ДАЛЁКОЕ - БЛИЗКОЕ / Елена СУДАРЕВА. РОМАН О ЛЮБВИ. «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева
Елена СУДАРЕВА

Елена СУДАРЕВА. РОМАН О ЛЮБВИ. «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева

 

Елена СУДАРЕВА

РОМАН О ЛЮБВИ

«Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева

 

Закрыла последнюю страницу романа Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883) «Отцы и дети» (1861) и с удивлением подумала: да ведь весь этот роман о любви. О любви в самых разных её проявлениях.

О беззаветной любви родителей к своим детям.

О принимающей, самоуверенной любви детей к своим родителям.

О любви мужчины и женщины, которая бывает сильнее всех умозрительных теорий и может как даровать силы человеку, так и отнять у него последние, даже саму жизнь.

О любви и близости между людьми – родными и неродными…

В самом начале романа автор знакомит читателя с Николаем Петровичем Кирсановым, нетерпеливо ожидающим на постоялом дворе в пятнадцати верстах от своего имения Марьино приезда сына Аркадия, который только что закончил курс в университете в Петербурге и получил, «как некогда он сам, звание кандидата».

Волнуется отец, переполненный трогательными воспоминаниями, бежит к подъехавшему тарантасу и нежно целует сына. Аркадий рад встрече с родителем, но он сдержаннее в проявлении своих чувств, хотя и терпеливо принимает отцовские ласки. «Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел», – зорко подмечает внимательный взгляд автора.

Несколько лениво и не сразу подаёт руку при знакомстве с отцом своего приятеля Евгений Базаров, его старший товарищ и наставник, спокойно вылезая из тарантаса и принимая радушное приглашение Николая Петровича погостить в их усадьбе.

Наблюдая за короткой встречей отца и сына, читатель словно через замочную скважину может заглянуть в будущие отношения «отцов и детей» в романе Тургенева.

Как терпеливы и внимательны отцы к своим детям! И Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия, и Василий Иванович Базаров, отец Евгения, проявляют искреннее желание понять своих детей, быть рядом с ними, жить их интересами и заботами, на что далеко не всегда отзываются сыновья.

Каждый раз приезжая в Петербург к Аркадию во время его учёбы в университете, Николай Петрович пытается сблизиться с друзьями сына, понять их интересы. Он следит за литературой и новыми веяниями в философии, политике и очень боится отстать от устремлений молодых.

Лишь один человек в усадьбе не разделяет всеобщего ликования от приезда гостей. Только Павел Петрович Кирсанов, дядя Аркадия, не выражает смиренного терпения перед грубым посвистом юного поколения. Встреча в усадьбе брата с новоприбывшими молодыми «нигилистами» явно не вдохновляет «аристократа» Павла Петровича. В прошлом выпускник пажеского корпуса, петербургский «светский лев», Кирсанов-старший загубил свою карьеру из-за роковой страсти к женщине – княгине Р., и, в конце концов, навсегда покинул столицу и поселился в имении младшего брата.

Он единственный не склоняет голову перед всеми выходками Базарова и находящегося под его влиянием племянника Аркадия. Павел Петрович горячо бросается в спор, хотя не всегда удачно, и не скрывает своей враждебности к новомодной нигилистской дури современной молодёжи.

Без колебаний Базаров отрицает все традиционные устои жизни, часто доходя в этом до полного абсурда. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта… Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!.. Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука – наука вообще?» – вот лишь несколько его выражений, разлетевшихся со страниц романа Тургенева. Ими самоуверенно жонглирует Базаров, разговаривая с Павлом Петровичем.

В доме Кирсановых эпатажные тирады Базарова и юношеское поддакивание Аркадия вызывают активный протест Павла Петровича и печальную растерянность его младшего брата, мечтавшего духовно сойтись со своим сыном.

Грустные думы одолевают временами Николая Петровича. Уединившись вечером в саду в своей любимой беседке, он искренно признаётся самому себе: «…они («наследники», – Е.С.) дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами… Молодость? Нет: не одна только молодость… что в них меньше следов барства, чем в нас?.. Но отвергать поэзию? …Не сочувствовать художеству, природе?..».

