КРИТИКА / Татьяна ЛЕСТЕВА. НАЙТИ И УНИЧТОЖИТЬ. О романе Александра Проханова «Востоковед»
Татьяна ЛЕСТЕВА

Татьяна ЛЕСТЕВА. НАЙТИ И УНИЧТОЖИТЬ. О романе Александра Проханова «Востоковед»

 

Татьяна ЛЕСТЕВА

НАЙТИ И УНИЧТОЖИТЬ

О романе Александра Проханова «Востоковед»

 

Новый роман Александра Проханова, как и некоторые его предыдущие, задуман как боевик или, точнее сказать, как шпионский детектив. Читать его необычайно интересно, потому что главный герой – советский разведчик «востоковед» Леонид Васильевич Торобов, полковник будто бы в отставке, но снова призванный на свою разведывательную службу, отправляется на поиски диверсанта Фарука Низара. Последний якобы осуществил диверсию российского самолёта над Синаем, при которой погибли свыше двухсот тридцати пассажиров. Существовал ли такой Фарук Низар, неизвестно, но из текста романа следует, что он один из организаторов Исламского государства ИГИЛ, запрещённого в России. Но главным в сюжете романа является то, что президент России дал личное поручение спецслужбам уничтожить диверсанта. Для выполнения этого спецзадания на службу вызывается вышедший в отставку по возрасту разведчик – спецагент, лично знакомый с Фаруком Низаром по прошлой деятельности: найти и уничтожить. Такие приказы не обсуждаются, а выполняются любой ценой.

В соответствии с жанром экшн в романе одно событие сменяется другим, благо, что многолетний опыт предыдущей жизни разведчика – востоковеда Торобова и многогранная журналистская судьба Александра Проханова позволяют весьма достоверно описать те страны, города и веси, где побывал в разные годы своей жизни автор. Герой романа – человек, уставший от постоянной смены масок, опаснейших приключений – разведчик в отставке, человек одинокий, у которого умерла жена, а выросшие и обзаведшиеся семьями дети весьма далеки от отца. Проханов не был бы Прохановым, если бы его герой не был бы правоверным христианином, обращавшимся с молитвами к всевышнему в самые опасные минуты его жизни. Простим ему это, свобода совести – это конституционное право каждого россиянина. Возможно, это вклад его личного «я» в душу героя, в котором, исключая остросюжетную фабулу романа, видятся автобиографические события и черты писателя, его личного восприятия природы, обычаев, жителей стран кипящего Ближнего Востока. И это ярко метафорическое описание жизни и быта не менее интересно читателю, чем развитие остросюжетного шпионского романа.

Герой романа – патриот России, человек долга. Какими бы ни были его предвидения об опасности и невыполнимости задания, каковым бы ни было его самочувствие («Я не могу. Я не молод. Не хочу возвращаться к прежнему»), но он через тернии идёт к поставленной цели – найти и уничтожить террориста. В этом помогает ему периодически возникающие в его памяти точно кинематографические кадры падения взорванного над Синаем русского самолёта:         

«У самолёта медленно отламывался хвост, и люди сыпались, как семена из головки мака. Девочка вцепилась в мать, ветер рвал на обеих юбки, и казалось, они танцуют. Младенец летел рядом с люлькой, как крохотная личинка, выставив руки с растопыренными тонкими пальчиками. (…) Все они летели, осыпались, ударялись о землю, превращались в мокрые кляксы».        

Образность никогда не покидает прозу А. Проханова, впрочем, как и публицистические страницы, удачно вплетённые в ткань романа.

«Торопов слышал гул громадной воронки, в которой вращались изувеченные страны и обугленные города, регулярные армии и повстанческие отряды. Турецкая артиллерия била по сирийским горам, громя позиции курдов. Курды взрывали в Стамбуле рестораны и рынки. Растерзанная Ливия походила на тушу с окровавленными костями. Ирак озарялся факелами взорванных нефтепроводов. Ливан посылал отряды Хизбаллы под Алеппо, получал назад завёрнутые в саваны трупы. Русская авиация взлетела из Латакии, взрывала ИГИЛ, и отряды Джабхат-Нусра жгли христианские храмы. Агенты спецслужб сновали по воюющим странам, проводя караваны с оружием, устраняя неугодных правителей. Ближний Восток был похож на огромный котёл, в котором пузырилось жирное варево, всплывали обломки стран, раздробленные кости городов, гибнущие в муке народы».

