ЮБИЛЕЙНОЕ / Кристина НОВОСЁЛОВА. ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА В РАБОТАХ ЮРИЯ ПАВЛОВА. К 60-летию критика
Кристина НОВОСЁЛОВА

Кристина НОВОСЁЛОВА. ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА В РАБОТАХ ЮРИЯ ПАВЛОВА. К 60-летию критика

 

Кристина  НОВОСЁЛОВА

ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА В РАБОТАХ ЮРИЯ ПАВЛОВА

К 60-летию критика

 

В разговоре о Сергее Есенине довольно часто возникает образ «похабника и скандалиста». Этот образ по-разному закрепляется в сознании людей. Так, в сериале «Есенин» великий поэт показан наивным деревенским парнем, которого волнуют только стихотворные баталии с Владимиром Маяковским, страсть к развлечениям, женщинам и алкоголю. При «вбивании» фразы «стихи Есенина» в поисковике «Яндекс» обязательно всплывает продолжение: «с матом». В СМИ постоянно появляются материалы, полные лжи о якобы самоубийстве поэта, о его «революционном» творчестве. На канале ТНТ биография поэта заинтересовала даже создателей шоу «Битва экстрасенсов». В одном из выпусков программы решили «выяснить», как же умер поэт, и пригласили для этого колдунов. Школьные уроки, на которых изучаются лишь несколько стихотворений Сергея Есенина о природе и любви не могут противостоять этому информационному давлению.

Доктор филологических наук, профессор, критик, член Союза писателей России Юрий Михайлович Павлов относит творчество поэта к славянофильскому направлению. Об этом он говорит в интервью «Необходимо развенчивать мифы…». Павлов ставит Сергея Есенина в один ряд с Иваном Шмелёвым, Михаилом Шолоховым, Юрием Казаковым, Евгением Носовым, Фёдором Абрамовым, Валентином Распутиным, Виктором Лихоносовым, Василием Беловым, Леонидом Бородиным [1]. Критик утверждает, что история русской литературы 19-20 веков построена на мифах. Некоторые из этих мифов Юрий Михайлович развенчивает в своих статьях. В частности, пристально и конкретно рассматривается личность Есенина, его творчество и мировоззрение. Каждое утверждение Павлова имеет фактологическое обоснование с опорой на биографию поэта, исторический контекст и исследования литературоведов-почвенников, чего так не хватает либеральным и многим советским авторам работ о Есенине.

Работа Юрия Павлова «Алла Марченко: Есенин без Есенина, или Путь в беспутье» является примером борьбы с «антирусским» толкованием творчества поэта. В ней подробно разбираются основные положения книги Аллы Марченко «Есенин: путь и беспутье».

«Русский «ток», дух в Алле Марченко отсутствует. Поэтому и её новая книга – это повествование не о Сергее Есенине, а о человеке и поэте, внешне похожем на русского гения. И не более того. <…> Новая книга Марченко есть очередное свидетельство того, что путь либеральных исследователей русской литературы – это путь в беспутье, путь в никуда» [2]. К такому выводу небезосновательно пришел Ю.М. Павлов в своей работе. Разберем основные тезисы, которые и привели к такому вердикту.

А.Марченко сводит человеческую и творческую судьбу Есенина к драме самолюбия, якобы порожденной непризнанностью поэта новой властью, приписывает поэту эгоцентризм, пытается дискредитировать его как славянофила и т.д. Все эти утверждения А.Марченко Ю.М. Павлов убедительно опровергает, находя у исследовательницы фактологические недочеты, логические изъяны, подмену понятий…

Особое место в развенчании мифов о Есенине у Юрия Михайловича занимает опровержение версии о самоубийстве поэта, вызванного, по мнению Марченко и либеральных авторов, галлюцинациями, манией преследования, невезением, психическим расстройством, преследовавшим его предчувствием смерти, безденежьем и т.д.  Юрию Павлову для этого не понадобилось вызывать экстрасенсов и заставлять их «вживаться» в роль умирающего Есенина, как это сделали на канале ТНТ. Критик приводит веские доказательства убийства поэта, опираясь на свидетельства современников, которые отказались подписывать акт о самоубийстве Есенина, дневниковые записи председателя есенинской похоронной комиссии, фотографии убитого и др. Об убийстве свидетельствуют: повреждённое переносье, вытекший левый и выпуклый правый глаз, отёки век и щеки, «вдавленная борозда». По мнению Ф.Морохова, «если предположить невероятное, что Есенин даже с такими травмами сумел залезть под самый потолок, высотой не менее четырёх метров и самостоятельно привязать себя верёвкой к вертикальной трубе, приняв при этом описанное положение, то при наступающем умирании и общем расслаблении мышц (релаксации) тело его выскользнуло бы из полупетли, держащей его за подбородок, и упало бы на пол» [3].

В работе «Я хочу быть желтым парусом…» Юрий Павлов рассматривает главные особенности мировоззрения и творчества поэта. Так, разбирается отношение Есенина к православию. Критик не отрицает первоначальных богохульских проявлений, но и не видит в них устойчивой направляющей тенденции творчества. «Бесовство» поэта носило характер временного затмения, помрачения, о чем свидетельствуют иные эпизоды из жизни Есенина (рассказанные Лолой Кинел, например) и дальнейшее творчество: «Кобыльи корабли», «Пугачёв», «Страна негодяев», в первую очередь» [4, с.184].

