Григорий БЛЕХМАН. «БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНЬЕ...». 15-й съезд Союза писателей России – итоги, основные моменты, впечатления
Григорий БЛЕХМАН
«БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНЬЕ…»
15-й съезд Союза писателей России – итоги, основные моменты, впечатления
Чем больше проходит времени со дня съезда, тем отчётливей всплывают и оформляются в памяти его основные моменты и реакция зала на главный результат. Поэтому и взял заглавием известную строчку выдающегося русского поэта. Да и истинную цену любого события может показать только время.
15-го февраля в Москве, в Большом зале Центрального Дома литераторов состоялся 15-й съезд Союза писателей России.
Его главный итог – результаты выборов председателя правления Союза. Главным он стал потому, что «далась победа нелегко». И она не была лишь победой одного кандидата над другим, а стала победой традиций отношения к литературе в СПР.
Оттого и её убедительный результат ценен вдвойне.
Дело в том, что последние годы обязанности председателя Союза писателей России по просьбе многолетнего председателя Валерия Николаевича Ганичева исполнял Николай Фёдорович Иванов. На территории всей России во всех отделениях Союза его давно и хорошо знают. И не просто знают, а пользуется Николай Иванов, благодаря своей достойнейшей биографии, организационным способностям, отношению к людям и таланту писателя, серьёзным авторитетом и уважением. Причём, не только в литературной среде, но и много шире.
Об этом в канун съезда подробно написал Николай Иванович Дорошенко в статье «Непривычное дело предстоящего съезда», бурно обсуждаемой в предсъездовские дни.
И поскольку Николай Фёдорович находится в том возрасте (61 год), который при такой биографии, авторитете и организаторской одарённости позволяет занимать самые высокие должностные позиции, казалось бы, итоги переизбрания Валерия Николаевича по его просьбе из-за состояния здоровья были вполне очевидны.
Однако, незадолго до съезда в газете «Литературная Россия» появилась статья о том, что в управлении Союза писателей России необходимы принципиальные изменения, которые позволят привлечь в нашу писательскую организацию серьёзные средства со всеми вытекающими отсюда радужными перспективами. Под этими перспективами подразумевались: бесплатное книгоиздание, гонорары авторам, возможность командировок на самые крупные книжные ярмарки России и других стран… Но для такого обновления и перспектив, по версии этой статьи, необходимо было избрать главой нашего Союза уважаемого литератора Станислава Юрьевича Куняева.
Казалось бы, ничего особенного здесь нет. Станислав Юрьевич в писательской среде человек уважаемый. Опыт руководства одним из лучших литературных журналов страны «Наш современник» у него огромный. Конечно, руководство журналом и руководство писательской организацией из более восьми тысяч её членов – масштабы разные. Но и это не страшно. Важен авторитет. А соответствующих помощников, у которых есть опыт, позволяющий принимать верные решения, чтобы этот огромный писательский организм функционировал должным образом во благо развития современной отечественной литературы, найти для уважаемого литератора несложно.
И вот тут-то сообщество Союза писателей России насторожилось. Дело в том, что Станислав Юрьевич, как давно уже известно в писательских кругах, дружен с главой Литературного фонда России Иваном Ивановичем Переверзиным – поэтом и организатором, склонным к искусствоведению и коллекционированию картин современных живописцев. А деятельность этого фонда уже немало лет находится под пристальным вниманием правоохранительных органов. И не просто вниманием. Несколько юридических процедур Следственного комитета России уже закончились не в пользу Литературного фонда, у которого отобрана часть недвижимости, доселе незаконно включённой в его владения…
Об этом тоже подробно написал в уже упомянутой статье Николай Дорошенко.
И когда перед сообществом Союза писателей России возникла «перспектива»: Станислав Юрьевич – председатель, Иван Иванович – зам., а фактически – глава Союза, это вызвало бурную реакцию отторжения. И как такового, и тем более на фоне принципиально иных качеств Николая Фёдоровича Иванова, на которых воспитаны поколения Союза писателей России.
***
Тогда, видимо, в определённых высоких кругах созрел другой план. И за два дня до съезда в один из кабинетов администрации Президента РФ были приглашены несколько членов правления Союза писателей России во главе с Николаем Фёдоровичем Ивановым. В этом кабинете советник Президента по вопросам культуры Владимир Ильич Толстой предложил на пост председателя Союза писателей России члена нашего Союза, депутата Государственной Думы Сергея Александровича Шаргунова. А Станислав Юрьевич Куняев после такого предложения благородно отказался от своих претензий в пользу «молодого перспективного руководителя, который способен вывести наш Союз на новый – более высокий уровень».