И вот в этот огромный котёл попадает русский полковник Торобов, который должен использовать весь свой опыт, все свои личные связи с самыми различными людьми, весь свой ум, интуицию и предвидение для победного решения поставленной президентом задачи. Герой романа идёт к цели вопреки предательству тех лиц, с которыми он раньше сотрудничал. И первым его предаёт профессор Иерусалимского университета Шимон Брауде, курсировавший «между Москвой и Иерусалимом, искусно продвигая через еврейские круги политические интересы Израиля». Вот почему с первых минут вояжа разведчика по разным странам от Бельгии, Ливана, Египта, Турции до Сирии за ним идёт постоянная слежка. Но о предательстве герой романа узнаёт только на его последних страницах от Фарука Низара, встреча с которым вопреки всем преградам – арестам, тюрьме – всё-таки состоялась: «Израильская разведка, к которой ты обратился за помощью, очень коварна. Ни один еврейский самолёт не взлетел с аэродрома Хайфы, и ни одна еврейская бомба не упала на еврейское государство. А “Исламское государство” не взорвала ни одной синагоги. (…) Израильская разведка запустила свой корень в разведку НАТО и в спецслужбы Бельгии. Брюссель не то место, где следует обсуждать с аналитиками НАТО местопребывание Фарука Низара». Так поучает «дорогого Леонида» «дорогой Фарук» прежде, чем дать приказ его убить.      

Александр Проханов вкладывает в уста игиловца Низара обвинение против американцев, разрушивших благоденствующий Ирак, и то, что их политика на Ближнем Востоке привела к созданию ИГИЛа. И снова тема предательства: «Нас погубили предатели в гвардии и разведке. Саддам Хусейн до последнего не верил, что его предадут любимые генералы. Что они пустят американцев в Багдад. Он не верил даже тогда, когда на него надевали петлю. (…) Меня взяли в плен под Киркуком. И я год просидел в Гуантанамо вместе с моими друзьями-офицерами. Нас пытали (…) вкалывали препараты (…) страшнее которых я не знаю. Я согласился сотрудничать с американцами. Как и некоторые мои друзья. Американцы завербовали нас. Создали сеть диверсионно-разведывательных групп и перебросили в Сирию. Они дали нам деньги, оружие, и мы начали войну против Башара Асада. Но очень скоро мы истребили наших американских кураторов и с помощью богословов, историков и гениев разведки создали то, что теперь зовётся “Исламским государством”. (…) Аллах вдохнул в него Свою волю, и оно непобедимо».

Роман-предвидение Александра Проханова вышел в свет в 2016 году, но особенно актуально он звучит сегодня, когда по всему христианскому миру идут один за другим теракты, за которыми стоят исламисты «Меча пророка». В этом романе Проханов отметил и религиозную вражду исламистов к христианам – разрушение христианского храма, убийство священника, сцены дикого насилия над монашенками, сожжение русского пленного. Всё это описано ярко и красочно в присущем Александру Проханову образном метафорическом стиле. И через все эти сцены ада идёт главный герой романа «мужественный человек Леонид», русский полковник, разведчик Торобов.

В ближневосточной эпопее войн и конфликтов, которой посвящён роман, Александр Проханов, естественно, не может обойти тему героической борьбы жителей блокированного сектора Газа. Именно здесь «брат Леонид» встречается с «братом» Хабабом Забуром. Чтобы попасть туда, Торобову приходится воспользоваться туннелем, прорытым в песках под границей между Египтом и сектором Газа, находящимся под контролем ХАМАС. «Дно колодца было утрамбовано, от него уводил туннель. Лежал пластмассовый короб, похожий на открытый гроб. Стальной трос, привязанный к коробу, уводил в туннель. (…) Трос натянулся, дёрнулся. Узкая щель всосала Торобова. Гроб шелестел, дрожал. (…) В полном мраке, стиснутый со всех сторон, он испытал ужас. Ему показалось, что трос оборвётся, и он застрянет здесь, сдавленный могильной тьмой». Читаешь – и мурашки по коже. Но ведь это не триллерная фантазия автора, а жизнь палестинцев, борющихся за своё государство.

