Валентина БЕЛЯЕВА. СЛЕГКА ПРИГЛУШЕН ЗВУК… Цикл с эпиграфами из лирических стихов Анатолия Аврутина
Валентина БЕЛЯЕВА
СЛЕГКА ПРИГЛУШЕН ЗВУК…
Цикл с эпиграфами из лирических стихов Анатолия Аврутина
* * *
«И останутся нежность и женщина
в сумраке дней…
Извиваются руки,
как в небе неслышная стая.
Всё забудется, знаю…
Лишь тени забытых теней
Шевельнутся порой,
что-то в стылой душе пробуждая…».
Что-то вспыхнет в груди…
Пробежит вдалеке невзначай –
Меж вспенёнными вишнями
девочка в платьице лёгком.
И кольнёт растворившись
бесследно скупое: «Прощай»
Сквозь притихшее эхо:
«Ну, здравствуй» – в лесу недалёком.
И вдали исчезавшие шлейфы
озяблых картин
Напоследок блеснут
укоризненно в памяти зыбкой.
И средь них – ты – один,
так нелепо и больно один –
Со своей незабытой,
до ужаса нежной улыбкой.
Налетит и закаркает
яростно вдруг вороньё
Под укрывшейся в страхе
едва ли взошедшей луною.
Так приди же ко мне!
Видишь, сердце терзает моё
И окрест белый свет обернёт
темнотой смоляною.
Но, помешкав чуть-чуть,
ты губами коснёшься щеки,
Помолчишь, грустно глядя
куда-то во мглу кружевную.
И неслышны шаги твои будут –
воздушно легки.
И вороны вмиг кинутся –
прочь от меня врассыпную.
И останется женщина там,
за пределом земли,
Изваяньем во мраморе
средь шаловливой метели…
Это мы отыскали её!
Это мы так смогли.
Это мы её сладость вкусить
так жестоко сумели…
* * *
«И ничего не знаю я, о Боже,
Что было б так на истину похоже,
Как это серебристое дыханье,
Что защитит от мрака и от бурь…».
Морозец. Серебристое дыханье…
Чего-то неземного ожиданье,
Чуть слышный хруст пьянящего снежка.
Но ты молчал. И всё вокруг молчало.
И о молчанье том строка кричала –
Твоя же нерождённая строка.
Я чувствовала боль её… Ты помнишь
Тот день? Когда боялся, что уронишь
Касанье рук и тонкий свет над ним.
И миг его, живой, неоценимый –
Из нежности твоей неискупимой
Лишь мне принадлежал. Он был моим.
Я видела в тебе твои сомненья!
Но это запоздалое прозренье –
Так странно, словно вешняя вода…
Признайся же, что то твоё молчанье
И стало нам обоим обещаньем,
Что нас оно не кинет никогда…
* * *
«Не проступи в чертах моей любви,
Коль суждено мне встретиться с любовью,
Не появись, как тень, у изголовья
И памяти о прежнем не гневи…».
О боже, как красив и грустен слог…
Откуда же он – этот воспалённый,
Так рвущий душу, словно обречённый,
Доныне неизвестный мне ожог?..
«Не проступи в чертах моей любви…». И ты –
Ты знал: иному было не случиться.
Как не дано с кровавым боком птице
Пронзить восточный луч из темноты.
Так кем же я осталась для тебя,
Когда как тень бродила пепелищем
Двух наших душ – безумствующей нищей,
Мучительную память теребя?
Я не хотела б слышать твой ответ.
Но знай, что этот нерв твой обнажённый –
Он – мой. И я живу с ним, облачённым
Во что-то неземное. Столько лет…
* * *
«Я приду, ты не думай,
и Господу больше не жалуйся,
Я приду на берёзовой звонкой прозрачной заре.
Помнишь, ты обещала,
что мы с тобой встретимся в августе,
А встречаемся, видишь, в холодном и злом сентябре».
Был обманчивым август.
Тянулся заветренной свежестью
И резвясь грохотал
своенравною горной рекой.
И объятья твои снились мне
опьяняющей нежностью.
А за рёбрами странно
царил лицемерный покой.
Мы не встретились в августе.
Но, а была ль непременною
Нам его спелых яблок
беспечно лукавая дрожь?
А сентябрьская встреча
мне стала холстиной неверною,
Той, что смоет бесследно
унылый невидимый дождь.
Я не жалуюсь Господу…
Но этою лиственной заметью
Надо мною ночами
восходит чужая звезда.
И что делать мне с ней? И зачем
в моей предавшей памяти –
Не земля под ногами,
а скользкие доски моста?..
Да встречались ли мы? Что ж…
Ещё будет стужа метельная.
Будет новый сентябрь
изощрённым тигриным клыком.
А с ладони скользнёт –
что-то жаркое в глушь запредельную.
