ЮБИЛЕЙНОЕ / ПОДВИЖНИК. К 60-летию Юрия Михайловича ПАВЛОВА
Юрий ПАВЛОВ

ПОДВИЖНИК. К 60-летию Юрия Михайловича ПАВЛОВА

02.06.2017
3257
3

 

 

ПОДВИЖНИК

К 60-летию Юрия Михайловича ПАВЛОВА

 

 

Александр Иванович КАЗИНЦЕВ

 

Сколько раз бывало – сидишь за письменным столом, а рука не поднимается раскрыть папку с материалами для очередной статьи. Зачем? Сколько тобою написано и статей, и книг. Столько предсказано из того, что происходит сегодня. Не заметили – будто ничего и не говорил!

Над родной страной пройду стороной,

как проходит косой дождь.

 

Наверное, каждый писатель-патриот испытывал подобные чувства. Ревнителей Отечества у нас не жалуют. Ни государство, ни общество. Власть готова признать и наградить любого – нет, не критика (критика власти и государству нужна, без неё нет развития) – ненавистника России, если он был признан во Франкфурте или в Нью-Йорке. И общество поглядывает на тебя равнодушно: "Да это свой! Какой же он провидец, если живёт рядом с нами?".

Перебираешь этак обиды – и вдруг звонок. Краснодар. Юрий Павлов: "А вот послушайте, Александр Иванович, что пишет о вашем творчестве мой студент". Или: "В следующем месяце свободны? Приезжайте в Краснодар на конференцию, много интересного народа будет".

И не только чувствуешь себя – сидишь по-другому! Спина прямая, брови вразлёт.

Юрий Михайлович Павлов – профессор, доктор филологических наук, замдекана факультета журналистики Кубанского государственного университета. Но главное – замечательный человек. Умный, чуткий, отзывчивый. Говорите: "Хороший человек – не профессия"? Если только красивые слова, словно фантики, разбрасывает, – согласен. А если помогает достойным, даёт возможность высказаться, а при случае и сражается за них в печати, то хороший человек – профессия наиважнейшая.

Думаю, нет ни одного заметного русского автора, о котором бы не написал Павлов-критик. Василий Белов, Леонид Бородин, Владимир Личутин, Станислав Куняев, Юрий Казаков, Владимир Максимов, Вацлав Михальский – герои его статей. С особым интересом, я бы сказал – азартом, высказывается он о творчестве собратьев-критиков. В книге Юрия Михайловича "Критика XX-XXI веков" собраны статьи о Вадиме Кожинове, Михаиле Лобанове, Юрии Селезнёве, Владимире Бондаренко. Впечатляет доскональное знание не только их работ, но и литературного контекста – яростных баталий, этими работами вызванных. Великолепное владение материалом придаёт статьям Павлова убедительность.

Отдельно отмечу полемический дар. Статьи Павлова о друзьях и врагах, а их немало (из той же книги – Бенедикт Сарнов, Дмитрий Быков, Вячеслав Пьецух) – не академически бесстрастные исследования. Это всегда спор – и в апологии и в инвективе.

Не позавидуешь тем, кто попал под бритву темпераментного разбора. Зато на помощь Павлова можно положиться. Говорю это не как сторонний наблюдатель. Не раз Юрий Михайлович вступался за меня, в пух и прах разбивая завистливых обвинителей. И не держал паузу (какая польза от запоздалой защиты?), а спешил на выручку.

Критик, да ещё с полемическим огнём, сегодня явление редкое. Одного этого достаточно, чтобы воздать должное юбиляру. Но Павлов не только критик. Он – наставник. Учитель. Среди его учеников профессора московских вузов Елена Коломийцева, Ирина Гречаник, доценты Армавирского педуниверситета Николай Крижановский и Дмитрий Ковальчук, доцент Кубанского университета Маргарита Синкевич. За каждым уже свои ученики. Так складывается школа Павлова.

