ПУБЛИЦИСТИКА / Валерий ГАНИЧЕВ. СЛОВО ПИСАТЕЛЯ БУДЕТ ВСЕГДА ОДУХОТВОРЁННЫМ И НРАВСТВЕННЫМ. Тезисы отчета на XV съезде Союза писателей России
Валерий ГАНИЧЕВ

Валерий ГАНИЧЕВ. СЛОВО ПИСАТЕЛЯ БУДЕТ ВСЕГДА ОДУХОТВОРЁННЫМ И НРАВСТВЕННЫМ. Тезисы отчета на XV съезде Союза писателей России

 

Валерий ГАНИЧЕВ

СЛОВО ПИСАТЕЛЯ БУДЕТ ВСЕГДА ОДУХОТВОРЁННЫМ И НРАВСТВЕННЫМ

Тезисы отчета на XV съезде Союза писателей России

 

Уважаемые делегаты и гости съезда!

Наш съезд проходит в преддверии знаменательной даты – 60-летия Союза писателей России. Началу нашей встречи предшествовала долгая, многослойная работа нашего Союза. Проводились пленумы, фестивали, вечера и презентации, встречи… Все они были посвящены созданию единого литературного поля, единой многонациональной культурной среды, формированию духовно-культурных ценностей, защите русского языка...

Наш съезд, на мой взгляд, и сегодня должен быть посвящен, в первую очередь, не мелким дрязгам, не борьбе за место в президиуме и других списках, а в некотором смысле первоочередному вопросу: силе русского слова, слова народов России, – иначе наступит омертвение всего живого, человеческого не только у нас в стране, но и во всём русском мире. Понять друг друга мы можем только с помощью языка, а без него – обречены лишь чувствовать, ощущать, но человек существо разумное и ему мало этого. Он должен с помощью языка понимать суть происходящего. А понять сегодня, когда, кажется, – наука может объяснить все, понять надо многое – хотя бы тот же мировой кризис, который, как говорят, появился внезапно, каким-то неожиданным образом, точно чудище «обло, озорно, стозевно и лайя». Действительно, мир – в конвульсиях, и кризис вышел на поверхность в виде финансового, хотя надо понимать, что это кризис, прежде всего, нравственности и этот кризис требует глубинного объяснения.

Сила слова всем известна. Но сила слова может быть и разрушительной. Достаточно вспомнить грозные и регулярные восклицания римского сенатора Катона: «Карфаген должен быть разрушен!» – которые и привели к уничтожению целой древней цивилизации.

А злобные пропагандистские слова в отношении нашего государства – «империя зла», сказанные агрессивным американским президентом, овладели многими мировыми СМИ и в немалой степени способствовали распаду Советского Союза, что повторяется сегодня уже в отношении России.

Мы знаем, что лучшие умы Отечества «во дни сомнений и тягостных раздумий о судьбах нашей родины» искали опору и надежду в великом и могучем русском языке.

Искали и нашли. Вспомним и мы слова известного критика и писателя Василия Розанова о том, что Россия не создала пирамиду Хеопса, Александрийский маяк, Родосский колосс и другие семь чудес света, но она создала великую русскую литературу, великую классическую русскую литературу. Здесь слово было доведено до своей высоты, до совершенства, до Великой Истины. А ведь уже в XIX веке существовали величайшие учения мысли, которые пытались преобразовать мир (тут и энциклопедисты, и Гегель, и Маркс, и многие либеральные теоретические построения – они вроде бы призывали к прогрессу и развязали желание быстрее добиться счастливого результата здесь и сейчас, вызывая при этом худшие человеческие эмоции и инстинкты).

Конечно, Вера стояла преградой на этом пути, но на этих координатах творила и жила великая русская литература.

Её ценность была непреходяща, недаром Святейший Патриарх Алексий II, приветствуя писателей России, пишущих на духовно-исторические и православные темы, говорил: «Некоторые литераторы несут на себе определённую долю вины за произошедшую в России в начале XX века трагедию. Но вспомним, что в те годы, когда «Закон Божий» был в школах запрещён, да и сами книги «Священного писания» ценились дороже золота, именно преподавание классической отечественной литературы сеяло семена веры в души людские». Эта литература ткала нить нравственного поведения наших людей.

И в этом смысле атаки на «империю зла» были и есть атаки не столько на Пространство, а скорее на империю Духа, которую создала русская литература, русская и вся наша многонациональная культура.

А отсюда и устремление дробить великое пространство, разделяя его по этническим признакам, и рассекать единое духовное пространство наших людей, созданное классиками, изгнать нашего современника из большого духовного поля, с высокой нравственной доминанты.

И это более опасно, чем потеря территорий (их можно возвратить, как возвратился Крым), но отлучение от собственной духовной традиции, от высокого духовного слова – это трагический и опасный вызов национальному бытию.

И все же, уважаемые коллеги, мы собрались в счастливое время – в канун 60-летия создания Союза писателей России. Ясно, что русская литература существует более тысячелетия, а писатели страны объединились в Союз значительно позже, но вот Союз писателей России волею наших фронтовых товарищей, писателей старших поколений всех национальностей образовался без малого 60 лет назад. И эта дата отнюдь не повод для проведения пышных, и даже не пышных нынче банкетов, – это возможность поговорить о состоянии литературных дел в стране, поблагодарить тех, кто создавал наш Союз, кто многие годы посвящал своё творчество нашему народу, кто работал в творческих организациях Союза не за страх, не за серьёзную зарплату, а за совесть. Я думаю: сегодня мы выслушаем добрые советы, серьёзные пожелания нашему Союзу. Думаю, что мы выскажем и отношение к рейдерским попыткам захватить наш Дом на Комсомольском проспекте, принадлежащий писателям России с 1970 года. И поблагодарить Министерство культуры за ремонт нашего дома, который, мы надеемся, скоро завершится.