Ну, а ты – зарыдаешь…
И вспомнить не сможешь – о ком…
* * *
«Ну, приснись…
Ворвись в мой сон звеня…
В сны мои всей мукой неземною
Входят те, что бросили меня,
И не входят – брошенные мною».
Да, я – из тех, из брошенных. Но сон?
Что сон – и безответствен, и коварен!
Не ты в нём отчаянно влюблён
Во взгляд, не помнишь чей, но точно – карий?
Что сны? Зачем тебе их сладость, боль?
Сюжеты их, глупы и эфемерны?
Зачем тебе их лживая юдоль,
Их крест – вообразимый, лицемерный?
Да, я их тех, что помнят и теперь –
И жар твоей ладони изощрённой,
И судорожно запертую дверь
В ночи, до сей поры мной не прощённой…
А ты листаешь память… Тлен страниц.
Дымящий пепел за земным пределом.
И цепи верениц их женских лиц.
И этот сон. С цветами. В платье белом…
* * *
«Мне тридцать лет.
Морщины огрубели.
Курю… не спится…
Полуночный час.
Кудрявый мальчик
плачет в колыбели.
И только он соединяет нас».
Всё было как во сне… И ты, влюбленным,
О чём-то мне взволнованно шептал.
И кто-то свыше в облике иконном
От сглаза нас с тобою укрывал.
Мне речь твоя немыслимой казалась.
И тело невесомым, словно пух.
И как-то отдалённо сознавалось,
Что белый свет вокруг и слеп, и глух.
Закат в стекле сползал по тонкой кромке –
В горнило древних истин – без границ.
И слог стиха – ранимый, грустный, тонкий
Был музыкой чудесных райских птиц.
А руки жуткой сладостью слабели.
И ты был до безумства опьянён…
Кудрявый мальчик плакал в колыбели.
И ты – вновь очарован и влюблён…
* * *
«Реальность небылью казалась,
А женщина в реке купалась.
И что-то дрогнуло в груди,
Когда плыла она – нагая, –
Руками звёзды раздвигая,
Плыла по Млечному Пути».
Я помню эту ночь! Она плескалась,
В моих ладонях согревалась –
Ну, что за чуда эталон!
Вода была волной Евфрата,
А руки – крыльями фрегата
И где-то рядом – Вавилон!
И боги видели всё это
Глазами древнего поэта –
В огне мелькающих рапир.
И пела ночь, ещё безбрежна,
Ещё немыслимо безгрешна –
Под звуки скрипок, арф и лир.
И словно из эпох архейских –
Невиданным холстом библейским –
Блистали звёзды на груди.
А я плыла – сквозь неземные
Миры далёкие, иные.
Плыла по Млечному Пути…
* * *
«Ты смотришь сквозь меня…
Превыше всех пророчеств,
Превыше вечеров у зябкого огня,
Когда нельзя на «Вы»,
Когда не помнят отчеств…
Обидно и светло
Ты смотришь сквозь меня».
Ты не узнал его –
взметнувшийся и ложный
Мой прежний карий взгляд,
когда забыто «Вы».
И между нами – шаг.
И миг его тревожный
В себе уже таил
сокровища молвы.
Ты не владел собой.
Тобой владели звуки.
Их рвущийся огонь
в осколочной строке.
И мучили тебя
бессмысленные руки,
И был бесчувствен ток,
когда щека к щеке.
Но как, поверь, мне жаль
надежды обречённой,
Когда уже на «ты»,
и смелый взмах бровей.
Когда – ненужный смех,
и взгляд мой отрешённый –
Навылет, сквозь тебя…
Болел в груди моей…
* * *
«За стенкой воет ветер зимний,
И от себя куда уйти мне?
Моя… Любимая… Другому
Дарит судьбу и бытиё.
Я – третий лишний… Помню, знаю…
Молю… Зову… Не понимаю,
Зачем сквозь боль и расстоянье
Ловлю дыхание твоё».
Ты мучаешь себя, я знаю.
Но всё ж зачем – не понимаю, –
Они тебе – твои страданья
такой съедающей тоски?
Ведь, как и прежде, ты – со мною.
Так окунись же в неземное
Безумство той последней ночи,
что билась кровью сквозь виски.
Она – ты помнишь? – нам не лгала!
Луна меж плеч моих блуждала
И, снег с ресниц своих бросая,
всё охладить пыталась их.
Но это не удавалось!
А я всё же так же оставалась
Среди пустыни раскалённой
в объятьях жаждущих твоих.
Но верю я: нам всё простится.
Луна забудет наши лица.
Что так терзаться безрассудно
однажды выпавшей судьбой!
Не потому ль моё дыханье
Ты ловишь, словно на закланье,
Где и восторг, и кару вместе
преступно делим мы с тобой?..
