Надежда РАЗУМОВСКАЯ. ПОЭЗИЮ ЧУВСТВУЮТ КОЖЕЙ... О книге стихов Владимира Шемшученко «Как земля и трава»
Надежда РАЗУМОВСКАЯ
ПОЭЗИЮ ЧУВСТВУЮТ КОЖЕЙ…
О книге стихов Владимира Шемшученко «Как земля и трава»
Владимир Шемшученко – поэт, который пишет «для читателей». И с этим трудно не согласиться. В психологии есть такое понятие как «лингвистический интеллект» – это когда человек чувствует смысл слов сам и делает его понятным для других.
На мой взгляд (как читателя), данное качество особенно важно для представителей такой формы художественной речи как поэзия. Важно и ценно.
Поэзия Владимира Шемшученко – понятна до глубины, но не в смысле «понятна, значит проста». Она отнюдь не проста, но уже с первой минуты чтения понимаешь смысл написанного. Понимаешь до мелочей. В этом, наверное, его феномен, отличительная особенность, и это не просто «высокий профессионализм» – это нечто другое.
Как сказал ещё Некрасов: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией». Этому трудно возразить. Вот только, наверное, не всякая поэзия способна этот самый клапан найти, а, найдя, ещё и открыть. Поэзии сегодня, как говорится, «более чем…». Пишут все и вся. Пишут много и о многом.
Но вернёмся к Владимиру Шемшученко; в частности, к его новому сборнику, название которому «Как земля и трава» (СПб: Бизнес-Остров. 2017).
Первое, что бросается в глаза, – это именно название. Оно заставляет задуматься, почему «Как земля и трава»? Что автор хотел сказать этим? И в этом первая интрига.
Берёшь в руки сборник. С виду – небольшой формат, 70 на 100, мягкая обложка… скромная такая книжечка… «Ну и что в ней может быть?» – думаешь, если ещё незнаком с автором. Открываешь… И вдруг: «…в Петербурге у нас подорвали метро. Рана!». (Если ты сам петербуржец, вспоминаешь мгновенно тот день, 3 апреля 2017 года, и переживаешь вместе с поэтом все те эмоции.) «…а в ушах, как стеклом по железу, лишь – …вне зоны…». И ощущение такое, что это вот-вот, только сейчас произошло. Погружаешься в это состояние.
Но стоит перевернуть страницу, как тут же поэт переключает внимание читателя на иную, спокойную и мирную жизнь. Что это, специальный приём автора? Чтобы снять напряжение? Возможно.
«С зеленоглазою луной играет старый кот в гляделки…». В ту же минуту представляешь перед собой это дивное животное, которое сидит, не шелохнувшись, подняв голову к небу, и смотрит, не отрывая взгляда, на яркое чудо – Луну! Поэт сказал всего несколько слов, но как! Возник живой зрительный образ и даже вызвал невольно улыбку!
Читаешь далее: «…Пузатый чайник на плите сопит, вздыхает и бормочет…» – здесь уже не только видишь этот чайник-образ, но и слышишь издаваемые им звуки. Это удивительно!
Идёшь по сборнику дальше. И попадаешь под влияние теперь уже каких-то иных чувств и эмоций: «…Это издалека, это растёт, нарастает… Это ещё не звук, это из сердцевины… Это небесный паук звёздной наткал паутины». Появляются не только образы – возникают фантазии по их мотивам… Открываются какие-то невидимые каналы, по которым вмиг переносишься туда, о чём только что прочитал.
Стоит отметить эту, ещё одну, на мой взгляд, важную особенность поэзии Владимира Шемшученко – её «образность», причём до такой степени, что возникающие зрительные картинки начинают как бы оживать, самостоятельно двигаться, дышать…
Январь. Плюс четыре. Дрянная погода.
Озябли деревья. Продрогли кусты.
Измерив прыжками длину огорода,
Ворона с котом переходит на ты.
А тут уж вообще вместе с автором попадаешь в какое-то развивающееся действо и начинаешь в нём участвовать!
