ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / Юлия ЕРЕМЕЕВА. «ПСИХИЧЕСКАЯ АТАКА» ЛЕОНИДА БОРОДИНА. Ко дню Памяти писателя
Юлия  ЕРЕМЕЕВА

Юлия ЕРЕМЕЕВА. «ПСИХИЧЕСКАЯ АТАКА» ЛЕОНИДА БОРОДИНА. Ко дню Памяти писателя

 

Юлия ЕРЕМЕЕВА

«ПСИХИЧЕСКАЯ АТАКА» ЛЕОНИДА БОРОДИНА

 

Стихотворение «Психическая атака» Леонид Бородин написал во время отбывания первого срока, полученного по статье 70 УК РСФСР («Антисоветская агитация и пропаганда»), за активную деятельность в рядах Всероссийского Социал-Христианского Союза Освобождения Народа» – «первой после гражданской войны антикоммунистической организации ставившей своей конечной целью своевременное <…> свержение коммунистической власти»[3, с.70]. Платформа антиправительственного объединения середины XX века потенциально связана с идейными воззрениями Белого движения 1917-1922 годов: будучи приверженцами русской национальной традиции, члены Союза готовы «с оружием в руках встать на защиту Веры и порабощенного Отечества»[5, с.38].

Художественные произведения Леонид Бородин начал писать в заключении – сначала стихи, позже обратился к прозе. «Тогда, в 1960-е и 1970-е годы, было немало людей, так или иначе столкнувшихся с режимом и почувствовавших на себе его когти”[9, c.3], – напишет публицист, диссидент И.Р. Шафаревич в предисловии к сборнику стихотворений Леонида Бородина «Изломы», вышедшем в 1992 году. Говоря о позиции автора, он отмечал, что исходной ценностью писателя «была страна и народ – “Россия” как их собирательный образ»[9, с.3].

Тема родины одна из главных в творчестве Леонида Бородина. Отличительной чертой лирики писателя является философское осмысление национальной истории: «…Мы ищем нашу Русь! /Нам бабки досоветские /Вложили эту грусть!»; сопричастность страданиям страны: «Мне Русь была не словом спора! /Мне Русь была – судья и мать!»; неравнодушие к её доле: «Я знаю: /Россия с Богом, /Хотя и спиной к Нему!».

Кровное родство с судьбой России звучит и в стихотворении «Психическая атака», к которому мы обращаемся. Оно не вошло ни в один из сборников Леонида Бородина, но опубликовано в журнале «Поиски» №3 за 1981 год[8], как произведение неизвестного узника Владимирской тюрьмы. В дальнейшем текст был положен на музыку П.Старчиком и исполнен российским бардом М.Кривошеевым, а в фильме «Я – кукла» – актером А.Домогаровым на музыку А.Бельчева.

В произведении отразились социальные и духовные перемены в судьбе России, на фоне которых и звучит признание автобиографического героя, максимально приближенного к автору. Человек и время, «сцепление» времени с человеческой судьбой является основным мотивом стихотворения «Психическая атака».

Начальные строфы отсылают нас к событиям в Гражданской войны:

Поручик выпьет перед боем

Глоток вина в походной фляге.

Он через час железным строем

Уйдет в психической атаке.

 

Можно предположить, что в начальных строфах содержится отклик на психическую атаку каппелевцев, показанную в советском художественном фильме «Чапаев»: белогвардейцы стройными рядами с презрительным бесстрашием идут на окопы красноармейцев. В стихотворении подчеркивается отчаянная смелость белогвардейцев и трагизм происходящего с Россией:

Вопрос решен. Итог не важен,

За Русь и власть,

                за честь и веру,

Идти им полем триста сажен,

Не прикасаясь к револьверу.

 

Леонид Бородин в своем произведении утверждает, что сила России в сохранении и укреплении веры. В стихотворении звучит призыв к защите Отечества и служению ему, во все времена вдохновляющий русских людей: «За Русь, за власть, за честь, за веру».

Текст «Психической атаки» восходит к жанру высокой оды Ломоносова, наследуя важнейшие черты: патриотический пафос, насыщенность внутренней динамикой, гражданственность. Так в произведении Бородина, как и в «Оде … на взятие Хотина» Михайлы Ломоносова, подчеркивается отвага, стойкость защитников Отчизны, выполняющих свой священный долг: «Крепит отечества любовь /Сынов российских дух и руку; /Желает всяк пролить всю кровь, /От грозного бодрится звуку»[6, с.18], – напишет поэт в XVIII веке.

Эхом отзывается четырехстопный ямб героических од Ломоносова в стихотворении «Психическая атака» Леонида Бородина, написанного четырехстопным каталектическим ямбом и состоящим из девяти катренов. В гармонической организации произведения – в ритмике, рифме («боем» – строем»; «фляге» – атаке»; «мундиры» – «командиры»; «флагом» – шагом») – слышится взволнованный голос лирического героя, слитого с автором и передающего его настроение. В строфе пятого катрена Леонид Бородин повествует о трагедии России времен гражданской распри, поделившей страну на два лагеря, ведущих братоубийственную войну. Стихотворение помогает осознать, что классовая борьба, пренебрежение духовными ценностями ведет к непоправимым последствиям:

Красивый жест! –

                 игра дурная.

А Русь – на Русь!

           и брат – на брата?

Добро и зло, земля родная,

Ты перепутала когда-то.

