Владимир БОНДАРЕНКО. РУССКОЕ СЛОВО. Русская литература и православие
Владимир БОНДАРЕНКО
РУССКОЕ СЛОВО
Почему сегодня русская литература не в чести у власть имущих? Почему по телевидению нет ни литературных вечеров, ни дискуссий с писателями и поэтами? Почему давно отменены поездки писателей по стране с выступлениями и концертами через Бюро пропаганды? Почему нет государственной поддержки ни художественным журналам, ни издательствам, почему по всей России закрываются книжные магазины и библиотеки?
В своё время император Николай I после встречи с Пушкиным сказал своим придворным: сегодня разговаривал с умнейшим человеком. С каким из умнейших писателей хоть раз беседовал Владимир Путин: не спеша, один на один: с Валентином Распутиным, с Василием Беловым, с Юрием Бондаревым, с Александром Прохановым, с Владимиром Личутиным, с Эдуардом Лимоновым, с Андреем Битовым?
Русскую литературу, и не только современную, но классическую, давно уже не жалуют власти всех мастей. И я понимаю, почему? Литература им не подвластна. Денежное влияние можно контролировать, чиновничья власть управляется строго по вертикали, а что ты сделаешь гениальному поэту, будь то Юрий Кузнецов или Иосиф Бродский, когда они говорят неугодное властям? Влияние великих писателей никаким властям не подвластно. Разве что расстреляешь, или посадишь в тюрьму, но это по нынешним временам неполиткорректно. И поэтому большая русская литература выведена за скобки, в сферу или развлечения, или элитарной игры. «Глаголом жечь сердца людей», пророчествовать – ныне строго не допускается.
Впрочем, так было всегда, вспомним, как петрашевцев, а среди них и Фёдора Достоевского, приговорили к смертной казни всего лишь за чтение письма Белинского Гоголю. Не за попытку государственного переворота или измены, не за воровство или мздоимство, процветавшие и в те времена, а за всего лишь литературный спор двух великих писателей.
Хорошо, что уже в момент казни, на Семёновском плацу, царь наш заменил смертную казнь годами каторги. Да и в наши дни отсидел свой срок в тюрьме писатель с мировым именем Эдуард Лимонов, были под следствием Юрий Петухов и Владимир Сорокин. Да и на меня за беседу с Александром Зиновьевым, опубликованную в газете «День», возбуждали уголовное дело.
Россия всегда, во все века жила Словом, большой Идеей. Поразительно верно об этом написал наш гений Николай Гумилёв:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Может, потому Бог и наградил Россию великой литературой. Пока жива была в народе Идея, жива была великая литература – жила и Россия. Даже в самые суровые сталинские времена художественное Слово очень ценилось, даже с перебором, за него могли и расстрелять, как Клюева и Мандельштама, могли сослать в Сибирь.
Зато сейчас, с началом разрушительной перестройки, когда была дотла разрушена великая промышленность, ликвидированы тысячи научных центров, разорено сельское хозяйство, разрушено было в России и то самое великое Слово, оно перестало влиять на общество, его власти оградили от народа.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог.
Как бы нынче ни старались хоть частично восстановить науку и промышленность, пока Слову не будет возвращено былое влияние, без возрождения великой литературы Россия никогда не восстановится.
Это новая форма социальной фобии – боязнь писателей, боязнь больших Идей русского народа, боязнь выражения этих Идей в Слове… Сегодня мы наяву видим неадекватные реакции советников по культуре, ненависть к русскому таланту. Для сегодняшнего дня публичному Слову русского писателя поставили предел…
Сколько бы нефти ни лилось, сколько бы газа ни выкачивалось, и даже, не побоюсь это сказать, сколько бы храмов ни открывалось, без достойного доверия к русской литературе не будет и народного подъёма.
Цитируют к месту и не к месту сомнительное стихотворение о немытой России, приписывая его Михаилу Лермонтову. Или советники по культуре у президента такие же «немытые», или же осознанно Слову поставили пределы?
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.
Увы, Россия без большой литературы – страна мёртвых слов. И хоть немало в нынешней России талантливейших писателей, держат их где-то на обочине, не допуская до народного сознания. Казалось бы, в любые времена, имей страна таких писателей, как современные живые русские классики Владимир Личутин, Александр Проханов, Анатолий Ким, Виктор Лихоносов, Андрей Битов, Юнна Мориц, Станислав Куняев; таких, набравших полную силу, уверенных в себе лидеров, как Дмитрий Новиков, Захар Прилепин, Алексей Иванов, Евгений Чебалин, Олег Павлов, Алексей Варламов, Светлана Сырнева, Алексей Шорохов – талантливейшую молодежь, и вся Россия должна бы погрузиться в их книги, проводить их вечера и фестивали, слушать их живые выступления по телевидению. Но будто бы по какому-то тайному приказу всю русскую талантливую литературу держат на обочине, не допускают до читателя, замалчивают, утаивают. А в центр внимания выставляют ничего не значащих авторов мёртвых слов, пусть и талантливо технически написанных, таких как Дмитрий Быков или Людмила Улицкая. К СМИ и телевидению допускаются лишь писатели опустелого улья. Впрочем, даже и им, своим любимчикам, власть полную волю не даёт. Я представляю, какие бы жаркие дискуссии в прессе и на телевидении шли по книге Дмитрия Быкова «Один» в былые литературоцентричные времена, или по книге Дины Рубиной «Бабий ветер». Но – любая литература, левая, правая, русская или русофобская – сегодня вне общественного внимания. Никакой Константин Эрнст не допустит русских писателей до своего телеканала.
