
Елена ОСМИНКИНА. РЕЕТ АЛЫЙ ПАРУС ГРИНА... Из цикла «Серебряный век и Крым»
Елена ОСМИНКИНА
РЕЕТ АЛЫЙ ПАРУС ГРИНА...
Из цикла «Серебряный век и Крым»
ВОЛОШИНСКИЙ КОКТЕБЕЛЬ
Прошёл он равнины, холмы Коктебеля
В полынном венке и холщовой рубахе,
И волны ворчали, и тенькала птаха,
И ветры любимые стансы пропели.
Шагнуло столетие — вижу всё тоже:
Причудливы камни вершин Карадага…
И море в седеющих буклях… и птаха…
Холмы с бархатисто-коричневой кожей…
Наивно тягаться во времени с камнем,
Но с вечностью спорят ― поэты от Бога:
К признанью потомком находят дорогу,
Стихами рождая бессмертную память.
АННА В ХЕРСОНЕСЕ
Ко мне приплывала зелёная рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и весёлой
И вовсе не знала, что это — счастье.
Анна Ахматова
1.
Ей Царское Село сегодня снилось
и почему-то — белый-белый снег.
В остатках сна в окно взглянула: билось
в него лучами солнце, и разбег
рассвета яркого будил округу:
звенело птичье бодрое «фьюить»,
и лето крымское надёжным другом
не уставало весело дразнить.
Она босой бежит к волнам и чайкам,
бесстрашно заплывает далеко,
и здешних, древних берегов хозяйкой
себя считает искренне, легко.
И радостно в Стрелецкой бухте Анне:
опять с востока подмигнул маяк
в молочно-белом утреннем тумане,
как огненно-счастливый, добрый знак…
2.
Над Херсонесом ветры пели южно,
неспешно солнце плавилось в закат,
сменяя день горячий, влажно-душный
прохладной ночью, стрекотом цикад.
На берегу встречала Анна лодку,
где несколько проворных рыбаков
гребли без устали домой, в слободку,
а рядом — серебристый их улов.
И белой пеной стопы ног ласкала
упругая зелёная волна,
шептала ей о вечности устало ―
душа была поэзией полна.
НИКОЛАЮ ГУМИЛЁВУ
Мы вспоминаем часто Вас,
Ваш мир, «волнующий и странный»,
Где были чувства без обмана
И лицедейство ярких фраз.
Неугомонная душа,
Желавшая во всем полёта.
Из нот высоких хороша
Строка поэзии бесплотной,
В которой был и Крым седой,
Мятежность волн от пены белых,
Рой мелких звёзд, что на постой
К луне тянулись в Коктебеле…
И храбрым слыл, и робость знал,
Любви невиданную силу,
И высь, и черноты провал,
Где воскрешало только имя…
А впереди — холодный след,
Озноб туманного рассвета.
Сражён поэт, почил поэт
В земле, его стихом согретой.
ЦВЕТАЕВА В ФЕОДОСИИ
1.
В центре тихой Феодосии
пахло морем, солью, дынями,
и над улицей пустынною
потемнело небо с просинью.
И в ночных часах, что таяли,
очаровывались звёздами,
и в рассветах ранних — вёснами
две души сестёр Цветаевых.
И Марина мелким почерком:
«сколько солнца здесь и зелени»
сентябрями и апрелями!
И не страшно одиночество.
И с тех пор хранила бережно
сердоликовую бусину,
генуэзскую искусную,
даже в будущем безденежье…
Снова лето в Феодосии:
щедрый зной и море тёплое
до дыхания, чуть робкого,
в позолоте лёгкой — осени.
Эта гавань стихотворчества
вновь наполнена поэтами,
и звучат стихи дуэтами,
и звенят стихи пророчеством.
2.
Иду вдоль генуэзских стен,
Встречая ветра поцелуи…
Марина Цветаева
А тени немых кипарисов
и стен генуэзских* — длинней,
и сумерки резче, смелей
дохнули печалью и бризом.
Закат разгорается робко,
и первые звёзды дрожат,
Марина идёт не спеша
среди Караимской слободки.
