ТРИБУНА МОЛОДЫХ / Яна САФРОНОВА. В КРУГОВОРОТЕ МОЛОДЁЖНЫХ СЕМИНАРОВ. Итоги и размышления
Яна САФРОНОВА

Яна САФРОНОВА. В КРУГОВОРОТЕ МОЛОДЁЖНЫХ СЕМИНАРОВ. Итоги и размышления

17.01.2018
2274
8

 

Яна САФРОНОВА

В КРУГОВОРОТЕ МОЛОДЁЖНЫХ СЕМИНАРОВ

 

Польза писательских семинаров очевидна: помимо столь необходимого взгляда со стороны, начинающий писатель получает ещё и массу полезных теоретических знаний. Там услышал новое для себя имя, тут обнаружил неизвестный раньше приём, или вообще вдруг узнал, что существуют литературные ухищрения… Кроме того, молодые литераторы в процессе обсуждения учатся формулировать свои мысли и оценивать произведения других, что позволяет в будущем видеть и свои тексты с должной дистанции.

Так куда же податься? Конечно, можно поступить в один из трёх институтов[1], где существует специальность «Литературное творчество» и там со своими коллегами-студентами обсуждаться из года в год на протяжении пяти лет. Но, во-первых, не все решатся на такой подвиг, а, во-вторых, в определённый момент времени может показаться, что и эта творческая среда уже дала всё, что могла. Можно, конечно, посещать платные семинары, которые проводят известные писатели. Один из таких проходил в Москве 16 декабря[2]. Но польза от них сомнительна: однополярное мнение «мастера», свидетельство об участии и книги с автографом (последнее только для десяти лучших)…

А можно посетить мероприятия с более чем десятилетней историей. Например, ежегодный форум для молодых писателей «Липки», как его неофициально называют по бывшему месту проведения. Полностью: Международный Форум молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья, организованный Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ. Тут уже, конечно, всё серьёзно: толстые журналы набирают в свои мастер-классы писателей и активно работают с ними на протяжении всей недели, по результатам форума – публикуют лучших и даже издают книги. Возглавляет Фонд небезызвестный Сергей Александрович Филатов. Однако в «Липки» попасть совсем непросто, и если удача не улыбнулась молодому литератору в этом году (как, например, мне), то он может продолжить своё литературное путешествие и подать заявку на семинары Союза писателей Москвы, который возглавляет всё тот же человек.

Конечно, это не столь масштабное событие, как описанное выше, но два мастера-профессионала на каждом семинаре прозыпоэзиикритикидраматургии всё же имеются и готовы высказать своё мнение по поводу работ, прошедших конкурсный отбор. Здесь в виде наилучшего результата участников семинаров рекомендуют к принятию в Союз писателей Москвы. Напомню, что Союз организован в результате распада Союза писателей СССР, и это лишь один из его осколков. Особенно подчёркивается демократическая ориентация писательской организации: «…противостоит любым проявлениям национальной нетерпимости, пропаганде насилия в обществе, считая своей главной задачей сохранение свободы творчества и чистоты русского языка, полагая оценочным критерием литературного произведения талант автора».[3]

Итак, на семинар критики Союза писателей Москвы мне попасть удалось, а потому процитированный абзац приобрёл для меня особенное значение, и я могу поделиться своим скромным опытом. Моими мастерами были прозаик и критик Елена Сафронова и поэт, переводчик и литературовед Виктор Куллэ. Последний взял на себя смелость отметить общий низкий уровень критического семинара, в чём мне трудно с ним не согласиться. Но вот остальные высказывания Виктора Альфредовича вызывали серьёзные вопросы. Самым, пожалуй, острым стало его рассуждение на тему нравственности и литературы. Со свойственной ему эксцентричностью он обратился ко мне со следующим замечанием: «Я не понимаю, – с улыбкой воскликнул Куллэ, – откуда это в такой молодой девушке? Кто учит вас этому? Это какой-то кондовый совок, говорить о нравственности героя, о том, как должны люди поступать, а как – нет». Я действительно задумалась над этим вопросом. Откуда это берётся? Пожалуй, из традиции классической русской литературы. В «Пушкинской речи» Ф.М. Достоевский размышлял о Татьяне Лариной как о нравственном идеале русского народа, Д.И. Писарев полемизировал с Н.А. Добролюбовым по поводу образа Катерины, считая её отнюдь не «лучом света в тёмном царстве», а человеком, не обладающим твёрдым характером, и подвергал сомнению её «суровую добродетель». Походит на дискурс о поступках литературного персонажа. Так что это даже не совок, это вообще позапрошлый век!