И вот в такое время мёртвых слов неожиданно к разрушителям русской литературы присоединяется наша православная Церковь. Ладно бы она обрушилась на дурно пахнущее телевидение, на нынешние извращённые выкрутасы псевдоноваторов, нет, церковные иерархи обрушились на всю великую русскую классику, от Пушкина до Толстого, от Достоевского до Чехова, решили, воспользовавшись случаем, уничтожить до корня русскую классику. Если бы на уничтожение русской классики накинулись парочка-другая церковных ортодоксов, это было бы не страшно, но возглавили этот антипушкинский заговор почти все церковные иерархи….
Мне скажут, а не попахивает твоя статья борьбой с Православием? Но мы не католики, где Папа Римский – живой наместник Бога на земле. Наши самые высшие церковные иерархи – лишь чиновники, не более. Какой-нибудь далекий от Храмов крестьянин или горожанин, учёный или инженер могут быть ближе к Христу, чем фарисействующие церковники.
Отец Всеволод Чаплин, не последний человек в церковной иерархии, прямо сказал: «В начале XX века и потом, конечно же, в советское время из литературы попытались создать эрзац религии. Имело место гипертрофированное почитание одних деятелей «золотого» и «серебряного» века при полном игнорировании других. Многочисленные памятники Пушкину и бесконечное восхваление его на фоне очень скромного отношения к Тютчеву, Батюшкову, Фету, почти полного исключения большинства поэтов, которые всю жизнь были консерваторами. Подчёркивание Толстого и глуховатое отношение к Достоевскому. При полном игнорировании Загоскина, Аксакова, Булгарина – подчёркивание, в общем, таких абсолютно второстепенных в литературе фигур, как Герцен... Всё это создавало квазирелигию. И я с этой квазирелигией не согласен. Я считаю, что литература – это не священное сообщество…».
Во-первых, никто не трактует русскую литературу как религию, и то, что в советское время благодаря писателям мы вспоминали о Боге, а священники тогда тихо сидели в сторонке, и в споры не влезали, это скорее подвиг русской советской литературы, и отнюдь не еретический.
Заявлять сейчас, мол, светская литература вредна для сознания русского человека, отвлекает его от религии, а культ русской классической литературы мешал православному сознанию, и был создан искусственно, насаждался сначала интеллигенцией царской России, а затем советской властью, – это значит, смыкаться с самыми лютыми русофобами, ныне уничтожающими русскость во всех проявлениях.
Полнейший бред, неожиданно, в самые тяжёлые для русской литературы времена утверждаемый ныне высшими церковными иерархами. Решили воспользоваться варварским отношением к русской литературе наших властей и очистить себе место под солнцем. Будто русская литература хоть где-то когда-то отрицала Бога. Впервые в жизни я прочитал в церковной прессе слово «пушкиноцентризм», с издёвкой в адрес нашего русского гения. А уж что говорить о Достоевском или Булгакове?
И на самом деле, ещё в 1891 году высокий царский чиновник А.Родонежский в своём докладе для Учёного комитета Министерства народного просвещения вопрошает: «На что деревенскому мальчику, школьнику и простолюдину знать «Демона»?». Прошло сто с лишним лет, а вопрос всё тот же, теперь уже у наших церковных иерархов.
Как утверждает священник Всеволод Чаплин: «Здесь не правы все. В том числе и Достоевский… Он ведь один из родоначальников богословского модернизма, на самом-то деле. Более опасный, чем Лев Толстой. Потому что Толстой был явный враг, а Достоевский – гениальный писатель, с совершенно гениальными интуициями как политическими, так и религиозными, но всё же богословский модернист. Деятельная любовь не спасает человека от ада. Как сказал святитель Игнатий Брянчанинов, «добродетели падшего естества нисходят в ад». Спасают истинная вера и действие самого Бога в человеке, в человеческой жизни, проявляющиеся в том числе и через добрые дела, но не только через них. Добрые дела – не главное. Деятельность вообще – не главное. Это то, что должно естественным образом прилагаться к истинной вере и к таинственной, евхаристической жизни человека во Христе. Но если вот этой жизни во Христе нет, то все добрые дела – прах, и даже могут быть опасны, потому что стимулируют гордыню, и тут приходится даже говорить о такой чудовищной, антиевангельской вещи, как пиар добрых дел. Почитайте Нагорную проповедь – там такое поведение прямо осуждается! Благотворительность напоказ – это нечто такое, что полностью убивает смысл этой благотворительности…».
Наш критик Вячеслав Лютый достойно ответил церковным фарисеям: «В Самаре на чтениях, посвящённых жизни и творчеству нашего поэта, прозвучала речь православного священника, в прошлом обретавшегося на кафедре научного коммунизма или истории КПСС. Главной идеей его наставления была следующая мысль: Пушкин греховен – по жизни и по стихам; учителем сегодняшнему русскому человеку он быть не может; вместо отечественной литературы необходимо читать сочинения святых отцов.
Сказал – ну, и ладно... Мало ли теперь идиотов, проникшихся даже самыми лучшими доктринами…». И далее Лютый продолжил: «Книжность и фарисейство – вот, пожалуй, самые тяжкие недостатки современного духовенства. В этой среде много людей поразительных нравственных и человеческих достоинств, у которых позади – сложный, подчас омытый кровь и смертью товарищей жизненный путь. Они терпеливы в своём подвижническом труде и знают цену человеческим поступкам. Однако рядом часто появляются фигуры мелкотравчатые, стремящиеся возвыситься на церковном поприще. Почти всегда у них прошлые годы наполнены неурядицами скорее житейскими, как раньше сказали бы – мещанскими. Однако лукавый сжимает в кулаке их сердце, и вот уже человек без собственной личности поучает, упрекает, переносит свою и чужую вину на согбенные плечи окружающих мирян. Безо всякого стеснения литературно бездарный Георгий Селин отвергает высокую русскую классику, которая во многом воспитала советского человека в преддверии Отечественной войны, едва не предаёт анафеме философа Георгия Федотова, а уж Льва Толстого в ином своём рассуждении жёстко рекомендует убрать с книжной полки, лапидарно упрощая вопрос об отлучении писателя от церкви, о чём даже в «Православной энциклопедии» сказано в достаточной мере деликатно и подробно.
