Максим ЯКОВЛЕВ. ЦЕНА ВЫСОКА. О фильме Алексея Учителя
Максим ЯКОВЛЕВ
ЦЕНА ВЫСОКА, или
Что, у святого царя Николая не осталось верных среди мастеров экрана и сцены?!
Всё-таки оставил вопросительный знак — вдруг хоть кто-нибудь из них да откликнется и встанет вместе с теми, кто поднялся против надвигающегося святотатства в виде фильма «Матильда», этого пасквиля на святого великомученика царя Николая II.
К сожалению, на сегодняшний день ни один из числа наших знаменитых, известных и не очень известных мастеров экрана и сцены так и не подал свой голос протеста: ни режиссёр, ни актёр, ни продюсер, ни кинокритик… Да что там — ни один отечественный деятель культуры!
Факт весьма показательный и столь же саморазоблачительный.
В лучшем случае, всё, что исходит от них, — это некая, почти консолидированная глухота, то есть они как бы в другом измерении, как бы это не их проблемы, как бы это очередной скандальчик, мол, пошумит и затихнет. Уходят от ответа, отворачиваются, хранят молчание, за которым — что? Действительно, что стоит за этим непробиваемым заслоном молчания? Цеховая корпоративная солидарность, типа: «мы с тобой одной крови — ты и я»? или, что попроще, но ближе к телу: не выступай против своих — себе дороже?
Где же те наши деятели, чей авторитет и заслуги общеизвестны и неоспоримы, чьи лица и громкие имена постоянно мелькают в СМИ? И что мы слышим от них? А слышим мы от тех из них, кто изволил высказаться на эту тему, почти слово в слово от каждого, одно и то же: «нельзя судить о фильме, который никто не видел». Что подаётся безапелляционным тоном, как некая абсолютная непререкаемая истина.
Но такая ли уж истина на самом деле?
Вспомним схожую ситуацию с фильмом Скорсезе «Последнее искушение Христа» перед его показом на НТВ. Тогда точно так же, как и теперь, была в ходу эта фраза: «нельзя судить о фильме, который ещё не видели», обращённая к патриарху Алексию II в ответ на его просьбу от себя лично и от лица всех верующих и всех разумных людей не демонстрировать кощунственный и оскорбительный фильм на телеэкранах. Разумеется, звучали и другие излюбленные в интеллигентской публике либерализмы о свободе слова и творчества, о неприкасаемом самовыражении художника и его праве на вымысел, — опять же дословно подхваченные в нынешней ситуации группой заступников фильма «Матильда» и его обиженного создателя. Фильм, назло протестующим, был показан. Только вот что-то не припоминается после показа никого, кто бы пристыдил святейшего в его предвзятости и неправоте; никто не сказал: ну, какое же здесь кощунство и оскорбление? всё вполне пристойно и исторично. Где они, обличители православной дремучести и невежества в искусстве? И никто из тех умников (по-крайней мере, публично) не вступился постфактум за тот кинопасквиль. Тем самым подтвердилась, разделяемая многими, правота патриарха.
Да было поздно! То есть, всячески защищали это дерьмо, дали нагадить им в души, увидели, что это действительно оно, и спокойно умыли руки…
Итак, мы имеем дело со следующими аргументами.
Главный из них: «никто не имеет права судить о произведении (фильме, спектакле, опере и т.д.) до тех пор, пока не увидит его», — этакий идол современного искусства, увешанный словно языческими ленточками заклинаниями о «свободе художника», «о самовыражении» и прочими либеральными феньками…
Что ж, давайте порассуждаем.
