Елена СУДАРЕВА. В КРУГЕ СВЕТА. О повести Пушкина «Капитанская дочка»
Елена СУДАРЕВА
В КРУГЕ СВЕТА
О повести Пушкина «Капитанская дочка»
«Я приехала просить милости, а не правосудия».
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»
Тревожно сейчас на душе. И словно со всех сторон тянутся к тебе щупальца этой тревоги. Чувствуешь, как сгустки общего беспокойства о судьбе каждого из нас, о судьбе России, о судьбах всего мира, словно темными облаками, затягивают ясный небосвод. И только мгновеньями вновь начинаешь ощущать красоту мира – пробьётся вдруг сквозь тёмную пелену яркий луч света и проникнет в самое твоё сердце.
Есть дивная повесть Александра Сергеевича Пушкина, законченная им за три месяца до трагической кончины, – «Капитанская дочка» (1836).
Называют эту повесть ещё «духовным завещанием» поэта. И точно, недаром! Погрузившись в её таинственный текст, оказываешься ты словно в круге Света, со всех сторон объятого тьмой, но чудным образом её побеждающим.
«Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло…».
Вот так нежданно-негаданно, как в этой вдруг разразившейся снежной буре в степи, в которую попадает Петр Гринёв по дороге в Белогорскую крепость, погружается в повести Пушкина в кровавый кошмар пугачевского бунта и тихая размеренная жизнь русской провинции и больших городов. Всё безжалостно затягивает в свою воронку пугачевский смерч.
Однако странным образом именно в этом кружащемся вихре жестокости, как свеча во тьме, вдруг загорается в душах почти всех главных героев повести «Капитанская дочка» самая подлинная человечность и сострадание. И совершенно неважным оказывается, к какому из двух враждующих лагерей принадлежит тот или иной герой.
Пушкин ломает все границы в этом новом страшном мире, разделяющие людей, и именно в этом новом мире его герои словно соревнуются друг с другом в великодушии и смелости, о существовании которых в себе, быть может, и не подозревали в своей прежней обыденной жизни.
Еще до всех трагических событий автор сводит, чуть не физически сталкивает «впотьмах» двух представителей этих враждующих миров – главаря бунтовщиков Емельяна Пугачева и дворянского сына, молодого царского офицера Петра Гринёва, едущего к месту своей первой службы в Белогорскую крепость, которую Пугачев в скором времени возьмёт жестоким приступом и зальёт кровью.
В дикой степи, в буран происходит их знаменательная встреча: «…я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели… Вдруг увидел я что-то черное… Я приказал ехать на незнакомый предмет» – так встречаются Вожатый (Пугачев) с Петрушей Гринёвым.
Вот с этого самого мига возникает между ними ничем не объяснимое, таинственное человеческое притяжение, разорвать которое не сможет даже сама позорная казнь Пугачева. Пугачев «узнал его (Гринева) в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу». Оставаясь на двух разных берегах враждующего людского моря, умудряются эти два героя в повести Пушкина сохранить между собой необычайную духовную близость, сочувствие и понимание.
«Я думал также о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспомнил об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызвался быть избавителем моей любезной!» – так размышлял Петр Гринев, когда он вместе с Пугачевым направлялся в Белогорскую крепость. Именно там находилась в заточении его возлюбленная – Марья Ивановна Миронова, дочь убитого пугачевскими бунтовщиками капитана Миронова, – в плену у Швабрина, офицера, который нарушил свою воинскую присягу, перешел на службу к Пугачеву и был назначен им новым комендантом крепости, а теперь принуждал беззащитную сироту выйти за него замуж.
В странный клубок противоречий попадает в мире Пушкина его главный герой, Петр Гринев, – в самый решающий миг своей жизни обращается он за помощью к «злодею», Пугачеву, не поступившись ни одним из своих принципов и рассказав в итоге «извергу» всю правду: «Слушай, – продолжал я, видя его доброе расположение. – Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу… Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам путь Бог укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…
Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. «Ин быть по-твоему! – сказал он. – Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»
Не только Петру Гриневу, но и самому читателю трудно поверить, что не сновидение всё это, что не во сне он читает чудесную повесть Пушкина, которую действительно всю слово в слово написал сам ПОЭТ. Не могут не поражать современного читателя своей какой-то НАДМИРНОЙ человечностью духовные проявления героев Пушкина. А ведь действие повести происходит даже не в начале ХIХ века, а отнесено автором в семидесятые годы XVIII столетия, в один из самых жестоких периодов русской истории.
И не один Петр Гринев, выросший словно провинциальный недоросль, поднимается на столь недосягаемую высоту честности, искренности, поражающей самого Пугачева, верности и сострадания.
А что же сам «злодей», Пугачев? Сам он, мятежник и «кровопийца», невероятным образом милует, спасает, одаривает и устраивает счастье дворянского сына.
