РЕЦЕНЗИЯ / Надежда РАЗУМОВСКАЯ. ПОЭЗИЮ ЧУВСТВУЮТ КОЖЕЙ... О книге стихов Владимира Шемшученко «Как земля и трава»
Надежда РАЗУМОВСКАЯ

Надежда РАЗУМОВСКАЯ. ПОЭЗИЮ ЧУВСТВУЮТ КОЖЕЙ... О книге стихов Владимира Шемшученко «Как земля и трава»

 

Надежда РАЗУМОВСКАЯ

ПОЭЗИЮ ЧУВСТВУЮТ КОЖЕЙ…

О книге стихов Владимира Шемшученко «Как земля и трава»

 

Владимир Шемшученко – поэт, который пишет «для читателей». И с этим трудно не согласиться. В психологии есть такое понятие как «лингвистический интеллект» – это когда человек чувствует смысл слов сам и делает его понятным для других.

На мой взгляд (как читателя), данное качество особенно важно для представителей такой формы художественной речи как поэзия. Важно и ценно.

Поэзия Владимира Шемшученко – понятна до глубины, но не в смысле «понятна, значит проста». Она отнюдь не проста, но уже с первой минуты чтения понимаешь смысл написанного. Понимаешь до мелочей. В этом, наверное, его феномен, отличительная особенность, и это не просто «высокий профессионализм» – это нечто другое.

Как сказал ещё Некрасов: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией». Этому трудно возразить. Вот только, наверное, не всякая поэзия способна этот самый клапан найти, а, найдя, ещё и открыть. Поэзии сегодня, как говорится, «более чем…». Пишут все и вся. Пишут много и о многом.

Но вернёмся к Владимиру Шемшученко; в частности, к его новому сборнику, название которому «Как земля и трава» (СПб: Бизнес-Остров. 2017).

Первое, что бросается в глаза, – это именно название. Оно заставляет задуматься, почему «Как земля и трава»? Что автор хотел сказать этим? И в этом первая интрига.

Берёшь в руки сборник. С виду – небольшой формат, 70 на 100, мягкая обложка… скромная такая книжечка… «Ну и что в ней может быть?» – думаешь, если ещё незнаком с автором. Открываешь… И вдруг: «…в Петербурге у нас подорвали метро. Рана!». (Если ты сам петербуржец, вспоминаешь мгновенно тот день, 3 апреля 2017 года, и переживаешь вместе с поэтом все те эмоции.) «…а в ушах, как стеклом по железу, лишь – …вне зоны…». И ощущение такое, что это вот-вот, только сейчас произошло. Погружаешься в это состояние.

Но стоит перевернуть страницу, как тут же поэт переключает внимание читателя на иную, спокойную и мирную жизнь. Что это, специальный приём автора? Чтобы снять напряжение? Возможно.

«С зеленоглазою луной играет старый кот в гляделки…». В ту же минуту представляешь перед собой это дивное животное, которое сидит, не шелохнувшись, подняв голову к небу, и смотрит, не отрывая взгляда, на яркое чудо – Луну! Поэт сказал всего несколько слов, но как! Возник живой зрительный образ и даже вызвал невольно улыбку!

Читаешь далее: «…Пузатый чайник на плите сопит, вздыхает и бормочет…» – здесь уже не только видишь этот чайник-образ, но и слышишь издаваемые им звуки. Это удивительно!

Идёшь по сборнику дальше. И попадаешь под влияние теперь уже каких-то иных чувств и эмоций: «…Это издалека, это растёт, нарастает… Это ещё не звук, это из сердцевины… Это небесный паук звёздной наткал паутины». Появляются не только образы – возникают фантазии по их мотивам… Открываются какие-то невидимые каналы, по которым вмиг переносишься туда, о чём только что прочитал.

Стоит отметить эту, ещё одну, на мой взгляд, важную особенность поэзии Владимира Шемшученко – её «образность», причём до такой степени, что возникающие зрительные картинки начинают как бы оживать, самостоятельно двигаться, дышать…

Январь. Плюс четыре. Дрянная погода.

Озябли деревья. Продрогли кусты.

Измерив прыжками длину огорода,

Ворона с котом переходит на ты.