Перед нами – откровенный в своём чиновничьем бесстыдстве шаг в сторону воцерковления русской художественной литературы. Шаг беспринципный и разрушительный, поскольку традиционно отечественное литературное пространство пронизано токами искусства и православия…».
Вышла и целая книга церковной публицистики, направленная против нашей великой литературы. Называется «Загадка 2037 года». Ладно уж никчемный и бездарный священник Георгий Селин в этой книге распинается о греховности всей литературы, но там же и уважаемый мною, печатаемый в нашем «Дне литературы» поэт, автор блестящих песен иеромонах Роман. Ему-то чем русская литература не угодила? Читаю слова иеромонаха Романа: «Помню, в университете педагог просвещала: «Вот ругают Пушкина за его легкомысленные связи с женщинами. Но зато какие стихи он писал потом!». Оправдала. Как будто на Страшном Суде писание стихов окажется весомее исполнения заповедей Христовых… Достоевский сказал: «Пушкин наше всё». Дюже громко… Христос наше всё!».
Опомнитесь, иеромонах Роман. Во-первых, «Пушкин наше всё» – сказал не Достоевский, а Аполлон Григорьев, глубоко верующий русский человек, а во-вторых, эти слова относились лишь к миру русской литературы. Надо ли вам так снижать уровень Христа до всего лишь лидера литературы. Может, вы его ещё лучшим булочником или лучшим аптекарем назовёте? «Пушкин наше всё» в литературе, Сеченов в медицине, Чайковский и Рахманинов – в музыке,.. А вот уже над всем миром, в небесной вышине – Христос наше всё! И в-третьих, не надо сравнивать самые лучшие стихи с заповедями Христовыми, вы их этим самым, – заповеди Божьи, – сильно понижаете. Оставим Богу – Богово, кесарю – керасево, а поэту – поэзию. Не надо видеть в великой русской литературе – врага Божьего.
Почитайте статью Георгия Селина: «…Если пушкинская звезда непреложно будет стоять над Россией, то придёт 2037 год, который во столько раз будет страшнее 1937 года, во сколько раз телевизор и интернет громче поют льстивые песни об империи и свободе, чем пел их поэт Пушкин». Бессмысленная абракадабра – рассмеётесь вы… Но в авторском предисловии к сборнику всё тот же священник Селин пишет: «…со времён Ломоносова именно они стремились быть учителями народа, предлагая ему услуги по духовно-нравственному окормлению и воспитанию. Веками жил русский человек, как учила его Святая Церковь, но вот возникает художественная литература – и через двести лет Христос низвергается, а на Его место поставляется новая учительница жизни – светская литература, и вместо Евангелия и творений святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста издаются миллиардными тиражами сочинения Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Есенина и др. Так чего мы хотим? Какого духовного мира? Какого Христа в душе? Неужели это не очевидно, что до тех пор, пока Пушкин и Достоевский будут пророками России, до тех пор Ленин и Сталин будут её апостолами?.. Литературно-художественная классика вновь и вновь рождает смятение в умах читающих её. Растлевающее влияние этой литературы на общество не прекращалось и не прекратится, оно перманентно, как перманентна революция, оставленная без покаяния и осознания грехов, приведших к ней».
Хорошо, что на это наступление фарисеев на нашу литературу обратила внимание «Литературная Россия», опубликовав яркие статьи Андрея Тимофеева и Вячеслава Лютого, но что же остальные отмалчиваются?
Как отрицательный пример, церковные фарисеи приводят икону известного иконописца архимандрита Зинона.
Но ведь Александр Пушкин на ней изображён не святым, а всего лишь собеседником своего современника святого Филарета Московского. В своём отзыве на эту икону православный русский писатель Александр Сегень пишет, что «Александр Сергеевич фигурирует на ней не в качестве святого, но в пропорциях, равных святому Филарету Московскому». Что так оскорбило наших фарисеев? Два великих современника, знакомых друг с другом, беседуют о русском Слове. Всё тот же Селин видит оскорбление в лилии, помещённой на иконе, мол, это династическая эмблема Меровингов и Ротшильдов, логотип тайного общества «Приорат Сиона», известный масонский знак. Я не могу спросить у уважаемого мною отца Зинона, что тот подразумевал под лилией, но на иконах Благовещения тоже архангел Гавриил предстаёт перед Девой Марией именно с этим цветком, как символом чистоты.
Если уж речь зашла об иконах, не могу не выразить своего несогласия с нынешней упрощенческой иконописной трактовкой всех наших святых.
Из всей иконописи убрали святого Христофора Псеглавца, хотя он таким был в иконописи изначально. Лишь наши древлеправославные староверы сохранили в своих храмах пёсий лик знаменитого христианского мученика, незаслуженно позабытого синодальной церковью вместе с множеством древних обычаев, правил и порядков.
