ФОРУМ / Марат ВАЛЕЕВ. КАК ОХОТНИК СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ. О прозаике Владимире Топилине
Марат ВАЛЕЕВ

Марат ВАЛЕЕВ. КАК ОХОТНИК СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ. О прозаике Владимире Топилине

31.08.2017
1003
0

 

 

Марат ВАЛЕЕВ

КАК ОХОТНИК СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ

О прозаике Владимире Топилине

 

Как люди становятся писателями? По-разному. Конечно же, одного желания здесь мало. Надо еще иметь определенные способности, так называемую «божью искру», без которой писательскому делу ну никак не разогреться и не разгореться в полную силу. Правда, у кого-то эта божья искра обнаруживается едва ли не с рождения, а для другого требуется какой-то толчок, стечение определенных обстоятельств, чтобы заложенные в нем талант смог высвободиться наружу.

Простой сибирский парень из далекого таежного поселка Чибижек юга Красноярского края Владимир Топилин работал на местной золоторудной шахте и, как многие потомственные сибиряки, увлекался охотой. Однажды он отправился в очередной раз в тайгу. И здесь с ним произошло несчастье: упал на землю вместе с лабазом (деревянный сруб на манер избушки на высоких "курьих" ножках).

Володя оказался погребен под тяжелыми горбылями и плахами. От боли он потерял сознание. Когда пришел в себя, попытался освободиться, но ничего не получилось. Снова потерял сознание. И так Топилин провел, между реальностью и небытием, несколько суток. Благо, что было лето, июнь 1995 года. А случись это зимой – трагедии было бы не избежать.

Нашли его и высвободили от придавивших горбылей родственники с другими охотниками. У Володи уже были пролежни на спине, мошка изъела ему открытые участки кожи. С большими предосторожностями пострадавшего доставили в поселок, а оттуда – в больницу.

Оказалось, что у Топилина в трех местах сломан позвоночник. Ему сделали несколько операций, которые фактически спасли ему жизнь. Но, увы, не смогли вернуть мобильность. Топилин оказался прикован к инвалидной коляске.

Инвалидность – это всегда не только физическая, но и, в первую очередь, душевная травма. Человек осознает, что судьба его круто меняется, ему приходится менять образ жизни, он, волей-неволей, тяготится своим состоянием и начинает чувствовать себя ущербным. В общем, это испытание ещё то, и далеко не все, неожиданно угодившие в такую жизненную ситуацию, выходят из него с честью.

Владимир, несмотря на свой тяжелейший недуг, полностью подчиняться его власти не пожелал – не захотел, как говорят жители Поднебесной, терять своего лица. К счастью, рядом с ним все это время была и есть святая женщина – его мама Людмила Матвеевна.

Это она залечила ему пролежни, возила его по санаториям и больницам, искала ему лучших врачей. Это она ворочала в постели его непослушное тело, чтобы поменять положение и не дать образоваться новым пролежням. Она не давала ему падать духом и всегда находила нужные слова, которые заставляли ее искалеченного сына поверить в свои силы.

И во многом благодаря ей Володя не ушел в себя, не погрузился с головой в свое несчастье. Чтобы держать себя в постоянном тонусе, он регулярно упражнялся и упражняется на построенных им же самим тренажерах.

И во-вторых, хотя этот пункт надо было бы, наверное, поставить на первое место, он извлек выгоду – если это можно так назвать – из своего постоянного пребывания в инвалидной коляске. Она стала для Топилина рабочим креслом.

Владимир Степанович (будем уж дальше называть его так, и никак иначе) еще до произошедшей с ним трагедии пробовал писать стихи, правда, пока только «в стол». А тут решил попробовать себя и в прозе, донести до читателей те переживания и чувства, что пришлось ему перенести во время выпавшего на его долю испытания.

Он также хотел рассказать всему миру, ну или, по крайней мере, своим землякам, в каком чудесном месте они живут, что земли, лучше сибирской, и людей, лучше сибиряков, нет во всем мире. Он писал днями и ночами, читал написанное матери, навещавшим его друзьям. И они единодушно отмечали: получается!

А теперь предоставлю слово первому издателю (кстати, и моему тоже!) Владимира Степановича Топилина – директору Красноярского издательства «Буква С» Анатолию Статейнову. Вот что он пишет в своем очерке "Тяжелая лыжня Топилина":

«С Володей Топилиным мы познакомились в 2000 году. Где-то в середине лета он приехал в издательство с первой своей повестью. Она называлась "Когда цветут эдельвейсы".