Ещё в XV веке знаменитый Леонардо да Винчи сказал о поэзии: «Поэзия – это живопись, которую слышат». И это действительно так. Мастер, который слышит сам, сможет написать так, чтоб услышали другие. В этом – феномен мастерства.
Многие из стихотворений Шемшученко подтверждают истинность высказывания великого итальянского художника. Иногда – даже более – при чтении его стихов срабатывает сразу несколько органов чувств:
…Здесь тучи тычутся в колени
И тают от тепла руки.
И, выгибая рысьи спины,
Да так, что пробирает дрожь,
Рыча, царапают вершины…
И дождь вокруг! И сам я – дождь!
Всего несколько строк – и… целый «пейзаж»! Поэт-художник, только вместо красок и кистей – его инструменты – слова, «окрашенные» эмоциями и смыслом.
…Открываем новые страницы сборника – и вот, неожиданно, мы видим уже совсем другого поэта, не сентиментального и романтичного, а жёсткого по-мужски, смело заявляющего во всеуслышание:
…Я не плету сонеты
И не хожу в строю.
Заплечных дел поэты
Меня не признают.
Он не пытается следовать «правилам», не стремится угодить, хотя иногда и приходится платить за это дорогую цену. «А я всё хмурю брови и лезу напролом. Поэзия без крови зовётся ремеслом» – эти его слова звучат прямо как гимн! Как некий вызов тому, с чем ему, похоже, не раз доводилось сталкиваться.
На писательском фронте – без перемен.
Плюнуть некуда – гении сплошь, да пророки.
Не скажу, что ведут натуральный обмен,
Друг у друга воруют бездарные строки.
Такое, пожалуй, осмелится озвучить не каждый… По понятным причинам. Это как в жизни, один идёт по ней, крадучись, осторожно, соблюдая «технику безопасности», «кабы чего не вышло», или, как ещё говорится, по принципу «тише едешь – дальше будешь», а другой – он такой, какой есть!
Я весёлый и грубый.
И в репьях голова,
Потому прямо в губы
Я целую слова!
Смотря что и кем движет. «Меня не надобно любить – нет ничего во мне такого. К вопросу – быть или не быть – я отношусь весьма хреново» – вот так заявляет о себе миру поэт Владимир Шемшученко! А дальше, говоря его же словами: «Слышащий да услышит. Видящий да узрит…».
«Жёсткие» мотивы в творчестве Владимира Шемшученко проявляют себя то в одном, то в другом стихотворении. Характер поэта имеет разные оттенки. Некоторые из них сформировались, вероятно, ещё в молодые годы. «Был я молод, горяч, жаждал денег и славы. И сбивался с пути, и блуждал в темноте» – поэт не скрывает своей буйной молодости, тех ошибок, присущих ей. Но не стыдится этого, а прямо и открыто говорит об этом в стихах, и просит прощения у Всевышнего за всё, что сделал не так:
Боже правый, прости и помилуй невежду,
Помянувшего всуе терпенье твоё.
Износил я до дыр душу, словно одежду…
Углубляясь всё дальше и дальше в творчество Шемшученко, начинаешь ясно видеть в некоторых его стихах нелёгкую судьбу поэта, в которой ему досталось, как говорится, «по полной программе»; и все свои воспоминания и ощущения, связанные с этим, он буквально выплёскивает на бумагу. «Мысль превращается в слова, когда ослепнешь от испуга. И кругом, кругом голова. Когда нет преданного друга…»; «…Когда кружит водоворот. Когда не объяснить событий. Когда копаешь, словно крот, нору в осточертевшем быте…».
Но жизнь – она многолика, и не стоит на месте. Наступает новый день и поэта уже волнуют иные эмоции. «Тонкий ломается лёд – кто-то под окнами ходит. Что-нибудь произойдёт. Или уже происходит…»; «…И кажется, что зла на свете вовсе нет. Зато добра вокруг – невыпитое море. И от костра дымок, и яблоневый цвет. И соло василька в большом цветочном хоре». И хотя эти строчки – из разных стихотворений, они как бы дополняют и продолжают друг друга.