Имеет ли право человек, почитающий святого царя Николая II, судить о фильме «Матильда» прежде его показа, если:
— знает, что этот кинопроект был профинансирован в рамках программы, посвящённой столетию катастрофических для Российской империи, для императора Николая II и его царской семьи событиях, но сюжет этого фильма повествует о малозначительном эпизоде из жизни тогда ещё наследника Николая Александровича: его увлечении столичной прима-балериной Кшесинской, что не имеет никакого отношения к событиям столетней давности, и, тем самым, является оскорбительным, как в отношении к тому трагическому периоду, так и непосредственно к святому царю Николаю;
— знает, что в упомянутом эпизоде с Кшесинской (по свидетельствам современников и заинтересованных лиц, включая саму Кшесинскую, а кроме того по мнению авторитетных историков), не существует никакого намёка на роман с элементами какой бы то ни было эротики, тем более постельных сцен, но, в распространяемом рекламном ролике фильма «Матильда» делается упор именно на постельно-эротической версии, вместе с тем, ряд фрагментов носит явно вульгарный характер, что в совокупности позволяет делать вывод о провокационной направленности всего фильма в целом;
— знает, благодаря публикациям, что в сценарии допущены вымышленные, а значит, ложные эпизоды, связанные, например, с церемонией коронования императора Николая II, с тем, что происходило в действительности на Ходынском Поле, а также с поведением царицы Александры по отношению к Кшесинской и с другими историческими фактами из жизни упомянутых персонажей, что грубо искажает образ царя и его супруги, преподнося их явно в негативном свете;
— знает, что исполнитель главной роли — немецкий порноактёр, известный по своим отвратительным актёрским работам, в частности, в роли развратного искусителя мужеложника, и тому подобным ролям, что в сопоставлении с образом святого царя Николая II, чья безупречная семейная и частная жизнь неоспорима и общепризнанна, воспринимается как нарочитое глумление и издевательство;
— знает режиссёра Учителя по его предыдущим фильмам, ни разу не замеченных в раскрытии нравственной чистоты в человеке, но неизменно изобилующих, вне зависимости от сюжета, половыми актами или близкими к этому развратными сценами, нередко в вызывающе грязной манере; фильмам всегда с каким-то порочным оттенком, будто специально озабоченным в извлечении на экран человеческой ущербности, низости, подлости, мрачности и вражды, — что в совокупности не оставляет никаких шансов встретить в его новой картине иное, в отличие от прежних, достойное в этическом смысле изображение святого государя-помазанника Николая и святой государыни Александры…
Неужели всего перечисленного недостаточно для того, чтобы иметь представление об этом фильме? Или нужно обязательно погрузиться во всю эту мерзость, которую нам подсовывают под видом правды и только тогда получить право судить о ней?
Что касается пресловутых «свобод» слова, творчества, самовыражения, то любой серьёзный художник скажет, что это просто дутые пузыри и ничего больше. Не бывает полной свободы слова и самовыражения: да мало ли чего в голове творится! — иначе не соблюдали бы никаких приличий, никакой юридической осторожности, хотя бы применительно к самому себе: ведь за кое-что и посадить могут… Или забыли, что искусство это система табу? А табу это определённые рамки, ограничения, и выходящий за эти рамки – выходит из самого искусства. Тот же Учитель оказался не свободным от наглой лжи, подтасовок, кощунства, похабщины и исторического вранья, он перешёл границу художественного приличия. Он может считать себя художником, но по определению он вне искусства.
Надо ли говорить о наших творцах и лицедеях, что носят крестики, но упорно твердят о каких-то личных свободах, не для них ли сказано Тем, в Чей образ они крестились: «Я (Христос) дам вам истину, и истина сделает вас свободными». Истина Христова — она (и никакая другая!) делает человека свободным: истинно свободным от лжи, разврата, лукавства, всяческого зла и бесчестия. Но «не свободным» от всякой добродетели, от любви, чистоты, сострадания, милосердия…
Забыл ещё про одну либеральную поговорочку: «не хотите, так не смотрите (не слушайте, не читайте)». Этакая лукавая ухмылка над объектом ненависти и презрения. Но не проходит! Дело даже не в том, сколько душ (просто из любопытства) окунутся в эту смердящую пакость, хотя один только этот соблазн тянет на мельничный жернов на шею тем, через кого приходит искушение, а дело в том, что есть разница между готовящимся преступлением и осуществлённым преступлением. Самый акт совершившегося преступления – вот что необратимо, ибо чревато последствиями!
Возвращаюсь к вопросу, поставленному перед мастерами экрана и сцены.
Можно, конечно, играть в благообразных царей и благородных царских героев, можно ставить спектакли и фильмы, обличающие цареубийц, но всё это не стоит и ломаного гроша, если однажды (всего лишь однажды!) ты пойдёшь на предательство того, что освящено Господом («не прикасайтесь в помазанным Моим»), если встанешь в общий ряд с теми, кто изгадил святыню, кто поднял руку на то, на что не должно для всякого честного и порядочного (уж тем более, верующего!) человека.
Речь, в том числе, и о предательстве России.
Предупреждая возможные возражения со стороны заступников за наших выдающихся деятелей искусства, в том, что они (по-крайней мере, большинство из них) по-своему любят родину и Россию, что они не меньшие патриоты, чем те, кто противостоят «Матильде», что они беззаветно… своим талантом и творчеством… своей гражданской позицией… всем сердцем… (и т.д.).
Отвечу.