 

В стихотворении «Психическая атака» два плана изображения: прямой – внешний, повествующий о судьбе России, и глубинный – духовный, помогающий понять последствия произошедшей катастрофы. Поэт заставляет вспомнить ветхозаветное предание об убийстве одного брата другим: «…восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле [Бытие 4:8-12]. Леонид Бородин призывает обращаться к истокам – Священному Писанию, духовное наполнение слова для него становится определяющим.

Не случайно стихотворение «Психическая атака» построено по принципу ретроспекции – это создает впечатление единения времен, сужает хронологическое время и поясняет текущие события. Перенося сюжет в современную действительность, Бородин переплетает с исторической судьбой России свою судьбу. Поэт акцентирует внимание на том, что прошлое актуально и сегодня, оно коснулось его самого:

Что ж!

         Каждый должной смерти ищет,

И не закон мы друг для друга,

Но Русь совсем не стала чище,

Судьба моя тому порука.

 

Местоимения «моя», «я», «мне», способствуют сближению лирического героя с автором, которому присуще чувство личной ответственности за происходящее:

И я пишу девиз на флаге,

И я иду под новым флагом,

И я – в психической атаке

Немало лет. Безумным шагом.

И я иду по вольной воле,

По той земле, где нивы хмуры.

И мне упасть на том же поле,

Не дошагав до амбразуры.

 

Ключевой образ стихотворения воплощен в строфах восьмого и девятого катрена. К личному местоимению «я» относятся глаголы и глагольные формы, расположенные в восходяще-нисходящей градации: «пишу» – «иду» – «иду» (кульминация) – «упасть» – «не дошагав».

Поэтическая выразительность произведения достигается использованием антитезы («добро» – «зло»), метафоры («железным строем»), лексических повторов («по вольной воле», «флаге – флагом», «И я иду под новым флагом» – «И я иду по вольной воле»), ритмом, рифмой («флаге» – «атаке», «флагом» – «шагом», «воле» – «поле») – основных художественных приемов, которые позволяют услышать биение пульса описываемых событий.

И.П. Михайлова в статье «Первая мировая война в творчестве поэтов Курского края писала: «Обращает на себя внимание тот факт, что авторы, стремясь понять и объяснить характер военных событий, прежде всего в пространстве времени и войны видели человека с его раздумьями и радостями, разочарованиями и надеждами»[7]. Стихотворение «Психическая атака», написанное в середине XX века референтом к 1917 году, – трагедийного звучания лирико-философское раздумье о мучительных путях России. Леонид Бородин не только остро чувствовал современную эпоху, но также глубоко переживал события прошедших лет. Пройдя жизненный путь в рядах Сопротивления богоборческой коммунистической системе, поэт до последнего часа не отступил от данной им присяги Всероссийского Социал-Христианского Союза Освобождения Народа «быть верным сыном Великой России в борьбе за ее Возрождение, славу и благосостояние, не щадя усилий, имущества и самой жизни»[4].

«Писатели такого стояния за идею, такого тождества мысли и жизни не только в советской, но и в мировой литературе XX века – наперечет, – напишет литературный критик Юрий Архипов, – Лоуренс Аравийский, Андре Мальро, Эрнст Юнгер… Кого еще вспомнить? Разве что любимого поэта Леонида Бородина – Николая Гумилева. Ни в чем никакой расплывчатости, приблизительности, никакого двоедушия и лукавства в помыслах – ни перед читателем, ни перед собой. Ни перед Богом…»[2].

В.Н. Аношкина-Касаткина в книге «Православные основы русской литературы XIX века» отмечает, что «личность писателя, творца художественных ценностей, прежде всего оказывается в сфере внимания литературоведа, понимающего свою науку как человековедческую, выявляющую сущностные основы людского моря жизни, и, следовательно, вторгающуюся в матафизическую проблематику»[1, c.3]. Таким образом, предметом исследования в данной статье, на примере стихотворения «Психическая атака», стали не только мировоззренческие убеждения Леонида Бородина, но и философские проблемы памяти, нравственные вопросы, связанные с русской культурой. Можно сделать вывод, что Россия для писателя – это оплот русского национального Духа, оплот христианства; утверждать значимость произведения в формировании мировоззрения, опирающегося на национальные корни.

 

---------------------------------------------------------------------------

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аношкина-Касаткина В.Н. Православные основы русской литературы XIX века. М.: Пашков дом, 2011. 384 с.

2. Архипов Ю. Ратоборец // Литературная газета. 2013. 10 апр.

3. Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 томах. Т.6. Без выбора. М.: «Москва», 2013. 592 c.

4. Всероссийский Социал-Христианский Союз Освобождения Народа (ВСХСОН) [Электронный ресурс]. URL: https://vshson.narod.ru›plb.html/ (дата обращения 06.01.2017)

5. Иванов И. Русское подполье. Пути и судьбы социал-христианского движения. М.: «Традиция», 2015. 376 c.

6. Ломоносов М.В. Полн. собр. сочинений в 11 томах. Т.8. Поэзия, ораторская проза, надписи 1732-1764 гг. М. Л.: Академия Наук СССР, 1959. 1279 c.

7. Михайлова И.П. Первая мировая война в творчестве поэтов Курского края // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Русская филология. 2014. №6. С. 75–82.

8. Свободный московский журнал «Поиски» [Электронный ресурс]. UPL: https:// http://imwerden.de/pdf/poiski_3_1981.pdf/ (дата обращения 20.03.2017)

9. Шафаревич И.Р. «Я сын Руси с ее грехами и благодатями ее…» Предисловие // Бородин Л.И. Изломы. М.: Русло, 1992. 3 с.

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии