Александр БОБРОВ. ЛИБЕРАЛАМ И МНЕ – БОЛЬНО… Заметки после 19-й книжной ярмарки Нон-фикшн
Александр БОБРОВ
ЛИБЕРАЛАМ И МНЕ – БОЛЬНО…
Заметки после 19-й книжной ярмарки Нон-фикшн
Либеральная идея в массах – тускнеет и умирает, но в самоназванной «элите», в том числе и литературной – процветает. Причём, с государственной и информационной подпиткой, что странно и больно. Это и показала ярче всего только что завершившаяся 19-я книжная выставка-ярмарка Нон-фикшн в Центральном доме художника.
В чём парадокс таких парадных выставок брендов и раскрученных авторов? Например, на стендах и в СМИ царил Лев Данилкин с его последними книгами о Ленине: ЖЗЛ -«Пантократор солнечных пылинок», которая на осенней ММКВЯ была объявлена лучшей книгой года ( Молодая гвардия, 2017) и «Ослиный мост». Составление и предисловие Льва Данилкина (СПб.: Лимбус-пресс, 2017). Данилкин, работая над биографией вождя революции, прочитал в отличие от могильщиков, пятьдесят томов собрания сочинений Ленина. И по просьбе издательства из переименованной колыбели революции просто отобрал 500 страниц ленинских отрывков, высказываний и чётких формулировок. Глубине и внятности ленинского письма, стиля и четкости его выводов должны учиться современные политики, публицисты и особенно философы, если они вообще остались. Но, избалованный вниманием СМИ, Данилкин, в своих интервью подчёркивал, что учился писать у Александра Проханова, а критиком №1 считает Владимира Сергеевича Бушина. Так вот, книг баловня уходящего года – навалом, а чтимых Проханова и Бушина – не найдёшь вовсе, хотя и тот, и другой постоянно издаются. Почему? – пусть догадается читатель. А я – о впечатлениях и грустных раздумьях.
* * *
На очередном ток-шоу в первый день зимы прозвучали свежие цифры социологического исследования: 32% поддерживают социалистическую и социал-демократическую идею; 15% хотят политики твёрдой руки, столько же остаются верны коммунистической идеологии. И только 8% упорно придерживаются либерализма – идеологии явного, но агрессивного меньшинства. Думаю, что на президентских выборах сторонники либерализма и 8% в реальности не наберут. Казалось бы, радуга народных предпочтений ясна, но окунёшься в медийное и культурное поле – нет, тут совершенно другой расклад. Прочитал на оппозиционном сайте, что в лондонском клубе «Открытая Россия» выступил неведомый мне историк и политолог Сергей Медведев. Он представил свою книгу эссе «Парк Крымского периода» и рассказал «о том, как российское государство наступает на общество через войну за пространство, символы, тело и память». Автор поясняет, о чем эта книга: «Она является плодом шизофрении, которая свойственна любому мыслящему, чувствующему русскому, российскому, постсоветскому человеку. В моем случае это раздвоенность человека-гражданина и человека-историка. Я состоялся, собственно, как личность, как гражданин 19 августа 1991 года на баррикадах у Белого дома, и все, что происходило потом, – это было отчасти и моим собственным проектом… Но я точно так же, как и все мы, как и все вы, наблюдал на протяжении последних четырнадцати-пятнадцати лет этот проект, который, как казалось, с нами навсегда; но распадается этот проект, потихоньку теряет все свои основные черты, которые сложились в конце 80-х – начале 90-х годов: политическое общество, гражданское общество, гражданские свободы, свободы слова – постепенное размывание, разрушение институтов, и это было очень больно».