Некоторое неожиданное облегчение приносит «старичкам» поездка молодых людей в губернский город по приглашению знатного родственника Кирсановых.

«Отцы и дети» – это роман-дорога, роман-путешествие. И тарантас двух приятелей, словно бричка Чичикова, колесит от усадьбы к городу, от города к усадьбе и обратно.

Приехав в город, Аркадий и Базаров на балу у губернатора знакомятся с молодой красивой вдовой Анной Сергеевной Одинцовой, которая приглашает их погостить в своё имение Никольское. Каждый по-своему очарован этой женщиной, и они, не колеблясь, отправляются к ней. Особым, словно заколдованным местом становится усадьба Одинцовой в романе Тургенева, расположенная между имениями Кирсановых и Базаровых. Как Вещий камень в русских былинах стоит она на развилке путей-дорог и будто пророчит путнику его судьбу.

Именно в середине романа оказываются молодые люди в этом заколдованном месте, которое совершенно изменит жизнь каждого из них. В усадьбе Одинцовой произойдёт столь важное для романного героя «испытание женщиной», «испытание любовью».

 Для Базарова эта встреча станет началом страданий и сердечной боли, которая в итоге приведет его к скоропостижной смерти. Для Аркадия станет встречей, которая укажет ему дорогу к счастью, встречей со своей будущей женой – младшей сестрой Одинцовой – Катей.

Одно очень важное признание делает Базаров Аркадию по дороге в Никольское, всю значимость которого читатель сможет оценить только впоследствии.

«Поздравь меня, – воскликнул вдруг Базаров, – сегодня 22 июня, день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, – прибавил он, понизив голос… – Ну, подождут, что за важность!». И после этих слов приятели как ни в чём не бывало продолжают свой путь в имение Анны Сергеевны.

Только в конце романа начинаешь понимать – после боли и опустошения, которую принесла Базарову встреча с этой женщиной, – как «пёкся» ангел о Евгении, как пытался направить стопы его в ждущий с любовью родительский дом! Но пренебрёг «нигилист» Базаров чувствами отца и матери, сыновьей почтительностью – «что за важность!» А «важность» эта была сама его жизнь!

Материалистический в своём подходе к женщинам, как впрочем, и ко всему остальному, Евгений Базаров ценит в них главным образом плоть. Несколько циничных замечаний легкомысленно отпускает он и в адрес красавицы-вдовы.

Тем удивительней, какой жгучей и безнадежной страстью воспылает Базаров к Одинцовой! Но не ответит на его чувство красавица-вдова. Только страх и жалость вызовет у неё бушующая любовь Базарова.

Эту страсть не смогут утолить ни тепло и обожание родительского дома, ни усилия порадовать сына его несчастных матери и отца. Холод нелюбви Анны Сергеевны к Базарову вырвет из сильного, бесстрашного, целеустремлённого, самоуверенного мужчины желание жить и бороться.

Что-то неладное распознает сердце матери и отца, когда уже раненый безответной любовью появится их «Енюшенька» на пороге родительского дома. И ещё до прихода физической болезни, от которой умрёт их единственный сын, они любящим сердцем почувствуют в нём духовную перемену, духовный надлом.

Поздно! слишком поздно доберутся приятели до этого теплого спасительного островка любви, едва вырвавшись из-под чар Одинцовой во второй части романа.

Отец Базарова Василий Иванович – отставной штаб-лекарь, мать – Арина Власьевна, «настоящая русская дворяночка прежнего времени», набожная и чувствительная. Сын не заглядывал в маленькое имение родителей почти три года. Счастье их при встрече с Евгением не знает границ. Здесь и слезы матери, и попытка сдержать свои чувства отца, и желание угодить гостям, и суета, поднявшаяся во всём маленьком доме, и волнение, и постоянная боязнь «осуждения со стороны юного поколения».

С не меньшим рвением, чем Николай Петрович Кирсанов по отношению к Аркадию, отец Базарова старается быть в курсе всех новых направлений, новых открытий, особенно в медицине и естественных науках, которыми занимается его сын.

