Пётр КУЗНЕЦОВ. Великая степь в творчестве Михаила Шолохова и Павла Васильева
Пётр КУЗНЕЦОВ
Великая степь в творчестве Михаила Шолохова и Павла Васильева
Великая степь породила двух великих литераторов, современников, наделённых громадным лиро-эпическим талантом, воспевших степь в прозе и в стихах.
«Степь родимая!.. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!» – признаётся сын в любви родному Обдонью.
Примерно в то самое время с другого, восточного края степного предела вторит Михаилу Шолохову не менее сочный голос Павла Васильева.
Родительница степь, прими мою,
Окрашенную сердца жаркой кровью,
Степную песнь! Склонившись к изголовью
Всех трав твоих, одну тебя пою...
К певучему я обращаюсь звуку.
Его не потускнеет серебро.
Так вкладывай, о степь, в сыновью руку
Кривое ястребиное перо.
За этими строками чувствуются имена, достойные друг друга.
Степь в творчестве Михаила Шолохова и Павла Васильева – за мир и согласие всего живого на земле. И человек, и дождь, и синица едины под солнцем и не могут существовать друг без друга. Степь говорит будто: «Какой сказочной и благодатной могла бы быть жизнь!» Вот она в пейзажных зарисовках без взрывов и сабельных ударов, без крови и слез.
«Луг, скошенный возле хуторских гумен, светлел бледно-зелёными пятнами; там, где ещё не сняли травы, ветерок шершавил зелёный с глянцевитой чернью травяной шёлк». Это у Михаила Шолохова.
Такой же восторг перед всем живым на земле пронизывает и поэтическое творчество Павла Васильева.
И вот по дорогам, смеясь, иду.
Лучшего счастья
Нет на свете.
Перекликаются
Деревья в саду,
В волосы, в уши
Набивается ветер.
И мир гудит,
Прост и лучист.
Вёсла блестят
У речной переправы,
Трогает бровь
Сорвавшийся лист,
Ходят волной
Июльские травы.
Неуёмная сила жизни, русский размах, казачья удаль, бескрайние степные просторы – главные темы творчества двух, так далеко родившихся друг от друга, мастеров слова.
И Шолохов, и Васильев не могут скрыть и не скрывают кровной связи с казачьей вольницей. Эта связь, как дрожжевое тесто, прёт изо всех щелей, то бишь строк, взывая к жизни, радости, плодородию. Первый без родного ему Обдонья, бесспорно, не стал бы писателем. Второй принёс в русскую поэзию казахско-казачьи степи. Первый – плоть от плоти казаков донских. Второй – сибирских. Оба неосознанно, неотступно гордились своим происхождением, и степные картины в их книгах подтверждают это.
«А кругом, – насколько хватал глаз, – зелёный необъятный простор, дрожащие струи марева, полуденным зноем скованная древняя степь, и на горизонте – недосягаем и сказочен – сизый грудастый курган».
Можно бесконечно, перелистывая страницы «Тихого Дона», любоваться картинами степи, повторять слова-краски, заучивать их наизусть.
«Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром»... «По ночам на обугленно-чёрном небе несчётные сияли звезды; месяц – казачье солнышко, темнея ущербной боковиной, светил скупо, бело», – пишет Шолохов, и если вы любите и понимаете природу (а ещё – знаете степь!), то обязательно ощутите её запахи.
Васильев – поэт, он еще более краток и точен: «Не матери родят нас – дом родит». А дом для него – степь. И кровная связь с нею даёт ему силу, веру и волю.
Я вёз с собою голос знаменитый
Моих отцов, их гиканье и свист.
Берега Иртыша, где сливаются Западная Сибирь и Восточный Казахстан, – места унылые и однообразные. Знойная степь с редкими, чахлыми перелесками и высохшими озёрами. Это родина поэта. Он воспел её.
Вот так, лишь только выйдешь на крыльцо,
Спокойный ветер хлынет от завозен, –
Тяжёлый запах сбруи и пшениц.
О, вёсен шум и осени винцо!
Был здесь январь, как горностай, морозен,
А лето жарче и красней лисиц.
Читаешь стихи Павла Васильева и всё время ощущаешь запахи, видишь краски степи. Она живёт, дышит, смеётся и плачет.
Пах туман парным молоком,
На цыпочки
степь приподнялась,
Нюхала закат каждым цветком,
Луч один пропустить боясь.
Если внимательно читать описание степных пейзажей писателя и поэта, то удивление ни на минуту не покинет вас: отличие только в одном: у Шолохова – проза, у Васильева – стихи. Только одно сравнение: «Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен» – Шолохов, и «Степь шла кругом Полынью дикой» – Васильев.
Прозой и стихами передано состояние человека, опьянённого степью. Покажите эти две фразы «степному» человеку, он скажет: «Это проза (предложение Шолохова), переложенная на стихи (фраза Васильева), или – наоборот». Таких примеров из «Тихого Дона» и из «Песни о гибели казачьего войска» можно привести очень много. Но это не так интересно и увлекательно на фоне других, гораздо более ярких сравнений, передающих мировоззрение и состояние души творца.
