Владимир БОНДАРЕНКО. «ЛЕНИН ВСЕГДА ЖИВОЙ…». Эссе
Владимир БОНДАРЕНКО
«ЛЕНИН ВСЕГДА ЖИВОЙ…»
Для меня Владимир Ильич Ленин – безусловно, великий русский политик, государственник и революционер ХХ века. Но никто не может объять необъятное.
Величайший политик может не знать высшей математики, плохо разбираться в биологии, и даже недопонимать в литературе.
В советское время, когда шла откровенная идеализация Ленина, его объявляли и крупнейшим философом, и теоретиком культуры. В статье «Критические заметки по национальному вопросу» (1913) Ленин теоретически обосновал классовые корни культуры в буржуазном обществе. Владимир Ильич писал: «В каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры… В каждой нации есть также культура буржуазная… притом не в виде только «элементов», а в виде господствующей культуры».
Но так ли это? Неужели не существует единой национальной русской культуры, единой французской, немецкой, китайской? Надо ли и впрямь «взять всю буржуазную культуру», затем её критически переработать и использовать в интересах развития подлинно пролетарской культуры? Так можно и много ценного за бортом оставить.
К прошлому русской культуры, как культуры загнивающего капитализма, Ленин относился с беспощадной критикой: многое в ней возбуждало его гнев, ненависть и презрение. В статьях кипит возмущение Ленина старой культурой и поднимается вопрос о «партийности литературы». Таких осуждений культуры прошлого у него можно встретить огромное количество.
Я даже принимаю ленинский тезис о той или иной «партийности литературы», но в рамках единой национальной культуры. В конце концов, и все члены тех или иных партий обладают единой национальностью, единым языком, тем или иным полом.
Вот и в культуре, конечно же, могут преобладать те или иные и классовые, и партийные, и национальные и даже половые интересы, но Александр Пушкин и Марина Цветаева, Владимир Маяковский и Сергей Есенин, Иосиф Бродский и Татьяна Глушкова всё же являются неотъемлемой частью русской национальной культуры. Я не знаю, как определить классовость поэзии Николая Гумилёва, и чем она отличается от классовости его советских последователей Луговского или Тихонова.
Великий русский философ Николай Александрович Бердяев, отмечая ряд привлекательных черт в характере и облике Ленина, в то же время утверждал: «Тип культуры Ленина был невысокий, многое ему было недоступно и неизвестно... Он много читал, много учился, но у него не было обширных знаний, не было большой умственной культуры». Он не был ни профессионалом, ни специалистом в области культуры, его вкусы были типичны для средней русской провинциальной интеллигенции конца ХIХ – начала ХХ веков: демократическая публицистика 60-70-х гг., Некрасов и поэты-искровцы, классические русские романисты, любовь к Чернышевскому, Добролюбову, Писареву, живопись русских передвижников и т.п.
По-настоящему любить и понимать искусство ему мешал всё тот же узко-классовый подход абсолютно ко всему и неприятие новых форм. Спасало же его то самое русское природное начало. Не случайно же соорганизатор Октябрьской революции, ближайший его сподвижник Лев Троцкий усматривал в Ленине прежде всего национально-русскую основу: «свободу от рутины и шаблона, от фальши и условности, решимость мысли, отвагу в действии», «страшную» простоту, утилитарность и аскетизм – как «внешнее выражение внутреннего сосредоточения сил для действия», «хозяйскую мужицкую деловитость – только в грандиозном масштабе», «интуицию действия», что «по-русски зовётся сметкой», – «мужицкую сметку, только с высоким потенциалом, развернувшуюся до гениальности» (Троцкий Л.Д. К истории рус. революции. М., 1990. С. 234-236). Отсюда и его отношение к «буржуазной культуре» как к ненужной «роскоши», своего рода «барству», отсюда и его сведение культуры к прикладным средствам политики и орудиям пропаганды…
Наиболее чётко ленинская концепция культуры была им изложена в статье «Партийная организация и партийная литература» (1905), опубликованной в легальной газете, издававшейся М.Горьким, – «Новая Жизнь», и ставшей определяющей для всех советских теоретиков культуры чуть ли не на сто лет. Ленин выдвинул теорию «двух культур» в рамках одной национальной культуры и использовал её для полноты власти, что пробило колоссальную брешь в русской национальной культуре и привело к почти полувековому существованию соцреалистического канона в искусстве.
