Валерий СКРИПКО. СОМНЕНИЯ АТЕИСТА. Почти по Чехову
Валерий СКРИПКО
СОМНЕНИЯ АТЕИСТА
Почти по Чехову
Освоил я очередной том «Православной энциклопедии». Сегодня читаю своему приятелю-атеисту про жизнь монахов на Афоне. Со скучающим видом он слушает про жёсткий распорядок дня в скитах и монастырях, про всенощные бдения, которые занимают половину ночи, а иногда длятся целую ночь. Там встают в четыре часа утра и весь день или молитва, или труд на благо всего братства. Приятель оживляется, когда я начинаю говорить о бытовой стороне монашеской жизни.
«В скоромные дни на трапезе предлагается белое или красное сухое виноградное вино (по одной красовули на каждого)», – читаю я.
– Красота! – говорит мой приятель. – Наверно, поеду я жить на Афон!
Но потом, задумавшись, спрашивает:
– А красовуля вина – это много? Это бочка или большая бутыль?
Ответ ищем вместе в интернете. Красовуля – древняя мера объёма, равная 125 миллилитрам или 125 грамм по-нашему. Небольшой такой стаканчик. А точнее, маленький монашеский кубок.
– У-у-у, так мало! – говорит приятель. – Не поеду жить на Афон.
– М-да, – вздыхаю я. – Но посмотри, что едят в монастырях: оливковое масло, брынзу, сладости, а какие морепродукты – рыбу, кальмары, мидии и прочее, прочее. А еще овощи и фрукты, чай и кофе.
– Как здорово! Поеду жить на Афон!
– Но посмотри, как часто они это едят. Растительное масло – только по субботам и воскресеньям. Во все постные дни после литургии – один чай! Рыба – только в воскресные дни и двунадесятые праздники.
Чем больше ограничений в пище перечисляю, тем мрачнее становится приятель.
– Не поеду жить на Афон! – ворчит он.
– А зря!– убеждаю я закоренелого атеиста.
И читаю: «Каждый святогорский монастырь принимает на ночлег всех приходящих паломников и туристов, независимо от вероисповедания, национальности и т.п. Им предоставляется место в гостинице (архондарике) и пища согласно монастырскому уставу. А также угощение: кофе, сладости, крепкие спиртные напитки под названием узо – анисовая водка, и ципуро – крепкая виноградная водка».
Приятель-атеист удивлённо поднимает брови:
– Анисовая водка! Это которую царь Иван Грозный пил? Точно, поеду жить на Афон!
– Не горячись, – советую я. – Этих крепких напитков дают не больше 50 грамм на брата за одну трапезу.
– Не поеду жить на Афон, – говорит приятель.
– Там НЕ ЖИВУТ в том смысле, который ты понимаешь, – поправляю я приятеля. – Там усердно готовятся к живой и очень содержательной вечности. Монастыри у них – как гостиницы в аэропорту, а земная жизнь, как короткая остановка перед полётом в далёкий путь. Ты живёшь только здесь и сейчас! Гуляй! Доедай и допивай всё – и за себя и за них! А они помолятся за тебя!