Примечателен разговор Аркадия с Василием Ивановичем о Евгении. Они оба убеждены в «великой будущности», которая ожидает Базарова впереди: «Аркадий начал рассказывать и говорить о Базарове еще с большим жаром, с большим увлечением, чем в тот вечер, когда он танцевал мазурку с Одинцовой». И в ответ Василий Иванович «нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо.

– Вы меня совершенно осчастливили, – промолвил он, не переставая улыбаться, – я должен вам сказать, что я… боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно – мать! но я не смею при нем высказывать свои чувства, потому что он этого не любит».

Режут слух слова, произнесённые Базаровым о своём отце перед Аркадием. Хотя и привык читатель к грубоватым выражениям героя Тургенева, но уж больно коробит столь неприкрытая сыновья гордыня. «Презабавный старикашка и добрейший. Такой же чудак, как твой, только в другом роде. Много уж очень болтает», – роняет Базаров, как только из комнаты выходит его отец.

Родительская любовь в доме Базаровых не ставит под сомнение ни единого слова обожаемого сына, ни единого его желания. И на Базарова изливаются волны родительского поклонения.

Печально, что ни малейшего снисхождения от Евгения не выпадет на долю родителей. Ради новой встречи с Одинцовой Базаров через три дня после приезда оставит своих стареньких отца и мать и вместе с Аркадием вновь возвратится в её дом, где совсем недавно они гостили. А потом поселится в имении Кирсановых, где ему сподручнее работается.

Внезапный отъезд сына, как громом, поражает Ивана Васильевича и Арину Власьевну, и их одинокое жилище погружается в печаль. Даже Аркадий колеблется: «Мне твою мать особенно жалко…». Но Базаров непреклонен в своём решении: «А я все-таки уеду».

Именно Аркадий задаёт ему вопрос, любит ли Евгений своих родителей. И получает ответ: «Люблю, Аркадий!» – «Они тебя так любят!» – будто пытаясь в чём-то убедить своего друга, восклицает юноша.

Зачем все эти вопросы о любви? Ничего не изменить в отношении Базарова к своим «старичкам». Не имеет успеха и попытка Аркадия как-то оттянуть отъезд. Конечно, нелегко Базарову объявить о своём неожиданном решении. Однако даже жалость, не чуждая его сердцу, не может поколебать его в эгоистичном намерении.

И когда читаешь эти страницы, что-то невольно сжимается внутри, быть может, от каких-то собственных прошлых сожалений: «…Василий Иванович, ещё несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце, опустился на стул и уронил голову на грудь. «Бросил, бросил нас! – залепетал он: – Бросил; скучно ему стало с нами. Один, как перст теперь, один! – повторил он несколько раз… Тогда Арина Власьевна приблизилась к нему…: «…Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня»… она утешила его в его печали», – заключает автор.

И в итоге лишь неожиданно свалившаяся на голову Евгения дуэль с Павлом Петровичем и рана последнего заставят Базарова срочно покинуть усадьбу Кирсановых и вновь вернуться под родительский кров.

Базаров пытается заглушить в себе чувство к Анне Сергеевне и, чтобы отвлечься, начинает помогать отцу в его врачебной практике. «Слава Богу! перестал хандрить! – шептал» осчастливленный отец. Но Евгений неосторожен, он словно более не дорожит своею жизнью. И несчастье уже стоит на пороге. Базаров просит у отца адский камень, чтобы прижечь ранку. Он поехал с местным врачом вскрывать умершего от тифа мужика, так как давно был без практики, и порезался. А со времени пореза прошло уже «с лишком четыре часа»…

Как врач, Василий Иванович не может не понимать, что Евгений, скорее всего, заразился смертельным недугом. Но как отец, он боится даже допустить эту мысль, он потрясён и раздавлен: «До самого вечера и в течение следующего дня Василий Иванович придирался ко всем возможным предлогам, чтобы входить в комнату сына»… Однако вскоре становится ясно, что Базаров заразился и умирает.

И вот последнее его желание – сын просит отца отправить посыльного к Одинцовой: «Евгений, мол, Базаров, кланяться велел и велел сказать, что умирает».

Какой же силы было чувство Базарова, в котором он раньше не смел признаться даже себе, если перед своим уходом он так жаждал последней встречи с этой никогда не любившей его женщиной!

