
Виктор ПЕТРОВ. ЖИЗНЬ ЖУРНАЛОВ, «ДОН», №7-9, 2014. НА ИСКОННОМ ДОНСКОМ МАЙДАНЕ
ЖИЗНЬ ЖУРНАЛОВ, «ДОН», №7-9, 2014
НА ИСКОННОМ ДОНСКОМ МАЙДАНЕ
Одесские куранты – один из символов города у Чёрного моря. Часы показывают непростое время, в котором ныне пребывает Одесса, а тем более вся Украина. И что музы? Они не молчат.
Литературная Одесса славна достойными именами прошлых лет. Ныне многих пишущих, особенно молодых, объединяет Южнорусский Союз Писателей. Созданный сравнительно недавно, он год от года набирает силу. Помимо одесситов, к нему приписано более 60 поэтов и прозаиков Украины, России, а также из ближнего и дальнего зарубежья.
Журнал «Дон» не обходит своим вниманием хороших и разных литераторов, где бы они ни находились. А поддержать именно сейчас одесских авторов и их близких коллег, принять в казаки публикацией на исконном Донском майдане нашего издания сам Бог велел.
Одесса-мама, Ростов-папа – этим сказано всё, нашу близость по духу не уничтожить!
Точен ход одесских курантов с музыкой Дунаевского. Набегают на берег черноморские волны – одна за другой, будто кто-то листает вечную книгу бытия. Но только талантливая строка может запечатлеть и время, и движение души...
«Одесса-на-Дону» – так назван журнальный блок одесситов. Справедливо будет перечислить всех авторов стихотворных и прозаических произведений: Александр Хинт, Ксения Александрова, Сергей Главацкий, Людмила Шарга, Мария Луценко, Александр Семыкин, Юлия Баткилина, Ника Батхен, Екатерина Янишевская, Евгений Деменок, Елена Боришполец, Владислава Ильинская, Вероника Коваль, Ирина Иванченко, Анастасия Салмина, Ирина Сотникова, Марина Матвеева и Елизавета Радванская. Последняя, сама из Киева, в подборке «И плачет мой город» пишет:
Мой город растерзан, измучен и выжат,
Ему уже нечем дышать.
И люди чужие, что песен не слышат,
Поставлены судьбы решать.
И мне – прямо в сердце – кричат о свободе,
От злобы всем телом дрожа,
А город – уходит, уходит, уходит,
Как будто из тела – душа.
…И долго ещё мне бродить вечерами
Да от одиночества выть…
Мой город изранен
Моими врагами.
А мне их – придётся простить.
Нет нужды представлять известного прозаика из Архангельска Михаила Попова, чьи казачьи корни дают о себе знать при его северной сдержанной манере письма – южный темперамент нет-нет да и прорывается, как на этот раз в повести «Золотая дорожка поперёк летейских вод». Это вещь необычна не только для автора, но и в целом для современной отечественной литературы. Весь текст пронизан чеховским духом в наложении на современные реалии, между прочим-то, Антон Павлович родом из тех мест, где от мыса Таганий Рог не так уж и далекого до вод Тихого Дона… Горестная концовка повести перекликается с трагическим финалом пьесы «Чайка», что наполняет классику вещим смыслом.
Своя горькая правда у Лулы Куни, постоянного грозненского автора журнала «Дон» Она носит в себе осколок чеченской войны, отсюда не только непреходящая боль строк, но и желание видеть мир в свете добра. Родилась в Грозном, внучка известного богослова.
Поэт, прозаик, переводчик, публицист. Основатель и главный редактор журнала «Нана». Автор книг и многочисленных публикаций, как в своей республике, так и за её пределами. Соавтор Всемирной антологии женской поэзии (Париж, 2012 г.). Стихи переведены на французский, английский, польский, белорусский, аварский и грузинский языки. Отмечена рядом наград, в том числе орденом «Золотой Орёл» им. М.А. Мамакаева и медалью «За защиту прав человека». Заслуженный работник культуры Чеченской республики.
На сей раз Лула Куни выступает в рубрике «Книга в журнале», публикуя стихотворный свод «Лабиринты бытия».
Непременно обратит на себя внимание читателей пронзительный рассказ Валентины Ерофеевой «Джо Дассен». Здесь тонкий психологизм, щемящая нота, невозвратность бытия… Всё в переклик творчеству знаменитого шансонье, чьим именем назван рассказ.
Убедителен в своих поэтических воззрениях и другой автор из Москвы Евгений Степанов, чья подборка называется «Богоматерь – вижу – есть». Он по-хорошему декларативен, когда заявляет:
Пусть меня не третирует
этот век-изувер –
я хочу эмигрировать
в СССР.
Защищённым и маленьким
снова быть я готов,
я хочу, чтобы маменька
напекла пирожков.
А солёного, гадкого
я наелся с лихвой.
Я хочу, чтобы братка мой
воротился – живой.
И ещё лаконичные, но от этого не менее выразительные его строки о России:
Извне – оттуда – вот она.
Россия – свет – восторг.
Россия – это Оптина,
А не оптовый торг.
Тема человеческого достоинства, пожалуй, более всего определяет настрой подборки стихов «Крики молний» Виктора Тихомирова-Тихвинского (г. Санкт-Петербург). Вот необычный, хотя для кого-то и спорный, ракурс.
Очередь живая. Прошлый век.
Колбаса. По килограмму в руки...
Вряд ли замечает эти муки
В Родину влюблённый человек.
…На рассвете в питерском раю,
Где дома торговые неброски,
Занимал за мной Иосиф Бродский
И ушёл...
А я с тех пор стою!
Под рубрикой «Казачья сумка» помещён взволнованный рассказ другого питерского автора Татьяны Лестевой о своём предке, погибшем на Первой мировой войне. Сам материал подкреплён старинной фотографией офицеров 14 Донского казачьего полка, где служил Михаил Николаевич Лестев. Эту фотографию он прислал на Дон своей матери из уездного города Бендина Петроковской губернии (ныне Польша).
Своеобразной перекличкой двух стихотворцев Батраза Касаева и Авика Арутюняня можно считать публикацию их подборок в переводе с осетинского и армянского Аршака Тер-Маркарьяна.
Завершает номер рецензия Юрия Богданова «Мир стоит до рати, а рать до мира» на книгу Бориса Рябухина «Волжский царь». Даётся не только убедительный разбор сложного материала и конструкции исторического повествования, но и сделан выход к нынешним событиям.
Куда как убедительны слова Достоевского: «...не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобождёнными! ... Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта...».
Разве не сбылось предсказание гениального писателя?
Виктор Петров,
главный редактор журнала «Дон»