Данная икона вошла в иллюстрированную энциклопедию «Древности и духовные святыни старообрядчества» как одна из жемчужин Рогожской ризницы. А вот иным фрескам с изображением святого мученика Христофора в синодальных храмах не повезло, их просто замалевали. Так же как нынешние неистовые мусульмане взрывают древние статуи Будды в Афганистане.
Я заметил, у нынешних церковных фарисеев вообще тяга к изъятию всего животного мира из иконописи. Обратите внимание, наши самые любимые православные святые Петр и Февронья Муромские, символ любви и крепкой семьи, тоже на современных иконах изображаются без неизбежного для них зайца. Лишь на старых иконах мы видим этого верного помощника Февроньи в её лечении страждущих.
Вот так и с русской литературой, вдруг помешавшей нашим церковникам. Я сам – православный русский человек, но моей вере в Бога не мешают ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Шолохов, ни даже Иосиф Бродский.
Вряд ли, запретив читать художественные книги, тем самым церковные начетчики и фарисеи повернут взоры людей в Евангелию и к житиям святых отцов. И впрямь, «зачем нам тратить драгоценное время на чтение художественных вымыслов, которые, если характеризовать их прямо, должны называться не просто пустыми, но душевредными фантазиями».
Эта спущенная откуда-то ересь о вреде русской классики, боюсь, чудовищным образом может отразиться на интересе к самому Православию у нашей молодежи. То ли провокация, то ли глупость? Совсем ненужное соперничество.
А тем временем в самой современной литературе надо поднимать значимость замысла, надо стремиться соединять её с вечностью. Прочитал в «Завтра» великолепную духоподъемную беседу двух своих старых товарищей, Александра Проханова и Александра Дугина, вся их беседа и была направлена на очищение Слова, на возвеличивание его. «Христос – это вечный Бог, который стал человеком. В нём время и вечность пересекаются. Для нас, христиан, вечность вполне конкретна – это Христос, это Бог. И Он пришёл вовремя. Он пришёл в человечество. Соответственно, Церковь и есть некое развёртывание послания вечности. Это вечная Церковь, которая живёт сквозь земную Церковь» – заявил Дугин. Его продолжил Проханов: «Вечность – это всегда новое. Любое соприкосновение с вечностью порождает ощущение абсолютного творческого импульса. То есть будущее не просто содержится в вечности. Вечность давит на нас для того, чтобы мы это будущее создали. Вечность живёт нами, она не отдельна от нас».
Потому Россия и является до сих пор душой мира, что она еще не потеряла надежды на русское Слово. Не хочет ограничиваться бытовыми земными пределами естества. Очень верно Александр Дугин сказал: «Сегодня мы окружены, находимся в оккупации у низкопробной литературы. Русскую речь пытаются заполнить словесным сором и иноземной шелухой. При потворстве власти чужой дух ломится в наши школы и храмы, обволакивает дурманом наши святыни, проникает в души и сердца детей. Интеллектуальное оскудение и гуманитарная катастрофа нации – не пустые слова, – беда стоит на пороге.
И почитать бы нашим министрам, авторам сплошь провальных реформ, «неистового Виссариона», который чёрным по белому писал: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус»... Испокон веков русское слово помогало осуществить уникальные творческие замыслы, воплощалось в нетленных творениях гениев отечественной поэзии и прозы».
Во имя этого русского слова нам и надо объединять все творческие силы, во имя русского слова, направленного на истинную веру. Не надо заталкивать поэтов и писателей в узкие группировки, пусть пишут по своему разумению, но при всех авангардных и традиционных формах они должны объединяться этой самой истинной верой.
Появились за последнее время с разных сторон сильнейшие произведения нового поколения писателей: в Петрозаводске Дмитрий Новиков со своим романом «Голомяное пламя», в Перми Алексей Иванов с мощным полифоническим «Тоболом», на Донбассе Захар Прилепин с уникальной книгой «Взвод», посвящённой великим русским писателям, прошедшим через офицерство и войны, в Москве Сергей Шаргунов с потрясшей многих книгой «1993»… У каждого свой путь, но надеюсь, приходит и понимание, что в одиночку, без объединяющей идейной основы наше общество не объединить.
Как писал тот же Захар Прилепин: «Изменения, которые случились в последние три десятилетия с народами России, и в первую очередь с русским народом, – удивительны. Народ оказался сильней и умнее пропаганды.
За эти годы страна получила в нагрузку тонны и тонны печатной продукции, посвящённой созданию «чёрного мифа» вокруг СССР и социализма.
На телевидении властвовал коллективный Сванидзе, эфирное время оккупировали бесконечные антисоветские сериалы, которые, надо сказать, снимают и по сей день.
Быть антисоветчиком во все эти годы означало быть модным, перспективным, милым власти. …Больше половины россиян, согласно официальной статистике, желают переоценки эпохи «перестройки» и «ельцинских реформ». И уж точно не хотят жить в той же системе, со всеми очевидными её издержками – как минимум в виде социального неравенства и явной зависимости от мировых финансовых институтов; как максимум – в обществе, построенном на принципах стяжательства и конформизма.
Так почему же мы до сих пор пребываем в обществе, которое не отвечает чаяниям большинства? …
Потому что кто-то нам сказал, что коммунизм – это прошлое, что он уже был?
А либерализм – его что, не было? А национализм – его только что придумали?
Коммунизм – это одновременно и наша традиция, и наша единственная надежда на прорыв в будущее. Более того, коммунизм – это ещё и стремление к свободе, проявление воистину дерзких, вольнолюбивых, яростных качеств нашего национального характера.