Приехал – слово трудноприменимое к его положению. Володю привезли в издательство родственники вместе с инвалидной коляской. В ней он и выкатил из лифта на восьмом этаже, ловко подвернул к моему 804-му кабинету. И так же без помех (научился общаться с техникой) подкатил к столу… Мы с ним не только поговорили, но и выпили по стопочке. Я пообещал прочитать "Когда цветут эдельвейсы".

В конечном итоге уже в том же 2000 году эта, во многом автобиографичная, повесть была опубликована в коллективном сборнике красноярских писателей "Спаси и сохрани". На эту книгу пришло немало отзывов. (Это в наше-то беспутное время люди наконец взяли в руки настоящую книгу!) Чаще других в отзывах читателей упоминалось имя Володи. Сибиряки без подсказок разглядели, кто из пишущих чего стоит».

 

Так Владимир Степанович шагнул в настоящую литературу. Затем в том же издательстве «Буква» вышли сборники рассказов и повестей Топилина «Таежная кровь», «Тропой бабьих слез». «Дочь седых Белогорий», «Семь забытых перевалов», «Страна Соболинка»…

Тиражи их были небольшими – в среднем 1000 экземпляров. Но нового писателя заметили, о нем заговорили. Потому что пишет Топилин о том, что близко и понятно сибирякам, его землякам – «…глубинка, старожилы, золотоискатели, первопроходцы, охотники, старообрядцы, многие написаны на реальных событиях, – так сам обозначил писатель тематику своего творчества».

Некоторое время спустя Владимира Топилина приметили и в столице: на него вышло московское издательство «Вече» и предложило контракт на публикование его книг в серии «Сибириада». И вскоре одна за одной в книжные магазины и библиотеки – трех-четырехтысячными (пока!) тиражами пошли такие его книги, как уже известная «Тропой бабьих слез», «Тайна острова Кучум», «Дочь седых белогорий», «Остров тайна»…

Можно с уверенностью сказать, что сегодня бывший горняк и промысловик перешел со своей охотничьей тропы на писательскую стезю, приведшую его к известности. В социальных сетях уже создаются клубы поклонников его таланта, одна за одной на родине Топилина в Чибижике и в Минусинске , где он сейчас живет, проводятся встречи с читателями, намечена такая встреча в сентябре уже и в Красноярском Доме искусств.

Конечно же, это легко и быстро пишется о том, чего Владимир Степанович достиг за прошедшие годы. На самом же деле все это стоило ему огромных усилий, терпения и настойчивости. Он сам искал спонсоров для издания своих первых книг, сам договаривался с книжными магазинами о реализации своих изданных сочинений, для чего ездил по адресатам на своей «Оке» с ручным управлением.

И, конечно же, он упорно работает над усовершенствованием своего слога, своего писательского мастерства. Сам же ездит, пересаживаясь из инвалидного кресла за руль машины, в места, где происходили события его книг с историческим и легендарным содержанием, чтобы собрать достоверный материал для них. И в таких поездках его нередко сопровождает верная спутница и помощница жена Елена.

Терпение и труд – да еще и при наличии таланта и целеустремленности, – как известно, все перетрут. К Топилину пришла известность как к писателю. Теперь уже о нем самом пишут, создаются радио- и телепередачи как о человеке яркой и необычной судьбы.

И это вполне ожидаемая и заслуженная слава человека, сильного духом, не давшего сломить себя невзгодам и уверенного продолжающего шагать по жизни (пусть по-прежнему в инвалидной коляске, но, как и многие, верю – однажды он встанет с неё!) и вдохновлять своим примером многих других людей, оказавшихся в похожей жизненной ситуации.

Вот лишь один читательский отзыв из многих о Топилине-писателе, которые я нашел в социальных сетях:

«До вчерашнего дня я ничего не слышал о таком писателе – Владимире Топилине. А уже после обеда – успел не только увидеть его книги на книжной ярмарке возле ДК Чкалова (Новосибирск), но и понять, что не уйду, пока не приобрету одну из них. Теперь являюсь счастливым обладателем сборника "Таежная кровь" с автографом писателя! Счастью нет предела: во-первых, редко в наше время встретишь настоящий, "живой" язык, а во-вторых (спасибо случаю!) – удалось даже поговорить по телефону с Владимиром Степановичем!".

Всем, кто хочет ближе познакомиться с сибирским писателем Владимиром Степановичем Топилиным, человеком – не побоюсь этого слова – героической судьбы, и найти его книги, это несложно сделать: наберите в любом поисковике интернета его имя или название вышеперечисленных книг, или присоединитесь к его группе в «Одноклассниках» по ссылке http://ok.ru/vstupivkna, и вы без труда получите искомое. Ведь сегодня Владимир Степанович Топилин один из известных людей не только в Сибири, но и в России.

 

г. Красноярск

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии