ФОРУМ / Татьяна ЯСНИКОВА. «ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!». О прозе Юрия Коренева
Татьяна ЯСНИКОВА

Татьяна ЯСНИКОВА. «ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!». О прозе Юрия Коренева

 

Татьяна ЯСНИКОВА

«ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!»

О прозе Юрия Коренева

 

Иркутская культура богата талантами, и всякое новое открытие в ней торжествует над потерями и упущениями, освещает жизнь своим неповторимым светом, пробуждая в душах самое лучшее. Ведь считается, что таланты от Бога, значит, чем их больше, тем больше Бога в нашей жизни.

Культурный пласт Иркутска не столь велик, как в центральных городах России, он только создается, воссоздается после некоторых идеологических запретов советского периода. И тем ценнее в нем новые оригинальные наработки, новые авторы.

Наша публикация посвящена литературному творчеству Юрия Коренева. Творчество Коренева многогранно, оно охватывает весь срез нашей повседневности, отвечает предпочтениям и запросам современности. В форме детектива он обратился к местной иркутской истории и политике, в рассказах и повестях, посвященных горожанам, показал их людьми думающими, ищущими, чувствующими. И смелыми, встречающими риски как должное. Он мастер диалогов, сложных шахматных ходов. Немудрено – Юрий Диомидович Коренев – практик, изощренный думской политик, избираемый в Думу Иркутска не первое десятилетие.

 До того, как уйти с головой в политику, Юрий Коренев был лечащим врачом, предпринимателем, выпускал лечебные травяные чаи, досконально как медик изучив эту тему. О его писательской, думской, медицинской деятельности много писала пресса и, чтобы не изобретать велосипед, обратимся к ней. В интервью Ксении Людвиг для журнала «Иркутские кулуары» Юрий Коренев говорит: «Мне очень нравилось лечить, больные меня любили; нравилось заниматься наукой, учить студентов. Я включал элемент творчества в занятия. … И вообще, я считаю, что к любому делу надо относиться творчески, чем бы человек ни занимался, тогда ему будет интересно жить. Мне вот жить интересно».

Думская активность Юрия Коренева подразумевает, что книги писать, в общем-то, времени у него нет. А ведь они одна за другой выходят у него с 2009 года.

Нетрудно представить, что это не книги отшельника, каким нам видится классический образ писателя. Юрий Диомидович человек ренессансный и «страдает» многогранностью с детства. Потому его проза так динамична и интересна для всякого возраста. Она буквально настояна и на семейных ценностях, в основе которых уважение к старшим и забота о слабых, – это проза сильного человека. В эпоху глобализации люди стали больше ценить свое, родное, как единственную точку опоры в охваченном суетой мировом пространстве.

 «Да, – подтверждает Юрий Коренев, – герои моих книг – иркутяне, наши современники, которые преодолевают вызовы времени. Обычные, но смелые люди. Мечтатели, которые сохраняют лицо и не идут по головам других людей, несмотря на сложности жизни. Именно поэтому у них есть будущее».

В 2009 году, когда Юрий Коренев стал известен как писатель, но еще не вполне было ясно, случайна ли его книга рассказов «Иркутские истории», или за ней последует продолжение творчества, он ответил своим первым читателям как мыслитель, открыв перед ними неслучайность своего вступления на литературное поприще: «По моему мнению, все человеческие дела можно разделить на три группы. Первые – это срочные и важные. Такие дела нельзя отложить, и от результата многое зависит. Вторые – срочные, но не важные. Мы все время куда-то бежим, торопимся. Стараемся сделать все свои срочные дела. Хотя на самом деле, они не всегда важны, а просто заполняют нашу жизнь. А третьи – это важные дела, но не срочные. Наши мечты и желания. Но мы часто откладываем их. Кажется, что всё успеется. Я мечтал писать всю жизнь. Но всё время откладывал это важное решение. В прошлом году я осознал, что «на потом» можно откладывать всю жизнь и не успеть».

 В результате иркутский читатель познакомился не с пробами пера начинающего автора, но с книгой автора зрелого, которому прежде не доставало одного – времени взяться за перо, и он, временем по-прежнему не располагая, все-таки сумел приобщиться к писательскому образу – то есть, стал отшельником, насколько мог себе позволить, исчезнув из Иркутска, чтобы «большое увидеть на расстоянии».