Не академическая, совсем нет. Юрий Михайлович не просто даёт ученикам знание, расширяет кругозор. Он вдохновляет на деятельное служение литературе. Об этом благодарно вспоминала Елена Коломийцева в статье: "Настоящий учитель (Наш современник. № 7 – 2012): "Юрий Михайлович научил нас думать, чувствовать, никогда не мыслить штампами... <Он> один из тех, кто своим существованием заставляет подтянуться, вдуматься, развиваться, соответствовать».

Среди учеников Юрия Павлова не только молодые профессора, но и юные критики. Он воспитывает в студентах навыки умного чтения, побуждает дополнять анализ текста размышлениями о судьбе его автора, раскрывать место писателя в литературном процессе. Лучшие работы своих воспитанников профессор рекомендует в столичные издания. Наверняка многие читали статьи Ирины Шейко в "Нашем современнике" и в "Литературной газете", Кристины Новосёловой в "Дне литературы", Анастасии Хоптинской в "Нашем современнике" и в электронном журнале "Парус", который редактирует Ирина Гречаник.

Аналитическое мастерство, умение ясно обозначить свою позицию, защитить её в споре питомцы Павлова оттачивают на научно-практических конференциях. Вообще-то вузовские конференции – дело обычное, если не сказать рутинное. Не то у Павлова. В Армавире, где он возглавлял кафедру, Юрий Михайлович провёл десять конференций. В Краснодаре, куда перебрался недавно, три. В этих масштабных, до деталей продуманных и блестяще организованных форумах в полной мере раскрылся талант Павлова – и как критика, и как просветителя, и как блестящего организатора.

Нельзя сказать, что Павлов тащит воз в одиночку. Такую махину силами одного человека не сдвинуть. Помогают. И начальство. И ученики – бывшие и нынешние. Но характерно: уехал Юрий Михайлович из Армавира – и конференций там больше не проводят. Утвердился в Краснодаре – а с ним и конференции. Так на Руси повелось: всё держится на энергии подвижника!

Чем же интересны павловские конференции? Они "именные" – посвящены авторам, в чьих произведениях, по мнению Юрия Михайловича, наиболее полно выразилась русская мысль – Вадиму Кожинову (Армавирская) и Юрию Селезнёву (Краснодарская).

Конференции отличает поразительная свобода в выборе тем и жанров выступлений. Никакой зарегулированности, столь часто наводящей скуку на участников научных бдений.

Павлов приглашает не только филологов, но и писателей, что оживляет дискуссии, придаёт им художественную глубину. К нему приезжали Владимир Личутин, Леонид Бородин, Юрий Козлов, Вера Галактионова, Лидия Сычёва, Владимир Бондаренко, Сергей Куняев, литературоведы Сергей Небольсин, Юрий Архипов, слависты из Японии, Китая. Постоянный гость – кубанский классик Виктор Лихоносов.

Изюминка, отличающая павловские конференции, – участие молодых писателей. Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, Роман Сенчин, Платон Беседин, Андрей Тимофеев, Елена Тулушева побывали на Кубани задолго до того, как о них заговорила критика.

И это не список разрозненных имён. Показательно мнение молодого московского писателя Андрея Тимофеева: "Всякий раз, когда участники конференции собирались вместе, на самом ли заседании в актовом зале, за щедрым кубанским столом или во время совместной поездки на море и в горы, меня поражало удивительное единение всех перед лицом русской идеи. Несмотря на жаркие споры, здесь действительно собрались единомышленники – и писатели, и критики, и преподаватели факультета журналистики КубГУ. "Мы здесь все люди православные..." – как-то даже без особого акцента, как о само собой разумеющемся, сказал кто-то за столом".

Андрей Тимофеев делает неожиданный, но внутренне логичный вывод: "...Если бы в каждом городе России был такой университет и такой факультет, может, была бы у нас уже другая страна – и выросло бы вскоре то новое поколение русских людей, любящих Россию "и в целостности её истории, и в её современном состоянии", чувствующих неразрывную связь с великой русской литературой, полагающих основание своей жизни в служении Богу и родине".