Буйство донского казака Степана Тимофеевича Разина, удаль башкирского атамана Салавата Юлаева, декабристский идеализм, поэзия Маяковского и поэзия Есенина, партизаны Сидора Ковпака, улыбка Гагарина – это тоже коммунизм. …
Помните, как у Есенина: «А Россия – вот это глыба… Лишь бы только советская власть!».
Коммунизм – выбор народный.
Мы не раз видели в последние годы, где собираются люди во имя сохранения своей русской идентичности. Они собираются возле памятника Ленина.
Отстоявшие памятник – сохраняют право говорить на русском языке, жить в пространстве национальной истории, гордиться своими победами, а не смотреть на факельные шествия.
Красное знамя над Россией – неизбежно. Взяли рейхстаг – и здесь справимся…».
Здесь уже, как и в отношении к Сталину, призыв к коммунизму – не есть призыв к возвращению брежневского уютного застоя, такого и быть не может. Это призыв к справедливости и реальному возрождению, без олигархов и коррупционеров. К тому же в разных формах и призывает современная русская литература.
Я вспомнил свою любимую поэму гениального Александра Блока «Двенадцать». Убежден, что это самая уникальная поэма на русском языке. Когда-то русский критик князь Святополк-Мирский сказал: «Если бы был передо мной выбор – оставить ли в вечности всю русскую литературу или только эту поэму, – я бы, по крайней мере, серьёзно задумался». Показана в поэме революция во всех её проявлениях, и дурных и героических, жизнь улицы, выведены самые разные народные типы, в том числе и поп (недаром Блока так не любит наша церковь):
А вон и долгополый –
Стороночкой – и за сугроб…
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шёл вперёд,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Хотя назвать эту поэму антихристианской я не осмелюсь, скорее наоборот. Что и доказывает гениальная концовка поэмы:
Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
И смысл революции сразу же меняется. При всех её издержках, репрессиях и провалах, старый мир ушёл, и наступает новый мир, и впереди – Христос!
Кто только ни ругал нашего русского гения за такую концовку – и справа, и слева, – какие только инсинуации не додумывали за поэта. К примеру, Андрей Вознесенский предложил считать, что это красноармейцы конвоируют Христа…
А сам Александр Блок в ответ на все претензии сказал: «Я сам понимаю, что там должен быть не Христос. Я вижу Христа, ничего не поделаешь…». Это и есть тот высший замысел, который даётся свыше, та Идея, которая делает русскую литературу великой. Это все равно, если человека, а то и всю страну – лишить души, что и было сделано во время перестройки. Вот и остаётся высшей целью современной русской литературы – обрести русскую Душу и дать народу русское Слово.
исправление к ком.6567. Прошу прощение за неточность - лекцию епископ Тихон (Шевкунов) прочитал 3 сентября 2017 года в Екатеринбурге.
Мне кажется, всем дискутирующим было бы крайне полезно послушать-прочитать лекцию епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова), настоятеля Сретенского монастыря в Москве. которую он прочитал в Екатеринбурге этим летом на открытии Исторического парка. Тема лекции - "Февральская революция в России. Что это было". Адрес сайта::
http://tv-soyuz.ru/peredachi/lektsiya-episkopa-egorevskogo-tihona-shevkunova-fevralskaya-revolyutsiya-chto-eto-bylo
Номеру 6322
A верующие Колчаки и Врангели не кончали кровью? А не ли верующие христиане завели инквизицию? А не христиане развязали две мировые войны?
Но спор между церковниками и людьми верующими, с одной стороны, а с другой, атеистами, материалистами, -- бесполезен и не продуктивен. Следует им всем объединяться и бороться с эксплуататорами и угнетателями рода человеческого, и отбирать у них средства производства и природные богатства, банки и церкви. Только после победы одни пойдут молиться и прославлять Бога, вторые - строить социалистическую цивилизацию, идущую на смену частнособственнической цивилизации. А лучше им вместе строить новую цивилизацию для верующих и материалистов.
Атеист/безбожник/кончает кровью,а Мережковского иным антицерковникам полезно прочитать.не всё же Горького лобызать...
Причем здесь Мережковскмй?
Когда ещё писал Горький о роли церковников в школьном деле?! А разве сегодня не так? Почему бы русским писателям не написать открытое письмо Гундяеву вместо или после публикации данной статьи и потребовать перестать вмешиваться в систему школьного образования...?! Послушаем что писал Горький в книге. "Том 26. Статьи, речи, приветствия 1931-1933.":
Двуглавый орёл самодержавия был не только гербом государства, но птичкой весьма живой и злобно деятельной. И был жив бог, олицетворённый солидной армией попов; были города, в которых 10 тысяч жителей содержали десяток церквей, два монастыря и — только две школы. Школа действовала в тесном единении с церковью, правительственный педагог был таким же «охранителем традиций» мещанства, как поп. Строго наблюдалось, чтоб физика, химия и вообще науки о явлениях природы не противостояли закону божию, учению библии и чтоб разум не противоречил вере, основанной на «страхе божием». Церковность действовала на людей подобно туману и угару. Праздники, крестные ходы, «чудотворные» иконы, крестины, свадьбы, похороны и всё, чем влияла церковь на воображение людей, чем она опьяняла разум, — всё это играло гораздо более значительную роль в процессе «угашения разума», в деле борьбы с критическою мыслью, — играло большую роль, чем принято думать.
Русский "атеизм"/а его представителем и был Горький/-писал Дм.Мережковский в своей статье"Теперь или никогда"-есть только обратная,темная и бессознательная форма русского мистицизма,может быть,демоническая,противоположная,превратная религия,но все таки и все еще религия...А памятник пущай стоит;автобиографическая трилогия,"По Руси"...хорошие вещи...