Так родилась книга «Иркутские истории». Цикл «Доктор Добронравов. Рассказы» раскрывает особенность авторского «я» Юрия Коренева – герои его открываются через диалог, он очень внимателен к деталям, что вообще является обязательным для творческой состоятельности. В рассказах его нет плохих людей, а есть курьезные ситуации, добавляющие повествованию доброго юмора. Он берется писать о повседневном, но избегает рутины, потому что всякий творческий человек должен бояться её как огня, и поэтому повседневность в его рассказах окутана душевным теплом и подана в переживаниях.

Первый рассказ цикла – «Таблетки от старости», создаёт кредо будущего героя повествования – доктора Петра Добронравова, а пока мальчика-дошкольника, узнавшего, что люди умирают и этим потрясенного.

«Мать зашла в комнату и быстро одернула шторы, плотно закрывавшие небольшое окно комнаты.

— Просыпайся, сынок, пора вставать. Петенька, просыпайся».

Такое простое начало рассказа, настраивающее читателя на утреннюю легкость, свежесть – утро жизни. И это все потом драматически сталкивается с некой противоположностью, что заявлено не декларативно, а через действия героя. Петенька, юный герой повествования, участвует в драках со сверстниками, служит в армии, снова сражается за своё место под солнцем. Вместе с тем он надежен, и поэтому читатель всегда оказывается на его стороне, с ним уютно и нескучно.

Автора и его литературного героя роднит профессия медика. «В серии рассказов у меня есть герой, доктор Добронравов, который своей жизнью доказывает, что можно сохранить человеческие ценности и одновременно добиться успеха, – утверждает Юрий Коренев. – Некоторые эпизоды я брал из своей жизни, например, когда мой герой становится районным депутатом. Как раз некоторые мысли, которые я хотел тогда сказать мэру, я высказал устами своего героя. Это правда, не буду лукавить».

Юрий Коренев пишет такие рассказы, на которые читатели незамедлительно откликаются, искра, заложенная в них, зажигает ответную искру.

Во многих произведениях писатель выходит за пределы городских мотивов. Здесь может быть и мистичный «Каменный остров» на Ангаре, «Золотой треугольник», действие которого разворачивается на северной Киренге и содержит типичные приключенческие мотивы с непременным скелетом в пещере и тайником сокровищ. Житейское приключение «Селезнёвских бань» происходит в Москве, любовная «Судьбоносная капля» – в Турции, иррациональное «Рычание зверя» – в Таиланде. «Желтые камни», рассказ-притча, разворачивается в условном пространстве, «Торопись, не спеша» – хохма, случившаяся не где-нибудь, а в ритуальном зале на прощании с покойником.

Вторая книга «Проклятие шамана» формирует мир героев Юрия Коренева, с ней он уверенно входит в художественную литературу Восточной Сибири. «Литература для меня становится инструментом общения с людьми, равно как депутатская приемная – кладезем новых сюжетов» – говорит он. В сюжете рассказа «Загадка старого дома» читатель увидит зерно будущей книги «Тайна подземной паутины» – детективного расследования, обращенного к загадочным фактам иркутской истории – городским подземным ходам. В повести «Золотой треугольник», открывающей книгу, впервые появляется частное сыскное агентство ФЗО, чьи буквы расшифровываются как «фантазия, знание, опыт», и которое будет переходить у Юрия Коренева из книги в книгу.

Вскоре мы убеждаемся, что в основе сыска по-кореневски лежит фантазия – срежессирована сама действительность, закрутившаяся в некий сюжетец, приготовлены самые невероятные предположения двум детективам, занимающимся расследованием.

 Повествование «Проклятие шамана», давшее название всей книге, раздваивается подобно той скале, что на байкальском острове Ольхон является природным храмом последователей шаманизма, и куда приводит наших героев поиск древнего клада чингисидов.

Юрий Коренев вывел новую формулу литературы – в несложной, доступной и интересной форме он говорит о любви к родному краю. И это именно так – детективные истории Юрия Коренева снабжены большим краеведческим материалом и убедительным вживанием в него. Когда читаешь его «Тайну подземной паутины», думаешь не без ужаса, что читатели будущего могут принять все происходившее на книжных страницах за чистую монету и руководство к действию.