Но вернёмся к предполагаемым оценочным критериям семинара, главным из которых является «талант автора». В большей степени, конечно, так и происходит, но заметны некоторые предубеждения, которые скрыть не удалось. У мастеров вырывались язвительные замечания вроде: «Вы всерьёз считаете, что то, что печатается в газете «День литературы», может быть достойным обсуждения?». Или же реплика семинариста: «В текстах этого писателя (героя моей статьи, – Я.С.) много пафоса…», мастер прерывает: «Конечно, много, это же автор «Нашего современника». То есть руководители семинара даже не скрывают, что издание, в котором напечатан тот или иной текст, автоматически «даёт» ему отрицательную качественную характеристику, если руководитель семинара считает уровень печатной площадки недостаточно высоким. Дело тут, конечно, скорее в другом. Подразумевается разность политических позиций Союза писателей Москвы и названных выше изданий. Я искренне не понимаю, почему это неистребимое предубеждение заведомо распространяется на творчество молодого прозаика, с которым «мастера», по собственному признанию, знакомы не были. На мой взгляд, это стратегически провальная позиция для молодой литературы. Если продолжить и дальше просто отфыркиваться от творчества политическитусовочно чуждых писателей, делить всех на «своих» и «чужих» в литературе, то ненароком можно и проглядеть Пушкина в палатке «чужого» лагеря. А ему очень понадобится вся доступная помощь для похода в заполонённый масслитом город.

Что касается общей пользы семинаров Союза писателей Москвы, то, конечно, она неоспорима. Участники моей группы показали, что устно способны разбирать тексты на высоком уровне. Если говорить о семинарах других видов литературной деятельности, то от своих коллег я слышала только восторженные отзывы. Полагаю, что и эта площадка для обсуждения может быть крайне полезна многим начинающим писателям.

Ну а если неугомонному трудяге всё ещё недостаточно обилия мнений о своём творчестве или же в силу каких бы то ни было обстоятельств он не смог попасть ни на одно из упомянутых мероприятий, то я могу предложить прогуляться на семинары Совета молодых литераторов при Союзе писателей России, которые и сама посещаю с завидной регулярностью. Совет молодых литераторов – это организация, созданная год назад, в теории осуществляющая работу с молодыми авторами по шести направлениям[4], я же хочу поговорить лишь об одном из них, что и является темой моих рассуждений: о еженедельных поэтических и прозаических семинарах. Обсуждение может посетить любой желающий. Конкурсной основы семинар не имеет, начинающий автор может услышать мнения семинаристов о своём творчестве в свободной дружеской атмосфере, лишённой давления мастеров (их просто нет) и «очищенной» от тусовочных склок. На семинары приходят люди разных политических взглядов, эстетических установок, вкусовых предпочтений. Критерий, как и в Союзе писателей Москвы, только один: талант автора. Но в данном случае семинар сам регулирует себя и, если участники замечают, что они «ушли в сторону» от текста, то тут же к нему возвращаются. В противном случае (что случается крайне редко) модератор пресекает посторонние полемики и возвращает обсуждение в нужное русло.

Признаюсь, что, когда я приходила на первые подобные встречи, я была полна злости и просто набрасывалась на обсуждаемые тексты и, как следствие, на автора. Но с каждым новым семинаром моя внутренняя пружина разжималась, каждая встреча учила меня культуре обсуждения, и целью моей стало не эффектно высказаться и блеснуть своими критическими способностями, но помочь писателю в его творческом развитии. Эта важная для меня трансформация произошла только потому, что творческая обстановка была настолько комфортной, что позволила мне взглянуть со стороны не только на других, но и на себя. Подобный демократичный формат представляется мне удачным экспериментом. Если говорить не о частной результативности, а об общей продуктивности, то одним из результатов творческих встреч становится публикация лучших, по мнению руководителей Совета, работ. Этому посвящена целая рубрика «Новое имя» на сайте «Российский писатель» и приложение журнала «Москва», которое называется «Голоса молодой России»[5]. При всей моей симпатии и восторге по отношению к семинарам, итоги их меня не всегда вдохновляют, качество отбираемых текстов не всегда устраивает. Но уровень обсуждения, его подробность и внимательность, безусловно, способствуют творческому росту и развитию.

Забегая немного вперёд, стоит сказать, что к 15 Съезду Союза писателей России Совет молодых литераторов готовит молодёжную программу 13-14 февраля[6], главная идея которой – всероссийский семинар молодых авторов. Пожалуй, этот формат по своему размаху напоминает «Липки», описанные выше, но если на форум Филатова заявку можно подать индивидуально и рассчитывать на результат, то в данном случае участников семинаров рекомендуют руководители региональных отделениймолодёжных секций Союза писателей России, а также редакции региональных журналов. Это даёт основания рассчитывать на качественное обсуждение и обмен действительно существующим организационно-творческим опытом. На нахождение точек соприкосновения между регионами или же, наоборот, важной и показательной разности мнений. Так как молодёжная программа проходит на базе Московского государственного института культуры, отдельной группой выделены семинары студенческие, где уже состоявшиеся молодые авторы будут разбирать тексты только ещё начинающих литераторов. Мероприятие обещает быть пёстрым и разноплановым, и мне, как его будущему участнику, остаётся только надеяться на то, что оно будет ещё и результативным. Впрочем, об ожиданиях и итогах будет логичнее говорить уже после грядущего события.