Автор рассказывает о героических судьбах этих людей, о матери, у которой погибли пять сыновей в боях за возвращение своей родины Палестины, и она привела шестого: «Вот мой последний сын. Он уже вырос. Забирай его, Хабаб. Пусть он сражается за Палестину». Трагическая сцена с матерью, сын которой – смертник, плывёт на рыбацкой лодке, чтобы взорвать израильский катер, блокирующий подходы к сектору Газа с моря. Погибает в бою с израильтянами и сын Хабаба Забура. Невозможно читать эти страницы без чисто человеческого сочувствия этим людям. Но ведь за этими действиями стоит ИГИЛ, враг России. И особенно остро понимаешь всю тяжесть и ответственность героя романа, который должен на словах, артистически, без капли фальши, поддерживать преступные для россиян деяния исламистов, чтобы достичь своей цели – найти и уничтожить главаря «Меча пророка» Фарука Низара.            

Предательство, да, оно идёт рука об руку с Торобовым во время его странствий в поисках Низара, путь которого пролегает там, «где гремят взрывы». Но нет, порой военное братство сохраняется. В Бейруте Торобов встречается с Гассаном Абдуллой, руководителем военной разведки Хизбаллы, с которым он сотрудничал в советское время в войне против Израиля. Гассан пошёл вместе с ним на встречу с Фаруком Низаром, первым вошёл в дом и «перехватил летящую в Торобова смерть, принял её удар на себя», тем самым оставив русского разведчика для выполнения задания Кремля.               

Трагически звучат последние страницы романа, когда встреча Леонида Торобова с создателем «Меча пророка» всё-таки состоялась. Фарук Низар бросает в лицо обезоруженному Торобову обвинение в предательстве, говорит, что Россия стала «жалким хвостом американской собаки», что над ней занесён меч пророка и что он разработал операцию, когда в Москве на всех одиннадцати вокзалах одновременно прозвучат взрывы.                        

 «– Зачем ты мне об этом сказал, Фарук? Это ставит под угрозу всю операцию.

– Нет никакой угрозы. Ты об этом никому не скажешь. Ты будешь сейчас убит».

Александр Проханов оказался почти пророком: 3 апреля 2017 года была взорвана бомба в петербургском метро.     

Но вернёмся к сюжету романа. Торопов выполнил свою миссию, убив Фарука Низара выстрелом из авторучки с символической надписью «70 лет Победы», в которую был вмонтирован пистолет с единственной пулей. Победа? Но герой погибает и сам от выстрела охранника Низара. Типичный финал поединка добра и зла. Вспомним хотя бы Шерлока Холмса и профессора Морриати. Победителей нет. Терроризм не остановлен. Война продолжается. И, цитируя Забура Хабаба: «Эта война не знает милосердия», что подтверждают сегодняшние ракетные бомбардировки Сирии и Ирака.

Санкт-Петербург

 

 

Комментарии

Комментарий #19298 18.07.2019 в 21:43

Заголовок вместе с подзаголовком читается двусмысленно.

Комментарий #5769 10.07.2017 в 18:34

Я служил переводчиком в Египте в 1962-71. На моих глазах произошёл госпереворот Садата. Когда он выгонял советских военных советников из страны по приказу сионистов, советники (типа Примакова) Брежнева заставили подчиниться и выполнить приказ. От советских людей скрывали нашу военную помощь, героические деяния советских летчиков и советников. Скрывали преступления сионистов. Вот о чем надо писать в романах о событиях на Ближнем Востоке. Но к сожалению из русских писателей никто кроме Проханова Востока и не знает. Русскоговорящие писатели никогда не расскажут правды о тех событиях, которые происходили и происходят на наших глазах. Национальная солидарность им этого не позволяет. Детективчик получился легкочитаемым, но не глубоким.