* * *
«Лучше бы не думал вообще
О душе, прозреньям непокорной.
Я влюблялся в девочку в плаще,
А теперь она – старуха в чёрном».
Осень – вьюгой лиственных лампад.
Публика вечернего бульвара.
Спешно отведённый – прежний взгляд.
Так жестоко… Словно божья кара.
Ты меня почувствовал, узнал!
И в твоём лице неуловимо
Кто-то, чуждый мне, спокойно лгал,
Что на свете всё – невозвратимо…
Но…Ты помнишь? Дрожь нагих плечей...
Властных рук восторженная грешность...
Сквозь окно – слепящий блеск лучей…
И – заката грустная безбрежность…
Неужели… Два десятка лет…
В этом мире – страшном и огромном.
Где – лишь смерть и крест. И ты, поэт.
И вот эта тень – старуха в чёрном.
Это – я. По городу брела.
В трауре. Лишь час как от могилы.
Женщиной до этого была.
И о чём-то Господа молила.
А теперь останусь на войне.
Ведь наш сын – домой вчера вернулся.
И из чёрной рамки на стене
Мне слегка, но всё же улыбнулся…
Но признайся – ты меня узнал!
И в глазах твоих неуловимо
Кто-то, чуждый мне, ничуть не лгал,
Ускоряя шаг невозмутимо…
Знаешь, дом теперь мой из свечей.
Пусть. Мне так он кажется крещённым.
А красивой девочке в плаще –
Никогда не стать старухой в чёрном…
* * *
«Спи, ненаглядная… Тихо стекает с пера
Слово горючее, слово совсем не парадное.
Птицы в отлёте. И мне собираться пора…
Но до отлёта поспи же, моя ненаглядная».
Да, я устала, уж поздно.
Пора бы уснуть.
Вон и свеча на окне
догорает, унылая…
Птицы в отлёте. Кричат.
И нелёгок их путь.
Но – что тебе вслед за ними?
Зачем – в заметь белую?
«Птицы в отлёте…».
Как будто кого-то виня...
В отсвете лунном листва –
как метель тополиная.
Скоро рассвет. Но ты даже
не слышишь меня.
Всё о своём, глядя в темень,
кривую, картинную.
Знаю, уходишь, иного
и быть не могло.
Но ведь вернёшься когда-нибудь
с ветром-попутчиком!
Чтобы усталый мой взгляд
как калёной иглой
Насквозь прожгло во мгновенье
единственным лучиком…
Брызнет восход –
непременно меня разбуди.
Время безжалостный стук затаит,
междустрочное.
Знаю, уйдёшь. Ты – поэт. Потому и один
Встретишь в пути своём
где-то свеченье восточное.
Вздрогнешь от птичьего вскрика
в лещине густой.
Вьюгой вскружится твоя же
строка невозвратная.
И, опустившись к ногам моим –
беглой звездой,
Вымолвит: «Я буду помнить тебя,
ненаглядная…».
* * *
«И только под утро ты снимку прошепчешь: «Пока,
Теперь я не скоро твою позабытость нарушу…».
Всё тот же анапест. Всё так же тревожна строка…
И женские очи глядят в заскорузлую душу».
Случайная встреча. Да, это был ты.
Сколько лет…
Всё тот же. Лицо и походка.
Лишь волосы редки.
И чуточку сгорблен…
Я знаю, ты – русский поэт.
С душой – словно огненной птицей,
сорвавшейся с ветки.
И только в рассвете я как-то
сумею уснуть.
И, слушая эту унылую
молвь непогоды,
Наверно пойму, что их нам
никогда не вернуть
Их толщи уплывших времён
ни мгновенья, ни годы…
Ужель это ты?! Это мы –
под звенящим дождём!
В поющую мартовским солнцем
январскую вьюгу!
Во всём белом свете, казалось,
мы – только вдвоём
Безумное что-то чуть слышно
шептали друг другу.
Я – с россыпью звёзд на лице
и в обнимку с луной
Бежала навстречу тебе
и беспечно смеялась,
Не зная ещё, что уже
непрощённой виной –
На стареньком снимке в тот миг
для тебя оставалась.
Я помню то время. Как шаткий
предел бытия.
И девочку ту, и юбчонку её –
колокольцем.
Но где же теперь, где она?
И где – ты? И где – я?..
Прости, но с тобой мы клялись
нашим тоненьким кольцам…
Случайно скользнувшие взгляды.
Рябиновый свет
Сквозь огненный вихрь леденяще
восторженных листьев.
Полвека? А кажется – миг. …
Ты – известный поэт.
И всё это – жизнь. Из никем
не доказанных истин…
А утром ты снимку прошепчешь:
«Ужель это ты?
Свивала руками своё же
дрожавшее тело,
Скрывая ладошками прелесть
чужой наготы?..
