Дмитрий ЕРМАКОВ. К БАТЮШКОВУ. К 230-летию со дня рождения
Дмитрий ЕРМАКОВ
К БАТЮШКОВУ
К 230-летию со дня рождения
Мечты имеют свойство сбываться. Вот и сбылась – я в Устюжне, а скоро буду и в Даниловском. Лет тридцать мечтал…
Вечерняя Устюжна встретила меня тишиной, морозцем и запахом печного дыма… А вот библиотека, расположенная в большом красивом старинном доме, принадлежавшем когда-то (как узнал я на следующий день) богатейшему местному купцу.
Спокойный сторож Юрий разрешил мне взять в читальном зале пару книг, и я взял что-то об Устюжне и о Батюшкове…
По деревянной лестнице поднимаемся куда-то под крышу. Вот и моя комната… Да-да, в этой библиотеке есть комната с обстановкой провинциальной гостиницы 19 века: круглый стол, лампа с матерчатым абажуром, трюмо, пара гнутых стульев, кровать… Наверное, в такой ночевал и небезызвестный Хлестаков. Устюжане-то давно знают, – а от них и все остальные, – именно в этом тихом городке на пути из Петербурга в Москву случилась история, которую Пушкин потом рассказал Гоголю…
Историю про «устюженского Хлестакова» раскопал и доказал, что именно она стала основой «Ревизора», местный краевед Андрей Александрович Поздеев, ещё кажется в 60-х годах прошлого века…
Я завариваю чай, ем заботливо оставленные для меня бутерброды… Листаю книги… «Здесь бы, с этими книгами, в этой комнате, с неделю пожить…» – успеваю подумать я.
Вкусен был вечерний чай, сладок сон на старой панцирной кровати…
Следующий день начался с личного знакомства с директором библиотеки Галиной Анатольевной Тарасовой и экскурсии по этому большому и такому интересному дому, которую провела для меня Наталья Владимировна Волкова – заведующая отделом методической и маркетинговой работы.
Она рассказывала о доме:
– Здание старинное, красивое, памятник федерального значения, но изначально не предназначенное для библиотеки. Мы въехали сюда из старого здания библиотеки в 1995 году, до этого здесь было много разных учреждений, в том числе – педагогическое училище, выпускники которого работали и работают сегодня по всему бывшему СССР. Построил этот дом в конце девятнадцатого века богатейший купец Устюжны Яков Михайлович Поздеев (не прямой и весьма дальний родственник краеведа Андрея Поздеева. – Д.Е.). Очень богатый человек, меценат. Много жертвовал на храмы. Получил личное дворянство. В честь него в Устюжне с 1998 года проходит ежегодная Поздеевская ярмарка. Это был жилой дом, а на первом этаже – лавки, магазины… В этом доме останавливался святой Иоанн Кронштадтский, приезжавший по приглашения городской управы. Вот с этого балкона он благословлял устюжан.
Я нахожусь в комнате, в которой останавливался Иоанн Кронштадтский, вот дверь – выход на тот самый балкон… Как всё рядом и близко. С иконы смотрит на меня святой…
Рассматриваем альбомы с фотографиями и документами, рассказывающими об истории библиотеки.
Я узнаю, что Устюженская библиотека была создана в 1883 году решением земского собрания, но посещение её тогда было платным, поэтому доступна она была не для всех. В 1892 году эта же библиотека была преобразована в «учительскую библиотеку». Параллельно в 1896 году 14 апреля открывается платная библиотека-читальня имени Помпея Николаевича Батюшкова – сводного брата Константина Николаевича. Библиотека была открыта его женой Софьей Николаевной, она хотела ставить память о Помпее Николаевиче и часть книг из усадьбы в Даниловском передала в эту библиотеку. В 1912 году земство приняло решение соединить библиотеки в одну и оставить ей имя Помпея Николаевича Батюшкова.
– Книги из тех первых библиотек и сегодня есть в фонде нашей библиотеки. Всего «редкий фонд» насчитывает около тысячи книг, – рассказывает Наталья Владимировна. – Вот интересный альбом, составил его Аркадий Васильевич Бобров. Он краевед с большой буквы, работал в музее, был директором библиотеки, но главное дело его жизни – создание музея в Даниловском.
Честь и слава краеведам, таким как Андрей Поздеев и Аркадий Бобров – хранителям народной памяти!
– Аркадий Васильевич считал создание музея в Даниловском делом чести, – добавляет Наталья Владимировна.
А я думаю, разве не дело чести и совести для нас, нынешних вологжан, – возрождение музея-квартиры Батюшкова в Вологде?..
Перед тем как перейти к рассказу о поездке в Даниловское, я скажу ещё несколько слов о библиотеке.
Она мне очень понравилась. Светлые залы; замечательное, выигранное по гранту оборудование, позволяющее не выезжая из Устюжны побывать в Русском музее в Санкт-Петербурге; прекрасное оформление всех помещений; совершенно удивительный, сказочный детский отдел, из которого и взрослому-то не хочется уходить. И конечно, главное – люди, библиотекари, истинные подвижники культуры! Спасибо вам!
Отправляясь сейчас памятью в Даниловское, я приведу здесь слова из брошюры Аркадия Васильевича Боброва, изданной в 1963-м году Вологодским книжным издательством, – «Народный музей в Даниловском»: «В пятнадцати километрах от Устюжны на высоком угоре разместилось сельцо Даниловское. Древняя усадьба, принадлежавшая роду Батюшковых, известна не только в Вологодской области, но и за её пределами. В Даниловском в детстве жил талантливый поэт начала XIX века Константин Николаевич Батюшков. Неоднократно бывал он здесь, будучи уже известным поэтом.