У нас здесь не просто съезд общественной организации, а встреча людей высокой культуры, которая проходит во время серьёзных испытаний для страны, и думаю, что мы сможем прочертить место нашей литературы, место высокого духовного слова в жизни общества, место нашего Союза писателей.

В работе нашего Союза участвуют те, кто ежедневно обращается к слову, служат ему, защищают его.

Здесь и волшебники слова – Юрий Лощиц, Виктор Лихоносов, Владимир Крупин и Ольга Фокина, Виктор Потанин, Владимир Личутин; с нами певцы славы Отечества Александр Проханов и Александр Сегень; поэты Владимир Костров, Станислав Куняев, Константин Скворцов, Николай Зиновьев, Виктор Верстаков, Светлана Сырнева, Евгений Семичев, Михаил Шелехов, Геннадий Красников, Владимир Молчанов, Елена Кузьмина, Василий Козлов; здесь человек, посвятивший более чем половину жизни детству, увлечениям детей, детскому чтению, председатель детского Фонда, писатель Альберт Лиханов; старейшина писательского цеха, один из создателей Союза писателей России адыгеец Исхак Машбаш; в нашем писательском строю фронтовики Юрий Бондарев, Владимир Бушин и Михаил Годенко, человек, который прошел минное морское поле от Таллинна до Ленинграда в сорок первом, роковом году; с нами запевала Бессмертного полка, воистину Народный поэт и артист России Михаил Ножкин; верная дочь якутского народа Наталья Харлампьева; мудрец и философ Сергей Перевезенцев; ученые Борис Тарасов и Виктор Гуминский; борец за сохранение народного, правдивого кино, народный артист Николай Бурляев; прозаик и драматург Валерий Хайрюзов, спектакль по его пьесе «Иннокентий» проехал от Владивостока до Москвы; учитель истории Наталья Петрова, чья книга «Повседневная жизнь русской школы от монастырского учения до ЕГЭ» во многом перевернула сознание учителей современной системы просвещения; с нами летописцы переднего края современных войн Сергей Бережной, Марат Мусин; молодые Сергей Шилов, Александр Харченко, Ольга Кулыгина, Мария Коледа, Наталья Батраева, да и много-много людей возвышенной души, самоотверженного служения русскому слову, нашей литературе, многонациональной литературе. Здесь наши братья из Белоруссии, гости из стран Европы и Ближнего Востока.

Ответственность, которая вырисовывается перед съездом, позволяет сегодня проводить наш съезд не как какой-то фестиваль или некую увеселительную декаду. Мы достаточно их проводим, да и впредь не отказываемся. Думаю, что это серьезный исторический момент, который знаменует то, что глубинные слои нашего общества, его духовная и мыслящая часть вливаются в созидательные действия страны.

Мы как писатели, как творческий Союз не стремимся ни к дистиллированным паритетам как части государственной политики, ни к некой стерильной представительности. Мы руководствуемся не набившим оскомину консенсусом, а вековечным единством, где могут иногда, по примеру Новгородского вече, и мужики-горлопаны повыступать, но затем обязательно будет согласие.

Что касается писателей, то мы стремимся в каком-то смысле утвердить образец, пример, эталон в нашем творчестве, отвести угрозу безнравственности, пошлости, цинизма, невежества и ксенофобии от наших соотечественников. Мы отнюдь не считаем себя элитой, поучающей элитой, а скорее глубоко переживающей, нередко страдающей частью общества. Мы не несем в своем облике, в действиях высокомерия, но мы готовы поделиться знанием, сбереженным и выстраданным, порой волшебным Словом, а самое главное, мы готовы видеть, слышать и слушать, страдать вместе с нашим народом и вместе с ним работать, действовать, устранять беды. Лучшие из нас имеют право предостерегать людей, прозревать грядущее и, как великий Нестор, фиксировать исторические события. Нам хочется вернуть уважение к Слову, литературе, истине всегда высоко ценимых на Руси.

Мы переживали с вами страшные годы крушения Великой Державы и медленное восстановление новой реальности в условиях раздоров и гонений. И лишь в эти двухтысячные годы стали вырисовываться контуры будущего России, слегка прояснялись его горизонты и перспективы. Опять же вспомним Крым, Севастополь, что вернулись в родную гавань. Это ведь было событие, которое обнадежило Русский мир, подарило народу надежду, что мы, русские люди, обязательно встретимся в общем доме, хотя мы все понимаем, как нелегко живется русским людям, невольно оказавшимися после развала СССР вне Отечества.

Никто из нас не покушается на взлелеянную на всех «демократических» уровнях суверенность, но мы, писатели, не можем не говорить о соединении в едином, лучшем, общем, исторически проверенном. Вспоминаются слова Толстого из «Войны и мира»: «Почему же плохие люди соединяются, а хорошие нет?». Конечно, когда говорят о такого рода единениях, то некоторые наши демократы или либералы начинают искать антидемократизм в подобных действиях, подозревать нас в имперских амбициях, атавизмах тоталитаризма. Когда же стал создаваться Евро-азиатский экономический союз, шуму-гаму в пронатовской Европе и у наших европейски зацикленных оппонентов было немало: «Это недемократично!». И в то же время зазывали объединяться в Евросоюз. Иногда и далеко не демократическими мерами, как мы видим на Украине, Молдавии, странах Центральной Азии и Ближнего Востока. Что хорошо для Запада и его управителей, то не может быть хорошим для России. Почему? Мы ведь не против Евросоюза, но мы не можем смириться с таким избирательным и по-своему диктаторским подходом. Наши люди, уважая демократические ценности, в полной мере хотят ими воспользоваться в своей жизни, в своей ориентации жить не по чужим лекалам, а в дружелюбии с европейскими народами и между собой.

Думаю, мы понимаем, что литература сегодня, к сожалению, не является лидером духовных, нравственных преобразований в обществе. Слава Богу, Вера, национальные традиции возвращают утраченные в прошлом позиции среди народа, и это важно. Но с другой стороны, коммерциализация, надменный взгляд многих представителей капитала, желающих подчинить себе все движения в обществе, подчинить и творчество своему, к сожалению, в большинстве случаев неразвитому, а то и недоразвитому вкусу. Думаем, что наша литература, как и прежде, должна быть выражением мнения народных масс, к сожалению, в немалой своей степени лишенных нынче материального комфорта, а то и просто бедных, порой обнищавших людей, но не потерявших веры и надежды на лучшее будущее. И думаю, что такому ободрению людей, укреплению их духа должен способствовать и наш Союз. Я говорю отнюдь не о бодрячестве, о розовости взгляда, а о Вере, воплощенной в художественных образах, о том извечном сочувствии Человеку, простому человеку, что было характерно для русской классической литературы и литератур народов России.

В период, когда Святейший Патриарх Кирилл возглавил Русскую Православную Церковь, в первый год был образован Издательский совет РПЦ, куда решением Синода введены члены нашего Союза писателей. Затем он развернул широкую панораму действия во имя утверждения высших нравственных ценностей, через Слово, через Книгу, художественную литературу. Он высказался за утверждение 1 марта, дня выпуска первого печатного издания «Апостола» Иваном Федоровым, как Дня православной книги, за создание Патриаршей литературной премии имени Кирилла и Мефодия. За семь премиальных сезонов лауреатами этой премии стали писатели нашего Союза: Владимир Крупин, Виктор Николаев, Станислав Куняев, Юрий Лощиц, протоиерей Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев, Юрий Бондарев, Александр Сегень, Николай Блохин, Борис Екимов, Борис Тарасов, Виктор Лихоносов, Борис Споров, протоиерей Ярослав Шипов.

Разве мы не можем порадоваться нашему общему успеху. Разве нам не дороги слова Патриарха: «И во всем этом, у нас, у Православной Церкви, привилегированный партнер – Союз писателей России».

Это высокая честь и ответственная обязанность. И я не сомневаюсь, что таким соработником в духовном просвещении был и будет наш Союз.

В этом зале, где звучало слово Шолохова и Фадеева, Твардовского и Исаковского, Леонова и Довженко, Мустая Карима и Расула Гамзатова, сегодня собрались представители Москвы, Санкт-Петербурга, Псковской, Смоленской, Брянской, Новгородской областей, республик Северного Кавказа, Якутии, Башкирии, Владивостока, Краснодара, Урала и Сибири, из Омска и Иркутска...

Глубинные профессионалы: лучший ныне заботник о селе, о сельском жителе Анатолий Кирилин, заступник русской провинции Александр Бобров; Николай Иванов – человек армейской закалки Афганистана, Чечни, где побывал даже узником темного зиндана, организовавший в Цхинвале и Беслане пленум Союза писателей, высветивший лицо современного терроризма, будь то фундаментальный ислам или «цивилизованный» пронатовский режим; критики Лариса Баранова-Гонченко, Владимир Бондаренко, Елена Галимова, Иван Чарота, Нина Ягодинцева, Вячеслав Лютый; редакторы Николай Дорошенко – «Российский писатель», Сергей Котькало – «Новая книга России», Владимир Линник – газета «Слово», Станислав Куняев и Александр Казинцев – «Наш современник», Вячеслав Артёмов – «Москва», Щелоков – журнал «Подъем», Марина Ганичева – журналы «О русская земля» и «Роман-журнал XXI век», Александр Ребров и Валентина Ефимовская – журнал «Новая Ладога», Иван Голубничий – «Московскмй литератор», Владимир Бондаренко и Валентина Ерофеева «День литературы»… А легендарные журналы «Молодая гвардия», «Сибирь», Сибирские огни», «Алтай», «Север», «Двина», «Русское эхо»…

У нас более ста двадцати изданий в регионах, где-то по одному, а то и по два журнала или альманаха, не говоря уже об интернет-ресурсах.