Не в то ли мгновенье вся жизнь
словно в бездну глядела?..».
* * *
«Женщины, которых разлюбил,
Мне порою грезятся ночами
С робкими и верными очами –
Женщины, которых разлюбил».
Всё же я смогла сказать себе:
Да, прекрасна, но одна из многих.
Вон, звезда дымится на дороге –
Мёртвая. И первая в судьбе.
«Женщины, которых разлюбил»…
Их порой нелепые наряды.
Умных глаз волнующие взгляды.
О, с какою жаждой ты их пил!
«Женщины, которых ты любил»…
Жизнь твою смятенно украшали.
И великодушно всё прощали,
Только слог бы свой до дна испил.
Ты их всех оставил… Без вины –
Тонких душ, тобою обожжённых.
И, своей строкой опустошённый,
Слушал звук её нагой струны.
«Женщины, которых разлюбил…».
Нет, они тебя не забывали.
Памяти своей привычно лгали,
Зная, кем – один – для них ты был.
Но… Ты будешь вечно слышать крик
В небе птиц из рук их утончённых.
Помнить и светло, и обречённо,
Что лишь тем и жив. Хотя бы миг…
* * *
«Cлегка приглушен звук… Россини
Нам обнажает соть и суть.
Да лучик солнца апельсинит
Нагие плечики и грудь.
…
И всё. Гудок сиренозвукий,
Кивок – уже издалека.
Остались музыка и руки,
А дальше – память коротка…».
Я помню –
о своём великолепии Россини
Вещал из рощи древних
перламутровых олив.
И небо неотвратно погружалось
в сумрак синий –
Раздумчив, безучастен
и невидимо дождлив.
Рыдала Дездемона,
и взорвавшийся Отелло
Не сдерживал ни ярости своей,
ни мук, ни слов.
Светился апельсинами
пьянящий дух отеля
И бликами мерцал
неумолимо из углов.
Ты нервно увлекал меня
с собой – в безбрежье слога,
Невнятно что-то считывал
со смятого листа.
Мы оба были в преданных
объятиях у Бога.
И что-то тихо пела,
наклоняясь к нам, звезда.
Я слушала её…
И обжигающие руки
Невидимо скользили
по испуганным плечам.
И ничего вокруг…
Лишь уплывающие звуки,
Что так неизгладимо
позже снились по ночам.
И несомненным было
запредельное мгновенье –
Над нами трепет белого
простёртого крыла…
Но что ж оставил ты себе –
во имя искупленья,
Где я твоей богиней
умирающей была?..
БРАВО, БЕЛЯЕВА! И не обращайте внимания на комментарий # 7171. В народе про таких говорят, "на воре шапка горит". "За Аврутина обидно, мог бы и возмутиться такому соседству", - пишет # 7171. А вот Аврутин поступает в высшей степени мудро ("Знает кошка, чью салу съела" - и так в народе говорят). Он публикует чуть выше свою новую подборку. И никоим образом не оплёвывает в ней, как # 7171, слегка иронизирующую над его стихами поэтессу. Видимо, понимает, что на эту иронию сам напросился. БРАВО и мудрости Анатолия Аврутина!
Дорогие наши мужчины, вы слишком увлеклись прагматикой в тончайших отношениях "женщина - мужчина". Женщина - не вещь, периодически напоминают вам и поэтессы, в том числе. Она - часть вас, а вы - часть её. Каждый из нас достоин только того, чего он достоин. Не забывайте об этом, и "неча на зеркало пенять...".
А мне показалось это интересным! Надо лишь повнимательнее вчитаться! Например - "умирающая богиня" или "Светился апельсинами пьянящий дух отеля..." у В. Беляевой и сочетание "лучик солнца апельсинит
Нагие плечики и грудь." у Аврутина. Похоже на Мастера и Ученицу по теме и её подаче, это некая скульптура "Вечная весна", где оба танцуют непримиримый танец, а после, после всё-таки отдаются в объятия под шелест травы и пение птиц. Валентина! Вы умница! СВЕТЛАНА ЛЕОНТЬЕВА.
А на мой взгляд, это дешевый прием привлечь к себе внимание. В эпиграф выводятся строки сильного поэта, а под ними прячутся вирши, слабые и неумелые. Что тут нахваливать, прочтите и сами все поймете. За Аврутина обидно, мог бы и возмутиться такому соседству.
На самом деле, это не эксперимент, а начало нового жанра. Если хотите, чистейшей воды поэтическая опера, исполняемая а капелло.
Любопытный, очень любопытный эксперимент. Знаю ещё один современный пример: "диалог" между Виктором Петровым и Валерией Салтановой. Но там тональность скандала. Здесь - иное. Поэзия - с обеих сторон. И Аврутину - браво! И Беляевой!