С Даниловским связаны и другие представители рода Батюшковых, оставившие свой след в истории литературы и науки. Среди них младший брат поэта Помпей Николаевич Батюшков, автор работ по истории архитектуры и этнографии западных губерний России, издатель первого научного собрания сочинений поэта. София Николаевна Батюшкова основала в 1896 году первую в Устюжне публичную библиотеку-читальню. Бывал в Даниловском дипломат и востоковед Георгий Дмитриевич Батюшков. Дорожил Даниловским Фёдор Дмитриевич Батюшков, историк литературы, друг Короленко и Куприна.
В 1906-1911 годах в Даниловском жил и работал большой русский писатель Александр Иванович Куприн. В далёком тихом уголке он любил отдыхать, ходить на охоту, много и с увлечением писал. Здесь им созданы или начаты всемирно известные произведения, как: «Суламифь», «Изумруд», «Река жизни», «Как я был актёром», «Обида», «Яма». В рассказах: «Чёрная молния», «Попрыгунья-стрекоза», «Завирайко» «Пёсик – чёрный носик», «Бредень», «Груня» Куприн запечатлел Устюжну, Даниловское и соседние деревни.
Прошло почти полвека после того, как последние обитатели покинули усадьбу в Даниловском. От бурь и времени поредела сосновая аллея по дороге в Устюжну. Старый липовый парк зарос сиренью и акацией. Даниловское и дом Батюшковых перешли к колхозу «Выдвиженец»…».
Вот такой, кроме всего прочего, передающий и дух времени конца 50-х начала 60-х годов прошлого века текст. О Константине Батюшкове ещё весьма осторожно, в числе других Батюшковых, но уже можно без оговорок писать о Куприне (а ведь он и у «белых» служил и эмигрировал)…
Ну и скажем спасибо колхозу «Выдвиженец» и колхозникам, всё-таки сохранившим главное здание усадьбы…
И вот мы едем в Даниловское. Сопровождает меня Наталья Владимировна Волкова. Узнаю кое-что из истории города: название по устью речки Ижины, впадающей в Мологу, первое упоминание в летописи в 1252 году.
Ненадолго останавливаемся у памятного креста на месте битвы устюжан с поляками, пытавшимися захватить в 1609 году Устюжну Железнопольскую, в то время (и до середины 18 века) один из крупнейших центров металлообработки на Руси…
Чтобы узнать и понять город, надо знать и видеть его в разные времена года, надо пожить в нём, надо узнать его людей…
Впрочем, я уже знаю замечательных библиотекарей, я знаю поэтов Алексея Васильева и Юрия Максина… Я знаю Константина Батюшкова!
Мы едем дальше…
– А вот Купринская сосна! – указывает Наталья Владимировна. В стороне от дороги на пригорке разлапистая старая сосна… Куприн выкупил её у местных крестьян, когда они хотели её срубить, и вот стоит до сих пор – тоже памятник…
Дорогу сжимает аллея сосен. Сразу видны те, уже немногие, посаженные в 1813 году пленными французами, – могучие стволы, витые ветви. И много сосен более молодых. Кроны их смыкаются над дорогой…
Усадьба, ступени крыльца…
«Отечески Пенаты, о, пестуны мои!..». Обитают ли здесь сегодня добрые духи места, боги домашнего очага, о которых писал Батюшков?.. Что ж, с их обязанностями хорошо справляются и работники музея.
Меня ведут анфиладой залов и комнат… Старинная мебель, портреты на стенах. Стол – на нём книги, бумаги, колокольчик, которого касалась рука великого поэта и который потом оказался у Куприна, но вернулся сюда к хозяину…
Отсюда уезжал мальчик Батюшков в Петербург в большую жизнь, сюда возвращался после заграничного похода русской армии; всегда помнил, что здесь отцовский дом, хотя пришлось жить в Хантаново – имении матери.
А через сто лет здесь, в гостях у Батюшковых, подолгу жил непоседа Куприн, устраивавший рождественскую ёлку для крестьянских ребятишек в зале усадьбы, охотившийся в окрестных лесах и болотах, друживший с легендарным управляющим усадьбы Араповым.
А.М. Арапов – участник Цусимского сражения, побывавший в японском плену, неутомимый охотник, рассказчик, друг Куприна.
Вот одно из последних писем Куприна Арапову: «Чего бы я сейчас ни дал, чтобы вернуть даниловские времена, наши совместные обеды, ружья, псов, преферанс, вечернюю болтовню. Ах, дружище, старый морской волк! Встретимся ли?» – писал он в декабре 1918 года.
Нет, не встретились. В 1919 году, после провала наступления на Петроград Юденича (Куприн пошёл к нему на службу – издавал газету), Куприны спешно уезжают из Гатчины, где тогда жили, сначала в Финляндию, потом во Францию… Через два десятилетия Куприн вернётся в СССР, но жить ему останется недолго…
Я выхожу в парк, к бюсту Константина Николаевича, великого русского поэта, прощаюсь с ним и Даниловским…
Встретимся ли вновь?..
Дмитрий, спасибо, что написали про дорогого и очень важного для Русского мира поэта. Ждём продолжения. Может и Ваших мыслей о его творчестве. О любимых Вами стихах
Дмитрий,у Вас была хорошая мечта и хорошо,что она сбылась;как же без Батюшкова нам,русским,культурным людям обойтись...