Давным-давно, на одной городской площади собралось сборище патриотов, беззаветно любящих своё дорогое отечество и ради него устами этой своей горячей любви вопящих: «Распни! Распни его!»… «кровь его на нас и детях наших!»… Были там и те, кто не скандировал, молчал, но был причастен, вольно или не вольно, к этому активному сборищу, и был солидарен с ним в священном праве на самовыражение, на свободу волеизъявления…
Что стало потом с этим отечеством, надеюсь, все помнят.
Остаётся добавить, что вопрос, вынесенный в подзаголовок – в силу его цены, вполне уместно задать не только мастерам экрана и сцены, не только деятелям культуры, но и всем остальным, чей голос имеет вес и публичную значимость, вплоть до первых лиц государства.
Цена высока.
Цена такова, что в случае победы тех, кто оказался заодно с цареубийцами и царехулителями, расплачиваться придётся всем – виновным и невиновным.
Сработает Божественный закон мироздания: любое деяние не проходит без воздаяния...
"МАТИЛЬДА" И ВЕЛИКИЙ ОКТЯБРЬ. // Сто лет началу Красной Эры. /Но о великом мы не спорим./ И обсуждаем мы без меры, / Бранясь, Альковную Историю. / Размах Советской грозной силы, / Свиридов, Жуков и Гагарин / Померкли тускло и уныло / Перед шептаньем в будуаре. / День нашей славы вновь настанет. / И будет светел русский путь. / Страстишки мелкие оставьте. / Народ, себя не позабудь! // Александр КЛИМОВ
к ком. 6574. Прошу прощения за неточность: лекция епископа Тихона была прочитана 3 сентября 2017 г. в Екатеринбурге.
Очень советую прочитать или прослушать лекцию епископа Тихона (Шевкунова) - "Февральская революция. Что это было", прочитанную этим летом в Екатеринбурге на открытии Исторического парка (культурного и образовательного центра). Ему был задан в конце вопрос о фильме Учителя "Матильда". Оказывается режиссер, уже сняв фильм, предлагал епископу Тихону стать консультантом (по первому образованию - он сценарист). Так что позицию одного из церковных иерархов можно услышать "в живую". Весьма любопытно! Вот адрес сайта:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/lektsiya-episkopa-egorevskogo-tihona-shevkunova-fevralskaya-revolyutsiya-chto-eto-bylo
Причём здесь пустышка или не пустышка?! А режиссёру фильма совет: в следующий раз снимите-ка фильм об одном из юношеских любовных (с подсексом, как в "Матильде"!) увлечений вашего самого наиглавнейшего раввина. А? СЛАБО?! Так что тогда к русскому царю прилипли - как мухи к мёду.
Шумим, спорим... а посмотрим и окажется, что фильм пустышка. Влад Черемных
Есть вещи, которые нельзя допускать ради жизнеспособности нации и её будущего, но, в то же время такие провокации - это испытание нашей народной чести и верности своему историческому пути - какой нам его дал Господь. И всегда найдутся "умники" с рыбьей кровью, у которых на лбу: "не нравится - не смотри"...
Матильда-фильм,не более.Не нравится-не смотри.Зачем знаку придавать смысл?Этак можно и за улыбку врезать;увы,есть такие случаи в жизни.Вот носили стиляги башмаки на микропоре,обьемные пиджаки,коки.И что?Зачем коки стригли?Также и с "Матильдой".Может,стрелятся будем из-за фильма?!
Максиму Яковлеву - Спасибо за Вашу статью! Сегодня прекрасно и очень трезво об этом фильме высказался политолог Сергей Михеев в своей передаче "Железная логика". О самом провокационном замысле этого фильма Алексея Учителя, сделанного в годовщину революции на полученный государственный грант. Все желающие могут послушать в интернете ясный голос Сергея Михеева. Не об истории этот фильм, не о грандиозном событии, даже не о Царе-мученике (или "кровавом" царе - если кому-то нужна эта ЛОЖЬ!). Фильм о "придуманном" адюльтере, который вряд ли могут доказать воспоминания даже "Матильты". Но самое печальное и пошлое, что ПРОВОКАЦИЯ удалась - и мы все говорим и говорим об этом, а не о трагическом и грандиозном событии, произошедшем в России в 1917 году.
В ответ на комемент # 6313: да-да-да. Только же вы у нас образованец-то, Невзорова слушать любите на "Эхо Москвы" :-) Нам-то уж до вас уж где уж... А на посмешище себя быдложурнналисты исправно выставляют, с убеждениями в святости Николая Кровавого. Именно они в этом цирке вокруг "Матильды" себя клоунами самоназначили.