3. Ура! Памятник первому в мире пролетарскому писателю Максиму Горькому вернулся в Москву через десять лет после демонтажа! Вернут ли его книги в российские школы и вузы? Вспомнят ли о нем современные русские писатели, погрязшие в буржуазном национализме и церковном мракобесии? Признаются ли они в своем предательстве идеалов социалистического реализма?
Толстопузые-это образ,абстракция,обобщение...Не более.До революции тоже ТАК обобщали.Кончилось расстрелом священников во множестве и торжеством ДУРНОГО атеизма.К чему наступать снова на те же ГРАБЛИ?!
Когда пришла так называемая "свобода" в 91-м, попы бросились собственность собирать а не овец. Вы на них посмотрите: толстопузые, глупые, жадные. Они кроме карьеры своей и денег ни о чём не мечтают, и ни во что не верят. Смотрю на их золотом расшитые одежды, на их мерседесы и...не верю. Христу верю, а им не верю! Таких Христос из храма гнал и этих надо гнать. А литературу они не любят от того, что она есть ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ, а значит её первый предмет СОВЕСТЬ, а главный как показать борение в человеке высокого и мерзкого. Владимир прав.
Слова,слова,слова...А где дела?!Вот и взял и поехал в Африку больных лечить Альберт Швейцер,а до своего этического поступка тоже рассуждал-о Канте,о Бахе...Дела нам,русским,не хватает.Умного и доброго дела...
Истинное СЛОВО поднимает на необходимое ДЕЛО. Так что противоречия в их соединении никакого не вижу.
А вот трёп, бесконечная болтовня, разглагольствования, пустые споры - ничего общего со СЛОВОМ не имеют и не имели никогда!
Да и насчет ДЕЛА - каждый обратись сначала к себе, К себе мы должны прежде всего взывать и себя подвигать пусть даже на самое малое дело, уж на какое каждый из нас способен... С этого и начнется большое общее ВОСХОЖДЕНИЕ.
Верно-Слово писателю,критику,вообще думающему человеку,необходимо.Умное,доброе,красивое Слово.Но должно главенствовать всё-таки дело/Дело!/.Не случайно Вас Розанов в "Апокалиписисе нашего времени" удивлялся;как Россию "профукали" за два/три/дня.И Гиппиус в "Петербургских дневниках" поражалась страшной неточности действий исторических деятелей 1914-1917 годов.Дела!Взываем мы сейчас в России,говорунов хватает...
Очень сильный финал этой статьи, с которому так органично, кажется, сопрягаются слова Николая Рубцова - "ДУША ХРАНИТ". Да! Сохранить РУССКОЕ СЛОВО, сохранить РУССКИЙ ДУХ - в этом предназначение каждого мало-мальски пишущего человека на Русской земле. Уж сколько кому отпущено... Но СЛОВО - неизменно тот камень, на котором всегда стояла и будет стоять Россия.
О Горьком в дискуссии немало писалось.Интересен очерк Ильи Сургучева/1881-1956 гг/-писателя-эмигранта,написан
в 1956 г,называется"Горький и дьявол".Сургучев общался с Горьким.Оказывается,когда юношей Горький работал у иконописцев,он вышел из мастерской с иконкой дьявола/румяного,с рожками/,которую,как признавался писатель Сургучеву,свято хранил всю жизнь.Атеист /даже,как видим,более/прекрасно коррелировал и с атеистическим/левым/государством...Отсюда и грозные инвективы в адрес религии да и церкви на сьезде Союза писателей...
От РЕДАКЦИИ. Друзья-товарищи! Просьба-требование - не оскорблять друг друга, не гневаться попусту на мнение других комментаторов, не созвучное вашему. Спокойно разъяснять свою точку зрения. Сожалеем, но слишком эмоционально-отторгающие комментарии будем вычищать с сайта. С добрыми пожеланиями всем - согласным и несогласным - ваша РЕДАКЦИЯ "Дня литературы".
Гость 5873. Я живу не в вашем мире -это точно. Ишь, как материалист рычит, как его бесит разговор о духовном.
Мне этот ваш материализм в мои почти семьдесят лет очень забавен! Какие вы от дикого капитализма стали самоуверенные,злые на язык-слуги Мамоны. Простой обычный разговор о духовном вы готовы превратить в перебранку "крутых" пацанов. Только уголовного жаргона не хватает...
Посмотреть бы на вас ...потом.. за земным пределом . А впрочем не хочу, Боже меня упаси!
Я -действительно верующий! А это мне можно? Вы разрешаете? Заранее благодарен!
Гость 5827 Вы говорите на не научном языке. Антихрист - это из какой оперы? У материалистов такого термина нет. В каком же мире Вы живете, если рядом с Вами околачиваются антихристы и христы? А продукты покупаете в каком магазине - материальном или у Христа из запазухи достаете? Я мог бы вас назвать "слугой гундяевских церковников", но не буду. Не прилично вешать ярлыки на незнакомых людей. Неужели Вы еще настоящий верующий в начале XXI века?
Комм-ру 5838-автору лихого-"кавалерийского наскока".Увы,от собственности/это образ сознания/,как и от К.Собчак-дистанция непреодолимого расстояния...Думается,у дочери патрона Путина/нынешнего Президента России/период
"штурма и натиска" прошёл,после того,как она родила.так что предоставим ей радости обычной,семейной женщины.
Странно как-то "правым" Буниным подкреплять "левого" Горького.Вообще-комм-ру полезно познакомиться с очерком
Бунина"Горький".