Писатели, которые взяли на себя нелегкую общественную ношу, став руководителями различных творческих организаций, сопредседатели нашего Союза: Александр Кердан – председатель Ассоциации писателей Урала и Сибири; Борис Орлов и Владимир Бояринов – руководители писательских организаций двух столиц; Иван Переверзин – председатель президиума Литературного фонда России; сопредседатели и секретари нашего Союза Владимир Крупин, Геннадий Иванов, Николай Гребнев (Курск), Владимир Молчанов (Белгород), Игорь Янин, Вадим Терехин (Калуга), Валентина Ерофеева-Тверская (Омск), Александр Дорин (Мордовия), Олег Дорогань (Смоленск), Михаил Карачев (Вологда), Николай Санджиев (Калмыкия), Алексей Береговой (Ростов-на-Дону)...

Я хочу, чтобы мы поприветствовали нашего коллегу из Беларуси, руководителя Союза писателей Беларуси, сопредседателя Союза писателей Союзного государства России и Белоруссии Николая Ивановича Чергинца.

За годы работы нашего общего Союза мы достигли одной из главных ценностей – сближения наших народов через художественное слово. Понятно, что это лишь начало, но оно есть. Писатели готовы участвовать в дальнейшем осмыслении национального, духовного развития единого государства, исходя из вековечных традиций литературы, художественного Слова, что займет достойное место в нашем государстве. И надеемся на создание системы прочного финансирования сферы литературы и искусства.

Ну и еще важное общее направление деятельности – наша история, наше прошлое. Оно, безусловно, пронизано всеми линиями единства. И, несмотря на довольно мощные попытки разорвать его, выстроить систему противостояния, найти и возвысить любой исторический, социальный, рыночный, личностный конфликт, все яснее видится, что стремление народов и их ответственных представителей к подтверждению исторического единства не прихоть и блажь отдельных политиков, а вековечное стремление наших соплеменников. Думаю, что у нас уже утвердилось и устоялось представление о своей стране. Здесь в качестве примера можно обратить внимание на имена лауреатов премии Александра Невского 2017 года. Премия была вручена за вклад в отечественную культуру, в возрождение и сохранение духовных и исторических ценностей России Народному артисту России Михаилу Ивановичу Ножкину; специальная премия «Духовный подвижник» вручена Флоренскому Павлу за книгу «Павел Александрович Флоренский»; специальная премия «Ратоборцы» Сергею Михеенкову (Калуга) за книгу в серии «ЖЗЛ» «Рокоссовский. Клинок и жезл»; специальная премия «Наследие» – Баршту Константину (Санкт-Петербург) за книгу «Рисунки и каллиграфия Ф.М. Достоевского. От изображения к слову»; специальная премия «Первопроходцы» за книгу «Александр Кучин. Русский у Амундсена» Симаковой Людмиле (Архангельск); специальная премия «Творцы» Ремизову Виталию за книгу «Уход Толстого. Как это было»; дважды Герою Советского Союза, летчику космонавту СССР Леонову Алексею за книгу «Время первых. Судьба моя – я сам...»; Захару Прилепину за книгу «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы»; авторскому коллективу под руководством Николая Земцова «Бессмертный полк. Непридуманная история».

Хочу также отметить, что мы особо обратили внимание на литературу Севера, не замыкаясь в границах России, учредив премию «Полярная звезда». Первыми лауреатами стали: Виктор Боярский за книгу «Три путешествия по канадской Арктике»; Мария Ваганова, хантымансийская поэтесса в сочетании с переводами Александра Кердана; Елена Кузьмина (Архангельск) за книгу «Северные письмена»; Йохан Бекман – финский правозащитник, председатель «Антифашистского комитета Финляндии»; книга коллектива авторов из Питера «Русский Север – прошлое, настоящее, будущее»; Михаил Попов (Архангельск) за сказки Севера; Артур Чилингаров и Юрий Неёлов за книги прозы…

Это же целый пласт нашей исторической и географической культуры.

Хотелось бы предупредить всякого рода измышления о том, что мы замыкаемся в собственных проблемах и интересах. Мы отнюдь не отгораживаем себя ни от Европы, ни от писательских организаций мира и готовы к широкому сотрудничеству. Вот только, например, за последние годы мы в Союзе писателей приняли, благодаря подвижничеству Олега Бавыкина, делегации писательских организаций провинций Китая; вообще, с китайскими писателями у нас установился подлинный литературный мост. Мы участвовали в славянском фестивале в Варне, Пушкинских днях в Шумене, днях Федора Ушакова на Корфу, во встрече с арабскими писателями, коллегами Кореи и Вьетнама. Недавней вершиной такого сотрудничества стало воздвижение памятника Пушкину в Будапеште от Союза писателей России. Несколько раньше нашлись доброделы и оплатили работу скульптора, металл и установку памятника в сквере Белграда, где с одной стороны великие славянские учителя Кирилл и Мефодий, с другой сербский просветитель Вук Караджич, а в центре наш Александр Сергеевич Пушкин. Когда мы вручали библиотечку русской классики на славянском отделении филологического факультета Белградского университета, то преподаватели говорили, что готовы преподавать русский, белорусский и украинский языки. Думаю, что это одна из забот нашего Союза. В недалеком будущем, я надеюсь, будет проведена большая встреча славянских писателей. А созданные сейчас в Европе ассоциации литераторов – выходцев из СССР, проявляют невиданное желание наладить связь с Родиной, со своими земляками, со своим языком. Думаю, что это наша общая задача.

Важной заботой в работе нашего Союза должны быть молодые. Отрадно, что уже достаточно себя заявил Совет молодых писателей. Они вправе ставить вопрос перед руководством государства о проведении постоянного семинара молодых в России.