Убеждённость в том, что Россия была бы другой, если бы в каждом городе был университет, подобный Кубанскому, – высшая похвала подвижнической деятельности Юрия Павлова.

 

Р.S. В начале нынешнего года Юрий Михайлович стал главным редактором журнала "Родная Кубань". Несколько месяцев – слишком короткий срок, чтобы судить о деятельности Павлова-редактора. Но те, кто видел первые номера, им подготовленные, не мог не заметить разительные перемены и в оформлении издания и в его содержании. Прекрасный журнал, посвящённый кубанской истории, разворачивается к современности, не утрачивая связи с поистине родной стариной.

От души желаю Юрию Михайловичу успеха и на редакторском поприще!

 

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________

 

Юрий Вениаминович КОЗЛОВ

 

Юрию Михайловичу Павлову – критику, литературоведу, педагогу, редактору и общественному деятелю исполняется 60 лет. Прекрасный возраст для творческого человека, тем более что полный сил и энергии юбиляр решительно не похож на среднестатистического российского пенсионера. Юрий Павлов – редкий тип критика, сочетающего глубокое знание предмета с внутренним нравственным законом, основа которого – русская национальная традиция в общественной и политической жизни, в культуре, литературе, философии, экономике и религии. Это именно тот аршин, каким критик Юрий Павлов измеряет современную российскую литературу. В этом смысле его имя можно смело ставить в один ряд с такими подвижниками русского дела, как Вадим Кожинов, Юрий Селезнёв, Михаил Лобанов, Анатолий Ланщиков.

Ежегодные Селезнёвские конференции, проводимые Павловым, давно приобрели всероссийский масштаб, превратились в настоящую лабораторию литературной мысли. Особенно ценно, что в обсуждении насущных проблем активное участие принимают студенты.

Хочется пожелать юбиляру оставаться таким же молодым, энергичным, заряженным на новые интересные проекты во славу русского слова!

Мы живём в трудное время. Но благодаря таким людям, как Юрий Павлов, тоска и уныние отступают, а души наполняются надеждой!

 

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________________________­­­­_________________________

 

Светлана Николаевна МАКАРОВА-ГРИЦЕНКО

 

Я считаю Юрия Михайловича Павлова человеком из прошлого и будущего одновременно. Прежде всего, потому, что он русский литературный критик в исторически сложившемся понимании этих слов. Так ещё во времена золотого века литературы критика в России занимала, как справедливо утверждал Добролюбов, «исключительное положение в общественной жизни страны» и выполняла «функции не только эстетического, но и социально-политического характера». На протяжении уже двухсот лет наиважнейшая задача разъяснения смысла художественного произведения в отечественной традиции всегда сопрягается с современностью, с насущными проблемами духовной жизни общества, с формированием русской национальной элиты, что позволяет рассматривать нашу литературную критику полноценным разделом русской философии.

Так как нынче общество практически лишено благотворного влияния   русской критической мысли, то Юрия Михайловича я отношу и к временам прошлым…

По причине же невозможности длить и длить существующее положение, по причине того, что Россия, с её изначальной литературоцентричностью, просто перестанет существовать (а это невозможно!), я уверена, что Юрий Михайлович Павлов – человек будущего, книги и статьи которого, имея важнейшее значение для жизни страны, обязательно будут, не могут не быть! активно востребованы.

Но, пожалуй, самое главное в другом.

Юрий Михайлович активно и полноценно влияет на день сегодняшний. Даже при существующем сегодня положении вещей, когда, по утверждению Владимира Бондаренко, «…власти, все партии боятся подлинной русской национальной литературы, как чумы» (тиражи книг и журналов мизерны, СМИ закрыты не только для критиков, но и для писателей). Этот период литературного безвременья не стал для критика пустотой, а сам он не превратился в вопиющего в пустыне, потому что смог сплотить единомышленников, сумел объединить людей разных поколений и повести разговор о главном: о вечной духовной доминанте в национальной литературе, о противлении злу. Конечно же, я имею в виду «кожиновские» и «селезнёвские» конференции, которые ежегодно по инициативе и непосредственном организационном и творческом участии Юрия Михайловича, его благодарной памяти о великих сынах Отечества, проходят на Кубани.

