Андрей КАНАВЩИКОВ. КУРС НА СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Эссе
Андрей КАНАВЩИКОВ
КУРС НА СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
За океаном набирает популярность новая разновидность шутки. Первым отметился баскетболист из Кливленда Кайри Ирвинг, который объявил, что сомневается в круглости Земли.
Коллегу поддержал Шакил О’Нил (тот самый легендарный игрок НБА). В прямом эфире радиоспортсмен заявил о плоской Земле: «Я постоянно езжу из Флориды в Калифорнию, поэтому она плоская для меня. Ведь я не двигаюсь вверх и вниз под углом в 360 градусов, не осязаю гравитацию и прочую чепуху. Вы видели все эти здания вне Атланты? Хотите сказать, что Китай под нами? Это не так. Земля плоская».
Можно тут же заторопиться с выводами, что, дескать, люди этак шутят и это чувство юмора у них такое изысканное.
Однако, не странно ли, что этот юмор носит откровенно средневековый характер?! Ведь человек – это во многом то пространство, в котором он себя мыслит. То языковое и смысловое поле, где некое «я» предпочитает себя реализовывать. И тут этакий кульбит в эпоху до Коперника и Галилея, с откровенным глумлением над сделанным человечеством минимум за 300 лет.
Может ли подобный поворот не быть знаковым? Не может. Шакил О’Нил, во всяком случае, не Петросян, не Регина Дубовицкая и даже не Джим Керри.
Каждый человек, осознанно или неосознанно, но является носителем того, чему научен (2 Тим., 3, 14). И сама подобная шутка, даже одна попытка шутить в данном направлении, является ничем иным, как отражением матрицы сознания, которое скрыто в конкретной черепной коробке.
Заметьте: человек шутит не по восходящей. Не о полётах к далёким галактикам мечтает. Не вечный двигатель пытается изобрести. Не о том, чтобы на Марсе однажды зацвели яблони.
А всего-навсего ёрничает на тему прогресса. Дескать, а ничего этакого особого в прогрессе и развитии человечества и нет вовсе. Дескать, подумаешь, Земля круглая.
В действительности, мы имеем дело далеко не с шутками, а с очень тревожным симптомом. И называется он пресыщением прогрессом, состоянием утомления от прогресса, когда в попытке оригинальной мысли человек вольно или невольно, но начинает отрицать саму собственную творящую сущность, превращая любую, даже самую линейную, тему в абсурд.
Человек перестаёт ставить перед собой грандиозные цели, перестаёт мечтать выполнить пятилетку за четыре года и всё – пиши пропало! Сначала он какое-то время буксует на месте, а затем неизбежно скатывается назад, в идейное и нравственное Средневековье.
Что такое Средневековье? Единого мнения у историков насчёт сроков не существует. Чаще всего так обозначается промежуток времени между крушениями Западной Римской империи и французской революцией. Хотя поэт Петрарка употреблял гораздо более точный и более ёмкий термин «тёмные века».
В любом случае, смысловой ряд здесь вполне прочитывается. Средневековье есть нечто, что не представляет ценности само по себе, являясь лишь переходным мостиком от одного к другому, хаотическим состоянием неопределённости и абсурда.
Всякое Средневековье можно трактовать и как предреволюционную ситуацию, когда, с одной стороны, из бесформенной куколки вот-вот вылупится некая бабочка. А, с другой стороны, инерция сознания ещё слишком велика и жажда оригинальности не простирается далее жажды самоутверждения.
Именно это, кстати, замечала Елизавета Кузьмина-Караваева в своей программной статье «Последние Римляне» (1924): «Вместо того, чтобы накинуться с враждою на древний мир и заставить его вступить в борьбу, – а в этой борьбе, может быть, и обновиться, окрепнуть, по-новому сознать себя, – варвары в первую очередь стали отрекаться от своего варварства, – главного своего достоинства. В то время как подлинным римским гражданам опостылело уже это высокое звание, варвары стали добиваться признания и за ними римского гражданства. Ну, а в качестве таковых они, конечно, никому не были нужны, потому что выходили всё время римлянами второго сорта, и без них римлян было достаточно – настоящих, прирождённых».
Будущая мать Мария верно отметила суть средневекового идейного бульона. Вроде бы и хочется чего-то нового, но и вперёд идти не хочется, черпая вдохновение именно в прошлых примерах и прошлом опыте. Так что Шакил О’Нил, если он хотел кого-то удивить, то удивить в принципе не мог.