«Очень больно» – автор о том, что кончился либеральный беспредел и теперь воцарилось болото. Но тоже – по сути, либеральное. Всю эту боль по уходящей натуре Медведев выплескивал в соответствующих СМИ: еженедельно писал колонки для разных изданий, в основном для сетевых – для русского варианта «Форбса», для издания «Слон», «который ныне Republic, которое вам всем очень рекомендую, не потому что я там пишу, а потому что я считаю это самым качественным изданием на сегодняшний день в России на русском языке, для «Новой газеты»…». Ну вот – и собрал, наконец, книгу. Грянул триумф «Хроники третьего периода»: «И эта печатная энергия невероятно велика. В том числе так получилось, что эта книжка сейчас меня возит с собой по миру, по России. Я ее (книгу. – А.Б.) представлял в Петербурге в трех местах, в Москве в пяти местах, в Иркутске неожиданно, в Екатеринбурге еще будет, затем в Берлине, вот здесь в Лондоне, в Вильнюс сейчас еду, в Тбилиси был до этого, в Вене». Вот как подхватили и раскрутили! Скучный текст, избитые примеры, дежурные обличения, а какой успех... Умеют раскручивать политизированный текст с душком, а у Аллы Панковой из Бюро пропаганды художественной литературы всякий раз чиновники спрашивают: «А где у вас звёзды в патриотических проектах?». Ой, уж такая «звезда» неведомый Медведев, а какой зелёный коридор с разъездами и гонорарами! Странно, что он не выступил на Нон-фикшн – самое место с её трендами. Вот от них-то – и мне больно…
* * *
Пора сказать кратко о выставке интеллектуальной литературы, как её называют, организаторы и эксперты. Хотя издатели придерживаются классификации, принятой во всем мире: под нон-фикшн подразумевают всю нехудожественную литературу, кроме учебной. Ее доля, по данным ритейла, занимает в среднем 22-25 процентов в рублях. Общий объем рынка литературы нон-фикшн сегодня оценивается в 5,2 миллиарда рублей. Деньги немалые, поэтому за читателя-покупателя и тут идёт борьба. Преуспевают на этом рынке не просто те, кто в теме и в тренде, а те, кто господствует в СМИ, при власти и уже – при деньгах. Яркий пример: самая толстая и яркая, самая раскрученная и пышно презентованная книга к 100-летию революции – «Империя должна умереть» принадлежит перу недавнего главного редактора телеканала «Дождь» Михаила Зыгаря – создателя просветительского проекта «1917. Свободная история». Представляете его медиаресурс и связи с той же Роспечатью, с премиальной тусовкой? Михаил Визель – шеф-редактор государственного портала Год Литературы. РФ предлагает свой список возможных покупок на зимней книжной ярмарке. Там – первый в списке полухудожественной литературы – Виктор Пелевин с его уродством - «iPhuck 10», а в разделе нон-фикшн после книг бывшего шеф-редактора русского «Плейбоя» Льва Данилкина о Ленине – тот же Зыгарь. Ну и конечно, на первых позициях и лучших местах на стенде – Петр Авен. «Время Березовского». Пришёл с выставки, включил «Постскриптум» Алексея Пушкова – тоже об этом увесистом томе говорят с предостережением, похожим на восторг: какие персоны вспоминают, порицают и восхищаются – от Чубайса до генерала Михайлова. Пушков твердит: время Березовского прошло! Но сам сюжет заставляет сомневаться: прошло ли?
А вот репортаж радио «Спутник», которое якобы прессуют в США за смелую пропутинскую державную позицию, за патриотизм, громко говоря. Ну, послушайте этот либерально-прозападный набор: «Интересных встреч и дискуссий на 19-й non/fiction вообще будет много. В день открытия, например, можно будет попасть на встречу с культовым американским режиссером-документалистом Оливером Стоуном, который представит свою книгу "Интервью с Владимиром Путиным". Книгу Петра Авена "Время Березовского" о человеке, который стал для многих важнейшей фигурой 90-х годов и воплотил в себе ключевые черты времени, представят Владимир Познер и Андрей Лошак. Среди тех, кто еще лично расскажет о новых книгах на ярмарке, писатель Михаил Гиголашвили, рок-музыкант и поэт Диана Арбенина, известный ученый и полярная путешественница Моника Кристенсен, писатель Владимир Войнович, поэт и писатель Дмитрий Быков, прозаик Марина Степнова и журналисты Михаил Зыгарь, Леонид Парфенов, Тим Скоренко и многие другие». Ну, понятны навязываемые тренды, навязшие в зубах имена? Замшелая система, беспросветное болото либерализма – и по «русскому Спутнику» тоже.
Моя студентка-первокурсница МГИК Анастасия Перепелкова подчитала, что всего на ярмарке запланировано сверх 300 мероприятий, больше всего – 90 в субботу 2 декабря. Ну, я и дал задание составить личный план: что хотят посетить-услышать будущие русские литераторы? Она обобщила: «Стоит отметить, что на официальном сайте ярмарки любой желающий может составить своё расписание интересных мероприятий на определенный день. Так что же интересно литераторам-первокурсникам? Проведу сравнительный анализ программ. Две трети моих однокурсников (и, что уж скрывать, я тоже) посчитали интересным мастер-класс «Система увеличения продаж для автора – стратегия орхидеи» от «Первой образцовой типографии» и сервиса электронного самиздата PrimePublish. Сейчас, в эпоху интернета, молодые писатели не отрицают возможностей развития и продвижения через онлайн-марафоны творчества. Организатором одного из таких марафонов под названием «Таланта недостаточно» является ведущий данного мастер-класса – редактор сетевого издания «Литорг». Значит, юных амбициозных творцов уже волнуют вопросы популярности и успеха… Как можно понять из названий мастер-классов, большинство из них посвящены будущему, куда и обращены взгляды юных литераторов». Вот такой прагматический взгляд первокурсников: что ждёт на рынке и как продвигать ещё ненаписанные книги?