Я сердечно поздравляю русского литературного критика Юрия Михайловича Павлова, человека прошлого, будущего и настоящего с юбилеем! Многая благая лета!

 

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________

 

Сергей ПАНЧЕНКОВ

 

Я познакомился с Юрием Михайловичем Павловым на втором курсе во время профессионально-творческого практикума. Эта встреча была необычной для всех студентов, у которых он вел занятия. В течение предыдущего года мы прилежно учились писать по журналистским канонам, вытравливая вольный стиль из нашего творчества. И вдруг новый для нас, второкурсников, преподаватель Юрий Михайлович показал, что журналистика – это больше, чем виды заголовков и принцип перевернутой пирамиды. Благодаря ему мы учились на своем творчестве, а не на клишированных примерах, постигали профессию через собственное мировосприятие, а не с помощью теоретических учебников. На его занятиях мы могли писать свободно о том, что нам нравилось, и о том, что нам не нравилось.

Юрий Михайлович своим примером убеждает, что о своих взглядах нужно говорить прямо. С ним мы смело обсуждали такие проблемные темы, как история и политика, образование и культура… Он научил нас не бояться говорить о том, что думаем. Уважаемый литературный критик и публицист, профессор отдавал наши работы на суд общественного мнения. Экзамен трудный, но необходимый для взросления молодого журналиста. Случалось, что сам Юрий Михайлович критиковал публикации неопытных студентов. Эрудированный исследователь, он мог привести факты в пользу любого аргумента, который он считал истинным. Студенты его побаивались – его требовательности, принципиальности, – но и любили.

Вспоминаю, как Юрий Михайлович на фестивале «Пульс пяти миллионов» выступил в защиту кубанской прессы. Презрительно отзывавшимся о региональной периодике гостям из Москвы, которые представляли федеральные бульварные издания, Юрий Михайлович привел такие примеры из их собственных изданий, после которых столичные «мастера» молча опустили глаза в пол.

Не стеснявшийся своих убеждений, он и нас, студентов, учил в духе настоящей свободы – когда человек следует своему внутреннему голосу, а не навязанным извне мнениям о том, что должно быть правильно. Его оценка людей по духу стала для меня важным уроком. В этом смысле Юрий Михайлович не следовал формальному разграничению по поверхностным признакам на «своих» и «чужих». Он прислушивался к иной точке зрения, если она была обоснована. Далеко не все обучающиеся выдержали его проверку как судьи. Но были и те, кто, несмотря на различие в мировоззрении, заслужили уважение этого ученого.

Развить глубокий взгляд ему помогла литература, она стала для него окном в мир. Я не многих знаю людей, которые так бы горели тем делом, которым они занимаются. Его увлечение предметом в хорошем смысле заразило многих студентов. Теперь его ученики получили признание как авторы изданий «День литературы», «Завтра», «Родная Кубань», «Парус»… Юрий Михайлович стал идейным вдохновителем нашего журфаковского журнала «П.О.Л.И.С.». Многие студенты, начиная с его страниц, достигли СМИ всероссийского уровня.

Юрий Михайлович Павлов – человек, свято верящий в идеалы. Учитель, взрастивший профессионалов.

Комментарии

Комментарий #32015 15.10.2022 в 14:44

Я лично не знаю Юрия Павлова, но почитала его статьи и подписываюсь под всеми хорошими словами.

Комментарий #16602 21.03.2019 в 17:25

Как много прекрасных слов ☀️ И так приятно читать. Только сегодня вспоминала Юрия Михайловича и конференцию в Армавире. До сих пор благодарю вас, Юрий Михайлович, за эту честь: быть приглашённой. И восхищаюсь вами. Всего вам самого доброго.

Комментарий #5539 10.06.2017 в 23:35

Поздравления юбиляру, организатору Кожиновских чтений!