 В книге «Проклятие шамана», характерной чертой повествования которой является соседство урбанистической цивилизации и погруженной в природу древности, есть рассказ «Не знаю», исследующий тему, поднятую когда-то Александром Пушкиным в поэме «Цыганы» – тему бегства городского человека к непритязательной воле и быту простых людей. Это актуальный рассказ о кризисе человеческой души, объевшейся никчемной «успешности». Герой рассказа – современный бунтарь, бунтарь лично для себя, не жаждущий привлечь чье-либо внимание и потому бегущий в глухомань.

«— Надолго к нам?

— Не знаю. А где я? Как называется ваш город?

— Вы нам льстите. Это поселок Славск.

— Славск? — он нахмурился.

— Вам не нравится название? По-моему, очень хорошо звучит, от слова «слава».

— Я как раз приехал оттуда, из того «славного мира», но, видно, нет ему границ. Он всёподавляющ и безграничен. Это моя судьба».

 Блестящий бизнесмен Славомир исповедуется простой девушке Свете, оформляющей его в гостиницу:

 «– Вкусил славу, богатства и влияния в полную силу. И вот я здесь заканчиваю свою карьеру.

— Как это? — удивилась Света. — Вы разорились?

— Нет. Я просто всё бросил и уехал.

— Но зачем? Я ничего не понимаю. Зачем было так стараться, чтобы отказаться от всего?

— Я осознал, что все, чего я достиг, не главное в жизни человека. Я жил как робот. Работал и работал. Ставил цели и достигал их. Я хотел быть лучшим и становился им. Но я осознал вдруг, что нет конца достижениям, но есть окончание жизни. Я ведь не жил все эти годы, а боролся. Я человеческое растерял. Понимаете? Душу потерял

 Он налил в граненый стакан водки и выпил не поморщившись. Немного помолчав, продолжил:

— Вот вы знаете, зачем работаете?

— Конечно, — удивилась Света, — все знают. Чтобы заработать денег и жить на них. Без работы нельзя. Так все живут.

— А сколько вам нужно зарабатывать, чтобы чувствовать себя счастливой? Вы сейчас сколько получаете?

— Восемь тысяч. Мне хватает.

— Хватает на что?».

 Читатель понимает, что между героями рассказа – пропасть. Но, подобно пушкинскому Алеко, Славомир нуждается в общении с девушкой, а не она с ним, живущая в понятном ей мире. Славомир говорит ей:

 «– Но много ли нужно для счастья человеку? Понимаешь, для человеческого счастья, а не для рекордов. Ведь по закону природы, сколько бы человек ни заработал, он все равно лишится всего. Рано или поздно.

— Но почему? Я не понимаю.

— И другие не понимают. И я раньше не понимал. Или у него все отберут, неважно кто: родственники или бандиты, или налоговые органы. Или он умрет, и все равно все потеряет. Тогда зачем ему много иметь? Если человек достиг многого, но не нашел или потерял любовь — он прожил зря. Если он не имеет любящей семьи, если не видит красоты вокруг, если сердце его высохло, если он предал свою мечту, значит, он потерял смысл своего присутствия на земле. Значит, он должен остановиться, чтобы изменить свою жизнь или уйти навсегда из этого мира. Поэтому я оказался здесь.

Света испуганно посмотрела на него.

— Что вы такое говорите?

— Да, все не случайно. Последний населенный пункт, где дорога закончилась, — Славск, почти совпадает с моим именем. Вас зовут Света, как мою первую любовь. Набор продуктов из моего детства, без вариантов. И никого нет. Мистика какая-то. Наверняка я приехал в ваш поселок не случайно. Или я здесь закончу свой земной путь, или начну жизнь сначала».

Вспомним, пушкинская Земфира спрашивает Алеко, не жалеет ли он о покинутой родине. Алеко отвечает, что ему не о чем жалеть, ему не по душе «неволя душных городов», где «люди, в кучах за оградой, не дышат утренней прохладой, ни вешним запахом лугов; любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей, главы пред идолами клонят и просят денег да цепей».

 Рассказ Юрия Коренева «Не знаю» напоминает о том, что мыслящий человек одинок в этом мире, поскольку не в силах что-либо изменить в нем. Эта давняя, извечная боль мировой литературы пробуждает сердца к размышлению, к тому, может быть, крошечному шагу, поступку, что может совершить читатель навстречу правде жизни.

 Автор рассказа «Не знаю» угадывается в написанном вскоре политическом романе «Проект 38. На разломе судьбы». Славомир оказался на разломе судьбы, так и губернатор из «Проекта 38», но на этом завершается сходство двух этих «успешных», заметных деятелей. Протест Славомира личный; губернатору же, как винтику механизма власти, пусть власти высокой, выбора не дано, бежать он не может и находит спасение в молитве и православной вере, убеждая тем самым, что люди власти стоят со свечкой в церкви не всегда ради показухи.