Со своих классовых позиций Ленин судит о Некрасове и Тургеневе, Гончарове и Щедрине, Чехове и Горьком, Розанове и Суворине, Маяковском и Д. Бедном… Чересчур уж унитарный и прагматичный подход, исходя из которого Владимир Ильич смело вычёркивал из списков русской культуры и «архискверного Достоевского», и Соловьёва, и Большой театр, «остаток помещичьей культуры», и многих других русских гениев.
Концепция «двух культур» стала главной помехой в развитии русского искусства в ХХ веке, привела к появлению диссидентов, и в конечном счёте к развалу Советского Союза.
В своё время Ленин в споре с Горьким утверждал, что и Короленко хорошо бы посидеть в тюрьме, он же рекомендовал высылку из России в 1922 году около трёхсот крупнейших философов, профессоров, писателей; интеллектуальную национальную элиту страны, – по мнению Ленина сплошь «крепостников» и «черносотенцев», – поспешно заменяли неофитами, переехавшими из-за черты оседлости.
Его мало интересовали общемировые ценности и культура, не связанные с политическими интересами. В книге старого большевика Николая Валентинова «Мои встречи с Лениным», написанной им в 1953 году, автор вспоминает, как пытался узнать у Ленина, читал ли он Шекспира, Байрона, Шиллера. Тот отвечать не стал, а когда Валентинов спросил его о Достоевском, он вообще бурно отреагировал: «На эту дрянь у меня нет свободного времени».
Какая-то удивительная схожесть с Чубайсом.
Николай Бердяев высказался ещё более жёстко: «В философии, в искусстве, в духовной культуре Ленин был очень отсталый и элементарный человек, у него были вкусы и симпатии людей 60-х и 70-х годов прошлого века. Он соединял социальную революционность с духовной реакционностью».
Отсюда и его абсолютное отрицание авангарда в культуре, от стихов Маяковского до живописи футуристов. Ещё один перл вождя из области культуры: т. Луначарскому: «Все театры советую положить в гроб» (26.08.1921). Позже добавил: «Неловко, Анатолий Васильевич, содержать такой роскошный театр, как Большой, когда у нас не хватает средств на содержание самых простых школ в деревне. Опера и балет – остаток чисто барской культуры».
Признаем и мы, конечно же, есть высокое искусство, мало доступное широким массам, есть массовая культура, часто весьма примитивная и убогая, потрафляющая самым низменным инстинктам, но определяет всё талант любого мастера, и чем выше талант, тем более общенациональным становится его творчество, независимо от условий жизни.
Происходил как бы идейный поединок высоких соперников. Пётр Аркадьевич Столыпин говорил: «Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на котором произрастают другие народы». Конечно же, он говорил о едином русском национальном самосознании. Ленин же противопоставил ему иное отношение к нации: «Есть две нации в каждой современной нации... Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, – но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова», – писал Ленин в 1913 году
Идея разделения русской национальной культуры на два враждебных друг другу лагеря не претерпела изменений и тогда, когда победила революция, она стала руководством к действию. Немало есть сторонников ленинской теории двух культур и в наше время, как у патриотов, так и у либералов. Мол, в видоизменённом состоянии теория и сейчас подтверждается, вот журнал «Наш современник», и вот журнал «Знамя», вот Александр Проханов и вот Андрей Битов. Либеральное направление и почвенническое, национальное и космополитическое. Направления такие есть, но никто не мешает переходить из одного в другое, или как-то совмещать их, да и сами талантливые книги как патриотов, так и либералов останутся в рамках единой русской национальной культуры. Все классовые и политические разделения в культуре условны и временны.
Когда сегодня господствующие до сих пор в культуре и литературе либералы хотят чисто по-ленински объявить патриотическую культуру «отживающей», выносят ей суровый приговор, они уподобляются ленинским пропагандистам, ставившим «Мать» Горького и статьи Чернышевского выше прозы Достоевского и статей Аполлона Григорьева или Бердяева.