Особая забота – дети, детская литература, некоторый опыт уже имеется в замечательных детских журналах, олимпиадах и в международном конкурсе «Гренадеры, вперед!», «Ушаковские сборы», которые проходят в последние годы в Белгороде, Бийске, Волгограде, Краснодаре, Донецке, Луганске… Надо и в будущем наращивать этот потенциал.

Сегодня перед всеми странами постсоветского пространства стоит вопрос модернизации и обновления для конкурентоспособности наших стран, для того, чтобы выдержать, не сломаться и не попасть в зависимость от новых хозяев мира. Но всякая модернизация требует от нас вдумчивого, серьезного, внимательного писательского слова и осмысления. Наша нравственная публицистика должна проанализировать и дать оценку этому процессу. И как сказал Святейший Патриарх – основой всякого процесса, происходящего в экономике, должна быть нравственность, духовный вектор.

Действуя в этом направлении, мы вместе с газетой «ВПК» учредили четыре года назад премию «Щит и меч Отечества». Обладателями Гран-при за эти четыре года стали легендарный конструктор, дважды Герой Социалистического Труда Генрих Новожилов за книгу «О себе и самолетах»; спецназовец, Герой Советского Союза Геннадий Зайцев – за книгу «Спецназ «Альфа»; Александр Проханов за книгу «Поступь русской Победы»; Олег Бакланов за трехтомник «Космос – моя судьба».

Я также хочу обратить ваше внимание на лауреатов премии «Щит и меч Отечества» 2017 года: Александр Бондаренко за книгу о легендарном разведчике «Виктор Лягин» из серии «ЖЗЛ»; молодой прозаик с Дона Константин Полупанов за книгу «Бессмертники», о детях, узниках концлагеря под Сталинградом, на материале рассказов бабушки и дедушки, испытавших все ужасы фашизма; Александр Белов из Тулы за книгу «Главный конструктор стрелково-пушечного вооружения В.П. Грязев»; Анатолий Максимов за книгу разведчика о разведчике «Атомная бомба Анатолия Яцкова»; Николай Лисовой за книги «Россия в Святой земле» (в 2-х томах); мальчишка из Сарова Андрей Крылов за рукописную книгу и макет «Отчий дом адмирала Ушакова»; Виталий Носков за книгу «Пасха под Гудермесом»; Александр Пасхин из Владимирских проселков за поэму «Битва за Сталинград»; Станислав Филиппов из Краснодара за книгу «Не померкнет никогда» о самом результативном танкисте Великой Отечественной войны Герое Советского Союза Дмитрии Лавриненко; Владимир Силкин за книгу стихов о сирийской базе «Хмеймим» «Русская юла»; Олег Мамалыга и Вероника Ушакова из Коломны за книгу «Дорога к «Искандеру-М»…

С другой стороны, я хочу напомнить, что Союз писателей инициировал учреждении Премии ФСБ в области литературы и искусства, отмечающей творческих людей за их верное отражение деятельности человека, защищающего целостность и безопасность государства.

Это Олег Петров (Чита) за роман «Лихое время»; Евгений Анташкевич за прекрасный исторический роман «Харбин»; Ирина Дегтярева, которую однажды мы взяли на встречу с сотрудниками Центра общественных связей ФСБ и после этого она, познакомившись с сотрудниками архива, выпустила уже несколько прекрасных романов. Премией ФСБ отмечен коллективный сборник о нашей поездке на пленум в Цхинвал и альманах «Подвиг» – за верность военно-патриотической теме.

Я не могу не сказать о многолетней премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина. Разве не радостно сознавать, что не иссякает безбрежное море талантливых людей, которые с любовью, теплом своей души, верой, энергией, высоким профессионализмом служат народу. Участвуя в церемонии награждения в десятый раз, Валентин Распутин, обратил тогда внимание присутствовавших на то, что в предыдущем году, казалось, уже всех назвали, но, отмечая нынешнее созвездие имен, понимаешь, что добрым людям несть конца.

Подлинная Империя – это единение людей, народов, культур, наций... Единение наших людей по духу в Киеве, Белграде, Луганске, Владимире, Уссурийске, что вырастает в Царство красоты мира… Безбрежное количество номинаций: «Славянское братство», «Наука», «События. Подвиги. Люди», «История», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Поэзия», «Проза», «Драматургия», «Публицистика», «Политическая публицистика», «Литературоведение», «Критика», «Душеполезное чтение», «Детская книга»… – дает возможность увидеть талантливых людей в различных областях творческой деятельности нашего Отечества.

Но и довольствоваться только достигнутыми результатами нельзя.

 

***

Я уже не раз говорил о решительной борьбе с фальсификацией нашей общей истории. Это особенно важно в преддверии 75-летия Великой Победы. На наших глазах у наших народов, у поколений победителей пытаются украсть победу, лишить нас героев, приписывая героям «Молодой гвардии», Александру Матросову и Зое Космодемьянской фанатизм, маршалу Жукову бездушие, блокадному Ленинграду безумие сопротивления, а белорусским партизанам чуть ли не разбойничество и бессмысленность.

Печальный пример тому выступление нашего школьника в Бундестаге в ушедшем году.

