ПУБЛИЦИСТИКА / Александр БОБРОВ. В ГЕСТАПО И В ГРЕМЯЧЕМ ПЕРЕУЛКЕ. Победный Май в Германии
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. В ГЕСТАПО И В ГРЕМЯЧЕМ ПЕРЕУЛКЕ. Победный Май в Германии

 

Александр БОБРОВ

В ГЕСТАПО И В ГРЕМЯЧЕМ ПЕРЕУЛКЕ

Дюссельдорф Кёльн, Победный май в Германии 

 

…Зачем им зорьки ранние,

Коль парни на войне

В Германии, в Германии

В проклятой стороне…

Алексей Фатьянов

 

Солдат и поэт Алексей Фатьянов точно описывает народное ощущение и состояние девушек на Родине — «который год красавицы гуляют без ребят». На двух последних вечерах, посвященных 100-летию Фатьянова, заметил, что исполнители пели отредактированный вариант: «В Германии… далёкой стороне». А чего уж особенно далёкого? — пешком с боями до Берлина дошли. Первозданный и нетолерантный эпитет увидел на стене тесной камеры в подвале Музея нацизма бывшего гестапо в Кельне. Одна из 500 надписей на русском, украинском, польском языках гласит: «Вот где проходят годы молодые в этой проклятой стране». Эти стены дышат отчаянием, ненавистью, славянской непримиримостью и поэзий — даже частушка и стихи про любовь нацарапаны!

В мрачном здании с 1 декабря 1935 года по 5 марта 1945 года (начало штурма Кельна войсками США) находилось гестапо со зловещей тюрьмой, во дворе была братская могила. Отделение действовало на территории Кёльна и его округа, а с 1943 года и в округе Аахена — столицы Карла Великого. Город коронаций и вручения Аахенской премии первый был взят союзническими войсками ещё в 1944 году. После войны кельнское здание использовалось для различных нужд, даже как посольство Швейцарии, и только десять камер в подвале с архивными документами чудом сохранили прежний вид. В 1981 году благодаря настойчивости антифашистов и личному указанию канцлера Вилли Брандта было принято решение о реставрации гестаповской тюрьмы и создании музея со свидетельствами страшных преступлений нацистов. Есть в собрании и фото и повешенных советских граждан прямо на соборной площади, и американских вояк у знаменитого собора, где сегодня море туристов.

Многим хоть в Кельне, хоть в Аахене хватает только славной истории: империя франков, эпоха Каролингов, деяния великих объединителей Германии, даже до «хрустальной ночи» 1936 года с избиением евреев стараются не доходить. А что ж? — можно понять: самая благополучная страна Евросоюза, высочайший уровень жизни, несмотря на отдельные проблемы — от турецкого района Кельна до попрошаек на улице. Ну, и память о войне не каждую семью здесь коснулась. Меня потрясли потери при взятии Кельна — крупного, хоть и разрушенного английскими бомбардировками города, транспортного узла с самым большим мостом через Рейн. Американские генералы предполагали, что немцы создадут в городе мощную оборону (по примеру Аахена), окажут ожесточённое сопротивление, и бойцы 1-й армии США будут долго подавлять многочисленные очаги вражеского сопротивления. Но немцы уже были не те, да и огонь американцы вели жестокий, без разбору, по всему живому. Наиболее ярые бои в Кёльне шли 6 марта, хотя по интенсивности их вряд ли можно сравнить со штурмами Аахена и Меца. Взятие Кёльна далось американцам малой кровью — они потеряли около 30 солдат и офицеров погибшими (в официальных материалах 3-й бронетанковой дивизии задокументирована гибель семерых бойцов и описана танковая дуэль у собора — высокой церкви Марии и Петра), а ещё свыше 70 получили ранения. Из строя вышли до пятнадцати единиц американской бронетехники, значительная часть которых подлежала ремонту. Немецкие войска понесли более существенный урон: свыше двух десятков орудий, 12–15 единиц бронетехники, 120–130 человек погибшими и более 150 ранеными. Ещё несколько сот немецких солдат и офицеров сдались в плен. Всё! А с какими боями и потерями мы шли к Берлину! Разная память, разное восприятие войны…

Но бывшая комсомолка из Восточной Германии Ангела Меркель, которая прекрасно знает противоречивую историю своей страны, всё равно поражает! — так яростно она поддерживает киевский режим с явными признаками нацизма без достижений социал-демократии, но с разрастающейся гражданской войной. Неужели она, как и многие бездетные правители ЕС, не понимает смысла фатьяновской строки: «который год красавицы гуляют без ребят»? Её трагизм только усугубляется: президент Порошенко  после встречи с Меркель заявил: АТО в Донбассе завершается — вместо неё вояжер по странам Запада объявил о начале «Операции объединенных сил» (ООС). В рамках этой операции должна значительно возрасти степень участия ВСУ с увеличением жертв. Новый формат силового противостояния будет развиваться в рамках закона «о реинтеграции» Донбасса, создавшего основу для безбрежной эскалации конфликта. В планах Порошенко: опираясь на закон о реинтеграции, «восстановить территориальную целостность Украины» на крови. И Европа, пережившая столько войн и ужасы фашизма, потакает ему, даёт в руки совершенно непонятные козыри.