««Мертвый хватает живого», – приводит Луначарский старое изречение, характеризуя соотнесённость разных враждебных культур. – Да, мёртвый класс хватает живого; социальный мертвец, мёртвый класс, мёртвый быт, мёртвая религия могут ещё долго существовать как вампиры: им давно уже нужно быть на кладбище, а они ещё тут, среди нас. Они лезут из могил, если их не пристукнули осиновым колом, они выходят чадом из трубы крематория и вновь опускаются на землю чёрной нечистью»…
Сказано сильно, но не точно. Наша православная культура определяла в целом даже советское искусство, определяет и сейчас, и советское искусство никуда не исчезнет, ибо шедевры бессмертны. И книги Проханова будут стоять на полках рядом с книгами Пелевина и Петрушевской. Национальная русская культура – едина!
Единомышленником Ленина в теории двух культур стал и Лев Троцкий со своей книгой «Революция и литература», вышедшей в 1923 году. Он отбрасывает прошлую национальную русскую культуру как ненужную, мешающую развитию. «Повторим еще раз: история нашей общественной мысли до сих пор даже клинышком не врезывалась в историю мысли общечеловеческой. Это малоутешительно для национального самолюбия? Но, во-первых, историческая правда – не фрейлина при национальном самолюбии. А во-вторых, будем лучше наше национальное самолюбие полагать в будущем, а не в прошлом».
Поэты тогда писали: «Во имя нашего завтра, сожжем Рафаэля…». И жгли, как жгли и в 1991-ом только уже советское искусство лютые антисоветчики, не видящие в советском искусстве ничего достойного. Мол, в будущем создадим великое. Крупнейший литературный критик и советский чиновник Александр Воронский писал по поводу этих идей Троцкого: «В среде пролетарских писателей нередко пытаются ослабить смысл этих утверждений указанием, что это личное мнение тов. Троцкого. Нетрудно, однако, показать, что это не так. Всякий, кто вспомнит последние зимние и весенние выступления в печати тов. Ленина, обязан признать полный контакт их с точкой зрения тов. Троцкого».
Неплохо бы это помнить и нынешним либеральным разрушителям русской национальной культуры.
Меня эта ленинская теория двух культур ударила и конкретно в самом начале моей литературной деятельности. В журнале «Север» № 11 за 1982 год была опубликована моя статья «Сокровенное слово Севера». Я писал о вологодской ссылке в царские годы Анатолия Луначарского и Бориса Савинкова, Николая Бердяева и Алексея Ремизова. Это было признано недопустимым: «Главлит СССР сообщил Карельскому обкому КПСС о своих замечаниях, в связи с чем решением бюро обкома обращено внимание главного редактора т. Гусарова Д.Я. «на недопустимость публикации материалов, содержащих ущербные в идеологическом отношении сведения…»».
Описывая вологодскую ссылку Бердяева и Луначарского, Савинкова и Богданова, я цитировал из эмигрантских изданий и Бердяева, и Савинкова, и Ремизова. Я и знать не знал, что упоминать их в то время было запрещено, тем более, они были в одной политической ссылке царских времён. Думаю, не знал этих имён и карельский цензор, которого за публикацию моей статьи выгнали с работы.
Дальше – больше. В главной тогда газете «Правда» появилась обширная статья главного идеолога Союза писателей СССР, русофобствующего марксиста Юрия Суровцева с резкой критикой в адрес «молодого критика Владимира Бондаренко» за его «антиленинскую позицию» по русскому национальному вопросу, выраженную в полемических заметках «Сокровенное слово Севера». Было объявлено об отрицании мною ленинской теории двух культур. И принято решение Карельского обкома КПСС о недопустимости таких статей. Постановление об ошибочности статьи было цензурным Главлитом разослано по всем литературным изданиям страны, а в Москве состоялось заседание секретариата Союза писателей СССР, посвящённое идеологическим ошибкам журнала «Север». Так либералы сразу же и загнали меня в русский патриотический лагерь.
