ДАЛЁКОЕ - БЛИЗКОЕ / Елена СУДАРЕВА. В КРУГЕ СВЕТА. О повести Пушкина «Капитанская дочка»
Елена СУДАРЕВА

Елена СУДАРЕВА. В КРУГЕ СВЕТА. О повести Пушкина «Капитанская дочка»

 

Елена СУДАРЕВА

В КРУГЕ СВЕТА

О повести Пушкина «Капитанская дочка»

 

 «Я приехала просить милости, а не правосудия».
 А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»

Тревожно сейчас на душе. И словно со всех сторон тянутся к тебе щупальца этой тревоги. Чувствуешь, как сгустки общего беспокойства о судьбе каждого из нас, о судьбе России, о судьбах всего мира, словно темными облаками, затягивают ясный небосвод. И только мгновеньями вновь начинаешь ощущать красоту мира – пробьётся вдруг сквозь тёмную пелену яркий луч света и проникнет в самое твоё сердце.

Есть дивная повесть Александра Сергеевича Пушкина, законченная им за три месяца до трагической кончины, – «Капитанская дочка» (1836).

Называют эту повесть ещё «духовным завещанием» поэта. И точно, недаром! Погрузившись в её таинственный текст, оказываешься ты словно в круге Света, со всех сторон объятого тьмой, но чудным образом её побеждающим.

«Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло…».

Вот так нежданно-негаданно, как в этой вдруг разразившейся снежной буре в степи, в которую попадает Петр Гринёв по дороге в Белогорскую крепость, погружается в повести Пушкина в кровавый кошмар пугачевского бунта и тихая размеренная жизнь русской провинции и больших городов. Всё безжалостно затягивает в свою воронку пугачевский смерч.

Однако странным образом именно в этом кружащемся вихре жестокости, как свеча во тьме, вдруг загорается в душах почти всех главных героев повести «Капитанская дочка» самая подлинная человечность и сострадание. И совершенно неважным оказывается, к какому из двух враждующих лагерей принадлежит тот или иной герой.

Пушкин ломает все границы в этом новом страшном мире, разделяющие людей, и именно в этом новом мире его герои словно соревнуются друг с другом в великодушии и смелости, о существовании которых в себе, быть может, и не подозревали в своей прежней обыденной жизни.

Еще до всех трагических событий автор сводит, чуть не физически сталкивает «впотьмах» двух представителей этих враждующих миров – главаря бунтовщиков Емельяна Пугачева и дворянского сына, молодого царского офицера Петра Гринёва, едущего к месту своей первой службы в Белогорскую крепость, которую Пугачев в скором времени возьмёт жестоким приступом и зальёт кровью.

В дикой степи, в буран происходит их знаменательная встреча: «…я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели… Вдруг увидел я что-то черное… Я приказал ехать на незнакомый предмет» – так встречаются Вожатый (Пугачев) с Петрушей Гринёвым.

Вот с этого самого мига возникает между ними ничем не объяснимое, таинственное человеческое притяжение, разорвать которое не сможет даже сама позорная казнь Пугачева. Пугачев «узнал его (Гринева) в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу». Оставаясь на двух разных берегах враждующего людского моря, умудряются эти два героя в повести Пушкина сохранить между собой необычайную духовную близость, сочувствие и понимание.

«Я думал также о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспомнил об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызвался быть избавителем моей любезной!» – так размышлял Петр Гринев, когда он вместе с Пугачевым направлялся в Белогорскую крепость. Именно там находилась в заточении его возлюбленная – Марья Ивановна Миронова, дочь убитого пугачевскими бунтовщиками капитана Миронова, – в плену у Швабрина, офицера, который нарушил свою воинскую присягу, перешел на службу к Пугачеву и был назначен им новым комендантом крепости, а теперь принуждал беззащитную сироту выйти за него замуж.

В странный клубок противоречий попадает в мире Пушкина его главный герой, Петр Гринев, – в самый решающий миг своей жизни обращается он за помощью к «злодею», Пугачеву, не поступившись ни одним из своих принципов и рассказав в итоге «извергу» всю правду: «Слушай, – продолжал я, видя его доброе расположение. – Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу… Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам путь Бог укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…

Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. «Ин быть по-твоему! – сказал он. – Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»

Не только Петру Гриневу, но и самому читателю трудно поверить, что не сновидение всё это, что не во сне он читает чудесную повесть Пушкина, которую действительно всю слово в слово написал сам ПОЭТ. Не могут не поражать современного читателя своей какой-то НАДМИРНОЙ человечностью духовные проявления героев Пушкина. А ведь действие повести происходит даже не в начале ХIХ века, а отнесено автором в семидесятые годы XVIII столетия, в один из самых жестоких периодов русской истории.

И не один Петр Гринев, выросший словно провинциальный недоросль, поднимается на столь недосягаемую высоту честности, искренности, поражающей самого Пугачева, верности и сострадания.

А что же сам «злодей», Пугачев? Сам он, мятежник и «кровопийца», невероятным образом милует, спасает, одаривает и устраивает счастье дворянского сына.