Комментарий #5208 14.05.2017 в 10:29

Комментарий 5207 - это мой. Геннадий Муриков. Почему-то комп меня не признал.

Комментарий #5207 14.05.2017 в 10:26

Последний роман Проханова "Русский камень", прямо скажем, слабоват, это сборник анекдотов против "Эха Москвы" и А. Невзорова. "Востоковед" нисколько не слабее его сильнейших романов: "Политолог", "Теплоход Иосиф Бродский" и др. Я думаю, что именно романы Проханова начала 21 века самые сильные в его творчестве . до этого он плавал в журналистике, а теперь вышел на широкие горизонты мысли. Конечно, этот писатель останется в истории и не просто как прозаик, а как политический мыслитель. В его замечательном полуавтобиографическом романе "Надпись" он подробно показывает, какими силами готовилась "перестройка" . А что из этого вышло, мы все хорошо знаем. То, что Т. Лестева уделяет особое внимание этому писателю, - добрый знак. Либералы его сейчас не любят. А раньше любили, ведь он всегда выступал на "Эхе Мрсквы", которое в "Русском камне назвал "Эхо Мундис". Не думаю, что он обиделся на них.

Татьяна Лестева 13.05.2017 в 19:49

Гостю 5070."А если подходить разумно, то Ближний Восток мы потеряли ещё в период арабо израильской войны (шестидневной) 1967 г. Способный анализировать, а не кричать - поймёт о чём я." Что же тут непонятного. Только вот почему-то "воин-нтернационалист" не только скрывается под ником, но и говорит намёками. До сих пор опасаетесь агентов Моссада? Или ...
Гостю 5069. Что касается "Заповеда", почитайте "Покорность Мишеля " Уэльбека. Он всё уже сказал.

Комментарий #5169 11.05.2017 в 11:00

Романы Проханова,как и тот,о котором идёт речь,актуальны/даже публицистичны/,в этом их и достоинство и известная ограниченность,останутся ли они во времени-вопрос открытый.Но они читабельны;опыт мастера чувствуется.Тема Востока,конечно,любопытна/но ведь автор продолжает линию"Дерева в центре Кабула",Лестева это не отметила/.
Интересно наблюдение об израильской разведке/нашим спецорганам на заметку/.И главное-зло,увы,не повержено,оно лишь приостановлено/на время/.Вспоминаю Эриха Фромма"Анатомию человеческой деструктивности",людям свойственна,увы,злокачественная агрессивность.И её не отменить.Мы же не будем заниматься евгеникой,ведь так?!В таком случае-и вечный бой,покой лишь снится...Автору вслед за "Востоковедом" можно исследовать в "Западноведе"/условное название/нынешние процессы,происходящие на Западе-мигранты,Меркель,выход Англии из ЕС,Маркон,Польша...

Комментарий #5073 02.05.2017 в 23:25

У Проханова есть свой читатель. И количественно - возможно, больший, чем у кого-либо из других наших прозаиков. Посему его стоит уважать минимум за то, что этот читатель в нём находит. Публицистика, безусловно, доминирует в его прозе, но... время такое нам досталось. Не будем снобами. А ранняя проза его - весьма и весьма крепкая со всех позиций.

Комментарий #5071 02.05.2017 в 21:02

Фантастика прозы и умиление критики.

Комментарий #5070 02.05.2017 в 19:30

Роман, которых сегодня много. От ура-патриота А.Проханова ничего ожидать не приходится, кроме выкриков. Он изображает эмоции, но не живёт чувствами. Эта Сирия уже надоела всем - здоровые мужики ждут, когда к ним придёт помощь из России, оторванная от наших людей. Я воин-интернационалист, но всё больше и больше начинаю ненавидеть беженцев, иждивенцев благополучных народов. А если подходить разумно, то Ближний Восток мы потеряли ещё в период арабо израильской войны (шестидневной) 1967 г. Способный анализировать, а не кричать - поймёт о чём я.