 

А тут уж вообще вместе с автором попадаешь в какое-то развивающееся действо и начинаешь в нём участвовать!

Ещё в XV веке знаменитый Леонардо да Винчи сказал о поэзии: «Поэзия – это живопись, которую слышат». И это действительно так. Мастер, который слышит сам, сможет написать так, чтоб услышали другие. В этом – феномен мастерства.

Многие из стихотворений Шемшученко подтверждают истинность высказывания великого итальянского художника. Иногда – даже более – при чтении его стихов срабатывает сразу несколько органов чувств:

…Здесь тучи тычутся в колени

И тают от тепла руки.

И, выгибая рысьи спины,

Да так, что пробирает дрожь,

Рыча, царапают вершины…

И дождь вокруг! И сам я – дождь!

 

Всего несколько строк – и… целый «пейзаж»! Поэт-художник, только вместо красок и кистей – его инструменты – слова, «окрашенные» эмоциями и смыслом.

…Открываем новые страницы сборника – и вот, неожиданно, мы видим уже совсем другого поэта, не сентиментального и романтичного, а жёсткого по-мужски, смело заявляющего во всеуслышание:

…Я не плету сонеты

И не хожу в строю.

Заплечных дел поэты

Меня не признают.

 

Он не пытается следовать «правилам», не стремится угодить, хотя иногда и приходится платить за это дорогую цену. «А я всё хмурю брови и лезу напролом. Поэзия без крови зовётся ремеслом» – эти его слова звучат прямо как гимн! Как некий вызов тому, с чем ему, похоже, не раз доводилось сталкиваться.

На писательском фронте – без перемен.

Плюнуть некуда – гении сплошь, да пророки.

Не скажу, что ведут натуральный обмен,

Друг у друга воруют бездарные строки.

 

Такое, пожалуй, осмелится озвучить не каждый… По понятным причинам. Это как в жизни, один идёт по ней, крадучись, осторожно, соблюдая «технику безопасности», «кабы чего не вышло», или, как ещё говорится, по принципу «тише едешь – дальше будешь», а другой – он такой, какой есть!

Я весёлый и грубый.

И в репьях голова,

Потому прямо в губы

Я целую слова!

 

Смотря что и кем движет. «Меня не надобно любить – нет ничего во мне такого. К вопросу – быть или не быть – я отношусь весьма хреново» – вот так заявляет о себе миру поэт Владимир Шемшученко! А дальше, говоря его же словами: «Слышащий да услышит. Видящий да узрит…».

«Жёсткие» мотивы в творчестве Владимира Шемшученко проявляют себя то в одном, то в другом стихотворении. Характер поэта имеет разные оттенки. Некоторые из них сформировались, вероятно, ещё в молодые годы. «Был я молод, горяч, жаждал денег и славы. И сбивался с пути, и блуждал в темноте» – поэт не скрывает своей буйной молодости, тех ошибок, присущих ей. Но не стыдится этого, а прямо и открыто говорит об этом в стихах, и просит прощения у Всевышнего за всё, что сделал не так:

Боже правый, прости и помилуй невежду,

Помянувшего всуе терпенье твоё.

Износил я до дыр душу, словно одежду…

 

Углубляясь всё дальше и дальше в творчество Шемшученко, начинаешь ясно видеть в некоторых его стихах нелёгкую судьбу поэта, в которой ему досталось, как говорится, «по полной программе»; и все свои воспоминания и ощущения, связанные с этим, он буквально выплёскивает на бумагу. «Мысль превращается в слова, когда ослепнешь от испуга. И кругом, кругом голова. Когда нет преданного друга…»; «…Когда кружит водоворот. Когда не объяснить событий. Когда копаешь, словно крот, нору в осточертевшем быте…».

Но жизнь – она многолика, и не стоит на месте. Наступает новый день и поэта уже волнуют иные эмоции. «Тонкий ломается лёд – кто-то под окнами ходит. Что-нибудь произойдёт. Или уже происходит…»; «…И кажется, что зла на свете вовсе нет. Зато добра вокруг невыпитое море. И от костра дымок, и яблоневый цвет. И соло василька в большом цветочном хоре». И хотя эти строчки – из разных стихотворений, они как бы дополняют и продолжают друг друга.