Третьекурсница Маргарита Кротова описала предпочтения более зрелых студентов так: «Я сопоставила программы четвертого дня ярмарки, которые составил каждый студент моей группы. Казалось бы, и мастер у нас один, и учимся одному и тому же, но программы вышли кардинально отличающимися. Единственный общий пункт, который выбрали единогласно – «Редкие жанры. Традиции и новаторство». На этом интересы всех студентов моей группы перестали совпадать. Следующие по популярности мероприятия – 7 мастер-классов Владимира Спиридонова: «Невидимая горилла, или что нам предстоит узнать о своей собственной психике»… Меня же, как человека, которому ближе музыка и кино, нежели литература, в первую очередь интересуют книги, связанные с этими сферами. Презентация книги Александра Кушнира «Кормильцев. Космос как воспоминание» и трехтомника Ильи Кормильцева «Поэзия», «Проза», «Non-fiction» – явный фаворит моей программы. Илья Кормильцев, на стихах которого я выросла, – нечто вроде ориентира для меня как личности». Вот так! А ведь на песнях Кормильцева вырастало и нынешнее поколение пятидесятилетних: «Ален Делон не пьёт одеколон»… Ну, ладно, программы составили, а как воплотили?
Честно не могу понять: почему студенты – хоть на бюджете, хоть на родительские деньги – не хотят по-настоящему учиться, расти как творческие личности? Говорят, что во всем мире такие студенты. Нет! То ли я встречаюсь иногда с настоящими студентами венгерских университетов и германского – в Бохуме, то ли сравниваю со своими студенческими годами… Ну, просто не представляю: руководитель семинара, профессор позвал бы на книжную выставку, достал пригласительные, аккредитовал, чтоб бесплатно и – меньше половины пришло, хотя у первокурсников – это вообще по расписанию! «Ой, я слышала, что 19-я Нон-фикшн – последняя. Как жалко!», – сказала Рита Полуянова, внучка известного вологодского прозаика Ивана Полуянова – и, имея аккредитацию, совсем не пришла. А ведь знакомились с программой на семинаре, выбирали творческие встречи и круглые столы… Первый пришёл я, потом Яна Сафронова, не только самая литературно одарённая, но и лучшая староста – ответственная, думающая о других. А худшая – второкурсница, которая и сама не пишет, и мне не помогает. Всё взаимосвязано в нашей литературной работе и судьбе! Ну, и ушёл я последний: на круглый стол по переводам Венгерского культурного центра никто не остался, даже из будущих переводчиков. Уходил – длиннющая очередь в кассу. Увидел в конце молодую женщину с палочкой – наградил их с подругой оставшимися пригласительными – не поверили удаче, думали: продать хочу, но дошло – обрадовались, похромали к служебному... Ох, люди, ох, студенты...Чего ждать?
* * *
Но хочу вернуться к переводам русской литературы на русский язык. В заседании круглого стола приняли заведующий кафедрой русской филологии Дебреценского университета, директор Института славистики ЙожефГоретить – лучший специалист по нашей литературе, замечательный переводчик. Миклош Надь – переводчик с русского, английского и испанского языков, выпускник МГИМО. Круг его интересов – от Сорокина до Акунина. Как главный редактор издательства он утверждал, что за последние четверть века переведено около 60 авторов (шли картинки обложек на экране – Евгений Попов на этикетке водки, Виктор Ерофеев над кустодиевской красавицей), но из них живут, мол, в книжном поле несколько человек: Улицкая, Глуховский, Лукьяненко. Дальше можно не слушать – раскручиваемый перечень рыночных и премиально-тусовочных фамилий… Единственно, что порадовало, так это его признание: «Трудно угадать степень коммерческого успеха, но есть явные провалы: Михаил Шишкин, например – его книгу не покупали совсем». Значит, есть просветы справедливости, сколько ни ездят в Швейцарию в гости к жене Шишкина литературные чиновники, сколько ни вручают премий её мужу…
Показали книги и самого публикующегося автора «русского зарубежья» – Дины Рубиной. Она разве его представитель? – уехала по зову крови, купается в родной стихии, как признаётся, но зарабатывает здесь: из московских тусовок, фестивалей, издательств, ЦДЛ – не вылезает. Вот такие тренды, игрища организаторов, консультантов, царящих в издательском мире. Например, Ирина Прохорова с помпой и флагами отмечала 25-летие НЛО (Новое литературное обозрение), засыпала прилавки скучными книгами – тоже очень много авторов из так называемого русского зарубежья. Например, Владимир Паперный – сын успешного советского пародиста и чеховеда Зиновия Паперного. Он в Лос-Анжелесе написал книгу «Культура два» – о… сталинской архитектуре Москвы. Его с придыханием представляла Прохорова, а я слушал и думал: что бы они все делали без Ленина и Советской державы, без Сталина и одержанной под его водительством Победы? Какие бы плоды преуспевающего шизофреника, по словам новоявленного критика «третьего периода», собирали?
Прохорова засыпала еще сибирские библиотеки книгами либеральных авторов. молодёжь воспитывает
Почерпнул немало полезной информации.Мне кажется,что России сегодня надо собрать волю в кулак и двинуться вперед.К ноосферной цивилизации,где и люди другие и технологии современные/постиндустриальные/.Ну,а книги,книги
должны в этом нам,жителям России,помочь.
Анатолий Хомяков