КРИТИКА / Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ. ГЕРОИЧЕСКАЯ ЭПОХА ОЛЕГА МАЛИНИНА. О сборнике стихов «Песня о сдаче Славянска»
Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ. ГЕРОИЧЕСКАЯ ЭПОХА ОЛЕГА МАЛИНИНА. О сборнике стихов «Песня о сдаче Славянска»

 

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ

ГЕРОИЧЕСКАЯ ЭПОХА ОЛЕГА МАЛИНИНА

О сборнике стихов «Песня о сдаче Славянска»

 

Честно говоря, до того, как в мои руки попал сборник стихов «Песня о сдаче Славянска» Олега Малинина, о существовании этого поэта я не знал. Когда начал наводить справки, то одним из первых мне попался отзыв прославленного Валентина Сорокина, который высоко оценивает творчество Малинина. И это сразу расположило меня на позитив, ибо мнение такого человека, как Сорокин, заслуживает доверия.

Вторым нюансом, предопределившим мой интерес к сборнику Малинина, послужила его тематика – как легко догадаться из названия, гражданско-патриотическая. Для того, чтобы в современной России выпустить подобную книжку, нужно обладать определенным мужеством. Ибо хоть и кричит иностранная пресса в унисон с местными либералами о возрождении и поощрении за государственный счёт ужасного «русского шовинизма» или даже «русского фашизма», на деле тема патриотизма в общественном пространстве остаётся, во многом, табуированной. Казенные «патриоты на зарплатах» со своей деревянной риторикой действительно большей частью вызывают лишь смех и презрение. Но если вдруг появится искренний, талантливый и, главное, неангажированный автор, толкующий на темы высокой гражданственности и любви к отечеству, он рискует тем, что пресловутые «люди с хорошими лицами» опрокинут на него не одно ведро помоев. Олег Малинин сознательно пошёл на такой риск, ведь и темы он выбрал именно те, что вызывают особое раздражение клаки, обсевшей, словно мухи, большинство мест в нашей прессе и кресел критиков. Я прямо вижу, как кривятся в раздражении губы и белеют костяшки сжатых в кулаки пальцев, в то время как глаза бегут по малининским строкам: «Мы русские, мы сталинисты». Тут Малинин может нарваться на гнев не только либералов, но и «правильных русских людей», воспевающих «Россию, которую мы потеряли» и пытающихся вымарать советский период из родной истории. Впрочем, Олег, надо полагать, понимал, на что идёт – ибо он отнюдь не пытается прикрыть свои горькие и резкие строки фиговым листком политкорректности: среди мучителей Руси он упоминает «и бояр, и жидов». Скандал, да и только!

Основополагающим произведением сборника, давшим ему свое название, является сдвинутая ближе к концу книжки поэма «Песня о сдаче Славянска». Сейчас данное произведение воспринимается реквиемом над несбывшимися надеждами «русской весны», так воспламенившей три года назад патриотический сегмент общественности. Мы все хорошо помним, как тогда сутками сидели у телевизоров и компьютеров и жадно ловили все вести, поступающие из Крыма и Донбасса, – шерстили новостные ленты, блоги, стримы. Многие помогали внезапно родившейся Новороссии сбором «гуманитарки» или информационно, а иные отправились туда лично, дабы с оружием в руках помочь восставшим отбиться от бандеровского нашествия. Поэма Малинина представляет собой ретроспективную думу о том времени – но это не банальный пересказ хроники событий, облаченной в стихотворную ткань, но сложное переплетение мыслей, воспоминаний и ассоциаций. Порою они довольно далеко уводят автора от многострадальной земли Донбасса; мысль поэта мечется чайкой, обнимая крыльями всю обширную Русь. Он взывает к национальным архетипам бунта и свободолюбия, воплотившимся в конкретных исторических персонажах. Причём, воплощает это посредством колоритного и богатого лексического арсенала, далёкого от суконного стиля многих, увы, современных «пиитов»:

Уй-ли-лю-ли, Стенька Разин,

Славься! Пора!

Пожелаю-от людям разным

Добра утра.

 

Ой, как востро слово мооо-я –

Кочерга.

Что ты, братец, речешь, шамк-а-я,

Али друг ворога?

 

Говоришь, давнишни раны

Зажили?

Завалилась изба рано!

Нет земли!

 

Это ль не пожар несло

В русску душеньку?

Утонуло луны весло

В чёрной луженьке.

 

Именно собратьями, духовными преемниками Стеньки Разина поэт ощущает ополченцев Донбасса первой волны, все знаменитые командиры которых, к настоящему моменту, к сожалению, уже полегли в сырой землице. Малинин с намеком цитирует предсмертную фразу знаменитого атамана, брошенную им в момент казни брату Фролу, проявившему слабодушие: «Замолчи, собака!». Герои должны уходить в легенду так, как и жили – отважными и мужественными. Дух Разина спустя триста с лишним лет осенил Новороссию:

Чтоб воспряла Русь угрюмая,

Носы не свесь!

Добро утро, даль раздумая! –

Разин здесь.

 

Мысль Малинина постоянно ведет от общего к частному: на судьбы России он смотрит сквозь призму индивидуальных человеческих судеб. Через судьбы эти героические перо Олега выписывает Россию – как страну героев.

