехав в Америку и пожив там два года, развелась с мужем, забрав детей, и сошлась с каким-то испанцем. (Как она нашла испанца в армянском районе – тоже загадка.) И выйдя за него замуж, родила ещё одного мальчика. Конечно, в ансамблях больше не танцевала (какие в Америке ансамбли?). Однако они с испанцем по вечерам плясали фламенко, сдвинув к стене столы и стулья, а дети хлопали им в ладоши. Кем работал испанец, не знаю, и никто толком не знал, может, сидел на вэлфере.

 

Племянник мой часто навещал детей и приносил им обеды, которые готовила моя невестка для любимых внуков, и всякие сладости и фрукты. Все тут же садились за стол и начинали есть: экс-жена, его дети, испанский ребенок и испанец, который, по словам племянника, съедал львиную долю. Это его сильно бесило, но он себя сдерживал и вслух не выражал возмущения, зная, что тот неплохо относится к его детям и играет с ними в футбол.

В принципе, он (испанец) был неплохим человеком, стремящимся к родственным связям, в основном с экс-свекровью жены, кулинарные способности которой высоко ценил. Она очень радовалась, когда к ней приходили внуки, тут же начинала хлопотать и накрывать  на стол. Испанец часто водил к ней мальчиков. Встречая и провожая, она целовала детей, в том числе и сына испанца, который, как и старшие братья, называл её бабушкой. Испанец в свою очередь пытался называть её мама-джан, но она пресекла это в корне. 

Через несколько лет экс-жена племянника ушла от испанца. Не знаю, что послужило причиной разрыва, может он начал пить, или изменил ей, или она ему изменила, а может просто им стало невесело жить друг с другом, и они больше не танцевали по вечерам фламенко. Так или иначе она ушла от него с тремя детьми и вышла замуж за молодого человека, армянина, на 8 лет младше неё, дизайнера, из весьма уважаемой и состоятельной семьи. Как его родители согласились на этот брак – большая загадка! Она, недолго думая, родила от дизайнера дочку, и через пару лет ещё одну. Количество детей, как видно, не смущало дизайнера, дом был большой, всем хватало места. К тому же двое старших, которым исполнилось по 17 и 18 лет, начали жить отдельно, снимая комнату, за которую платил отец (мой племянник), который после того, как его экс-жена, оставив испанца, вышла замуж за дизайнера, тоже женился, познакомившись со своей будущей женой в самолете. Пока самолет летел из Лос-Анджелеса в Армению (15 часов с пересадкой в Париже), они успели полюбить друг друга, а на обратном пути договорились о свадьбе. У них родились дети: девочка и мальчик, или наоборот, не помню.

За это время сын испанца подрос и присоединился к братьям. На сегодняшний день «расстановка фигур на шахматной доске» такова: старший брат, который заканчивает институт, и младший брат (сын испанца), который учится на первом курсе, снимают комнату, за которую платит мой племянник (испанец нигде не фигурирует). Средний брат живет у бабушки (моей невестки) и учится в колледже. По словам невестки (мы с ней иногда разговариваем по телефону), все трое очень дружны между собой и очень привязаны к ней, каждый день у неё обедают, обожают своих сестричек, а мать буквально боготворят. Её слово для них – закон. К отцу, который всё делает для них и оплачивает их проживание (немного они и сами подрабатывают в Макдональдсе), относятся весьма прохладно, ни разу не скажут спасибо, все внимание маме, на языке только – мама, мама, мама... Чуть ли не каждый день к ней бегают.  

«Спрашивается, за что? – говорит невестка. – Всю жизнь только и делала, что танцевала (и сейчас с этим новым танцуют латинские танцы), даже готовить толком не умеет, детей кормила готовыми супами и пиццей, у меня они только и ели (и едят) домашнее. Мужей меняла в свое удовольствие, не заботясь о детях, а моя дочь всю жизнь терпит своего гада ради детей, измоталась вся, днём на работе, вечером дома, убирает, чистит, готовит до ночи, а кто ценит? Дети не слушаются, муж кричит на неё – где справедливость?! Ничего не поймешь в этой жизни...».

Эт точно...

 

Комментарии