Михаил ТАРКОВСКИЙ. МАТЬ ЕЛЕНА. О новых рассказах Елены Тулушевой
Михаил ТАРКОВСКИЙ
МАТЬ ЕЛЕНА
О новых рассказах Елены Тулушевой
Не бывает настоящего писателя с абстрактным отношением к тому, о чём пишешь, мол, люблю вообще жизнь, люблю историю, культуру и всё, что с ними связано. Люби. Только ничего не выйдет, если нет своего кровного куска этой жизни. И даже если такой кусок есть — ничего не получится без личного, страстного и пристрастного к нему отношения. Без ощущения, которое сквозит в каждой строчке и которое ни с чем не спутаешь. Это ощущение можно назвать одним коротким словом: «моё». Моё, потому что у меня уже всё слилось воедино: и жизненное дело, и то как сверкнуло оно в слове, и то, как невыносимо трудно было этого добиться. Потому что верю лишь мурашам, бегущим по хребту. А бегут они, когда думаешь о «своём». Великое счастье найти такое «своё».
У Елены Тулушевой такое «своё» — это работа в центре помощи трудным подросткам. Такое «своё», которое не каждому и по плечу. Действительно, натворит делов эта курица Лидка из рассказа «Первенец». Забрюхатела, едва понимая, что делает, причём сама наркоманка, а отец будущего ребёнка, если его отцом можно назвать, с таким набором, что волоса́ дыбом встают. Бесполезное дело.
А ведь подумать: сколь людей хотят ребёночка, лечатся, мучаются, стараются, а не получается, а тут этой бичихе — пожалуйста. Несправедливость. Или урок? Почему она такая? Кто виноват: среда или характер? Гадать сколько угодно можно, почему живот мудрее мамаши… А ребёночек-то шевелится, интересно, он ножкой сейчас ударил, или ручкой? А она хоть и бичиха, а ей тоже ласковое слово нужно, не безнадёжная она, и может всё выправится? Может непривычное для Лиды ласковое слово, сказанное врачом, сделает дело? «Все у нас получится». «У нас». Надо же. Врачиха сказала «мы». Ничего себе.
Сколько таких, как Лидка! И что с ними делать? Как я могу помочь? Или не могу? Вот! Главное произошло: уже заработали у читателя голова и сердце, потянулась ниточка размышлений. Почему врачиха вдруг по-человечьи обратилась к Лидке? Почему автор решил оправдать её сочувствие тем, что она тоже в беде, что у неё сын наркоман? Чтобы показать, что человек нынче не способен на добро без личной привязки? Что не поможет просто так, по человеческому долгу, по Божьей заповеди? Или это сюжетный ход. Для убедительности. Да. Всколыхнула… Есть над чем подумать.
Или вот этот Олег из рассказа «Близнец». Пивной алкоголик... Да много их… таких. И названия-то всё у Елены Тулушевой — «Первенец», «Близнец» — будто подчёркивают изначальный созидательный замысел, преступно исковерканный человеком. Много их таких по Руси, искорёженных, коверкающих и свою жизнь, и чужую, изломанных и нуждающихся не в нравоучении, а в тёплом слове, в материнской ласке.
Читатель, дотошная порода, спрашивает, что же Тулушева так пишет-то скупо? Где развёрнутые предложения, образные сравнения? Вообще классический литературный язык? Могла бы талантливая писательница продемонстрировать побольше языковых возможностей. Картин каких-то… Как-то «задержаться на кадре».
Задержаться на кадре… Эх ты. А ещё читатель! Ничего-то ты не понял. И забыл, поди, что есть вещи, которые в чёрно-белом изображении намного красноречивей, чем в цветном.
Задержаться на кадре… А ты детей растил? Не спал ночей? Да как до тебя донести, что не может Елена «задержаться». Потому что так пинается ребёночек в Лидкином животе, что кажется тебя саму по сердцу этой ножкой колотят. И потому, что Дашин дед может не дожить, пока ей разрешат в Россию приехать (рассказ «Домой»).
К своим героям Елена Тулушева относится, как мать к ребятишкам в большой семье. Заботливо-сдержанно. В таких семьях не принято афишировать чувства, «рвать страсть в клочья», при этом поглядывая в зеркало: эффектно ли получается.
Авторскому настрою соответствует и художественная манера Елены. Сдержанная, работающая простыми, но действенными средствами — динамично построенными диалогами, точно отобранными деталями. Буйная метафорика, изысканность описаний были бы неуместны в том суровом, скупом на выражение эмоций, а тем более на многословные описания их, мире, который из рассказа в рассказ воссоздаёт Елена Тулушева.
Оправдано и органичное использование языка городских окраин: нелепо пытаться заставить скинхеда Славу из одноимённого рассказа или ту же Лидку говорить изысканным языком литературной классики.
Не до изысков, когда надо успеть помочь, потом поздно будет.
А вы давайте пишите пейзажи природные и культурные. На Руси всегда кто-то пейзажами любуется, а кто-то непутёвым детям сопли вытирает. И жалеет. И надежду даёт.