А разве не совершает свой духовный подвиг Марья Ивановна, капитанская дочка? Робкая и пугливая девушка бесстрашно бросается на защиту оклеветанного жениха и добивается встречи с самой императрицей Екатериной II и объяснением всех происшедших обстоятельств спасает Гринева от позора и ссылки.
А Савельич, дядька Гринева и верный крепостной слуга, разве он не готов добровольно пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти от смерти своего Петрушу, молодого барина? – «Меня притащили на виселицу. «Не бось, не бось», – повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить. Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! Погодите!..». Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной! – говорил бедный дядька. – Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!». Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили».
А Василиса Егоровна и Иван Кузмич, родители Маши Мироновой, бесстрашно принимающие смерть от рук мятежников? Длинный список героев повести Пушкина, открывших в себе неведомые высоты духа, можно ещё продолжить...
Да! глубоко стоит задуматься современному читателю, зачем оставил нам, своим потомкам, эту «нехитрую повесть» великий русский поэт и почему с неизменным удивлением каждый раз открываем мы для себя этот вроде бы нехитрый рассказ о нехитрых, а подчас и наивных людях, а в итоге открываем для себя их бессмертное ЖИТИЕ.
Завет Пушкина нам;не дай нам,Бог,видеть руссский бунт-бессмысленный и беспощадный.Без смысла-потому что новая власть так прижмёт народ,что мало не покажется/паспорта в СССР дали крестянам только в 1964 г!,а нищенские 90ые годы,а ныне-проживи-ка на 8-10 тысяч!
И беспощадный-так нет у нас культуры,жеста/еще у Достоевского подмечено/.Громим всё подряд,как агрессивные подростки...
Произведение А.С. Пушкина многоплановое произведение. Из многообразия тем автор эссе выделяет две темы актуальные для России. Это наше тревожное состояние. «Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло…».
И второй аспект всего человечества "злодей и мастер". Сущность сформулированная Пушкиным задолго до Булгакова, но тем не менее злободневная по сей день.
Сударева Е. не навязчиво, но методично подводит нас к мысли, что эти две особенности весьма актуальны в настоящее время. И что мы, каждый из нас, ответственны перед судьбами Росси за решение этих противоречий.
Казалось бы, что и кто нового может сказать нам про "Капитанскую дочку" Пушкина, про повесть, которая с самого детства вошла в нашу душу и поселилась там навсегда? Все ее образы незабываемы и живут в нас во всем своем неподражаемом совершенстве: знаменитый тулупчик, щедро подаренный дворянским сыном бунтовщику и душегубу Пугачеву, залившему значительную часть России кровью, преданность крепостного дядьки Савельича, милосердие государыни. Страшный бунт - "бессмысленный и беспощадный" - гуляет по России, и сколько было их, этих бунтов. Великий Пушкин произносит эти пророческие слова, которые, увы, актуальны и сегодня.Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы изобразил Пугачова всего лишь кровопийцей и палачом. Как ни странно, мы сочувствуем ему - его кивающая Гриневу голова, затем отрубленная и окровавленная, вызывает в нас не только ужас, но и неожиданное сожаление. Елена Сударева своим эссе не только осовременивает повесть, акцентируя неоднозначность ее образов, но более того, его стилистическое звучание сродни пушкинским интонациям. Эссе и вкрапленные в него цитаты предстают неким единым целым. Все выдержано jjв одной манере письма - образного и по-пушкински ясного.
Прежнее поколение когда-то созревало на русской классике, и думаю: если бы современные дети познавали самое великое, что создала русская культура - ее литературу - на таких образцах ее толкования, ,они знакомились бы с ней не по сомнительным фильмам и дайджестам. ,,
Замечательное эссе - сжатое по форме, но точное и глубокое по своей сути. Как мне кажется, Елена очень верно подметила основной посыл ПОЭТА нам, теперешним - черты высокой, именно НАДМИРНОЙ человечности, которую проявляют герои в самых неожиданных, порой невозможных обстоятельствах. Читая эссе, понимаешь, отчего блистательный, глубоко психологический пушкинский текст не утрачивает притягательности и в наши смятенные времена. Спасибо, Елена!
Сказать, что мне понравилось эссе Елены Сударевой - это ничего не сказать. Ведь оно не только о художественных достоинствах знаменитой пушкинской повести, признанных всеми, её читавшими.
Данное эссе - социально-нравственное осмысление посыла гениального русского писателя человеческому сообществу. Суть его в умиротворении вражды, утверждая в жизни "чувства добрые", "честь", "свободу" и "милость".
Заслуга Е.Сударевой в том, что она оригинально раскрыла для новых читателей повести особую актуальность этого жизнеспасительного посыла в наше время повсеместно враждующих власть имущих.
К сожалению, полагаю, что пушкинский посыл и сегодня вряд ли будет услышан.
Виктор Евсевичев, Москва, 1 июля 2017 г.