Больше того, Станислав Юрьевич согласился на роль советника Сергея Александровича, чтобы на первых порах его опыт и авторитет в писательских кругах максимально помогли молодому претенденту на высшую должность в Союзе писателей России войти в курс дела и доверие членов СПР.
И когда на следующий день всё это было обнародовано на расширенном Пленуме секретариата правления Союза писателей России, куда были приглашены и Владимир Ильич, и Сергей Александрович, одобрения такая инициатива не встретила.
Основных тому причин несколько. Во-первых, для подавляющего большинства из нас авторитет Николая Фёдоровича Иванова несоизмеримо выше авторитета Сергея Александровича Шаргунова. Во-вторых, в секретариате правления люди в подавляющем большинстве опытные и проницательные, поэтому тень Ивана Ивановича Переверзина за всеми этими хитросплетениями тоже учуяли. И, в-третьих, Сергею Александровичу абсолютно логично было предложено поработать на благо Союза, используя свои депутатские возможности, чтобы к следующему съезду мы могли судить о результатах его конкретной работы в этом направлении, а не слушать лишь декларацию о благих намерениях.
После чего все мирно разошлись.
Ходили, правда, разговоры о неких материальных посулах тем делегатам съезда, которые будут выступать и голосовать за Сергея Александровича, в случае его избрания председателем. Но они так и остались слухами.
***
И вот наступил день съезда.
Как всегда, в фойе во время регистрации радостные встречи со старыми и новыми знакомыми. Расспросы, рассказы. С некоторыми ведь не видишься годами – в России это не удивительно из-за масштабов её территории.
К 10.00 все в зале.
Открывает съезд старейший член СПР Владимир Сергеевич Бушин. Ему 94 года, но эти цифры будто живут от него отдельно, поскольку видишь в какой прекрасной форме наш ветеран – участник Великой Отечественной войны.
Его речь образна, наполнена известными высказываниями и стихотворениями русских классиков Горького, Маяковского, Пушкина, Есенина, мимо памятников которым он ехал в такси на съезд с хорошо известной москвичам улицы Красноармейской. И основная мысль выступления ветерана сводится к пожеланию хранить и преумножать великие традиции русской литературы.
Затем идут процедурные вопросы. Председательствующим на съезде в результате голосования делегатов становится Николай Фёдорович Иванов, секретарём – Геннадий Викторович Иванов. Избираются требуемые для проведения таких мероприятий комиссии: ревизионная, счётная, устанавливается форма голосования …
Потом идут выступления писателей от регионов. О наболевшем, проблемах, сдвигах к лучшему, достижениях, взаимодействии с местной властью, предложения на будущее…
В частности, обратило на себя внимание предложение Василия Владимировича Дворцова об изменении в правилах Приёмной коллегии. До настоящего времени, чтобы стать кандидатом на вступление в ряды членов СПР, было достаточно опубликовать две книги и иметь три рекомендации членов Союза. Дворцов предложил приравнять издание одной книги к трём публикациям прозы или пяти – поэзии в двух-трёх «толстых» журналах с грифом «соучредитель СПР».
Мысль об изменениях в правилах приёма зрела давно, поскольку всем известно, что при наличии у автора денег он может публиковать что угодно и сколько угодно, вне зависимости от качества своих произведений. А при новом варианте это исключено. И тем самым будет исключена возможность стать членом СПР человеку, рождённому явно для другого вида деятельности, что в последние четверть века наблюдаешь, к сожалению, сплошь и рядом.
***
Затем пока ещё на тот момент председатель правления Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев обращается с приветственной речью к делегатам и гостям съезда, в которой, с присущей ему мудростью, желает собратьям по перу принимать взвешенные решения.
Немного позже Валерий Николаевич сделает краткий отчёт о работе СПР в период с предшествующего в Калуге 14-го съезда Союза, который состоялся в октябре 2013 года.