Вот лето уже в полном разгаре, красота природы буквально будоражит поэта и рождаются новые строки: «Светилась яблоня в саду. За три минуты до рассвета. В тени ракит купало лето кувшинки жёлтые в пруду»; «…Звенел комарик у виска о чём-то бесконечно важном. И это было не однажды. И те же плыли облака». Эти стихи, соединившись с музыкой, сегодня уже существуют в виде песни, которая настолько гармонична, что её хочется петь и петь.
Но вот лето кончается и наступает осень:
Ветер ходит, где хочет, живёт, где придётся.
То стрелой пролетит, то совьётся в кольцо.
Окликаю его – он в ответ мне смеётся
И кленовые листья бросает в лицо.
Но и осень не вечна, не за горами – зима… И поэт немного грустит об ушедшем лете:
Отступили дожди, навалились снега.
Город, словно подранок, притих на болоте.
Ах, как хочется нынче пуститься в бега,
На машине, на поезде, на самолёте!
Но хочешь – не хочешь, а в природе так устроено, что человеку, как и всему живому на Земле, нужен отдых, чтобы восстановить силы.
И жизнь продолжается… «Холодно. Вьюжисто. Сладок плен тайной игры огня. Кошка, ссаженная с колен, сердится на меня…»; «Замерзают берёзы и жалобно в окна стучатся. На звенящем асфальте растут ледяные грибы…». Разные эмоции вызывает у поэта зима, но в его стихах чувствуется, что он очень любит это время года.
«Я устал. Мне уже никогда не поймать этот снег. Подставляю ладонь – он шутя от меня улетает…». И… вместе с ним… «улетает» зима:
Метели злились и кружили,
Но выдохлись – и сдулась тьма.
Мы эту зиму пережили.
Прощай, зима!
И вот снова – весна. В жизни запускается новый цикл:
…Это – сердцебиенье.
Артериальная кровь!
Это не повторенье.
Это – не в глаз, а в бровь,
Выгнутую рассветом –
Ну вон у той, с зонтом...
Кабы я был поэтом,
Я бы за ней – хвостом…
Март – не словесный рынок
И не сезонный грим.
Где мой второй ботинок?!
После договорим…
И всё же, среди прочих тем, озвученных поэтом в этом сборнике, – почему именно тема, затрагивающая «времена года», показалась мне одной из самых интересных и привлекла моё внимание как читателя? Ну, во-первых, она так или иначе соприкасается с разными его разделами, будь то «Город Гамлет», «Здравствуй», «Марине», «Дигория», «Поэты» и так далее, то есть проходит и сквозь них тоже. А во-вторых, как мне кажется, в ней наиболее ярко чувствуется любовь поэта к тому, что мы называем таким кратким, но ёмким словом Жизнь. Ведь Жизнь – это и есть Времена года. И все они по-своему прекрасны.
А вот и ответ на вопрос, который был спрятан в глубине страниц. Его даёт сам поэт, завершая им одно из своих стихотворений:
Когда исчерпаю палитру нот
И все истрачу слова,
Я растворюсь средь этих высот,
Как земля и трава.
Но раствориться поэту – вряд ли удастся! Разве только физически и в своё время, как всему живому в природе. Потому как останется его другая составляющая – та, которую он создал сам – его Поэзия, огромная часть его самого! И часть эта – «нерастворимая»!
Можно бесконечно долго говорить о стихах Шемшученко, рассуждать о них, цитировать их, анализировать, но всех тем, затронутых поэтом в этом, на первый взгляд, маленьком сборнике, – не охватить в рамках одной рецензии.
Ибо в нём – целый мир, во всём его многообразии, во всех его формах и красках. И чтобы в этом убедиться, надо просто взять его в руки и начать читать…
Просто удивительно и приятно к прочтению виденье мира Владимира Шемшученко. Его стихи можно перечитывать бесконечно. А сколько крылатых выражений! Спасибо Надежде Разумовской за её рецензию к книге,, Как земля и трава,,. Немало важно, чувствовать и понимать то, о чём пишешь.
Прекрасный отзыв! Так профессионально отразить творчество может только настоящий художник-поэт!