Две силы, два чувства есть у Шолохова и Васильева – человек и хлеб. А при особенно внимательном чтении можно обнаружить хоть и не существенное, но всё же различие. Шолохов доходит до уточнения: пшеница и женщина.
«Всходит остролистая зелёная пшеница, растёт... сосёт из земли соки, выколосится; потом зацветёт, золотая пыль кроет колос; набухнет зерно пахучим и сладким молоком... Так и с Аксиньей...»
Васильев с не меньшим оптимизмом воспевает силу жизни, развивая тему: человек и хлеб.
Я, детёныш пшениц и ржи,
Верю в неслыханное счастье.
Ну-ка попробуй, жизнь, отвяжи
Руки мои
от своих запястий.
Оба автора заключают: все мы – дети природы, и она, как мать, первична. Поэт об этом сказал так:
Милая, даже встреча с тобой
Проще, чем встреча с дождём в дороге...
С птичьей семьёй,
С лисьей норой...
С луной...
Две великих степных реки объединяют творчество писателя и поэта. У Шолохова – Дон. У Васильева – Иртыш.
В «Тихом Доне», в самом начале текста, в первом абзаце, два раза упоминается Дон. Постепенно слово оживает, приобретает различные эмоциональные оттенки.
«Радостный, полноводный, освобождённый Дон нёс к Азовскому морю ледяную свою неволю».
Дон в романе – не просто река раздела белых и красных, а река времени. Ровно десять раз зимы одевали её ледяным панцирем, а вёсны десять раз рвали ледяные оковы. Это река-календарь. Река всё время нарастающей тревоги.
«Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звёзды. Из-под туч тянул ветер. Над Доном на дыбах ходил туман и, пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой. За чертой, не всходя, томилось солнце».
Это первая пейзажная зарисовка в романе. Зарождался обычный день, как все дни, в своей бесконечной веренице. И жизнь семьи Мелеховых проходит в труде и в достатке. Кажется, ничто не предвещает перемен. Однако в первых картинах природы ощущается неизбежная тревога: «...зыбились звёзды», «...на дыбах ходил туман и... сползал безголовой гадюкой», «...холодное зарево», «...томилось солнце», и у внимательного читателя обостряется чутье, появляется внутреннее напряжение. С первых же глав тревога нарастает, и нет никакой силы, чтобы остановиться в чтении, книгу закрыть уже невозможно. Читаешь и ждёшь. Ждёшь событий и поворотов судьбы. А мать-природа, «степь родимая» говорят тебе: повороты будут крутые, виражи смертельные, убийственные.
«К вечеру собралась гроза. Над хутором стала бурая туча. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны».
Порой кажется, что степь в романе занимает добрую половину содержания, и если бы удалось издать отдельную книгу только с описаниями Обдонья, то получилась бы удивительно красивая повесть. По ней можно было бы воссоздать полную картину событий на Дону в период с 1912 по 1922 годы.
Для Павла Васильева Иртыш – кровеносный сосуд его поэзии.
Река просторной родины моей
Просторная,
Иди под непогодой,
Теки, Иртыш...
Теки, Иртыш! Любуюсь, не дыша,
Одним тобой, красавец остроскулый.
В поэме «Песня о гибели казачьего войска» Иртыш упоминается девять раз, а как основа для однокоренных – ещё пять раз. Река – три раза. И всякий раз у Иртыша своя эмоциональная окраска.
И как и в «Тихом Доне», в «Песне...» восьмая строчка «Весёлые волны твои, Иртыш...» помогает поэту показать вольную сытую жизнь, буйство красок, будни и праздники казаков на окраинах великой империи.
А ты что за чудная
Река – Иртыш?
В золотых колосьях
Вся ты горишь.
Но изобилию приходит конец. Сначала первая мировая, потом самая страшная, несущая разор и смуту гражданская война.
«Будто вымерло все Обдонье, будто мор опустошил станичные юрты. И стало так, словно покрыла Обдонье туча густым, непросветно-чёрным крылом, распростерлась немо и страшно и вот-вот...»
И пошли брат на брата, отец на сына. Застонала Великая степь. Недаром Шолохов употребил явно тюркское слово «юрты», Васильев – донское: «станицы» и будто в ответ собрату:
Стелется низко тревожный шум,
– Смолкли станицы по Иртышу.
У Шолохова Дон стал рекой раздела красных и белых, одинаково русских людей, кровь и слезы которых смешались с водой. У Васильева тоже раздел над Иртышом: «Тянется красным лампасом заря».
Ни Шолохов, ни Васильев не принимают ни сторону красных, ни сторону белых. Поэт сказал за двоих:
Иртышской вольнице –
Скот и наделы.
Иртышской вольнице –
Степь и луга.
Степь так породнила поэта и писателя, что слово «иртышской» легко читается как «донской». Так в начале 30-х годов две степные реки – Дон и Иртыш – были воспеты, стали братьями на страницах книг, сами не ведая об этом.
