СОБЫТИЕ / Екатерина ВИСИЦКАЯ. ПЕРВЫЕ ЛИХОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ – С ЛЮБОВЬЮ
Екатерина ВИСИЦКАЯ

Екатерина ВИСИЦКАЯ. ПЕРВЫЕ ЛИХОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ – С ЛЮБОВЬЮ

 

Екатерина ВИСИЦКАЯ

ПЕРВЫЕ ЛИХОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ – С ЛЮБОВЬЮ

 

Большинство читателей, слыша фразу «классик русской литературы», вспоминает имена Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Чехова, Есенина, Шолохова, Булгакова... Однако среди писателей, известных не так широко, тоже есть классики. Один из них – наш современник Виктор Иванович Лихоносов. Он, по словам Валентина Распутина, «последний рыцарь русской литературы».

Первая научно-практическая конференция, посвященная творчеству Виктора Ивановича, состоялась 16 июня в Кубанском государственном университете. Инициаторами мероприятия стали декан факультета журналистики Валерий Касьянов и литературный критик, главный редактор журнала «Родная Кубань» Юрий Павлов.

«Неужели нужно обязательно умереть, чтобы в твою честь устроили чтения?» – с этого вопроса начал конференцию В. Касьянов. И действительно, уникальность чтений в том, что проводятся они в присутствии человека, которому посвящены. Редкий случай! Послушать Виктора Ивановича, выразить ему благодарность и обсудить актуальные вопросы литературы, журналистики, критики приехали именитые гости: писатель, заместитель главного редактора журнала «Наш современник» Александр Казинцев, писатель, литературовед Юрий Лощиц, писатель, главный редактор журнала «Роман-газета» Юрий Козлов, писатель, главный редактор журнала «Молоко» Лидия Сычева, журналист, фотохудожник Наталья Батраева... Всего в конференции приняли очно-заочное участие 92 человека из разных городов России и мира.

В приветственном слове ректор Кубанского госуниверситета Михаил Астапов поделился с аудиторией:

– Мы очень долго убеждали Виктора Ивановича в необходимости этого мероприятия и его присутствия на нём. И сегодня все мы наконец-то являемся участниками исторического события: на наших глазах зарождается традиция проведения Лихоносовских чтений!

Пожелав успешной работы конференции и поздравив участников, Михаил Борисович передал слово «виновнику торжества».

Виктор Иванович Лихоносов, выпускник Краснодарского педагогического института (бывш. КубГУ – прим. Е.В.), в юные годы и подумать не мог о том, что однажды близкие по духу люди будут собирать в его честь залы, полные преданных читателей.

– Если бы мои преподаватели увидели сейчас меня здесь, они были бы приятно удивлены, – рассказал классик. – Для них я представлялся обычным студентом – веселым, озорным, спортивным и не подающим особых надежд. В молодости я многого не знал, однако сердце не обманешь. Любовь к литературе появилась на свет раньше, чем я сам, и постепенно росла, пока не стала смыслом моей жизни.

Участникам конференции писатель дал важный совет, некое руководство к жизни пишущего человека, проверенное опытом всей русской классической литературы:

– Всё определяет любовь! Не пишите без любви – плохо напишете. Даже когда вы будете критические вещи создавать, все равно вас будет вести любовь к жизни, исходить вы будете из того, что жизнь надо защитить и облагородить.

Так, о своем первом рассказе «Брянские» Виктор Иванович скромно сказал:

– Это не я написал. Это они – брянские старики – своей рукой, душой, и Господь Бог мною водил. Я был влюблен в них.

Действительно, творчество кубанского писателя насквозь пропитано высоким, искренним и нежным чувством. Но чувство это не кричит вульгарно, не выставляется напоказ – любовь Лихоносова тихая, сопереживающая, народная. Выступая с докладом «Виктор Лихоносов: "Люблю тебя светло"», литературовед Дмитрий Ковальчук отметил, что зачастую рассказ от первого лица превращается в рассказ о себе, но при этом сам автор остается в тени, в отличие от Солженицына, например. Героев Виктора Ивановича Д.Ковальчук охарактеризовал как «вовсе не святых, но светлых людей, чьи мысли и поступки стремятся ввысь». Прозе Лихоносова свойственно «отсутствие желания социального преобразования общества». Автор не отделяет себя и своих героев от народа, не ругает и не порицает их. Виктора Ивановича наполняет только одно чувство – любовь. «Нужно любить жизнь, только так писать», – неоднократно повторяет он.