А разве не совершает свой духовный подвиг Марья Ивановна, капитанская дочка? Робкая и пугливая девушка бесстрашно бросается на защиту оклеветанного жениха и добивается встречи с самой императрицей Екатериной II и объяснением всех происшедших обстоятельств спасает Гринева от позора и ссылки.

А Савельич, дядька Гринева и верный крепостной слуга, разве он не готов добровольно пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти от смерти своего Петрушу, молодого барина? – «Меня притащили на виселицу. «Не бось, не бось», – повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить. Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! Погодите!..». Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной! – говорил бедный дядька. – Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!». Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили».

А Василиса Егоровна и Иван Кузмич, родители Маши Мироновой, бесстрашно принимающие смерть от рук мятежников? Длинный список героев повести Пушкина, открывших в себе неведомые высоты духа, можно ещё продолжить...

 Да! глубоко стоит задуматься современному читателю, зачем оставил нам, своим потомкам, эту «нехитрую повесть» великий русский поэт и почему с неизменным удивлением каждый раз открываем мы для себя этот вроде бы нехитрый рассказ о нехитрых, а подчас и наивных людях, а в итоге открываем для себя их бессмертное ЖИТИЕ.

 

Комментарии

Комментарий #5744 07.07.2017 в 12:43

Завет Пушкина нам;не дай нам,Бог,видеть руссский бунт-бессмысленный и беспощадный.Без смысла-потому что новая власть так прижмёт народ,что мало не покажется/паспорта в СССР дали крестянам только в 1964 г!,а нищенские 90ые годы,а ныне-проживи-ка на 8-10 тысяч!
И беспощадный-так нет у нас культуры,жеста/еще у Достоевского подмечено/.Громим всё подряд,как агрессивные подростки...

Комментарий #5703 02.07.2017 в 13:12

Произведение А.С. Пушкина многоплановое произведение. Из многообразия тем автор эссе выделяет две темы актуальные для России. Это наше тревожное состояние. «Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло…».
И второй аспект всего человечества "злодей и мастер". Сущность сформулированная Пушкиным задолго до Булгакова, но тем не менее злободневная по сей день.
Сударева Е. не навязчиво, но методично подводит нас к мысли, что эти две особенности весьма актуальны в настоящее время. И что мы, каждый из нас, ответственны перед судьбами Росси за решение этих противоречий.

Комментарий #5695 01.07.2017 в 20:39

Казалось бы, что и кто нового может сказать нам про "Капитанскую дочку" Пушкина, про повесть, которая с самого детства вошла в нашу душу и поселилась там навсегда? Все ее образы незабываемы и живут в нас во всем своем неподражаемом совершенстве: знаменитый тулупчик, щедро подаренный дворянским сыном бунтовщику и душегубу Пугачеву, залившему значительную часть России кровью, преданность крепостного дядьки Савельича, милосердие государыни. Страшный бунт - "бессмысленный и беспощадный" - гуляет по России, и сколько было их, этих бунтов. Великий Пушкин произносит эти пророческие слова, которые, увы, актуальны и сегодня.Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы изобразил Пугачова всего лишь кровопийцей и палачом. Как ни странно, мы сочувствуем ему - его кивающая Гриневу голова, затем отрубленная и окровавленная, вызывает в нас не только ужас, но и неожиданное сожаление. Елена Сударева своим эссе не только осовременивает повесть, акцентируя неоднозначность ее образов, но более того, его стилистическое звучание сродни пушкинским интонациям. Эссе и вкрапленные в него цитаты предстают неким единым целым. Все выдержано jjв одной манере письма - образного и по-пушкински ясного.
Прежнее поколение когда-то созревало на русской классике, и думаю: если бы современные дети познавали самое великое, что создала русская культура - ее литературу - на таких образцах ее толкования, ,они знакомились бы с ней не по сомнительным фильмам и дайджестам. ,,

Комментарий #5694 01.07.2017 в 20:20

Замечательное эссе - сжатое по форме, но точное и глубокое по своей сути. Как мне кажется, Елена очень верно подметила основной посыл ПОЭТА нам, теперешним - черты высокой, именно НАДМИРНОЙ человечности, которую проявляют герои в самых неожиданных, порой невозможных обстоятельствах. Читая эссе, понимаешь, отчего блистательный, глубоко психологический пушкинский текст не утрачивает притягательности и в наши смятенные времена. Спасибо, Елена!

Комментарий #5691 01.07.2017 в 14:58

Сказать, что мне понравилось эссе Елены Сударевой - это ничего не сказать. Ведь оно не только о художественных достоинствах знаменитой пушкинской повести, признанных всеми, её читавшими.
Данное эссе - социально-нравственное осмысление посыла гениального русского писателя человеческому сообществу. Суть его в умиротворении вражды, утверждая в жизни "чувства добрые", "честь", "свободу" и "милость".
Заслуга Е.Сударевой в том, что она оригинально раскрыла для новых читателей повести особую актуальность этого жизнеспасительного посыла в наше время повсеместно враждующих власть имущих.
К сожалению, полагаю, что пушкинский посыл и сегодня вряд ли будет услышан.
Виктор Евсевичев, Москва, 1 июля 2017 г.