Юлия ЕРЕМЕЕВА. «МЕЧА Я НЕ ПОДНИМУ…». Вспоминая Леонида Бородина
Юлия ЕРЕМЕЕВА
«МЕЧА Я НЕ ПОДНИМУ…»
Вспоминая Леонида Бородина
Осмысление творчества Леонида Ивановича Бородина, отношений его со временем невозможно без обращения к его биографии, к проблеме поиска и выбора именно такой стези. Судьба писателя отразила особенности жизни страны в послевоенное время, в условиях развитого социализма, перестройки, постсоветской действительности и нашла полное и всесторонне выражение в его художественных произведениях.
Вся жизнь Леонида Бородина – путь к правде, лежащий через разочарования, лишения, тюрьмы. Так, в юношеском возрасте беззаветную веру будущего писателя в Сталина развенчал ХХ съезд партии. Об этом периоде жизни он напишет в автобиографическом повествовании «Без выбора»: «заболел настолько, что ни о чём думать не мог», и, осознавая, что со “СТРАНОЙ” не все в порядке, решил «жить, поступать и действовать <…> искать и что-то делать, потому что если ничего не делать, то – подлость, трусость, лицемерие, бесчестие, наконец!». В дальнейшем за участие в неофициальной студенческой студии «Свободное слово», «ориентированной на выработку идей и предложений по улучшению комсомола и самой партии, выявившей очевидную несостоятельность», его исключат с исторического факультета Иркутского университета. Будущий писатель будет постигать жизнь на «великих стройках коммунизма» – в Норильске, на Братской ГЭС.
В 1965 году Бородин вступит во Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа – «первый после Гражданской войны антикоммунистической организации, ставившей своей конечной целью свержение коммунистической власти». Преданность ВСХСОН и данной ему присяге «быть верным сыном Великой России, борьбе за её Возрождение, славу и благосостояние, не щадя усилий, имущества и самой жизни», он пронесет через всю жизнь.
После провала ВСХСОН в 1967 году Леонид Иванович Бородин получит первый срок по 70 статье УК РСФСР («Антисоветская агитация пропаганда»), и, попав в тюрьму, в одном из писем родным напишет: «То, что произошло <…> не беда, а естественные последствия, которых я ожидал, к которым готовился. Я был самим собой, и другим я быть не мог».
«В недавнем интервью Леонида Бородина спросили, почему у него, старого зека, в его произведениях нет той горечи или даже озлобленности, какие чувствуются у Шаламова, да и у многих других. Мне кажется, этот вопрос очень важный, и полный ответ может дать лишь всё написанное Бородиным: и стихи, и проза» – выскажет свое мнение в предисловии к сборнику «Изломы» Игорь Шафаревич. Писать Леонид Бородин начал в заключении. Сначала стихи, позже обратился к прозе. В своём творчестве автор обращается к теме «малой родины», нравственно-этическим идеалам народа. Будучи глубоко верующим человеком, он привнёс в свои произведения концепцию, согласно которой «для подлинно воцерковлённого человека главная истина о мире – вся в нескольких текстах». Всё прочее же рассматривал как «попытки комментария и толкования Творения…». Поэтому прозаическое, поэтическое наследие писателя устремлено к воссозданию первообраза.
Художественный мир Леонида Бородина иконичен. Иконичность наследия писателя проявляется и в образно-символической и мотивно-тематической организации произведений. Во многих из них реализуется идея православной иконичности как внутреннего качества «быть двуединством <…> небесного и земного, способности любого предмета быть отобразом первообраза».
Так образ земной матери для главного героя повести «Ловушка для Адама» является образом-иконой умопостигаемой действительности. С её помощью герой начинает по-иному познавать мир, бытийное взаимодействие земного и небесного. Другим средством, используемым автором для воплощения этого взаимодействия, выступает обращение к текстам Священного Писания, библейским образам – к иконичному слову.
О главной идее повести «Год чуда и печали», её христианской составляющей, её иконичности можно сказать словами автора: «это самая моя православная вещь. Там нет ни одного слова «Бог», потому что проблема любой религии, а особенно православного мироощущения, – это вина, преступление, раскаяние или чувство вины, чувство покаяния, мести, долга – это всё там есть. И это главное». В этой повести автором раскрывается тема нравственного взросления и становления главного героя, двенадцатилетнего подростка, как чуда самопознания, как чуда откровения мира душе, испытавшей первую бурю чувств и вступившей с ней в борьбу за обуздание стихийной силы жизни. В повести христианское мировосприятие побеждает языческие представления о долге и морали.