Строго говоря,Бунин всё-таки учился в гимназии,но не 6 классов,а 4,5 года и в 1886 г был исключен за неявку с каникул и неуплату за обучение.То есть,тяга к образованию у него была и большая!Поселившись в Озерках,он по руководством ст брата Юлия проходит курс гимназии,а по некоторым предметам и ун-та/!/.Не случайно тот же Горький говорил Бунину-вы последний писатель от дворянства,той культуры,к-ая дала миру Пушкина и Толстого!
Сам же Горький-для Бунина-"вечный полуинтеллигент-начетчик".После Октября 1917 г пути Бунина и Горького разошлись окончательно...
О Радищеве.Да,он был честным человеком/отличался от чиновников тех да и этих лет/.Но,строго говоря,он был собственником-он получил маленькое имение от отца в Калужской губернии.И когда "приперло" Радищев в 1801 г
начал готовить прошение царю Алексндру личного характера;просил взять в казну его маленькое имение.
Вообще,дискуссия выходит к многозначной логике,о к-рой написал один ком-р.Я бы мог вспомнить и Толстого,бросившего Казанский ун-т.От соб-сти отказался Будда.К чему,действительно,прямолинейная логика,на кот-рую уповают "левые"-вы против нас и вас ставим к стенке...Это мышление дикарей каменного века!
Речь,верно,идет не о собственниках,они разные-собственность можно и промотать.В центре дискуссии-православие.Жаль,но Горький его/как в целом церковь!/не уважал.И не стоит из слов Горького/а он в последние годы жизни жил в роскошном особняке,кстати/строить жупел...
Ах,гость 5834.
Ну, Явный собственник. Что-то от Ксении Собчак в его голосе слышится. И вкусы те же. И прямолинейность! К сведению:лауреат Нобелевской премии по литературе Иван Бунин имел шесть классов образования. И ничего! А Радищев такой богач был, если бы взятки брал. Он ведь начальник главной российской таможни. Дворянин. На взятки мог бы купить Кремль. А всё равно -"левый" был! Слёзы на камзол пускал! А Бакунин? А Герцен?
Собственники бывают разные.
Френсис Бэкон в "Новом Органоне" давно еще хорошо написал об идолах,затемняющих сознание людей.Один из идолов-идол авторитета.Вот Горький.Каждое выражение,им сказанное,становится жупелом.Мало ли что он говорил.
Да,неплохой писатель,своеобразный,систематического образования не получил,испытал свинцовые мерзости жизни,собственности не имел,ему по определению надлежало быть левым.Об его человеческих качествах написала З.Гиппиус в "Петербургском дневнике"-слабоволен,поддается влиянию,занимался эстетством в судьбоносное время для России,крестьян не любил/собственники/.Да и церковь также...А как Росии без православия!?Сталин,бывший семинарист,это прекрасно понимал и в лихую для Отечества годину повернулся лицом к РПЦ,которую на дух не переносят некоторые комментаторы.Обьективно-они на стороне внешних врагов;им-то наши внутренние распри весьма кстати.Для Украины,Польши точно.
Гость 5787,он же 5788 -объективно выступает слугой Антихриста. Он конечно не будет цитировать самого же Горького,который в очерке "Лев Толстой" приводит мнение Льва Николаевича о Горьком.
Вы почему не веруете в Бога?-спросил Л.Н
Веры нет!
Это неправда. Вы по натуре верующий, и без Бога вам нельзя.Это вы скоро почувствуете.А не веруете вы из упрямства,от обиды: не так создан мир,как вам надо. М.Горький,собр.соч. Том 16. Стр. 134.
А вообще, статья Владимира Бондаренко-смелая и очень нужная статья!
Поклон ему от меня, Валерий Иванович
Нелюбителю евреев и почитателю Горького - найдите в интернете через поиск статью "Горький как еврей"
В одной из статей Вл. Бондаренко-о романе Вас Аксенова"Вольтерянцы и вольтерянки"-хорошо было подытожено
о хлебушке"Капитанской дочки" Пушкина.Для Пушкина Пугачев-самозванец,хотя причины мятежа Пугачева Пушкин понимает.Но в "Истории Пугачева" Пушкина показана и безграмотность Пугачева и дикость его сторонников-держали лошадей в православных церквах и,разумеется,полы в храмахбыли загажены калом...
Вот и думайте,думайте.Во время красного террора-об этом есть расследоаание событий на Юге России-священников расстреливали красноармейцы сотнями,вместе с ними и обеспеченных людей.В чём были они виноваты?В нас и по сию пору бродит злоба-вот что печально!Взрывали церкви,сбрасывали кресты,мучили священство...Но время всё расставило на свои места.Почему Горький должен служить критерием?Он-человек своего времени,как и Сталин.Но Сталин понял,что без опоры на РПЦ врагов-фашистов-не одолеть.И дал послабления РПЦ.Неглуп был.Вообще-перед лицом внешних угроз-а они велики-красным и белым надо примириться.Если призывать ставиить к стенке,то с нами обойдутся,как с беспомощными котятами или пауками в банках.Враги очень внимательно наблюдают за нами-внутренние свары им только на руку.РПЦ должна уважать общество,литературу,а светские люди-РПЦ/как,кстати,и другие религии,мы живем все таки в 21 веке,в Испании республиканцы и франкисты примирились и правильно сделали.../.
2. В начале своей статьи вы задаёте несколько почему. Горький Вам отвечает: " В капиталистическом мире всё более яростно развивается борьба за нефть, за железо, за вооружения для новой бойни многомиллионных масс, борьба за право политико-экономического угнетения меньшинством большинства. Эту наглую, циническую, преступную борьбу, организуемую небольшой группой людей, одичавших в погоне за бессмысленным накоплением денег, благословляет христианская церковь, наиболее лживая и преступная из всех церквей земли."
