Игорь МОЛОТОВ
КНИГА ЮНОШЕСТВА
Эссе
Вчера почему-то вспомнил про неё. Вроде почувствовал что-то. Как если что плохо случается с близким человеком.
Даже залез в интернет – ведь в интернете можно найти кого угодно.
Жёны ищут мужей, мужья жён, старики лекарства и адреса ближайших хосписов. Не старики конечно, а внуки ищут.
Но так или иначе для стариков.
Я же был взволнован смутными опасениями библиотекаря. Потому что искал я книгу.
В одноименном романе Михаила Елизарова «Библиотекарь» главный герой узнает, что несколько книг забытого советского писателя Громова обладают магическими свойствами, и различные группы читателей ведут за них ожесточенную борьбу.
Такую, что рубят друг друга топорами, протыкают шилом и режут лица опасными бритвами. Тьма египетская.
И библиотекарь чувствует чудовищную привязанность к этим книгами: книге Силы, книге Памяти, книги Ярости…
А я вдруг вспомнил о книге Юношества.
Бесстрастный интернет сразу сообщил, что её занесли в список запрещённой литературы.
Я как обладатель оригинала усмехнулся: и правильно, что запретили – меньше станет оригинальных копий.
Полистал цифровые агрегаторы и забыл, вернувшись к своим повседневным делам.
На следующий день произошла та же история: во рту стало кисло и по телу разлилась непонятная тревога. Я судорожно начал вбивать в поисковик название и тут бесстрастный интернет выплюнул подборку новостей, где сообщалось, что автор книги Юношества Уильям Пауэлл скончался в Канаде на 67-м году жизни от сердечного приступа.
Согласно источникам, смерть наступила ещё 11 июля 2016 года, однако широкой публике об этом стало известно только сейчас, после публикации в Сети документального фильма «Американский анархист».
Не выдержало сердце! Ещё бы! Ещё при жизни Пауэлл отрёкся от своей главной работы и требовал от правительства полного её запрета!
Книгу Юношества – гримуар по изготовлению наркотических веществ, оружия, взрывных устройств и ядов в домашних условиях – он придумал в возрасте 18 лет и опубликовал в качестве протеста против войны во Вьетнаме.
В России копии этой книги перепечатывались на ксероксе и передавались от одного юного товарища к другому. Редкие счастливчики обладали настоящим оригиналом, изданным подпольным издательством «Русский раритет».
Говорят, что в русском переводе были намерено допущены ошибки, чтобы дьявольские машинки не взорвались, а пары белого ядовитого напалма не отправили в ад революционера-неофита.
Впрочем, я не знаю тех, кто действительно претворял в жизнь сомнительные рецепты Книги Юношества. В них просто и безапелляционно нужно верить.
Верить в волшебную жабу, открывающую тайные смыслы Революции.
В «конверты бин Ладена», которые ты разошлешь всем именитым и столь же вороватым банкирам-капиталистам.
В огнеметы, которые ты сможешь собрать на своей кухне.
В мир, где не нужны деньги, а смысл в надежном «ремингтоне» и всё той же волшебной жабе.
Конечно, тогда было доступно всё: интеллектуальная вольница высыпала без разбора тысячи разнообразных книг, начиная от «Капитала» Маркса и заканчивая сублимациями австрийского художника, написанными в крепости Ландсберг.
Но мистической оказалось лишь она – Книга Юношества.
Вот и сейчас говорят, что на демонстрацию вышли дети: а кому, позвольте, выходить на демонстрацию?
Одному юношеству и выходить. Именно юношество составляло массы революционных партий. Вспомните Ленина, которого называли старым, стариком, а потом и вовсе дедушкой.
Потому что ему было чуть больше тридцати! Чудовищный возраст для революционера.
И конечно у каждого поколения был свой артефакт, их вообще было немного. Один из них написал Уильям Пауэлл, американец, протестовавший против войны во Вьетнаме.
На Украине читали другие книги. Именно там, в надежном месте, и хранится Книга Юношества, внесённая в список запрещённой литературы, и пережившая своего автора.
P.S. В 2014 году Предгорный районный суд Ставропольского края включил «Поваренную книгу анархиста» в Федеральный список экстремистских материалов.