Честно говоря, я тогда эту ленинскую работу о двух культурах ещё и не читал. И не понимаю, как её можно было приложить к моей статье. Я ведь писал о единой вологодской ссылке молодых тогда марксистов Бердяева и Ремизова, Савинкова и Луначарского. Потом они разошлись во взглядах, но в ссылке-то все были, даже говоря ленинским языком, в рамках одной пролетарской культуры.
Интересно и то, что после перестройки все эти советские марксистские идеологи типа Суровцева стали либералами и демократами, но всё также разрушающими единую русскую национальную культуру. Помню, в конце семидесятых годов на совещании молодых литераторов СССР всё тот же Юрий Суровцев исчеркал мою рукопись пометками: «Почему он пишет русский писатель, а не советский писатель?», «Что за современная русская литература?». Она же по ленинской теории должна была давно отмереть, да ещё с православной прокладкой. Естественно, после перестройки он стал уже комиссаром демократов и проповедником «россиянства». Как и большинство партийной элиты. Удивительно, ни одного диссидента после перестройки до власти не допустили. Все – свои.
Так что, при всех согласиях и несогласиях с ленинской теорией двух культур, она и сегодня дискуссионна во всех смыслах. «Ленин всегда живой…». Соглашаешься ты с ним или нет!
3. Так и не поняв или сознательно извращая Ленина, Вы пишете в своей статье: "Немало есть сторонников ленинской теории двух культур и в наше время, как у патриотов, так и у либералов. Мол, в видоизменённом состоянии теория и сейчас подтверждается, вот журнал «Наш современник», и вот журнал «Знамя», вот Александр Проханов и вот Андрей Битов. Либеральное направление и почвенническое, национальное и космополитическое"
Не либералов и патриотов имел в виду Ленин, а два класса и у каждого из двух антагонистических классов своя культура - буржуазная и пролетарская. Последняя ускоренно развивается после победы пролетариата над буржуазией. Вы, называющиеся себя "русскими патриотами" и либералы-космополиты принадлежите к одной и той же буржуазной культур. Вы, "патриоты" и поклонники бердяевщины, так же далеки от русского пролетариата, как и либералы. Разница между вами только в том, что вы принадлежите к возрождаемой вами секте неочерносотенцев, а либералы подсунули себя под власть реакционных либерально-буржуазных кругов Запада.
2. Кстати о Суровцеве. Вы: "Юрий Суровцев исчеркал мою рукопись пометками: «Почему он пишет русский писатель, а не советский писатель?»
Ответ прост: революция была русская, и мы, русские, считали себя советскими. Это одно и то же.
Вы: "Юрий Суровцев: "Что за современная русская литература?». Она же по ленинской теории должна была давно отмереть, да ещё с православной прокладкой".
К сожалению, до настоящего времени литераторы не отличают русскую литературу от русскоязычной. Поэтому Вы и тащите еврейских поэтов в русскую литературу. У англосаксов чётко делят литературу на "английскую" и "литературу на английском языке". В библиотеках стоят хрестоматии еврейской литературы, афро-американской и тд.
И в 21 веке актуально!
Прошу прощения - пост 5018 адресован, разумеется, комментатору 4988, но никак не автору статьи.
Развел тут поповщину! и с гордым видом служителя истины в последней инстанции удалился в лоно, почти не сомневаюсь, нехилого материального достатка, от которого обычно и происходит недостаток совестливости и человеколюбия. "Путин СТРАТЕГ". Да мне нас...ть на его "стратегию" обогащения одних за счет обнищания других, я презираю ДОЛГОТЕРПЕНИЕ одних во время ДОЛГОКАЙФОВАНИЯ других, а его рейтинг (если, конечно, это хоть сколько-то соответствует действительности) заставляет ужасаться: до какой же интеллектуальной убогости довели народ, если он не видит того, что не видеть может только слепой. И не надо так торжественно о сегодняшней России - государстве ВОРОВ и РАБОВ.