После этого выступления, председательствующий Николай Фёдорович Иванов зачитывает краткий отчёт о численном составе Союза писателей России, числе региональных отделений, процентном соотношении членов Союза в зависимости от возрастных диапазонов, таком же соотношении между женщинами и мужчинами в Союзе …
Но все ждут главной интриги, потому что «струн вещих пламенные звуки» о происходящем в канун съезда всем в зале известны, и невольно те или иные моменты обсуждаются. Мне тоже доводится это делать с моими соседями – замечательными советскими и российскими писателями: поэтом Людмилой Васильевной Щипахиной и Владимиром Тимофеевичем Фомичёвым. А до этого в фойе ЦДЛ на ту же тему слышал разговоры и принимал в них участие со многими делегатами и гостями съезда, практически, из всех регионов России.
Наконец этот момент наступил. К микрофону выходит Владимир Ильич Толстой. Он говорит о том, что в тяжёлые для Союза писателей России перестроечные и постперестроечные времена его удалось сохранить. И огромную роль в этом сыграли мудрые руководители Союза: сначала Юрий Васильевич Бондарев, потом Валерий Николаевич Ганичев, которым за это почёт и уважение. А продолжает свою мысль тем, что сейчас наступило время для коренных изменений в работе СПР – омоложения руководства человеком, который придаст Союзу новый импульс. Тот импульс, который позволит СПР иметь средства для издания книг, продвижения их на самых престижных ярмарках России и за рубежом, регулярные выходы руководства и лучших авторов в центральные СМИ… И закончил тем, что такой человек есть. Это депутат Государственной Думы, писатель Сергей Александрович Шаргунов.
Примерно в этом же ключе выступил и Сергей Александрович – один из двух претендентов на высшую должность в Союзе писателей России. В своей пламенной речи он вначале рассказал о себе – своих достижениях на сегодняшний день в качестве писателя, гражданина и депутата. Своей борьбе с несправедливостью всех мастей «невзирая на лица»… А в декларации о намерениях пообещал вывести СПР на значительно более высокий «медийный и материальный уровень».
Второй кандидат, Николай Фёдорович Иванов, выступал много скромнее и конкретней. Он сказал, что продолжит работать в СПР в любой должности, какую ему доверит съезд или правление. Что даже в высшей должности, если будет избран съездом, никаких коренных реорганизаций проводить не намерен, поскольку, хорошо зная изнутри суть работы всех региональных отделений и центрального органа, давно убедился в верности того вектора, по которому движется Союз писателей России. Рассказал и о притоке талантливой молодёжи – несколько из них были приняты в члены СПР прямо на съезде. Но главное, о чём сказал, – что будет всячески способствовать сохранению и преумножению глубинных традиций отечественной литературы, которая всегда в своих лучших образцах отличалась высокой нравственностью, духовностью и патриотизмом.
Потом начались выступления делегатов в поддержку одного и другого претендентов.
Из крупных литераторов и литературно-общественных деятелей в поддержку Сергея Александровича Шаргунова выступили: Александр Андреевич Проханов, Станислав Юрьевич Куняев, Альберт Анатольевич Лиханов, Владимир Георгиевич Бояринов, Игорь Евгеньевич Витюк, Исхак Шумарович Машбаш (Адыгея)…
В поддержку Николая Фёдоровича Иванова – Надежда Александровна Мирошниченко, Игорь Трофимович Янин, Николай Иванович Дорошенко…
Многие обратили внимание – по окончании съезда это обсуждали, – что речи в пользу Сергея Шаргунова были выстроены очень продуманно, звучали ярко, темпераментно.
Речи в пользу Николая Иванова отличались некоей хаотичностью, было видно, что они явно спонтанны. Но чувствовалась в них предельная искренность, которую никакими продуманными ораторскими приёмами добиться невозможно.
Потом у Мирошниченко, Янина и Дорошенко узнаю, что Иванов, вообще, не озаботился о выступлениях в его поддержку и никого ни о чём не просил.
После всех выступлений делегатам предстояло голосовать. Голосование было открытым. Так решили в начале съезда делегаты в одном из процедурных вопросов.
Голосовали 160 делегатов.
Итог: 132 за Иванова. 28 за Шаргунова. Чтобы стать председателем, необходимо было набрать две трети от 160 голосов.
И здесь показательна реакция всех присутствующих – делегатов и гостей съезда. После объявления итогов аплодисменты перешли в овацию. Было ощутимо, как всех отпустило напряжение.
Конечно, эти 28 человек огорчились. Может быть, даже не ожидали такого перевеса голосов, да и итога, как такового, – слишком уж серьёзные силы были задействованы, чтобы получить в своё распоряжение СПР.
