Александр БОБРОВ. МОЛОДЫЕ КОСМОПОЛИТЫ. КАК МАКАРЕВИЧ... Полемические заметки
Александр БОБРОВ
МОЛОДЫЕ КОСМОПОЛИТЫ. КАК МАКАРЕВИЧ...
Полемические заметки
Июнь начинается Днём защиты детей, который отмечается 1 июня с советских времён, а завершается 27 июня Днём молодёжи, который в буржуазной России почти не вспоминают даже в официальных СМИ. Между этими праздниками, которые должны напоминать властям про заботу о будущем, вклинивается непонятный День России, который в этом году праздновали с особым размахом и ретро-шиком, особенно в Москве. Но лучше бы взяли из прошлого не гимнастические пирамиды на Манежной и военную форму 37-го года, а то, что делало в СССР детей и юношество привилегированным классом. Но класс олигархов — этого не понимает. Упор на патриотизм был сделан и теоретически подкреплён: доля россиян, называющих себя патриотами, выросла до 78% с 57% в декабре 2006 года, сообщает фонд "Общественное мнение". Не считают себя патриотами 16% респондентов (с 30% в 2006 году), показал опрос, проведенный 3-4 июня среди 1500 человек в 104 населенных пунктах 53 субъектов РФ. Президент РФ Владимир Путин принял участие во всероссийской акции "Мы — граждане России!": глава государства в торжественной обстановке в Кремле вручил паспорта десятерым юным россиянам разных национальностей, отличившимся во время обучения или проявивших себя в экстренных ситуациях. То есть подчеркнул: главное ощущать себя гражданином! Об этом же свидетельствует и его согласие на разработку Закона о российской нации, который сразу вызвал шквал критики — что за «российская» нация?!
Историки не имеют единой точки зрения, когда же сложилась русская нация. Часть из них считает, что уже в 1612-13 годах освобождала страну от польско-шведской интервенции сплотившаяся в Смуту нация, о чём говорил ещё великий Василий Ключевский, другие твёрдо считают, что российская, имперская нация сложилась к первым победам Петра Великого и принятию им титула императора. А вот в беседе с Дмитрием Быковым «печальник о русском народе» Михаил Ходорковский высказал упадническую мысль: «Русскую цивилизацию подкосили те события, которые происходили в XX-м и в начале XXI века. Всё-таки когда в стране убивают десятки миллионов людей, ещё десятки миллионов умирают из-за того, что нет хорошей медицины...
— Нет работы, — подхватил многостаночник Быков
— Нет работы, еще значительная часть спивается, — конечно, любую нацию такое подкосит. Ровно поэтому, на мой взгляд, русская нация до сегодняшнего дня и не состоялась до конца, хотя, собственно говоря, на европейском континенте не так много наций с такой длинной историей».
Ну вот, приговор и нашей эпохе — готов: не состоялась нация-то, а ведь в августе минувшего года на заседании Госсовета в Астрахани президент Владимир Путин дал прямое указание разработать Закон о российской нации. Государственные структуры и Госдума — рьяно взялись за работу и… забуксовали. В Госдуме идёт разработка технического задания (только первая стадия!) для такого закона. Послышались издёвки над схожестью с понятием советский народ, который и впрямь складывался, так сразу стали обсуждаться варианты размытого названия: «О российской нации и управлении межэтническими отношениями», «О государственной национальной политике», «Об основах государственной национальной политики» и др. Снова, несмотря на институты, фонды и постановления ещё президента Дмитрия Медведева, стали мусолить, что есть само понятие «российская нация», «россиянин»? Станислав Говорухин написал: «Россияне, россиянин — слова отвратительные. Мы всё время были многонациональным русским народом. Теперь стали россияне. Хотя для всего мира — мы русские!». Некогда похоже высказался и Расул Гамзатов: «За границей — я русский, в России — я дагестанец, в Дагестане — я аварец». До рыка Ельцина: «Руссияне!», ещё четверть века назад, в России не было в ходу само определение «россияне».