Умирающий Базаров не стесняется показать свою слабость перед любовью и красотой, но с сыновьим эгоизмом отказывается исполнить последний «долг христианина», о котором со слезами молит его отец, – позвать священника и собороваться, пока горячечный бред окончательно не овладел сознанием больного. Евгений не отказывается, но хочет ещё подождать – и несчастный отец вновь подчиняется его воле.

Одинцова великодушно приезжает к умирающему и привозит своего доктора-немца. Но прощание с Базаровым вызывает у неё не сожаления любви, а страх и ужас – увидев его, столь изменившегося, лежащего на постели, она «просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила, – мгновенно сверкнула у ней в голове».

В романе Тургенева обитает ещё один герой, умирающий в сущности из-за любви к женщине – антипод и непримиримый идейный противник Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Этот «аристократ и барин», как и не верящий ни во что «нигилист» Базаров, вольно или невольно кладёт свою жизнь на алтарь страсти к женщине. Всю жизнь Павел Петрович безнадежно ловит ускользающий призрак княгини Р. И даже после её смерти больная страсть к ней не оставляет Кирсанова – в каждой прелестной женщине ему чудятся любимые черты.

После ранения в ногу, которое он получает во время дуэли с Базаровым, – Павел Петрович вынужден отлеживаться в постели. И мрачные мысли мучают его: «А я, как только он женится (младший брат, – Е.С.), уеду куда-нибудь подальше, в Дрезден или во Флоренцию, и буду там жить, пока околею». В конце ХХIV главы романа автор произносит безжалостный приговор своему герою: «Освещенная ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Живой мертвец.
 

После всех житейских бурь многие герои романа Тургенева обретают в конце свою тихую гавань – вьют своё гнездо. Супружескими узами соединяются Аркадий и Катя, Николай Петрович и его бывшая дворовая Феничка, Анна Сергеевна Одинцова и «известный законник»…

Но не забыта и могила Евгения Базарова. Не забыт он в сердце молодой пары Аркадия и Кати. Помнят и продолжают любить своего дорогого «Енюшу» его отец и мать – Василий Иванович и Арина Власьевна.
 К его могиле «…из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка – муж с женою. …приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго, и горько плачут, и долго, и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын…» – заключает автор.

Не свидетелями «равнодушной» природы глядят цветы, растущие на могиле Базарова, но посланниками из жизни вечной, посланниками из мира всех примиряющей красоты, а значит, и любви негаснущей.
 

 

Комментарии

Комментарий #16690 29.03.2019 в 23:35

Большая признательность автору! Я,за свои почти 60. лет раз пять читал этот роман,но не все,конечно,смог проявить... Во-первых "ангел",и,второе -"заколдованный дом Одинцовой"... Помню,была прекрасная статья Дмитрия Писарева об этом романе... В этой связи,интересно было бы мнение Елены о самом Писареве,что мы о нем знаем?кроме пары пошлых предложений Ульянова...

Комментарий #9521 09.03.2018 в 19:05

Мне понравилось как Сударева сравнивала роман с дорогой и путеществием. Путеществие по поколенияи и чувствам. Действительно это роман о любви, но даже больше. Это роман о победе любви над смертью, о бессмертной любви, о победе традиции над прогрессом. Она всегда дает нам новый ключ для прочтения классических творений и открывает новые неожиданные перспективы!

Комментарий #9469 03.03.2018 в 16:56

Прочла эссе Елены Сударевой с большим интересом. Каюсь, всегда воспринимала роман «Отцы и дети» «по-школьному» - как противостояние "отсталого от жизни" старшего поколения и "прогрессивного" молодого, абсолютным лидером которого выступает Базаров. То, что роман можно читать и трактовать РОМАН о ЛЮБВИ, стало для меня открытием. Искреннее сочувствие автора эссе к Базарову и к Павлу Петровичу, сраженным неразделенной любовью, и, особенно, к старикам-родителям, потерявшим сына, заставляет взглянуть на роман под новым углом зрения и – в который раз – убедиться, как современна классическая русская литература. Эссе Елены Сударевой – работа читателя вдумчивого и глубокого, высвечивающая сокровенную суть тургеневского романа.