Но тем и ценна победа нашего духа, позволившего сохранить за Союзом писателей России право следовать лучшим традициям отечественной литературы, преумножать их, а не ходить на поклон в высокие кабинеты.
Ведь власти сменяемы, а глубинная литература – вечна.
Конечно, сейчас такие времена, когда требуется активнее доносить до власти, что такое литература настоящая, государству полезная, а что – её, даже очень хорошо выполненная, имитация, раскрученная ловкими книгоиздателями из сугубо меркантильных сиюминутных соображений.
Тогда, может быть, и у нас вновь настанут времена, какие были в СССР, где существовал мудрый подход к писателям, создававшим произведения, которые становились гордостью страны. Да, и там не всё было гладко, но условия, которые были созданы советской властью для подавляющего большинства писателей и внимание к ним, заслуживают самых добрых слов.
Важно ещё отметить, что сразу после объявления итогов голосования и реакции участников съезда Николай Фёдорович Иванов публично предложил Сергею Александровичу Шаргунову стать одним из сопредседателей СПР.
Тем самым новый председатель дал возможность побеждённому претенденту трудиться во благо нашего Союза, согласно его предвыборным обещаниям. И это предложение встретило поддержку аудитории, а также, согласие Сергея Александровича.
И второе, что важно отметить, – вновь избранный председатель с уважением отнёсся к оппонентам. Тем самым показав себя сторонником того, чтобы, сохраняя лучшие литературные и нравственные традиции СПР, сотрудничать со всеми, кто этого хочет, если такое сотрудничество не противоречит многолетним принципам нашего Союза.
О своей позиции он твёрдо скажет и в интервью корреспонденту РБК на следующий день после съезда.
Такая позиция нового лидера и многотысячной команды его единомышленников в лице подавляющего большинства членов Союза писателей России является мудрой, потому что направлена на укрепление нашего Союза во всех отношениях.
А такое укрепление пойдёт на пользу всем.
Очень точно, Григорий Исаакович. Чем больше это расстояние, тем отчётливее, в связи с событиями, происходящими в Союзе писателей России, о чём нам регулярно сообщает сайт "Российский писатель" видится правильность выбора членами СПР нового Председателя. Вот и Министр Культуры приходил на Комсомольский, 13 с хорошим разговором, что очень даже немаловажно. Так что "караван идёт".
Сергей Парфёнов
На вчерашнем собрании правления СПР, которое обнародовано на сайте "Российский писатель", подтвердилось всё, о чём здесь написано - о тех, кто хотел захватить власть в СПР.
Слава Богу, за ними пошли немногие. Хотя, как правильно написал Григорий Блехман, "далась победа нелегко"
То, что Николай Иванов уже без раскачки стал делать во время своих встреч, о которых оперативно сообщает сайт "Российский писатель", подтверждает правоту слов Григория Блехмана, сказанных в двух заключительных фразах его очень убедительной статьи о съезде Союза писателей России.
Желаю Союзу всесторонней поддержки народно-патриотических сил.
Алексей Колесников.
Григорий Блехман - не только боец, но боец умный.
Поэтому так приятно и полезно читать его аналитические заметки.
Это же относится и к данной статье.
Спасибо, Григорий Исаакович за то, что умеете всё сказать с пользой для общего писательского дела.
С уважением, Олег Михайлович Костюковю
Приятно, что члены СПР не купились на посулы, а остались верны тому, что их объединило именно в этот Союз. Браво тем 132 делегатам, которые обеспечили такой весомый результат. Сергей Веренчиков.
Хлёстко, но очень элегантно и вежливо. Приятно читать, когда пишет умный человек. Спасибо за информацию и Вашу позицию.С уважением, Сергей Коротков.
Очень хорошая тональность статьи, которая написана захватывающе и в то же время очень информативно - со всеми "подводными течениями". Спасибо, Григорий Исаакович.
Антонина Середина.
"... власти сменяемы, а глубинная литература - вечна". Хорошо сказано. Но вечны и литературные приспособленцы. Их хватает в любые времена. Похоже, на съезде была задача людей от власти превратить весь Союз писателей России в сообщество приспособленцев. Не вышло. Прочен своими корнями оказался СПР. Это радует. И статья такая радует. Спасибо Вам, Григорий за обстоятельный рассказ и Вашу позицию.
С уважением, Лидия Долматова.
Чётко, умно и очень тактично написано.
Что значит школа АН СССР.
Андрей Верещагин.