Её в Феодосии манит
проулочков узость, дома
из грубых камней, крутизна
ступеней, холмов. И шаманят
ворчливые, пенные волны,
от церкви доносится звон,
но взгляд у неё отрешён
рождением строк своевольных…
________________________________
* генуэзская крепость Кафа, XIV век
ИГОРЮ СЕВЕРЯНИНУ
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла — в башне замка — Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Игорь Северянин
Виват, король стихов, виват!
Как он гордился этим званьем
И, женское сердечко раня,
Галантно ручки целовал.
И обожал игру в слова:
Рядил их в новые одежды
И не терял поэт надежду,
Что обретут они права
Жить и блистать не только здесь,
В стихах изящного эстетства,
Где было всё — игра в кокетство
И правды искренняя месть.
Года текут, как воды рек,
Но может нынешний читатель
Представить дамы лёгкий смех
И блеск муарового платья,
У моря — редкий экипаж,
И замок с гордой королевой,
В которую влюбился первым
В счастливом безрассудстве паж.
СТАРЫЙ КРЫМ И ГРИН
Агармыш всё так же дремлет,
Будто сотни лет назад,
В старокрымских здешних землях,
Где полыни аромат,
Можжевеловых иголок,
Диких яблонек и груш.
На его вершине голой
Среди лета, зимних стуж
Реет алый парус Грина.
И отсюда, с высоты —
И холмы зелёным клином,
И сияние воды
Круглобокого залива.
Здесь в свои рассказы Грин
Ярко и неторопливо
Перенёс любимый Крым…
Белый домик, и мечтатель
Словно в нём живет опять:
Пишет свой роман писатель,
Ощущая благодать.
МАЯКОВСКИЙ В СИМФЕРОПОЛЕ
И вот умолк
мотор-хохотун.
Перед фронтом
серебряных тополей
мы пронеслись
на свободном ходу
и через час ―
в Симферополе.
В.Маяковский
1.
На плечах широких
тесен чёрный фрак,
но важней для многих
ритма шаг, размах,
новизна исканий:
— Кто он?
― Футурист!
Голос жжёт и ранит —
истинно артист!
Дамы и студенты:
― Маяковский, бис!
И букетик в лентах
от галёрки — вниз…*
2.
Лето, стройный тополь,
воздуха бальзам;
здравствуй, Симферополь! —
ждёт поэта зал. **
Вновь чеканит голос
лесенки из строк,
чувств, задора полон
«пролетарский» слог.
Знал: «в запасе вечность»,
сколько ни отмерь.
В память крымской встречи ―
улица теперь.
________________________
* в 1913 году Маяковский с успехом читал стихи в театре Таврического
дворянства (ныне театр им. Горького)
** выступление поэта в 1926 г. в Доме работников просвещения (ныне Дом
офицеров)
Дорогие друзья, откликнувшиеся в июле на эту публикацию, спасибо за отзывы. Приятно, что тема Крыма и Серебряного века в моем творчестве Вас привлекла.
Уважаемый Александр, благодарю за единомыслие по этой, дорогой для меня теме. И за впечатление о стихах от Вас, известного русского поэта, чьи поэтические произведения привлекают внимание многих композиторов, имена которых на слуху и среди которых особенно люблю творчество Вячеслава Малежика. )
Елена Осминкина
Как известно Крым – поэтическая Мекка классиков русской литературы, полуостров изобилует местами, тесно связанными с именами: Марины Цветаевой, Максимилиана Волошина, Александра Грина, Мандельштама и Белого, Гумилёва и Брюсова, и по сей день хранящими волшебную атмосферу первой четверти 20 века, стоит только немного прислушаться и пристальнее вглядеться.
Дорогие всем нам имена.
Спасибо за прекрасные стихи и память.
Ваш Александр Костерев.
Елена, спасибо, замечательную Вы нашли, и мягко, ненавязчиво затронули тему - внутренних связей поэтов Серебряного века и поэтической жемчужины России - Крыма... Всех Вам благ...
Спасибо Елене за любовь к Серебряному веку и Крыму. Поэтично!