Последней и по счёту, и по моей оценке семинарской площадкой, о которой я упомяну, станет форум «Таврида», каждый год организуемый государством для творческой молодёжи. Так как «Таврида» по сути своей – это пионерский лагерь для взрослых, то и периоды функционирования форума называются сменами. Существуют смены разных творческих направлений: режиссёрские, танцевальные, архитектурные и т.д. Мне довелось побывать на смене писательской. Там я услышала рассуждения Дмитрия Киселёва о патриотизме, поиграла в игры на сплочение, посмотрела на презентации интересных и полезных проектов участников, за которые им потом выдали гранты в размере 300 тысяч рублей. Литературные сайты, поэтические битвы, передачи о молодой поэзии – о, этот фольклор «Тавриды»! На семинаре критики я задала Андрею Васильевичу Василевскому очень волнующий меня на тот момент вопрос. Я спросила, как главный редактор «Нового мира» относится к критическому наследию Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Сергеевича Мережковского. Василевский ответил, что эта пара не входит в круг его интересов. В общем-то это максимальный уровень нового знания, которое мне удалось почерпнуть из творческого моря «Тавриды». Ведь само руководство форума поставило мастеров в необычные условия. Некоторые руководители семинаров собрали тексты, чтобы обсудить их на следующей встрече, однако их ожидало разочарование: в хаотичной вселенной креатива на следующий семинар пришли уже совсем другие люди. А потому приходилось давать экстренные мастер-классы и отвечать на неподготовленные вопросы.

Остаётся только надеяться, что после посещения всех перечисленных площадок у молодого писателя всё же останутся моральные силы творить, и вера в себя не покинет его окончательно. Тогда он вполне может выйти на прямую дорогу прогресса, главное – пропускать высказывания бесконечных семинаристов через очистительные фильтры и перерабатывать любое подобное мероприятия в опыт. Так или иначе все прошли школу семинаров, даже те, кто проводит их теперь за деньги и вручает свои книги с автографом как знаки отличия.

 

 

[1] Литературный институт им.Горького, МГИК, ИЖЛТ.

[2]http://mgospr.ru/srochno-v-nomer/seminar-zahara-prilepina

[3]http://soyuzpisateley.ru/osoyuze.html

[4]http://rospisatel.ru/sovet1.htm

[5]http://moskvam.ru/applications/golosa-molodoy-rossii/

[6]http://rospisatel.ru/sobytija2017/291.htm

Комментарии

Комментарий #17853 19.06.2019 в 22:29

"...семинары Союза писателей Москвы, который возглавляет всё тот же человек" - Яна, первый секретарь Союза писателей Москвы Евгений Юрьевич Сидоров.
Елена Сафронова

Максим Ершов 26.03.2018 в 00:22

и лишь потом все это утихает, опадает, исчезает, как случайная улыбка на губах. и остается только: великие события происходят в тишине...

Комментарий #8090 22.02.2018 в 19:17

красивая и умная. Нет фотографии во весь рост? Просто посмотреть, где размещено столько таланта)

Комментарий #7872 05.02.2018 в 10:29

- Яна САФРОНОВА - молодец!
Высший уровень журналистики: тема раскрыта объемно, со знанием сути изнутри, профессионально, доходчиво и интересно. Редко встретишь статьи такого высокого уровня. По-хорошему можно позавидовать таланту автора.

- О позиции Союза писателей Москвы: "полагая оценочным критерием литературного произведения талант автора» и о позиции Яны: "Самым, пожалуй, острым стало его рассуждение на тему нравственности и литературы". Безусловно, безоговорочно критерием качества является талант автора, но лишь тогда, когда он не гнушается нравственностью!
Николай Денисов

Комментарий #7692 20.01.2018 в 12:54

Осознавать свои приобретения и потери, сильные и слабые стороны - значит, не хвалить себя, а - умнеть. Не все "гости" это понимают. Не всем доступно... Санко (?) Бобров

Комментарий #7681 19.01.2018 в 11:38

"...каждая встреча учила меня культуре обсуждения, и целью моей стало не эффектно высказаться и блеснуть своими критическими способностями, но помочь писателю в его творческом развитии. Эта важная для меня трансформация произошла только потому, что творческая обстановка была настолько комфортной, что позволила мне взглянуть со стороны не только на других, но и на себя..."

Умри, Януся, лучше не напишешь!
Отличную смену подготовил Санко Бобров.
Вот, оказывается, почему говорят: "Хорошая каша сама себя хвалит"...

Комментарий #7663 17.01.2018 в 16:17

С Куллэ вы столкнулись впервые, но преодолеть этот барьер смогли. Литератор мощнейшей эрудиции, он так и остался ленивым, каким был, вступая на литературный путь, когда требовал в подпитии от первокурсников МЛИ: "Ребята, где капустник?.." Литература для него тоже "капустник", а где-то сверху элита, от имени которой он выступает.

Комментарий #7659 17.01.2018 в 13:13

Блестяще, умница студентка! О, какая смена растёт!