В общество вброшена недобитыми гитлеровцами, бывшими полицаями, власовцами идея о том, что Советский Союз не вел никакой Отечественной священной войны, что это была обыкновенная война между двумя хищниками. Пренебрегая мюнхенским предательством, они заявляют, что войну начинали и Гитлер, и Сталин, а гитлеровскую Германию разгромили Америка и союзники. Мы не можем спокойно смотреть, как попирается память героев, как кощунство и издевательство возводится в добродетель, как фальсификатор и извращенец получает время на телевидении, деньги на издание книг, некую защиту под флагом гласности и плюрализма. Надо создавать при Союзе Центр памяти Бессмертного полка и борьбы с фальсификацией Великой Отечественной войны. Нам в России следует поучиться белорусов памяти о погибших и сожженных деревнях. Хатынь – великий символ, ибо все как-то забыли, что 70 тысяч городов и сел были уничтожены и испепелены в годы войны. А ведь в одной Смоленской области было уничтожено 530 тысяч сельских жителей. Это 19 Бухенвальдов! Бухенвальд мы все помним, деревню Ивановку никто и не вспоминает. На недавнем Совете по возрождению деревень у нас было высказано пожелание поставить каменные обелиски на пепелищах войны.

В последние четыре года мы проводим постоянную литературно-историческую экспедицию «Донбасс – земля героев!», связанную в первую очередь с подвигом молодогвардейцев Великой Отечественной войны и нынешних, юных защитников русского языка, русского слова на Донбассе.

Важную роль соработничества в этом направлении играет Клуб документального кино имени Сергея Лыкошина, собирающий на свои тематические встречи режиссеров, операторов, кинодраматургов, художников, писателей, журналистов…

Сегодня вырисовывается несколько важных дат, которые мы не обойдем вниманием.

Конечно, отмечая 75-летие Сталинградской битвы и Прохоровского сражения, мы должны составить особую совместную программу о подготовке к юбилею Великой Победы.

Здесь следует обратить внимание на опыт Прохоровских чтений, из которого выросла литературная премия «Прохоровское поле» и целое литературное направление. За последние годы мы открыли еще один, до конца не познанный литературный пласт. Вот только имена лауреатов последней премии (2017 г.):

- Бронтой Бедюров (Республика Алтай) за следование традиции народности в литературе и верность служению поэтическим словом России;

- Татьяна Василевская (Краснодар) за книгу «Письма с фронта» в 3-х томах;

- Николай Гаврилов (Минск) за роман «…и отрет Бог всякую слезу»;

- Геннадий Иванов (Москва) за книгу «Свидетель»;

- Владимир Казмин (Луганск) за повесть «Красавка»;

- Виктор Линник (Москва) за статьи, утверждающие державность, высокий дух и стойкость, и большую публицистическую деятельность;

- Александр Тарасов (Белгород) за книгу «Вдоль по улице, да по Леоновке»:

- Наталья Дроздова (Белгород) за книгу «Поэма об отце»;

- Анастасия Федоренко, Сергей Мохарёв за альбом «Я Донбасс»;

- Виктор Кожемяко за книги «Зоя Космодемьянская. Правда против лжи» и «Время борьбы».

Специальной премией «Прохоровское поле» отмечена талантливая девочка с юга Украина за стихотворение о братстве украинского и русского народов, но по известным причинам её имя публично не называем, дабы не подвергнуть школьницу испытаниям.

Не могу не вспомнить строки ее стихотворения «Я землю сохраню и передам потомкам»:

Я из страны достатка и добра,

Где светит всем Ярило в небе синем,

Я из страны, которая сестра,

Надежная сестра родной России...

Еще раз возвещаю громко:

Я землю сохраню и передам потомкам!

 

В этой связи еще раз о нашем славянском треугольнике: Черниговская, Гомельская, Брянская область, где была и должна повториться большая литературно-историческая экспедиция «Слово о полку Игореве». Этот волшебный кристалл поэтического и образного творения наших предков извечно интересует исследователей, поэтов, историков, филологов. Думаю, что эта экспедиция, ежегодные Международные научно-практические конференции «Восточнославянская цивилизация: история и перспективы итогов Переяславской рады», «Гармонизация украино-российских отношений и перспективы развития восточнославянской цивилизации» и «Пространство литературы, искусства и образования – путь к миру, согласию и сотрудничеству между славянскими народами» на поле истории и языка наших предков должны продолжаться и стать для нашего Союза важной общей работой с коллегами из соседних братских стран.

И еще обращаюсь к тем, кто завтра будет продолжать дело Союза писателей. В 1999 году вернулась рукопись «Тихого Дона» (1-2 том), вырванная из плена и впервые представленная у нас в Союзе писателей Международным шолоховским комитетом, но это не значит, что недруги русской литературы перестали клевать имя нашего Михаила Александровича, в чем, к сожалению, легко убедиться, заглянув на интернет-страницу некоего Андрея Чернова. Мы должны сохранить и приумножить славу наших классиков своей любовью и своим трудом...

Словом, съезд Союза должен подготовить, может не очень объемную, но реальную программу наших общих дел.

Думаю, что наш Союз будет, как и был всегда, открыт для всех профессиональных писателей, возможно, других творческих организаций и Союзов, разделяющих идеи, цели и задачи Союза писателей России.

Думаю, что оргвопросы по формированию всех граней Союза будут предметом дальнейшей работы созданных рабочих органов. Хотелось бы пожелать всем нам творческой, регулярной и неформальной работы, сердечности, неустанности, а также постоянной заботы о нашем общем большом литературном деле.