Мой прадед с Махно саблю-дружбу водил

За чёрный эфес по народу без вил.

Но, сбёг от бандюг комсомольцем когда,

В двадцатых венчался!

Никифор Раздайбеда.

 

Вонзая в камень алый стяг,

До сердца вражьего – рейхстага,

Сосредоточив боль в кулак –

Всем выбирающим «Гулаг»

Мой прадед предпочёл -атаку!..

 

Олега Малинина мучает мысль: как, отчего мы дошли до такой беды, что приходится воевать на обломках бывшей нашей страны, безжалостно разломанной негодяями? Когда-то мы мирно жили и строили – а теперь сидим у разбитого корыта. А ведь молодость нашего поколения, родившегося в конце 70-х – начале 80-х, была совсем иной, как вспоминает Малинин:

Я родился под песни рабочих –

Кирки, гвозди, лопаты и прочее –

Ради мирного естества!

Для меня она – освобождённый

От рекламных растяжек проспект.

Октябрятский значок и Будённый,

«Уважение» вместо «респект».

А ещё она – Дядя Стёпа!

Бодрый в землю вколоченный шаг.

…Но старик Горбачёв, недотёпа, –

Повернул лошадей к США…

 

Вспоминая Советский Союз, эту навек утерянную Атлантиду нашего детства, я сам испытываю чувства схожие с теми, о которых говорит Олег. Я с благодарностью вспоминаю наш Союз за то, что это была добрая и красивая страна моего детства. Я люблю его за то, что жизнь в нём казалась интересной, а будущее безоблачным. И неподдельная искренность бытия – день, когда мне торжественно повязали пионерский галстук, казался на тот момент самым лучшим в жизни. И когда та страна внезапно исчезла, осталось чувство обиды – как у ребенка, внезапно брошенного родителями. Нет, я, конечно, понимаю все недостатки советского проекта. Но всё же, но всё же – сколько буду жив, я всегда с гордостью буду говорить: «Я рожден в Советском Союзе!». И Малинин говорит примерно о том же:

Капитаны земли объёмной,

Укажите, посмотрим, ну –

Вашей молодости приёмную

В золотую такую страну!..

 

Помню лес. На загривке – солнце –

Эти сказочки не новы –

В брызгах розово-алых несёмся

От Хабаровска до Москвы.

 

Но на всём протяженье дороги

Вольный труд, неподъёмный труд!

Потому отдохнём немного,

На привал остановимся тут.

 

Труд возвысил нас духом нищим,

Лень и злоба которым чужды!..

…Не люблю я предателей… Ищем

Нашей молодости следы.

 

Ушедшему в Лету государству Олег Малинин посвящает проникновенные строки о «Хоругвеносцах СССР» – в этом произведении ощущается явная преемственность по отношению к прохановскому «Последнему солдату империи».

Ради чего русским спорить, драться и ссориться?

Дайте тому в руки меч, кто, поклонившись кресту,

Выйдет в поле российское, и тогда неуёмные зори

Перед ним упадут на колени, подобно сухому листу.

 

По степям, горам и лесам пронесёт алое, победоносное,

Бессмертное Знамя Свободы сквозь эпохи тьму – как пример –

Не преклонения перед Западом – он, рождённый великороссом,

Он, последний хоругвеносец СССР.

 

Вошедшие в сборник стихи дополняют темы, затронутые в поэме, обогащают их новыми красками. Тут и размышления над родной историей (в частности, снова рассматривается образ Разина, видимо, он для мировоззрения Малинина является основополагающим), и отношения поколений, и зоркий, цепкий взгляд на происходящее в других странах, и мастерски выхваченные картины русской природы. Что интересно, Малинин несколько раз обращается к личности Наполеона Бонапарта – чем-то его заинтересовал свергнутый французский император. Впрочем, здесь проглядывает следование традициям века позапрошлого, ведь для тогдашних романтиков Наполеон являлся излюбленным героем. Для Малинина же судьба императора, очевидно, ассоциируется с какими-то собственными, пережитыми некогда испытаниями:

Я часто мысль свою бужу воспоминанием:

Картины прошлых лет бегут передо мной,

И вижу я скалу, омытую волной,

И чей-то гордый стан с размытым очертанием.

 

На дальний остров брошен, словно зверь степной,

Сын вольной Корсики с последним испытанием.

Друзьями преданный, униженный изгнанием,

Живущий ныне только памятью одной...

 

Но личные неурядицы отступают и бледнеют перед мыслями о судьбах страны, государства. Россию, народ русский Малинин аллегорически уподобляет кораблю – знаменитому «Варягу», не спустившему флаг перед многократно превосходящим врагом. Точно так же и «мы, последние дети советской державы, поднимаем над пропастью флаг».

Лишь назвав поименно лихие потери,

Мы построим еще корабли.

И родятся тогда благодарные дети,

Полетит над зеваками флаг,

Прославляя величие прошлых столетий,

И «Аврору», и крейсер «Варяг»!

 

Неиссякаемая вера в будущее родной страны, вера наперекор всему – это то, чему стоит поучиться у отважных русских поэтов.

 



 

Комментарии

Комментарий #26846 24.12.2020 в 23:05

Любо!