Политика - это искусство возможного. Да, деревню жаль, и ещё миллион направлений: культуру, образование, писателей, пенсионеров.... Путин принял РАЗГРОМЛЕННУЮ страну, где правила семибанкирщина, шла война за сохранение ЦЕЛОСТНОСТИ уже самой России. Надо понимать, что теперь он, а он это Россия, лицом к лицу с Маммоной, главным врагом Бога. Народ это понимает, и потому его рейтинг 84%. Есть вещи важнее, чем пузо набить, и всегда из двух зол выбирают меньшее. Путин сохранил СЯС, начал серьёзную модернизацию армии и спецслужб (один сноуден чего стоит!), модернизирует ВПК. Россию надо любить, а в любви главное ДОЛГОТЕРПЕНИЕ!. Да, хочется быстрее, и гадину стяжательства порвать, расстрелять всю мразь земли русской. Но Путин СТРАТЕГ. поверьте, Россия ПОБЕДИТ, на её стороне БОГ, а он сильнее того, кто в мире. Верьте, терпите и служите честно России.
для 4980.
Так правильно и умно все говорилось и вдруг на тебе: "Только представьте, что сейчас было бы с Россией, не подними Путин её с колен. " Да при таких ценах на нефть, которые выпали на его время, вполне можно было чаемый Лениным коммунизм построить, а этот все по карманам подельников распихал. И какую это, интересно, Россию он с колен поднял?! Вы в деревню поезжайте, - раком ползает по картофельным грядкам ваша Россия или на обочине корчится после боярышника. А миллиарды в армию и флот - это все ради защиты собственной задницы. Россию должен вновь подобрать умный и жестокий романтик - вроде Ленина и Сталина. Иначе - хана.
Христианство и коммунизм расходятся только в методе, цель одна: рай, бессмертие. Это как в том анекдоте: чем командир отличается от замполита? Командир говорит: делай как я!, а замполит: делай, как я сказал! Христос сказал: царство небесное внутри вас есть, а Ленин : "в основе коммунистической нравственности лежит борьба за коммунизм". При этом Христос сказал богатому: иди раздай имение своё и приходи и следуй за мной!", А Ленин: экспроприация экспроприаторов, т.е отнять и поделить. Но, "моё" всегда ближе к телу и всегда противостоит тому, что "наше" в том или ином отношении. Людей всегда объединяет или страх или любовь. Собственность как и деньги разъединяют людей, ибо она (собственность) есть разновидность страха. А "в любви страха нет" - сказал апостол Иоанн. И Ленин прав в том отношении, что в любом государстве господствующая культура - это культура класса, стояшего у власти. Но культура это ещё и культ. Сегодня Россия поклоняеися маммоне, т.е богатству. справедливости нет в Кремле и от этой несправедливости заражены ВСЕ. И когда Путин говорит о справедливости, пусть посмотрит сначала на своих, и наведёт порядок в себе и своём окружении. Иначе его политика это блеф и прикрытие разворовывания страны. И ещё: когда Ленин говорил Луначарскому о Большом, страна была в разрухе и денег не было не только на Большой, а чтобы хлебом накормить людей. Иначе кто бы стал ходить в театры, если страна вымрет. Выбор всегда перед нами. Только представьте, что сейчас было бы с Россией, не подними Путин её с колен. А обыватель с интеллигентским уклоном умничает, что масло на хлебе не в три слоя,а только в один. Ленин = вождь космического масштаба, всемирного уж точно. Скоро у западных обывателей отберут масло, а потом и хлеб и посмотрим в чём он не прав.
Ленин, его наследие, в том числе публицистическое, всегда будут вызывать интерес и споры. Он написал так много, что в этом обилии нельзя не найти жемчужин. Конечно, масштаб личности, пусть и односторонней, очень велик, и с современными хитрецами (назовём их так) никакого сравнения нет. На мой взгляд, всегда, когда речь идёт о необходимости коренных перемен, будут обращаться к ленинскому опыту, получать заряд от его работ.
Даже в худшем сравнивать Чубайса с Лениным - это кощунство по отношению к Ленину и в некотором роде индульгенция рыжему.
"... И одним движением руки
Разрубил берёзу на поленья,
И остолбенели мужики:
- Кто ты?!
- Ленин..."