У любого талантливого писателя появляются тролли. Можно поздравить Е.Тулушеву, что она из просто серьезного писателя превращается в талантливого. Ее "Первенец" - просто потрясает. Конечно, тяжело читать такое, но это наша жизнь. Но ведь Елена еще и талантливый лирик, я помню ее рассказ "Медаль", он добрый и нежный. Напечатан был в "Волге". Побольше бы таких вещей нашей Елене.
У предыдущего Комментатора богатое воображение. Это к вопросу о "возникшем" Невзорове. Было бы идеально говорить не про эту чушь, а именно по теме, заданной Михаилом Тарковским, - анализ творчества Елены Тулушевой и других молодых наших авторов, которых под своё крепнущее крыло критика собирает сейчас по всей России столь же молодой Андрей Тимофеев. Ау, где ваше весомое Слово, молодые? И о молодых...
Может, Невзоров возник? Когда-то в желтом доме был избран при поддержке Проханова в академики славянской академии... А теперь послушать - так уши вянут!
Внимание! На сайте "Дня литературы" завёлся тролль. Жертвой он выбрал молодую писательницу Елену Тулушеву. Она талантлива, известна. Ну конечно, какой смысл травить абы кого, талантливую подавай! Три публикации — её и о ней — и три не отклика даже, окрика. Стиль один: бездоказательность и агрессивность, не свойственная пишущим на сайте. Скорее всего автор один и тот же.
Не стану разбирать все его измышления — не стоит времени и труда. Но итальянский сюжет прокомментирую. "Смотрите — кликушествует пасквилянт, — она (Тулушева — А. К.) со всеми — с Б. Н. Тарасовым в Италии и с имярек неизвестно где". Это "неизвестно где" откровенно анекдотично. Пакостник и сам не знает, что наплетёт. Зато знает, как бросить тень, пустить клевету, оговорить достойного человека.
Между тем, эта злобная ахинея разоблачается элементарно. Елена Тулушева вместе с Борисом Тарасовым побывали в прошлом году в Неаполе, потому что там вручали Российско-Итальянскую премию "Радуга". Тулушева как победитель, Тарасов как Председатель Российской части жюри. Об этом, кстати, сообщал "День литературы".
Ещё более абсурдны упрёки М. Тарковскому за то что он пишет о Тулушевой: "...странно, что столько тёплых слов..." За всё время моей долгой литературной практики за "тёплые слова" осуждают впервые... Замечательный прозаик Михаил Тарковский уж как-нибудь сам разберётся о ком и как писать.
А клеветнику скажу: снимите маску! Назойливо комментируя материалы, связанные с Тулушевой, вы предпочитаете оставаться безымянным или прикрываетесь псевдонимом. Так поступают трусы. Наберитесь смелости отвечать за свои слова.
Александр Казинцев
ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ предыдущему "оратору". Елене Тулушевой 32 года. Назовите среди её ровесников кого-то, более серьёзно работающего в литературе над темами, указанными Михаилом Тарковским? НА-ЗО-ВИ-ТЕ!!! Ждём. Присоединимся к вам, порадуемся за них. Есть такие, не выкрутасные-вывертасные, а нормальные традиционалисты, уже столько сделавшие в литературе, сколько успела Елена? - Ждём вашего списка, "оратор". А не орания на 32-летнего автора и его читателей.
Тарковский сегодня один из трех лучших действующих писателей России (за минусом Захара, который, по его собственному признанию, "уже два года не пишет"). И тем более странно, что столько теплых слов сказано в адрес авторши с чрезвычайно слабым лексическим запасом (современный язык уличного общения, за исключением ненормативной лексики, захваленной авторше совершенно незнаком). Тулушева - искусственно, неестественно раздутая фигура. Смотрите, она со всеми - и с Б.Н. Тарасовым в Италии и с имярек непонятно где и т.п. Такие вот дамы крутились всегда вокруг выдающихся писателей, вспомним М.И. Будберг, двойного агента ОГПУ, извивавшейся вокруг кровати Горького, лежавшего на смертном одре. Есть и Тулушевой кураторы. И М. Тарковский, пишет на несколько порядков лучше, чем Тулушева (ну и лексическая палитра какая у енисейского автора, на уровне Астафьева, куда москвичке, привыкшей к комфорту и похвалам). Так когда-то раздували Галину Щербакову в 80-е , потом Полянскую и т.д. Михаил, не разбрасывайтесь своим очень высоким авторитетом среди российских (русских в том числе) прозаиков. Сергей Маг
Елена Тулушева, несомненно, один из самых талантливых молодых писателей в наше время в русской литературе. Проза её жёсткая, мужская, потому и не хочется называть её писательницей, а лучше - писателем. И это особенно ценно сейчас, когда наша литература опустилась на уровень любительства, потеряв профессонализм. Даже такой профессии - писатель нет в перечне действующих профессий. Власть имущие хотели бы, наверное, чтобы писатель в России превратился в фигуру анекдотическую, этакого шута горохового, "сочинителя" забавных историй - и не более. А вот проза Елены Тулушевой тем и сильна, что она ничего не "сочиняет", а идёт от плоти и крови нашей неласковой жизни. Она серьёзно относится к писательству, в самом лучшем смысле этого слова, она продолжает великие сострадательные традиции русской литературы, неотрывные от боли человеческой от слезы ребёнка...
Станислав Зотов.