В «Проекте 38» Юрий Коренев показывает себя настоящим мастером политического жанра, комбинаторики, он умело привносит историзм в свое повествование, привносит его в виде снов и исследований детективного агентства, порядком, кажется, поработав вместе с ним.

Слепок с политической действительности, предстающий в книге «Проект 38. На разломе судьбы» волей-неволей подтверждает известное рассуждение о том, что власть у нас сама по себе, народ сам по себе. И те, и другие выживают поврозь. Написав книгу о том, как выживает власть, Коренев показал, что в этом выживании людям власти просто нет времени думать о стране и народе.

 При этом в произведениях Юрия Коренева нет места разобщенности. Его герои приходят на помощь друг другу, у них развито чувство долга, желание спасать человека до конца, до последней возможности; кажется, это из медицинской этики, но и этики жизни в целом, что автор убедительно показал в одном из лучших его произведений – повести «Жизнь прекрасна!», опубликованной в первой книге «Иркутские истории». В повести отец борется за жизнь своего взрослого сына, оказавшегося в психиатрической лечебнице. Существует мнение, что психика не восстанавливается, но отец вопреки всем обстоятельствам упорно борется за сына. А ведь он, подобно Славомиру, тяготился уже своим повседневным существованием – пока не встретил это, перевернувшее его сознание, испытание.

 И вот итог пережитого героем повести, вопрос, поставленный им самим перед собой в самом ее начале, разрешается тем, что победила человечность и любовь; третье действующее лицо – девушка-москвичка является на помощь отцу, живущему в Иркутске. «Мы все крепко обнялись и знали, что как бы ни сложилась наша жизнь, нас ничто не разлучит на свете, потому что вместе мы сила, вместе мы все преодолеем. Вместе мы победим! Жизнь прекрасна!».

 Читатель понимает, что не только отец, герой повести, проделал большую душевную работу, но проделал ее и автор, иначе не было бы повествование столь захватывающе и убедительно.

 У Юрия Коренева есть рассказ «Желтые камни», подводящий черту между подлинными и мнимыми ценностями. В рассказе юноша-туземец, выросший далеко от цивилизации, оказывается в современном городе и видит плачущую девушку, которая, как выясняется, неожиданно потеряла работу и лишилась средств к существованию. Юноша угощает ее сахарным тростником из своего мешка, девушка обнаруживает в нем слитки золота.

«— Где ты взял это? — возбужденно спросила она. — Это твой, твое?!! — У девушки загорелись глаза. — Это твой слиток золота? Ну, камень этот твой?

— Конечно мой.

— А ты можешь подарить мне его?

— Тебе?!! Но зачем? Он же безобразен на вид…».

Юноша передает камни девушке, она продает один из них и увлекает его в гостиницу, предлагая после ужина разделить с ней ложе. Юноша отказывается.

«Утром юноша подошел к девушке, когда она проснулась:

— Я много думал ночью. Я не спал. Если желтые камни в твоей стране приносят счастье: дают приют, пищу, одежду и вы радуетесь, глядя на них, если ваш народ уничтожает красоту природы, чтобы сделать прямые каменные дороги, жить в скалах и есть все живое, а вместо воды пить дурманящую красную жидкость, и любой мужчина может без всяких условий лечь на одно ложе с женщиной, а она согласится принять его без подвига, то это извращенная страна».

 Юноша исчезает, как нечаянное видение, а читатель продолжает жить дальше в «этом безумном мире», глубоко, может быть, задумавшись о своем месте и роли в нем. В творчестве Юрия Коренева есть общее для русских писателей понимание пропасти между гуманистической культурой и техногенной цивилизацией.

Книга «Путешествие во времени на воздушном шаре» состоит из произведений, показывающих самый широкий спектр творчества писателя – от поисков «неба» до самой прозаической приземленности. В более чем бытовом рассказе «Квартирный вопрос» автор вновь предстает мастером сложных и неожиданных комбинаций, рисков.

Завершая обзор творчества иркутского прозаика Юрия Коренева, отметим то знание дела, с которым он пишет любую свою вещь, то неравнодушие к факту, что освещает его книги особым светом причастности и благотворного действия на читателя.

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии