Николай ВОЛЖСКИЙ. ИНТЕРВЬЮ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖАНР. Эссе
Николай ВОЛЖСКИЙ
ИНТЕРВЬЮ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖАНР
Эссе
Я хочу предложить вам, уважаемые читатели, для обсуждения такую тему: «Интервью как новый самостоятельный жанр художественного выражения». Интервью как жанр публицистики, т.е. беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам, широко используется сейчас различными СМИ. Интервью прочно утвердилось на телевидении. В нём сочетаются такие особенности как: содержательность, ёмкость, краткость, зрительность, популярность. При подходящем эстетическом оформлении оно выступает в качестве нового самостоятельного вида художественного показа.
А может ли интервью стать вполне самостоятельным видом художественного повествования в письменной литературе? Законен вопрос: а почему обязательно самостоятельным? Ну, хотя бы потому, что интервью в его литературном значении не подходит ни под одно из определений: рассказа, очерка, новеллы, эссе и других малых форм эпической прозы.
Какие отличительные черты в этом его смысле можно отметить. Это, прежде всего, количество участвующих в нём действующих лиц – всегда более одного. Это разговорная форма в реальном режиме времени в виде «качели» (вопрос-ответ-вопрос-ответ и т.д.) Третьей, очень важной, на мой взгляд, чертой является возможность обсуждения многих актуальных, совершенно разных (и на первый взгляд не стыкующихся между собой) тем в одном кратком художественном произведении. Здесь мне хочется вспомнить Н.В. Гоголя, который в «Мёртвых душах», желая «разом посмеяться» над негативными сторонами жизни в тогдашней России, прибегнул к эффективному приёму, избрав объезд Чичиковым поочерёдно совершенно отличных друг от друга поместий. Условно можно сказать, что Чичиков провёл «рассредоточенное» интервью с группой помещиков. Но Гоголю пришлось написать для этого целую “поэму”.
Так может ли интервью занять достойное место в художественной литературе как обособленный жанр малой формы эпической прозы? Я думаю, что да, если усилить в нём авторскую «составляющую». В этом случае автор, как это ему и положено, будет «и швец и жнец и счастья кузнец». Ведь ему придётся выступать и за ведущего и за собеседников и, главное, он – автор всего спектра тем, выраженных в вопросах и ответах на них. Автор сам ставит себе «сверхзадачу», чтобы созданное им произведение было «конгломератом», а не «россыпью» обсуждаемых тем. Его интервью может быть и шире и глубже своего «прародителя», если он умело внесёт в него описание факторов, вызвавших необходимость его написания, обстановки, места и времени. Его «герои» могут быть ярче, умнее/глупее реальных. Исходя из сказанного, я предлагаю назвать результат такого творчества – «авторским интервью».
Возможно ли (и существует ли?) «художественное» интервью в других видах искусства? Например, в музыке? Мне кажется, что ближе всего к нему подходит джаз, в традициях которого уже заложен тематический диалог его участников («и на дуде игрец!»)…
Продолжая общаться с Вами, мои уважаемые читатели, мне хотелось бы поделиться с Вами вопросом, ответ и разъяснения на который желательно было бы узнать как от искусствоведов, а также и от специалистов—информатика. Суть моего вопроса заключается в следующем: что предлагает зрителю картина «Чёрный квадрат» Малевича и экран выключенного телевизора, а точнее, что между ними общего и какая разница? Николай Волжский
Николай Волжский
С почтением откликаюсь на Ваши просьбы. В своё время Сергей Александрович Есенин написал,что большое видится на расстоянии. Это его утверждение всеми принято как аксиома. Я же не в упрёк ему, а как расширение его рассуждений, добавляю: «А ГЛУБОКОЕ можно видеть только ВБЛИЗИ». Глубину пропасти можно увидеть ТОЛЬКО подойдя к ее краю.
Уже послал в редакцию несколько своих работ: стихотворения, эссе и даже пьесу. Жду их публикации
Где новые статьи? Давайте!
Давно не читали ваших размышлений. Не пропадайте.