Вот лето уже в полном разгаре, красота природы буквально будоражит поэта и рождаются новые строки: «Светилась яблоня в саду. За три минуты до рассвета. В тени ракит купало лето кувшинки жёлтые в пруду»; «…Звенел комарик у виска о чём-то бесконечно важном. И это было не однажды. И те же плыли облака». Эти стихи, соединившись с музыкой, сегодня уже существуют в виде песни, которая настолько гармонична, что её хочется петь и петь.

Но вот лето кончается и наступает осень:

Ветер ходит, где хочет, живёт, где придётся.

То стрелой пролетит, то совьётся в кольцо.

Окликаю его – он в ответ мне смеётся

И кленовые листья бросает в лицо.

 

Но и осень не вечна, не за горами – зима… И поэт немного грустит об ушедшем лете:

Отступили дожди, навалились снега.

Город, словно подранок, притих на болоте.

Ах, как хочется нынче пуститься в бега,

На машине, на поезде, на самолёте!

 

Но хочешь – не хочешь, а в природе так устроено, что человеку, как и всему живому на Земле, нужен отдых, чтобы восстановить силы.

 И жизнь продолжается… «Холодно. Вьюжисто. Сладок плен тайной игры огня. Кошка, ссаженная с колен, сердится на меня…»; «Замерзают берёзы и жалобно в окна стучатся. На звенящем асфальте растут ледяные грибы…». Разные эмоции вызывает у поэта зима, но в его стихах чувствуется, что он очень любит это время года.

«Я устал. Мне уже никогда не поймать этот снег. Подставляю ладонь – он шутя от меня улетает…». И… вместе с ним… «улетает» зима:

Метели злились и кружили,

Но выдохлись – и сдулась тьма.

Мы эту зиму пережили.

Прощай, зима!

 

И вот снова – весна. В жизни запускается новый цикл:

…Это – сердцебиенье.

Артериальная кровь!

Это не повторенье.

Это – не в глаз, а в бровь,

Выгнутую рассветом –

Ну вон у той, с зонтом...

Кабы я был поэтом,

Я бы за ней – хвостом…

Март – не словесный рынок

И не сезонный грим.

Где мой второй ботинок?!

После договорим…

 

И всё же, среди прочих тем, озвученных поэтом в этом сборнике, –  почему именно тема, затрагивающая «времена года», показалась мне одной из самых интересных и привлекла моё внимание как читателя? Ну, во-первых, она так или иначе соприкасается с разными его разделами, будь то «Город Гамлет», «Здравствуй», «Марине», «Дигория», «Поэты» и так далее, то есть проходит и сквозь них тоже. А во-вторых, как мне кажется, в ней наиболее ярко чувствуется любовь поэта к тому, что мы называем таким кратким, но ёмким словом Жизнь. Ведь Жизнь – это и есть Времена года. И все они по-своему прекрасны.

А вот и ответ на вопрос, который был спрятан в глубине страниц. Его даёт сам поэт, завершая им одно из своих стихотворений:

Когда исчерпаю палитру нот

И все истрачу слова,

Я растворюсь средь этих высот,

Как земля и трава.

 

Но раствориться поэту – вряд ли удастся! Разве только физически и в своё время, как всему живому в природе. Потому как останется его другая составляющая – та, которую он создал сам – его Поэзия, огромная часть его самого! И часть эта – «нерастворимая»!

Можно бесконечно долго говорить о стихах Шемшученко, рассуждать о них, цитировать их, анализировать, но всех тем, затронутых поэтом в этом, на первый взгляд, маленьком сборнике, – не охватить в рамках одной рецензии.

Ибо в нём – целый мир, во всём его многообразии, во всех его формах и красках. И чтобы в этом убедиться, надо просто взять его в руки и начать читать…

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #23164 09.02.2020 в 12:33

Просто удивительно и приятно к прочтению виденье мира Владимира Шемшученко. Его стихи можно перечитывать бесконечно. А сколько крылатых выражений! Спасибо Надежде Разумовской за её рецензию к книге,, Как земля и трава,,. Немало важно, чувствовать и понимать то, о чём пишешь.

Комментарий #9459 02.03.2018 в 12:07

Прекрасный отзыв! Так профессионально отразить творчество может только настоящий художник-поэт!