Впрочем, фактически вся новостная лента сейчас – классическое состояние абсурда и средневекового шарахания от творческой потенции «человека разумного» до священной (или наоборот) оглядки на прежний опыт.
Вспомнить хотя бы историю с меморандумом «О лженаучности гомеопатии», с которым выступила Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме Российской Академии наук. Где явственно повеяло скорее не советскими расправами над генетикой или кибернетикой, а именно Средневековьем в его классическом, незамутнённом виде.
Почему нынешние нападки на гомеопатию различаются с нападками на ту же генетику? Да хотя бы потому, что прежде, отвергая одно – Вавилова и компанию, утверждали другое – практика Лысенко, отвергали далёкие перспективы во имя видимого уже сейчас успеха.
Гомеопатия же отвергается сейчас не во имя чего-то, а просто потому, что она не может быть объяснена традиционными медицинскими методами. Потому, что мы этого не понимаем, доказать не можем, а, значит, запретим и заклеймим. Дескать, женщина очень красива и мужики рядом с ней живут с благоприобретёнными вывихами шей – значит, женщина – ведьма и должна быть немедленно сожжена.
Хотя взять тот же принцип микродоз, вплоть до молекулярного уровня. Откуда он? Да просто потому, что гомеопаты работают с ядами или нерастворимыми веществами, которые для их поглощения человеческим организмом должны быть доведены до молекул.
Спрашивается, как дать человеку какой-то камень или минерал внутрь? По своей структуре он не впитается в желудке, отсюда и бесконечное толчение в ступке с сахарной пудрой. Или яд, который изначально не будешь пить стаканами.
В принципе гомеопатия с её лозунгом «Подобное лечится подобным» выросла из народной медицины, равно как и вакцинация. Ту же оспу в Китае лечили тем, что кормили людей чешуйками оспы. Кто-то умирал от такой терапии, но кто-то и не заболевал.
С равным успехом лженаукой можно признать всё, что непонятно – и святость крещенской воды, и исцеления от мощей святых… Хотя всякая объяснимость условна и зависит лишь от того, что люди договорятся между собой называть критерием истины.
Иначе просто смешно кричать о «лженауке гомеопатии» и тут же идти в церковь ставить свечки, как говорится, теми же самыми руками. Это напоминает присуждение шведскими академиками Нобелевской премии рокеру Бобу Дилану, ведь им очень хотелось быть свежими и креативными, а потом, когда Дилан откровенно положил и на премию, и на академиков, даже не приехав на церемонию вручения, не говоря уже о том, чтобы выступить с «Нобелевской лекцией», они начали бурно обижаться.
Секретарь Сара Даниус, например, вообще пригрозила не выплатить Дилану его 911 тысяч долларов, если тот не соблаговолит до 10 июня сделать хоть какое-то уважительное телодвижение по отношению к самой-самой великой премии современности. Но чего, спрашивается, вы хотели? Не отматерил рокер – уже хорошо.
Очередная сценка средневекового абсурда разыгралась на днях и во Франции. Уже осуждённый на два пожизненных срока террорист-левак Ильич Рамирес Санчес получил-таки третий пожизненный срок!
Видимо, предполагается, что мужик умрёт себе, потом воскреснет и опять начнёт жить, как ни в чём не бывало до третьего пришествия. Называть этот бред с тремя пожизненными тюремными заключениями торжеством правосудия можно только под очень большим наркозом и исключительно на плоской Земле.
Может, и не шутил вовсе Шакил О’Нил?
Андрей. Разве Вы не помните хит с дословным названием "Чилдрон тайм", вспоминая эту музыкальную композицию-
возникает от М. Светлова : "Откуда у парня альбигойская грусть?". Давайте лучше продолжим эту тему после
"Пасхи".
Вы же слышали, Андрей, такую максиму: "В каждом веке есть своё средневековье"? Так вот - оно родное и наступает. Хотя, согласна с Вами: наступает пресыщение прогрессом, а человек по природе своей, - животное, хотя и животное высокоорганизованное... Отними у него сотовый телефон и разреши не стричь волосы, - животная суть тут как тут во всём своём "великолепии". Просто кто-то понимает, что с ним происходит и чем он, в конце концов, рискует, поддаваясь очередной волне средневекового хаоса, а другой - принимает откат по эволюционной лестнице назад - как "креативный флэшмоб", который никому, кроме него в голову, придти не может по определению, оттого - навроде эксклюзива, которым можно покичиться перед соплеменниками...