На коммент 6310. Вот же охота людям выставлять себя на посмешище... любезный, вы полистайте жития святых - там вам подлинное раздолье поизгаляться над светоносными мужами и женами, там настоящий простор вашей принципиальности: столько грешков нароете - на всю жизнь хватит упиваться в своем щенячьем невежестве!..
Уточнение к моему комментарию # 6306. Я написал: "согласие РПЦ признать его святым было очевидной ошибкой". Боюсь, это не ошибка, а целенаправленная политика нашего правящего тандема - "гаранта"+РПЦ. Они делают ставку на поколение "жертв ЕГЭ", которому можно вбить в голову всякую чушь. Что же касается комментария # 6308, то я бы постеснялся писать такой жалкий лепет. Если нечего сказать, уж лучше промолчать.
В ответ на комментарий 6308
Кстати, кроме кошек он любил и ворон пострелять. И аккуратно записывал трофеи в дневник. Святой, что там...
на комментарий 6306. А ещё по ночам он летал черным вороном и душил всех кристальных свободных интеллигентных людей - преимущественно представителей самой гонимой национальности...
Как известно, последний российский царь был канонизирован Зарубежной церковью. Явно в пику Советской власти. На мой взгляд, согласие РПЦ признать его святым было очевидной ошибкой. Это из той же серии, что и мемориальная доска Маннергейму, хвалебные оды "Их Высокопревосходительствам" Колчаку, Деникину и др., и пр. Вот что написал о царе один из современников: "Народ шёл к нему, народ ждал его. Царь встретил свой народ. Нагайками, саблями и пулями он отвечал на слова скорби и доверия. На улицах Петербурга пролилась кровь и разорвалась навсегда связь между народом и этим царём. Всё равно, кто он, надменный деспот, не желающий снизойти до народа, или презренный трус, боящийся стать лицом к лицу с той стихией, из которой он почерпал силу, — после событий 9/22 января 1905 г. царь Николай стал открыто врагом и палачом народа". Так оценил Николая Второго не Ленин, а Петр Струве в статье с названием "Палач народа". А шум вокруг "фильмы" поднят явно для того, чтобы с помощью верноподданных щелкоперов как-то обелить "Николая Кровавого" в глазах вышедшей из повиновения "паствы".
А без перехода на личности быдложурналистика уже не умеет, да? Сожалею...
(Копчёнову и прочим копчёным )Ну, так оправдывайте ленинское определение! без этого вам, как свинье без грязи, - не смею помешать вам в вашем упорстве...
Я извиняюсь, а собачек и кошечек последний император на прогулках не больно постреливал? На личности переходить сильно не советую. Привокзальную уборщицу тоже оставьте в покое. Любой труд почётен и уважаем. Николаю II не раз и не два докладывали "О настроениях среди черни" Делать из него святого, когда в народе он остался под кличкой "Кровавый" - глупость и перекос нашего новейшего времени. Если для не шибко умного писаки рукой он "святой" - то не будьте столь упороты в желании насильно убедить в этом направо и налево. А Ленина мы тоже почитывали, как и Маркса. Древних он уважал. Теперь касаемо "Матильды". Согласен с Мединским: прыжки и стенания вокруг этого фильма реально напоминают цирк. И роль клоунов в нем добровольно взваливают на себя писатели рукою и прочая околожурналистская тусовка. Аплодировать особо смешным ее представителям спешить не тороплюсь.
Глебу Копчёному.
Зачем фрондировать своим историческим невежеством - познаниями на уровне простой привокзальной уборщицы? Да, безупречных правителей не бывает, но то, что святой Государь был безупречен в семейной и нравственной жизни, как христианин, как человек чести, не оспаривается ни кем из его противников. Никакого "романа с Кшесинской" - с постельно-эротической начинкой не было! Но именно на этом строится фильм Учителя, именно из этого делаются далеко идущие выводы и намёки, как причинно следственной связи всего совершившегося с Российской империей и царской семьёй. Позиция "умников", любителей задаваться вопросами на латыни давно известна, Ленин дал им точную характеристику... Максим Яковлев
А не раздут ли этот баттхёрт нарочно? И показ будет совершенно не зря по времени подогнан к предвыборной кампании? Вообще-то, РПЦ пусть считает Николая II святым. Но изучавшие историю не по фейкам и не при постмодерне, знают, что уж кем-кем, а святым-то он точно не был. Иное дело, что кончину принял мученическую. Ну, так в то время таких мучеников были миллионы, да еще и от голода умирали. И часть вины в том, осознанной и немалой, лежит именно на Николае II. Так к чему нам все эти споры, господа? Пусть восторженные няши-Наташи там устраивают святые стояния. А мы, люди трезвомыслящие, лучше зададимся вопросом: CUI PRODEST?