Политические воззрения поэта, по мнению Юрия Павлова, проявляются через такие произведения Есенина, как «Кобыльи корабли», «Страна негодяев» и т.д. Юрий Михайлович отмечает, что хотя в ранних произведениях поэта Октябрьская революция воспринята с восторгом, но в дальнейшем позиция Есенина радикально меняется, о чём свидетельствует «Страна негодяев».

Критик акцентирует внимание читателя на таких героях, как Чекистов, Номах, Рассветов, трактует их образы в контексте человеческих взаимоотношений и отношения к России. Расширенную характеристику получил Чекистов, изображающий преобладающий тип большевика, которому присущи антихристианство, антирусскость, интернациолизм, ненависть к мужику. Через образ Номаха, по мнению Юрия Михайловича, «Есенин показал трагедию романтической амбивалентной личности, первоначально уверовавшей в человеческое, национальное братство, в социальную справедливость, а затем разочаровавшейся в своей вере. Через образ героя поэт выразил во многом свою трагедию и трагедию миллионов» [4, с.184].

Специфику осмысления Есениным Гражданской войны Юрий Михайлович показывает, анализируя произведение «Кобыльи корабли»: «В то время, когда многие писатели взывали к крови, ненависти, С.Есенин говорил иным языком – жалости, сострадания, христианской любви. Лирический герой поэмы – это уже человек, руководствующийся в своих поступках евангельскими заповедями» [4, с.184]. Это говорит о том, что у поэта в более позднем творчестве происходит трансформация духовных ценностей.

Юрий Павлов подчеркивает отличительную особенность Сергея Есенина от многих других поэтов и прозаиков: он оценивает всё происходящее в стране с позиций крестьянства, и глубже – с позиции христанства. Подтверждением тому являются произведения «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…», «Хулиган», «Исповедь хулигана», «Мир таинственный, мир мой древний…» и т.д.

В критике Юрия Павлова есть объяснения и такому популярному сегодня образу «похабника и скандалиста», который многие либеральные авторы считают истинным и который берут за основу в фильмах и материалах СМИ. Юрий Михайлович подчеркивает, что тематика хулиганства является ответной реакцией на происходящее в деревне, стране, что это всего лишь бравада, маска, форма защиты. Критик отмечает, что об этом напрямую говорится в таких произведениях, как «Исповедь хулигана», «Письмо к женщине». «Лирический герой уходит от «железных врагов», от роковой реальности в кабак, предпочитая «чужому и хохочущему сброду» («Всё живое особой метой…»), бьющему в душу, общество бандитов и проституток («Да! Теперь решено. Без возврата…», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…»)». Также в работе «Я хочу быть желтым парусом…» говорится, что может показаться, что маска хулигана приросла к лицу и чудачества, желание забыться стало сутью героя. «Но в любом стихотворении этого периода (за исключением «Пой же, пой. На проклятой гитаре…»), как солнце сквозь тучи, просвечивают чувства и мысли, свидетельствующие о наличии высокого духовно-нравственного идеала у героя и поэта («Дорогая… я плачу… / Прости… прости…» – «Сыпь, гармоника. Скука… Скука…»; «Шум и гам в этом логове жутком…» – «Да! Теперь решено. Без возврата…»), что не позволяет отождествлять их с миром дна жизни» [4, с.184].

Тему любви в творчестве Сергея Есенина Юрий Павлов трактует значительно шире, чем это подается в учебниках и СМИ. Ведь у поэта она не исчерпывается только любовью к женщине. Точнее не только не исчерпывается, но не является главной, выдвинутой на первый план.  Критик отмечает, что порыв принести в жертву и Родину, и талант ради любви был мимолетным. Главное, это «Осенняя любовь, любовь – прощение и прощание, благословение. <…> «Нежность грустная русской души», любовь ко всему живому – конец одного и начало последнего этапа в творчестве С.Есенина. Любовь – доминанта личности в поэзии автора – проявляется на разных уровнях: женщины, человека, природы, животных, крестьянского быта, малой родины, России».

Юрий Павлов указывает, что в этой теме есть одна «главная» любовь – любовь к Родине. Ведь именно она включает в себя все вышеназванное. Это также подтверждает духовное преображение поэта, так как максимальное развитие подобного явления приходится на лирику 1924-1925 годов. 

Критика Юрия Павлова о творчестве Есенина является противовесом бесчисленным работам авторов, пытающихся очернить великого русского поэта, сделать его «советским» автором. Опираясь на конкретные факты и документы, Юрий Михайлович реализует то, на чём акцентировал внимание в своем интервью, то есть развенчивает все мифы, которые так старательно и скрупулёзно придумывают левые авторы.

 

 

Библиографический список:

1. Ермаков Д., Бычкова Т. Юрий Павлов: «Необходимо развенчивать мифы…» Интервью с критиком [Электронный ресурс] // Литературный блог Татьяны Бычковой и Дмитрия Ермакова. –http://poeziaprozi.blogspot.ru/2014/11/blog-post_56.html.

2. Павлов Ю.М. // Наш современник. – 2012. – №6. – С. 253 – 273.

3. Павлов Ю.М. I веков: литературные портреты, статьи, рецензии. – М., 2010. – С.216-229.

4. Павлов Ю.М., Синкевич М.С. История русской литературы первой половины XX века. Учебное пособие. – Краснодар,  2016.  – 184 с.

 

Комментарии