«А над хутором шли дни, сплетаясь с ночами, текли недели, ползли месяцы, дул ветер, на погоду гудела гора, и, застеклённый осенней прозрачно-зелёной лазурью, равнодушно шёл к морю Дон».
Павел Васильев отвечает собрату по перу:
– И ни один златокоронный шах,
Ни жёны шаха с золотом в ушах,
Ни торгаши, ни путник караванный
Не овладели этой окаянной
Седой волной владетельной реки...
И нет, кажется, великим степным рекам никакого дела ни до радостей, ни до горестей человеческих.
Роман-эпопея М.А. Шолохова – произведение, несомненно, более значительное, чем стихи и поэмы П.Н. Васильева, поэтому и «возможностей» у пейзажных страниц «Тихого Дона» неизмеримо больше. Ведь судьба распорядилась так, что Шолохов сумел реализовать свой недюжинный природный талант. Васильев – нет. Он погиб двадцатишестилетним, написав в 1932 году: «Мы никогда не состаримся, никогда...»
Поэт погиб. Писатель продолжил. И пусть развитие темы «Великая степь» у Шолохова послужит незримым памятником Павлу Николаевичу Васильеву.
Первая мировая война. Герои романа на чужбине. Пейзажные зарисовки мимолетны, коротки и однообразны, как сводки погоды.
«Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Полесье». Зато, когда писатель «возвращается» на родину, совсем по-другому шепчут травы, дышит земля, поёт Дон. Степь «вторгается» в содержание и уже не дополняет его, а незаметно ведёт развитие сюжета к развязке.
Перед известием о гибели Григория Мелехова природа тоскует: «По-вдовьему усмехалось обескровленное солнце, строгая девственная синева неба была отталкивающе чиста, горделива. За Доном... горюнился лес...»
А через двенадцать дней Мелеховы получили сразу два письма от Петра. Ошибка.
«– Живой Гриша! Живой наш родненький, – рыдающим голосом вопила» Дуняшка.
Семья отходила от безысходного горя, не веря в чудо. «День стекал к исходу. Мирная, неописуемо сладкая баюкалась осенняя тишь...»
Михаил Шолохов в «Тихом Доне» показал не гармонию всего живого в окружающем мире, а абсолютное единство человека и природы. К этому неосознанно шёл и Васильев.
У природы, как и у человека, есть душа, и там, в самой глубине её, идёт непрерывная работа. «Душа, – как сказал поэт, – обязана трудиться». Терзают сомнения Григория Мелехова, разъедают ржавчиной его душу. Очнулся Григорий, посмотрел вокруг, увидел степь – и прозрел. Просыпается степь – просыпается, глядя на неё, главный герой романа.
«Развязка, которую он предвидел ещё с осени, всё же поразила его своей внезапностью...», «...едет человек степью. Светит солнце. Кругом непочатый лиловый снег. А под ним, невидимая глазу, вторится извечная прекрасная работа – раскрепощение земли. Съедает солнце снег, червоточит его, наливает из-под исподу влагой...»
Апофеоз единения и разрыва человека с природой – в четвёртой книге. Ильинична и Наталья на бахче. «Наталья... захлебываясь, прокричала:
– Господи, накажи его, проклятого! Срази его там насмерть! Чтоб больше не жил он, не мучил меня!»
Это разрыв с единством. «Чёрная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром. Пронизывая круглые облачные вершины, извиваясь, скользила по небу жгуче-белая молния. Ветер клонил на запад ропщущие травы...»
Для меня здесь незримо присутствует Павел Васильев: ветер дул с востока, с его родины.
Ильинична – идеал женщины-матери для писателя. Она живёт в полном единстве с домом, людьми, всем миром.
«...Ильинична с суеверным ужасом смотрела на сноху. На фоне вставшей вполнеба чёрной грозовой тучи казалась ей незнакомой и страшной…
– Опамятуйся! Бог с тобой! Кому ты смерти просишь?!
– Господи, покарай его! Господи, накажи! - выкрикивала Наталья».
Произошёл разрыв, потерялось единство целого, плата неизбежна, в данном случае – смерть героини.
«Над степью с сухим треском ударил гром». Это приговор за выход из единства мироздания. Но степь отблагодарит Наталью в последние часы её жизни за любовь и верность, за красоту души и чистоту сердца.
«Омытая ливнем степь дивно зеленела. От дальнего пруда до самого Дона перекинулась горбатая яркая радуга». Степь будто прощала и звала обратно, в жизнь. Наталья одумалась, но было поздно.
«Полный месяц ярко освещал её осунувшееся лицо»... «В окна глянул голубой рассвет». Вот и всё. «В полдень она умерла».
Читаешь прозу Шолохова и стихи Васильева – сквозь душу и сердце, освещая их, проходят слова, рождая мысли и образы.
Родиной, Россией, Русью веет от строк. Отрекаешься от теперешней мерзости и радуешься, что ты, как и они, русский. Радуешься вместе с поэтом
За птиц, летящих на добычу косо,
И за страну, где миллион дворов,
Родит и пестует ребят светловолосых.