Желаю всем нам плодотворной работы нашего съезда.

Пусть слово писателя будет всегда высоким, одухотворённым, нравственным, очищенным, и пусть будет оно Словом Добра!

 

 

 

Комментарии

Комментарий #8055 20.02.2018 в 06:17

Бывший комсомольский работник, советский журналист, главный редактор ряда литературных журналов, должен был говорить, по моему разумению, о советской литературе, должен был вспомнить и создателей первого Союза советских писателей М. Горького и Сталина. Этому Союзу писателей в августе исполнится 84 года. Но отмечалась на съезде другая годовщина — 60-летие создания Союза писателей РСФСР. Теперь русские националисты переименовали его в Союз писателей России.
Вспомнить могли отдельно М. Горького хотя бы потому, что уже в марте русский народ и все прогрессивное человечество будет отмечать 150-летие рождения великого русского пролетарского писателя и классика мировой литературы М. Горького. Крупнейшего русского и советского писателя, имя которого может стоять только с именами Л. Н. Толстого и Достоевского. При этом если Толстой довёл до совершенства литературную форму романа-эпопеи, то Горький разработал основы нового метода изображения реальной действительности — метода социалистического реализма.
Один только этот просчёт докладчика не мог не насторожить меня. Дочитав доклад бывшего комсомольца и коммуниста до конца я не обнаружил ни одной капли памяти о советском наследии социалистической литературы. Не поверил и перечитал тезисы. И пришёл в ужас. Тот Ганичев, которого я уважал за его вклад в развитии советской литературы, на моих глазах превратился в церковного мракобеса. Поразило меня его предательство тех коммунистических идеалов, которым он служил в молодости и приверженность новым националистским идеалам и преданность самым реакционным кругам церковной верхушки, принявшей на вооружение белогвардейскую идеологию зарубежной РПЦ. Эта верхушка назначила его заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора. Возникает вопрос: причем здесь этот Собор и русские писатели в светском по Конституции государстве??
Я ожидал от В. Ганичева, что в год 150-летия со дня рождения великого русского пролетарского писателя, теоретика метода социалистического реализма М. Горького, он вспомнит и великого писателя земли русской и первый съезд советских писателей, но ошибся.
Начал своё выступление В. Ганичев с заявления о том, что главное в работе писателей — это вера в Бога, что верой «творила и жила великая русская литература».
И у меня сразу появилась тысяча вопросов к ренегату.
Юрий Горбунов (далее ЮГ): Не критикой самодержавия и реакционных кругов церковников! Не поддержкой народной политики коммунистической партии, а — ВЕРОЙ В БОГА, оказывается жила русская литература. А советская классическая литература какими идеалами жила?
В. Ганичев неожиданно начал каяться и напомнил писателям о том, что «Святейший Патриарх Алексий II, приветствуя писателей России, пишущих на духовно-исторические и православные темы, говорил: «Некоторые литераторы несут на себе определённую долю вины за произошедшую в России в начале XX века трагедию. Но вспомним, что в те годы, когда «Закон Божий» был в школах запрещён, да и сами книги «Священного писания» ценились дороже золота, именно преподавание классической отечественной литературы сеяло семена веры в души людские».
ЮГ: А при чем здесь «Святейший Патриарх Алексий II»? Неужели патриарх является главным идеологом Союза русских писателей, а его подручные - антисоветчики и антикоммунисты — правят ныне свой бал в русской литературе?
«Что касается писателей, то мы стремимся в каком-то смысле утвердить образец, пример, эталон в нашем обществе, отвести угрозу безнравственности, пошлости, цинизма, невежества и ксенофобии от наших соотечественников. (Цитаты из доклада В. Ганичева даны мною в тексте в кавычках).
ЮГ: Отвести угрозу — это как? Заставить всех писателей и соотечественников в церковь ходить и молиться? Или спасать Россию только молитвами от всех угроз?
«Мы отнюдь не считаем себя элитой, поучающей элитой, а скорее глубоко переживающей, нередко страдающей частью общества. Мы не несем в своем облике, действиях высокомерия, но мы готовы поделиться знанием, сбереженным и выстраданным, порой волшебным Словом,
ЮГ: Что такое «поучающая элита»? Это та серая и оболваненная церковниками интеллигенция, которая перестала быть «инженерами человеческих душ» и право на развитие душ в революционном направлении передала церковникам самого высшего эшелона? И теперь гражданин Гундяев провозглашён частью руководства Союза писателей главным УЧИТЕЛЕМ всего народа русского?! И «слово» писателя становится «волшебным», раз оно благословлено главным церковником страны?
« ...мы готовы видеть, слышать и слушать, страдать вместе с нашим народом и вместе с ним работать, действовать, устранять беды.
ЮГ: Страдать с народом? А кто же будет призывать народ бороться с жуликами и ворами, поставленными Ельциным и его камарилей, от которых страдает народ русский? Пушкин, Белинский и Горький?
«Лучшие из нас имеют право предостерегать людей, прозревать грядущее и, как великий Нестор, фиксировать исторических события.
ЮГ: Почему Нестор, а не великий русский пролетарский писатель и мыслитель Максим Горький, создававший со Сталиным первый в мире Союз революционных писателей?
«... Мы переживали с вами страшные годы крушения Великой Державы и медленное восстановление новой реальности в условиях раздоров и гонений.
ЮГ: А кто активно готовил это крушение? Не те ли писатели, которые, в отличие от Солженицина, открыто публиковавшего свои взгляды, скрывали от людей свою ненависть к советским трудящимся. Это они подобно Солоухину, сбросив маски, с иконой в руках, бросились к мошеннику Соросу с просьбой срочно издавать всю свою антисоветскую макулатуру. А позднее — целовать ручки церковным Патриархам.
«....Думаю, мы понимаем, что литература сегодня, к сожалению, не является лидером духовных, нравственных преобразований в обществе.
ЮГ: Какая литература? Буржуазная, модернистская, прозападная? А кто лидер? Гражданин Гундяев? А о каких «духовных, нравственных преобразованиях в обществе» говорит один из столпов русского национализма? Или он ослеп и не видит тех угодливых явлений - проституции, наркомании, алкоголизма, поголовной нищеты, которые при Советской власти ни мне, ни Ганичеву лично были неведомы?
«... Слава Богу, Вера, национальные традиции возвращают утраченные в прошлом позиции среди народа, и это важно.
ЮГ: (пахнуло Черномырдиным) Какие национальные традиции — русские, советские или инородческие?
«...Думаем, что наша литература, как и прежде, должна быть выражением мнения народных масс, к сожалению, в немалой своей степени лишенных нынче материального комфорта, а то и просто бедных, порой обнищавших людей, но не потерявших веры и надежды на лучшее будущее. И думаю, что такому ободрению людей, укреплению их духа должен способствовать и наш Союз.
ЮГ: Ошибаетесь! Должна, но после предательства русской литературы и советского народа реакционными кругами церковников, белогвардейцами и черносотенцами, русские националисты утратили право выражать «мнения народных масс».
И далее откровенный сервильный националист рассказывает историю сдачи в плен Союза писателей России церковникам из РПЦ:
«В период, когда Святейший Патриарх Кирилл возглавил Русскую Православную Церковь, в первый год был образован Издательский совет РПЦ, куда решением Синода введены члены нашего Союза писателей. Затем он развернул широкую панораму действия во имя утверждения высших нравственных ценностей, через Слово, через Книгу, художественную литературу. Он высказался за утверждение 1 марта, дня выхода первого печатного издания «Апостола» Иваном Федоровым, как Дня православной книги, за создание Патриаршей литературной премии имени Кирилла и Мефодия.
«Разве нам не дороги слова Патриарха: «И во всем этом, у нас, у Православной Церкви привилегированный партнер – Союз писателей России». Это высокая честь и ответственная обязанность. И я не сомневаюсь, что таким соработником в духовном просвещении был и будет наш Союз.
Ганичев рассуждает о конкретных задачах русских писателей, не замечая нелогичности своих заявлений:
«Сегодня перед всеми странами постсоветского пространства стоит вопрос модернизации и обновления для конкурентоспособности наших стран, для того, чтобы выдержать, не сломаться и не попасть в зависимость от новых хозяев мира.
ЮГ: А что разве не стала Россия и все страны постсоветского пространства «сырьевыми колониями» ещё в начале 90-х, когда Ганичевы радовались приходу антикоммунистов и антисоветчиков во власть?
«Но всякая модернизация требует от нас вдумчивого, серьезного, внимательного писательского слова и осмысления. Наша нравственная публицистика должна проанализировать и дать оценку этому процессу. И как сказал Святейший Патриарх – основой всякого процесса, происходящего в экономике, должна быть нравственность, духовный вектор.
ЮГ: Это как понимать слова Святейшего Патриарха, как начальника Ганичева? О чем говорит сам Ганичев — о нравственности, духовном векторе в буржуазном, самом безнравственном и бездуховном обществе на планете? Неужели он забыл все напрочь об СССР?!

