Анастасия ЧЕРНОВА. ЯРКИЙ ЦВЕТНОЙ УЗОР. О рассказе Ирины Иваськовой «Бумажный саксофон»
Анастасия ЧЕРНОВА
ЯРКИЙ ЦВЕТНОЙ УЗОР
О рассказе Ирины Иваськовой «Бумажный саксофон»
Словно ручей перетекает сюжет рассказа Ирины Иваськовой «Бумажный саксафон» от одной главки к другой. Их всего несколько, и построены они таким образом, что последние слова одного эпизода служат заголовком для следующего. Тот самый случай, когда современный композиционный прием не забирает на себя всё внимание, но помогает полнее и ярче раскрыть идею произведения.
Что такое чудо в нашем мире? Кому под силу его сотворить, что для этого нужно? Как жить, если любовь к делу есть, а вот таланта не хватает? А как быть с неудавшимся добрым делом? Хотелось как лучше, а получилось… ну, вы поняли. На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ в небольшом рассказе Ирины.
Главный герой, саксофонист Бубенцов, «мечтатель и экспериментатор, припыленный полутьмой и сигаретным дымом», типологически продолжает линию «маленького» человека. Как и Башмачкин, например, он не обладает выдающимися способностями, однако искренне увлечен своим делом – игрой на саксофоне. На этом сходство, пожалуй, и заканчивается. Главное его отличие от «маленького» человека – это желание не замыкаться в собственном мире и довольствии, но как-то передать свое радостное переживание и окружающим. Саксофонисту хочется донести красоту мелодии и волшебство звука до жующего обывателя. Для этого он придумывает один фокус-эксперимент, который заканчивается провалом. Если вдуматься, в жизни так обычно и бывает. Получается – стремление к добру бессмысленно?! Ирина Иваськова убедительно показывает обратное.
Не первый видимый результат важен, но его дальнее действие, которое расходится волнами, преображая судьбы, казалось бы, далеких людей. А вот тот, кто делает добро и помогает другим людям, напротив, может получить в награду одни трудности и скорби. Мудро сказал об этом преподобный Исаак Сирин: «Не тот любитель добродетели, кто с борением делает добро, но тот, кто с радостью приемлет последующие за тем бедствия».
«Бумажный саксофон» – рассказ и о том, как можно изменить мир. Здесь вы найдете лучший рецепт.
Отдельное внимание хотелось бы обратить на язык произведения. Легкий, прозрачный, наполненный музыкой, цветом, ароматами. Образная палитра меняется в изображении каждого из героев, раскрывая в их характере всё новые грани. А среди действующих лиц – не только взрослые, но и дети, и даже пёс, спешащий по улице, «освещённой зябнущими фонарями». «Невидимые человеческому взгляду истории, путаницы решений, дорог, потерь и обретений расстилаются перед собачьим обонянием яркими цветными узорами».
Такой узор представляет и сама ткань рассказа. Осталось только его увидеть.
С тобой, Настя, можно полностью согласиться, но ты сама себе, подчас, противоречишь. Вот ты пишешь: "Для этого он придумывает один фокус-эксперимент, который заканчивается провалом. Если вдуматься, в жизни так обычно и бывает. Получается – стремление к добру бессмысленно?! Ирина Иваськова убедительно показывает обратное". Ирина Иваськова доказывает, что стремление к добру не бессмысленно, ты, как будто, это одобряешь, но тут же говоришь, что в жизни так обычно и бывает. То есть стремление к добру бессмысленно. Значит, никакого обратного нет. Надо было из твоего текса убрать вот это: "Если вдуматься, в жизни так обычно и бывает". Тогда бы твоя мысль была бы ясна. А так ты сама себя опровергла. Увы! Но не расстраивайся, фото твоё замечательное, ты такая красивая,что и без всяких доказательств становится ясно - наша жизнь не бессмысленна!