А Горький не чёта ни Вам, ни Проханову. Сталин Горького уважал за его дела, не только за книги. А за что уважать Вас Гундяеву и Путину?
1. Вы, Владимир, хотя бы иногда от еврея Бродского и попов отрывались и обращались к великому Горькому умными мыслями. Вот что он писал до Первого съезда советских писателей о Вашем православии: «Религия давно стала человеконенавистничеством. Хорошо написано в книгах, красиво, но, когда из этих книг переходит в жизнь то, что там написано, вы прекрасно знаете, какие получаются последствия для рабочего народа... Сама богатая, церковь всегда служила только интересам богатых, сама будучи рабовладелицей, она никогда не протестовала против рабства. Всё это более или менее понятно: церковь — классовое учреждение, она была «сводом законов» класса эксплуататоров чужого труда, она служила целям своего класса и за страх и за совесть."
Так да-был красный террор,во время которых пачками уничтожали священников/да и просто образованных людей,выбившихся в люди/,а ставили их к стенке так называемые "простые"/нерассуждающие/труженики,потомки которых публично вносят социальную рознь в общество.Ясно,что обладатель ПК/и наверняка приватизированной квартиры/на коленях не живет,он спокойно сидит на стуле и рассуждает о терроре...
Логика одна — ставить к стенке гнилых рассуждателей. Оголтелых врагов. Предки, которых в начале 20 века погубили
миллионы простых тружеников. А потомки пышут злобой. Не сомневайтесь, "уважаемый", логика железная — врагов
будущей справедливой России — к стенке.
Ком-ру5740,похоже не имеющему представления ни о какой логике,наивное мнение о силе/того же Ильича/есть проявление бессилия.Священники/а в целом РПЦ,засилием которой недоволен Бондаренко/по сути мстят за то.что с ними делал Ильич во время гражданской войны,они-то/РПЦ/за вынесение Ильича из Мавзолея.Вот логика РПЦ,а она существует.Кстати,Ильича тоже можно причислить к кабинqетным "рассуждателям"-какой коммунизм,социализм в дремучей,отсталой России?!Схлопнулись революции в Германии,Венгрии/а на них делал ставку "рассуждатель" Ильич/
Логика одна: "Лучше умереть стоя, чем жить на коленях". Если не вернём подлинный социальный строй, всё равно
всем помирать. А рассуждателям в первую очередь. Их незабвенный Владимир Ильич, сами знаете. как называл.
Ком-ру 5729-в добавление.Многозначную логику/о ней см"Логический словарь-справочник"Н.И.Кондаков,М,Наука,1975,стр 352-353/весьма активно развивал известный публицист Александр Зиновьев.Не следует ее считать чем-то еретическим.Кстати,в категориях многозначной логики мыслят на Востоке.
Ком-ру 5729;так да,если размышлять в рамках дихотомической логики-не получится.К счастью,есть другая логика-многозначная,более глубокая.Ей и пристало главенствовать в 21 веке.Иначе Землю угробим.См Логический словарь/из любопытства/.
"Двенадцать" (1918):
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную.
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!..
Чудовищные слова в русской поэзии... Двенадцать красноармейцев-гопников, во главе которых идет Христос с красным флагом богоборческого Интернационала (!), кощунственно пародируют двенадцать апостолов даже именами: Ванька "ученик, его же любляше" – явно указывает на апостола Иоанна, Андрюха – на Андрея Первозванного, Петруха – на Петра. Однако для православного читателя предводитель этой шайки никак не мог быть Христом – только антихристом, выдающим себя за Христа.
Поэма стала роковой вехой для самого Блока, в том числе в резко изменившемся отношении к нему многих людей. Для Маяковского он стал совсем своим: «Блок честно и восторженно подошел к нашей революции в своей знаменитой поэме "Двенадцать"». А поэт Георгий Иванов вспоминал фразу, сказанную ему Гумилёвым: «Он (т.е. Блок), написав "Двенадцать", вторично распял Христа и ещё раз расстрелял Государя».
Комментатору 5728. И нашим и вашим не получится — к сожалению. Или — или...
Весьма серьезная статья,на которую надо обратить внимание.Наступает,пожалуй,идеакратия/в православной оболочке/,но автор сам за нее/только в традиционном комм-ском варианте/.А зачем нам то и другое?Может,просто жить,конкретно-без сорванного/абстрактного/сознания-выражение М.Эпштейна из его Проективного словаря гуманит наук.С сорванным сознанием мы уже жили,хаватит,резьбу так сорвало,что друг друга поубивали/Гр-ская война 1918-1924 гг/.Помягче,помягче,Владимир...
Как всегда - напористо, проникновенно, злободневно и спорно... но и от сердца! Мало кто пишет сейчас от сердца, тем более православного сердца. Увы, новое священство в подавляющем числе перестали быть авторитетным, национальным, а главное, народным. Вспоминается один из святых афонских старцев последнего времени, который на просьбу недавно уверовавшего человека посоветовать ему какую-нибудь полезную книгу для чтения, ответил: а вы почитайте Диккенса - христианнейший писатель! Наши русские святые никогда не отвергали русскую классическую литературу, чьё истинное предназначение (а в силу этого, и традиционное!) - отрезвление и возвышение человеческой души из трясины житейщины, прорубание просеки к храму... Пушкин показал это на примере всей своей жизни, судьбы и творчества. В этом его предваряли и продолжали духовные братья-классики отечественной литературы. Поэтому наше русское Слово и Вера - два могучих орлиных крыла России...
Максим Яковлев.