Возмущённый до глубины души, я решил найти и прочитать «ВСТУПИТЕЛЬНУЮ РЕЧЬ» М. Горького, которую он произнес на открытии ПЕРВОГО ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 17 АВГУСТА 1934 ГОДА
Прочитал и увидел огромнейшую разницу в содержании этих двух выступлений - М. Горького и В. Ганичева.
1. Горький ставит цель Союзу и советским писателям — организовать литературу как единую, культурно-революционную силу. Ганичев ставит задачу укреплять связь Союза русских писателей с самой ЦЕРКОВЬЮ.
2. Горький говорит о писателях — врагах собственности и индивидуализма. Ганичев — об укреплении фундамента России как капиталистической колонии Запада!?
3. Горький в современной эпохе видит «всеобщее одичание, озверение и отчаяние буржуазии», Ганичев предлагает видеть во всех процессах, происходящих в экономике и промышленности, только — нравственность и духовный вектор!?
4. Горький говорит о развитии всех способностей даровании трудящихся, Ганичев призывает писателей «страдать вместе с нашим народом и вместе с ним работать, действовать, устранять беды»???
Сделал вывод, что В. Ганичев выступил на XV съезде писателей как буржуазный деятель, забывший о нашем советском прошлом и о нашей великой советской литературе. И главное никто из коллег его не поправил. Никто не вступил с ним в спор. Значит и другие писатели его поддерживают. Такое вот мнение у меня сложилось о Съезде русских писателей.
А у вас?