На католический праздник Вознесения 10 мая намечено вручение премии Карла Великого. Название знатное, но лауреаты порой недостойны её титула: наверное, мощи императора в Аахенском соборе снова перевернулись, когда стало известно, что в старинной ратуше премию вручат никак не проявившему себя президенту Франции Макрону. Весь туристический городок уставлен портретами самовлюблённого Эммануэля, которому прохожие пририсовывают знакомые усики. Но самое нелепое, что и тут не обошлось без Порошенко, который теперь настойчиво выдаёт гостевой визит в Аахен сбоку припёку за встречу «нормандской четвёрки без России». В Киеве  море гордости! «Немецкая сторона решительно настроена реализовать идею о введении на Донбасс миротворцев ООН», — сказал заместитель главы администрации президента Украины Константин Елисеев по ТВ. Будто это можно решить в древнем Аахене, а не в Совете безопасности. Да и сама Меркель сразу осторожно оговорила невнятный формат: «Украинский президент будет в Ахене. Возможно, состоится короткая встреча. Это будет не «нормандский формат», потому что он состоит из четырёх человек», —  уточнила немка для киевских «триумфаторов», не умеющих считать до четырёх. Но зачем весь этот фарс?

Желчный политолог Ростислав Ищенко рассуждает: «Если бы Пётр хотел просто сфотографироваться или даже попросить денег, то какая проблема — прилетит и поселится за свои, а уж чем накормить найдётся — всё равно гости всё не съедят, а выбрасывать почти свежую еду рачительной Меркель жалко. Но Ангела знает, что Пётр замыслил недоброе. Он хочет к маю собрать и привезти массу доказательств российской агрессии. Ну каких доказательств — таких же, как у англичан по «делу Скрипаля». Но ведь пришлось проявить «европейскую солидарность» с этими аферистами, втравившими любимый фатерланд в две мировые войны. И Пётр будет убеждать, что его «доказательства» ничем не хуже. Конечно, не хуже. Хуже, чем у Мэй и быть не может».

На фоне величественного собора Аахена, термальной галереи, где на мраморных скрижалях увековечены имена от Франческо Петрарки до Петра Великого, и других зримых следов славной эпохи нынешние политиканские игры кажутся такими жалкими! И премия — выродилась. Достаточно сказать, что её получила не так давно Даля Грибаускайте — моя знакомая преподавательница Вильнюсской партийной школы, ставшая президентшей-антисоветчицей, а потом и вовсе… «Новая газета». Бедный основатель империи! За сорок шесть лет правления в VIII веке Карл участвовал в пятидесяти трех крупных военных предприятиях и раздвинул границы франкского королевства от Эльбы до Испании. Кроме освоения новых земель и строительства дорог, церквей и дворцов его правление ознаменовалось расцветом наук и искусств. Государь сам усердно занимался и даже за обедом, по уверению биографа-современника монаха Эйнгарда, приказывал читать себе исторические сочинения древних или трактаты блаженного Августина. Ну, почитали бы побольше нынешние, провели символические параллели. С книжными магазинами и изданием книг в Германии по-прежнему — очень хорошо. Годовой оборот книжной отрасли приближается в Германии к 10 миллиардам евро. Немцы больше стали покупать путеводителей и популярных справочных изданий, а также, что самое приятное, обратили свои взоры на полки с художественной литературой. Женщины читают больше мужчин. Согласно последним социологическим опросам, больше трети жителей Германии не может представить себе жизнь без книг и регулярно читает их. Лидируют здесь женщины: 45 процентов дам читает книги каждый день или несколько дней в неделю. Среди немецких мужчин таковых активистов — всего 29 процентов. Истинные шедевры мировой литературы редко попадают в списки бестселлеров. Но в Германии они становятся все более популярными, особенно классические произведения русской литературы. В Германии, что резко отличает её от России, наблюдается сейчас настоящий бум книжных магазинов. В одном только Берлине их насчитывается более трехсот. А всего в Германии 6760 книжных магазинов: один магазин приходится на 12 тысяч жителей. Половина всех книг в Германии продается именно через «старые, добрые» книжные магазины. А вот наша убийственная статистика: за последний год в России закрылись более 100 книжных магазинов. В стране их осталось 2221. На один книжный сегодня приходится 64 тысячи 600 жителей (в Германии — в 5 раз выше показатель!). Вот тебе и духовные скрепы!

Русский экскурсовод Ирина, которая на вопрос, где в Аахене собираются бывшие соотечественники, сказала поспешно: «Русские здесь — не по моей части!», показала в Старом городе Гремучий переулок — Клаппергассе и поведала, что строительство собора должно было завершиться его освящением. Карл Великий вернулся с победоносной войны и горел желанием отметить это событие с большой помпой. Тщеславный император пожелал, чтобы кроме Папы, различных прелатов и графов, в освящении собора приняли участие ровно 365 епископов — столько, сколько дней в году. Но накануне празднества, к разочарованию Карла, в городе оказалось только 363 епископа. Грандиозная задумка была на грани провала. Но милосердный Господь внял мольбам императора: он послал двух ангелов, чтобы те подняли усопших епископов, покоившихся в маастрихтской церкви. Повинуясь велению, епископы Мундольф и Гундольф восстали, покинули свои гробницы и в полном епископском облачении отправились в сторону Аахена. Об их приближении аахенцев известило... отчетливое и громкое громыхание костей покойников. Память об этом чуде жители города увековечили в названии переулка. Злободневная легенда! Смотришь на скандальное и долгое переизбрание канцлера Меркель (разве она создала бы, как Брандт, музей гестапо?), на Порошенко, носящегося по Западу, выпрашивающего подачки и продления санкций для России, и слышится стук пожелтевших костей в Гремячем переулке.

 

Дюссельдорф Аахен Кельн

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (2)

Комментарии