Тема родины и её судьбы является центральной в лирике писателя. Основная проблематика большинства его стихотворений – религия, русская история, искание Бога – подчиняется осмыслению того, что произошло с Россией после Октябрьской революции, поиску своего пути в советской и постсоветской действительности. Леонид Бородин постоянно осознавал личную ответственность перед Богом, перед вечностью за судьбу России. Особенностями его лирики являются христоцентричность, исповедальность.
Стихотворение «Россия, прости, что злоба…», написанное в период между 1982-1987 гг., когда за спиной автора было уже два тюремных срока, отличается предельной искренностью, эмоциональностью и выразительностью. Начальные строфы отсылают к началу советской эпохи. Автор говорит о «неродном» её характере для страны. Стихотворение начинается с обращения к России:
Россия, прости, что злоба
Дышала с моей строки.
И ты ведь, и я, мы оба
Друг к другу подчас строги.
Нынче c душою иною,
Нынче с поклоном я.
То, что считал виною, –
То лишь беда твоя.
Наобещала эра
Благостей миру всему,
Тогда уступила вера
Доверию твоему.
Историософия писателя носит мистический характер. По мнению профессора Александра Моторина «главная творческая установка мистического художника – постижение и выражение правды Божией». Стихотворение Леонида Бородина построено на восприятии действительности сквозь преломление трагических страниц в истории православной веры в России. Автор искренне верит во всепобеждающую, мистическую тайну России, верит в то, что её душу нельзя сломить.
Писатель прямо оценивает события начала XX века в России как трагедию, масштабную духовную катастрофу. Это подчеркивается в стихотворении эпитетами: «диких клинков», «злых дорог», «слепые мечты»; аллитерацией: пр / стр / др (Россия, прости, что злоба Дышала с моей строки. И ты ведь, и я, мы оба Друг к другу подчас строги); анафорой: «Было тебе испытание, Будет тебе урок», «Нынче с душою иною, Нынче с поклоном я»; вера в Россию поддерживается смысловой рифмой: «эра» – «вера», «всему» – «твоему», «дорог» – «урок», «блистание – испытание», «дорога» – «от Бога»). Стихотворение составляет единое смысловое, экспрессивное, эмоциональное целое. Автор даёт понять, что Россия для него не территория, а хранительница духовно-нравственных устоев, христианства.
Диких клинков блистание,
Радуга злых дорог.
Было тебе испытание,
Будет тебе урок.
Но в тьму завела дорога
Слепые твои мечты.
И всё же, уйдя от Бога,
Безбожной не стала ты.
В стихотворении реализуется основная в христианстве мысль о спасении через страдания. В своих «Размышлениях над февральской революцией» Александр Солженицын приводит слова отца Сергия Булгакова: «За что и почему Россия отвержена Богом, обречена на гниение и умирание? Грехи наши тяжелы, но не так, чтобы объяснить судьбы, единственные в Истории. Такой судьбы Россия не заслужила, она как агнец, несущий бремя грехов европейского мира. Здесь тайна, верою надо склониться». «Верою надо склониться», – это ключ к пониманию историософии Леонида Бородина.
Доктор богословия Михаил Дунаев в книге «Вера в горниле сомнений» пишет: «Православие есть тот удерживающий, о котором говорит Апостол: “Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь…” (2 Фес. 2, 7). <…> Средоточием этого удерживающего начала ныне является Россия. Именно на Россию Божиим Промыслом была возложена ответственность за судьбу Православия. Назначение России – нести в себе удерживающее начало и противостоять тайне беззакония. Ибо в том решаются судьбы мира».
В финальных строках стихотворения «Россия, прости, что злоба…» Леонид Бородин прозревает эту высокую идею:
И оттого над порогом
Меча я не подниму.
Я знаю:
Россия с Богом,
Хотя и спиной к Нему!
Авторский курсив в конце стихотворения подводит итог и заставляет о многом задуматься… Например о том, что в представлении писателя безверие, отступление от основ православия порождают бесчинство, деспотизм, смуту, о том, что Отечество Земное и Небесное воспринимаются Леонидом Бородиным как единое целое, составляют для него одно понятие и он искренне верит в божественное предназначение своего Отечества.
Наряду с темами, затрагивающими современную автору действительность, в его произведения вошли образы и картины оставшегося позади прошлого. Леонид Бородин, размышляя о прошлом, настоящем, будущем Отечества, написал стихотворение «Психическая атака». В нём автор показывает трагедию страны через судьбу своего автобиографического героя, у которого искренняя любовь к Родине, её истории, духовности вызывает чувство сопричастности всему происходящему.
Художественный мир произведений Леонида Ивановича Бородина и всего его творчества обусловлен глубоким философским миросозерцанием на крепкой основе православия и истинного патриотизма. Как верный сын Отечества писатель в своих произведениях ориентируется на подлинные духовные ценности и утверждает, что их отвержение ведёт к неисчислимым и безмерным страданиям.