Творчество Виктора Лихоносова – это нить, соединяющая современный литературный процесс с историческим прошлым. Писатель обладает уникальным талантом объединять слово и музыку, придавать простым сюжетам философские мотивы, выражая их с душой и особым национальным чувством. Недаром Твардовский дал первым произведениям уроженца Новосибирска такую высокую оценку, сравнив их со «светящейся» прозой Бунина. Воспевая в своем творчестве русскую старину, быт тружеников, живописную природу уютных деревень, Виктор Иванович дает нам возможность насладиться не только мелодичностью языка, но и величием родной земли, воплощаемой в нем. Мастерски сливая в одно творческое целое прошлое и настоящее, он дарит молодому поколению шанс увидеть и узнать гораздо больше о богатой истории нашей страны, чем во многих многотиражных изданиях, написанных историками.

Большое внимание уделили на конференции и обсуждению вопроса дефицита качественной литературы и писателей, так же жгуче любящих писательство и преданных слову и идее, как Виктор Иванович Лихоносов. Мнения участников конференции разделились: кто-то защищал современных авторов, кто-то, в противовес первым, говорил о массовом вымирании настоящей литературы сегодня. Например, Лидия Сычёва сравнила классиков с густой березовой рощей, а некоторых «медийных» писателей с выжженными пнями.

– За последние 17 лет с карты России исчезли 19 тысяч сел, а вместе с ними и люди, которые могли бы продолжать прекрасные традиции Казакова, Белова, Абрамова, – объяснила свою позицию Л.Сычева.

В её поддержку выступил Александр Казинцев, добавив, что интерес к «толстым» литературным журналам у нынешней молодежи значительно падает.

– Тираж «Нашего современника» – 5 тысяч экземпляров. А ведь это самый читаемый «толстый» журнал на сегодняшний день! – посетовал А.Казинцев. – Популярность и наша, и конкурентов падает… А мы расстраиваемся: по нашему мнению, для думающих людей журналы просто необходимы!

Главный редактор «Роман-газеты» Юрий Козлов более спокойно оценил ситуацию. На его взгляд, литературная жизнь России находится в некой исторической паузе. Основная задача современного писательства и литературных журналов – делать ставку на провинциальных авторов, поддерживающих линию таких выдающихся личностей, как Владимир Крупин, Василий Белов, Валентин Распутин. 

В обсуждении этого и других вопросов активное участие приняли студенты – будущие журналисты, писатели, филологи, неравнодушные к литературе и творчеству Виктора Лихоносова в частности. С горящими глазами и неподдельным интересом они внимали всему, что рассказывали мастера пера. «Знания велики. Но, накопленные без любви, они никого не согреют» – эти слова Виктора Ивановича надолго сохранит сознание молодых слушателей.

Огромную роль на подобных мероприятиях играет процесс живого общения, причем обмен знаниями происходит у обеих сторон. Несмотря на серьезность Лихоносовских чтений и высокий статус приглашенных гостей, казалось, будто поучаствовать в доброй беседе собрались давние друзья, горячо любящие дело своей жизни.

Чтобы обдумать все сказанное и услышанное на научно-практической конференции «Творчество В. И. Лихоносова. Актуальные проблемы развития языка, литературы, журналистики и истории», понадобится не день, не неделя… Одно можно сказать точно: начало положено, и следующим чтениям быть! А возвращаясь к неоднозначному вопросу о спаде интереса молодых людей к чтению русских классиков, хочется процитировать Юрия Козлова: «Творчество Лихоносова будет востребовано до тех пор, пока жив русский человек!».

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (2)

Комментарии