Владимир Поздняков, депутат Государственной Думы от фракции КПРФ написал в «Литературной газете»: « Совершенно очевидно, что нам необходимо на законодательном уровне решить проблему русских, русского народа. Для начала я бы отметил, что государствообразующая нация — русские — не имеет национального государства. Нынешняя Россия с юридической точки зрения не является русским национальным государством, в рамках которого русские осуществили бы право на национальное самоопределение. Это и делает национальный вопрос в РФ острым. Почему, собственно, русские (великороссы) лишены государственности? В Конституции РФ говорится, что Россия — это многонациональное государство. Но насколько это так? Чтобы страну признать мононациональной, вовсе не нужно, чтобы все 100% жителей принадлежали к одному этносу. Достаточно 67%. Так утверждает международное право. Русских в России свыше 80%. Больше в процентном отношении, чем казахов в Казахстане, латышей в Латвии, эстонцев в Эстонии… Но Латвия, Эстония и Казахстан являются национальными государствами эстонцев, латышей и казахов. Их называют мононациональными! Таким образом, можно утверждать, что и Россия — полиэтническая, но мононациональная, а не многонациональная страна. И об этом надо честно говорить!».
Да, об этом говорят веками, даже в советское время это часто прорывалось, но последние три десятилетия волюнтаристской, антирусской, а то и русофобской политики в СМИ и коридорах власти сделали своё дело. Есть же известный анекдот: на придворном балу к маркизу де Кюстину, автору одной из популярных на Западе книг о России (русофобской, замечу!), обратился император Николай I:
— Вы думаете, все эти люди вокруг нас — русские?
— Конечно, ваше величество…
— А вот и нет. Это — татарин. Это — немец. Это поляк. Это — грузин, а вон там стоят eврeй и молдаванин.
— Но тогда кто же здесь русские, ваше величество?
— А вот все вместе они русские!
А мы кто сегодня вместе? Например, в царской и советской армии все — от поляка Брусилова до армянина Баграмяна считали себя русскими офицерами, а Газманов поёт: «Офицеры-россияне, пусть свобода воссияет…». Ну, воссияла ваша либеральная свобода — и что? Разве дождаться нам такого приказа по армии: «Господам начальникам войск вселить в солдат, что все войска неприятельские не иначе что, как сволочь со всего света, мы же русские и единоверные. Они храбро драться не могут, особливо же боятся нашего штыка. Наступай на него!». Потомок грузинского царского дома Багратионов взывает: «Мы — русские и единоверные», а большой теледеятель с грузинской фамилией Сванидзе призывает вообще не касаться этого вопроса: «У нас преобладают люди с разной кровью. Поэтому, кто и кем сам себя считает, это настолько интимный вопрос, что докопаться до сути крайне сложно, и не нужно. Во мне текут четыре крови. Кем я себя считаю — грузином, евреем, русским или поляком — это мое сугубо личное, интимное дело. Я гражданин Российской Федерации. Мой родной язык — русский. Я воспитан на русском языке и русской литературе». Ну, коли так, то по определению Владимира Даля, который подчёркивал: «Отец мой выходец, а мое отечество Русь», Сванидзе — русский! Но Николай Карлович и под пыткой этого не скажет. Почему? — загадка, которая строилась всей государственной политикой, всеми СМИ и с его участием. Попробуй исправь это поспешным законом! Да пусть и не одним, за прошедшее время приняты Стратегия национальной безопасности, Доктрина информационной безопасности, Основы государственной культурной политики, имеющие прямое отношение и к национальной политике. Но что прояснилось, легло в основу практической работы?
Игорь Круговых, член Высшего Совета национального союза политологов утверждает, что многие нестыковки требуют «разработки не «словаря понятий» под очередной закон, а создания единого для всей системы документов стратегического планирования единообразного терминологического словаря. Кстати, написать все эти определяющие жизнедеятельность народов документы нужно понятным языком, избегая двойного толкования и неясностей. А прежде всего надо определиться в главном — обозначив русских как системообразующий народ в общей семье российской нации». Может, и пора при таком-то наличии фондов, советов, госструктур, но мне кажется, что великая отечественная литература давно определилась с терминами, понятиями, иерархиями: в ней нет ничего выше, чем звание русского поэта, скажем, или русского солдата. Многое потом было размыто, скомпрометировано всякими ЕГЭ, оболгано СМИ! Идёт обсуждение важного закона — где, например, аналитические ток-шоу?
А вот с таким постулатом Круговых — трудно согласиться: «Хороший пример — Стратегия национальной политики Москвы на период до 2025 года, в основу которой заложены именно эти принципы». Не знаю, какие там принципы заложены, но я живу, пишу и преподаю в Москве и ближнем Подмосковье — в сердце державы. Так вот, после серии статей и вялых обсуждений в разных СМИ решил задать вопросы студентам двух вузов, где преподаю основы творческой деятельности журналистов и литературное мастерство, простой вопрос: «Кем вы себя ощущаете в первую очередь?».
Честно скажу, что у меня с ребятами достаточно доверительные отношения, потому что стараюсь на них не давить и своих убеждений не навязывать, поэтому надеялся получить достаточно честный краткий ответ, кем более всего — гражданами РФ или русскими? Ведь мы все живем в одной стране, общаемся, учимся, а главное, пишем на русском языке. Ответы меня, честно говоря, повергли в недоумение, если не выразиться сильнее. При относительно однородном, хотя и пёстром составе (как ведётся в мегаполисе), назвали себя русскими только 44% опрошенных, гражданами РФ — лишь 11%, как и «просто человеком» — те же 11%; на второе место вышли уклончивые ответы — «наполовину украинской, наполовину русской национальности», «наполовину русской, наполовину кабардинкой» — 14%, а твёрдо по национальному признаку назвали себя лишь 5%, («я — казашка, и никогда — русская!»), то есть даже вместе с уверенно назвавшими себя русскими — 49%, меньше половины!
Другие ответы были пёстры, например, 11% ребят ощущают себя «просто человеком». Абстрактно! Значит, многие будущие мастера пера и микрофона, бойцы информационного фронта и сферы идеологии, как ни крути, вообще не определились. Ну, хотя бы на уровне Андрея Макаревича, который созрел и прямо заявил: «Я пою еврейские песни на русском языке, потому что я еврей... В моём трудоголизме есть что-то нерусское. Может это еврейское? Не знаю… Я совершенный космополит» (из интервью в "Российской газете"). Правда, как-то странно отказывать в трудолюбии русским, которые освоили, обиходили бескрайние суровые просторы, вручили их и нам с Макаревичем, и более молодым.
Причём, когда я задал тот же простой вопрос в лоб третьекурсникам, они, как более изощрённые и уже хлебнувшие лицемерия СМИ, начинали темнить, уходить в витиеватость. Как написала староста группы: «Кем я себя ощущаю? Хороший вопрос, особенно в реалиях сегодняшнего дня, когда активно обсуждается вопрос российской нации. Внутри просыпается подленький еврей и с характерным акцентом вещает: «Доца! Не делай маме болна!». На задворках сознания вещает поляк: «Панночка!..». Но это всё корни моего происхождения. Такие же, как литовские князья или ссыльные русские аристократы в Сибири. Корни — это хорошо, корни это важно. Но сегодня я отвечу, пусть и немного хвастливо: «Я гражданин планеты Земля, человек мира!». А я-то сначала замер с интересом — куда приведёт? И — такое разочарование… Другая студентка засыпала процентами: «На 50% я ощущаю себя коми, на 100% — русской, арифметически неправильно, но духовно всё возможно. По моей математике я — на 1000% Гражданин мира и на 150% — русская в итоге». Вот и пойми!
Зато убийственно понятно ответили студенты нового направления МГИК — литературного творчества и художественного перевода — те, которые, по замыслу, должны влиться в русскую словесность как творцы, организаторы, переводчики, редакторы. И что? Перечисляю итог опроса (может, конечно, малость выпендривались и дерзили): гражданин РФ — 3 человека; просто человек — 1; никем — 1; всеми — 1; космополитом — 1; русской… — 1. Одна! — правда, самая способная и творчески состоятельная. Космополиткой, по примеру Макаревича, назвала себя внучка вологодского писателя, писавшего про русские красоты и обряды! Руки опускаются… А я им перед этим рассказывал про классический ответ полу-немца Владимира Даля, когда у него допытывались про национальность, чтобы вручить весомую премию Берлинского университета как выдающемуся немецкому филологу. А он ответил честно: «Каждый принадлежит к той национальности, на языке которой думает. Я думаю по-русски». И премия ему — обломилась! Потом в эту несколько упрощённую формулу сама русская реальность внесла дополнение: «Русский — это не кровь, а Язык и Судьба». Не корни даже, не характер, а именно — судьба, когда потомок правителей Грузии становится русским полководцем Багратионом, а еврей из литовского местечка Левитан — пронзительно русским пейзажистом. А я ведь им на прошлой лекции читал стихи Сергея Маркова (не политолога, а прекрасного поэта и путешественника):
Я — русский. Дышу и живу
Широкой, свободною речью,
Утратить её наяву —
Подобно чуме иль увечью…
Чиста, как серебряный меч
И свет в глубине небосвода,
Великая русская речь —
Надежда и счастье народа.
Вот каковы наши корни, глубины самоощущения, надежды! И что?
Меня после этого не убедит даже доктор политических наук, писатель Александр Щипков, который обещает, что нас ожидает мировая перестройка. Он полон оптимизма и заявляет: «Слово «русский» ведь долгое время было маргинализировано и отчасти табуировано. Но уже сейчас за него идёт жёсткая борьба: в будущем тот, кто сможет представлять русских, получит в свои руки громадный исторический ресурс. Надеюсь, это будут здравые и ответственные люди, а не те, кто ходит с уточками и носит на голове кастрюли». Мои студенты ни уточек, ни кастрюль не носят, но за слово «русский» — точно не борются. Это, я считаю, следствие той политики, которую ведёт (вернее, не ведёт!) государство хотя бы в лице вице-премьера по делам спорта и молодёжи Виталия Мутко (ни словечка про молодых — только о футболе), целая структура Росмолодёжь (вы слышали кого-то из них по ТВ, например, читали в «Комсомолке»?) или такая загадочная структура как управление Администрации Президента по общественным проектам, которое впрямую отвечает и за патриотическое воспитание молодёжи, и за творческие союзы. Его недавно возглавил Сергей Новиков — технарь по образованию, работник Росатома, откуда, наверное, и перешёл вместе с Сергеем Кириенко в АП. Но если вы там, славные атомщики, отвечаете за идеологию, писателей и СМИ, подумайте, как собрать и зарядить плодотворными идеями атомизированную молодёжь!
Автор Александр БОБРОВ: "решил задать вопросы студентам двух вузов. назвали себя русскими только 44% опрошенных".
-В столице, в вузах, похоже, это так.
У нас в провинции на заводе, думаю, русских значительно больше.
Николай Денисов
Между прочим, слово "россиянин" - только для внутреннего употребления. Ни в английском, ни в немецком, ни в польском, ни, насколько мне известно, в других языках нет противопоставления "русский - россиянин". Все, кто живет в России и является гражданином РФ, официально и в разговорной речи - "русские".
Интересно.
Хорошая статья,но возымеет ли она действие?Деньги/доллары/интернациональны,а в наши годы они-культ всего и вся.М зачем в таком случае быть русскими?Так,увы,мыслят многие.От доллара пора откреститься,тогда,может,положение изменится.