ПУБЛИЦИСТИКА / Сергей КОТЬКАЛО. ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ. Из прифронтовой тетради
Сергей КОТЬКАЛО

Сергей КОТЬКАЛО. ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ. Из прифронтовой тетради

 

Сергей КОТЬКАЛО

ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ

Из прифронтовой тетради

 

Завершила очередной этап литературно-историческая экспедиция «Донбасс – земля героев!» и акция молодых писателей России «Вахта памяти». Молодые вернулись на Большую землю первыми. Старики остались выполнять свой гражданский долг. Мотаться по окраинам линии соприкосновения, в Зайцево, например, по детским домам и интернатам, встречаться с военнослужащими, навещать раненых и обездоленных. Но сегодня я о мужиках ни слова не скажу, а только о женщинах…

За горизонт уходило красное солнце, должно быть, холод и дождь… – невольно подумал, когда машина остановилась у подъезда...

 Начинался комендантский час, исчезала с улиц человеческая речь. Вечер. Ночь…

 

***

А в 4.30 утра по поселку шахты 6/7 на окраине Горловки ударили из тяжелого вооружения. Люди прячутся в подвале школы, второй этаж которой простреливается снайпером, значит – туда может подняться только Спаситель с крестом на спине.

Но не все поспевают по ставшему обыденным маршруту. В дальнем от школы дворе слышна детская речь:

– Бомбят, бабушка, – дергает внук за подол платья женщину, – прятаться пойдем…

– Четыре года прячемся, – негромко вздыхает бабушка, – а они все бомбят и бомбят… Не успеем уже, – говорит мальчишке, – в жасмине пересидим…

И ведь сидят, а снаряды летят и летят, поздравляя народ то с Пасхой Христовой, то с Днем Победы… И действительно, победили те, кто не стреляет. Их бомбят, а они поливают цветы и капусту, выметают со двора осколки снарядов, замазывают раствором пробоины в стенах, нахлобучивают пленкой обглоданные снарядами и огнем крыши, занавешивают картоном и тряпками окна…

Словом, живут. Вот и тетя Валя не ропщет, а сокрушается о том, что убивают друг друга наши дети:

– А за что убивают? – сама себе говорит чистая, белая словно ангел тетя Валя. – Господь дал нам жизнь: живи и радуйся, трудись… Раньше вороньё летало, а теперь горлинок много… Зачем гонят нас из дома? – изумляется. – Мы же Родину не выбираем. Сколько нас тут разных национальностей собралось и никто никому не мешал, а теперь бьют… Четыре года бьют и не видать конца-края, – говорит, с благодарностью принимая нехитрую гуманитарную помощь от Белгородского отделения ОД «Новороссия» Игоря Стрелкова, что привезла сюда по бездорожью такая же блаженная Светлана Владимировна…

Да и не только сюда. Вчера в Краснодоне передала нуждающимся семьям ополченцев сумку с вещами и посылки с книгами. В Луганске передала лекарство Павлу; несколько посылок с вещами и книгами фонду «Мамин мир».

Навестила совсем ещё юную Оксану В., что одна воспитывает ребёнка, которому около двух лет, передала посылочку с продуктами. Оксана из Краматорска. В 17 лет ушла с ополчением, была у «105-го» в Краснодоне, потом получила ранение. Когда вывозили, потеряли её вещи и паспорт. Теперь никак не может восстановить документы...

Заехала в Алчевск к Богданке – завезла посылочку. В Кировске навестила «Доброго» и тоже передала посылки от знакомого и от нас…

 

***

В поселке Гольма, на окраине Горловки, Светлана Владимировна навестила Веру К. Передала ей посылочку и деньги. У Веры четверо детей, один из них грудничок...

На вид Вера сама дитя, хотя ей уже за 30. До войны её жизнь мало чем отличалась от сверстников: учеба, работа, замужество, рождение детей… А далее 2014-й, что изменил её жизнь, как и миллионов жителей Донбасса.

Летом 14-го Вера собралась на работу, вышла на улицу и услышала рёв самолётов. Её родную Гальму накрыла огнём украинская авиация. Один из осколков прилетел во двор Вериного дома. Вместе с детьми она укрылась в подвале…

«В подвал спустилась одна Вера, – писала о ней Лиза Резникова. – А вышла из него уже совсем другая женщина – уверенная в себе и точно знающая, что нужно делать. За время нахождения там, под землёй, она ясно ощутила, что не её это – прятаться, трястись от страха, вздрагивать от каждого нового разрыва снаряда и гадать «плюс» это или «минус». Да и чего она должна скрываться на своей земле?! Ведь это её Родина, её Донбасс, здесь живут её дети, и кто их защитит, если не она?! Утром следующего дня Вера записалась в ополчение.

Тогда ополчение только формировалось, не было ни оружия, ни структуры. Не было никаких воинских специальностей. А потому молодой женщине предложили работу повара в отряде. Полгода Вера с удовольствием кормила ребят, отвоевавших на передовой. Слушала их рассказы и всем сердцем рвалась туда, в настоящий бой, где, как она думала, сможет принести гораздо больше пользы своему Донбассу, чем на кухне.

Вера начала осваивать воинскую специальность. В январе 2015-го её мечта осуществилась. В должности старшего радиотелефониста гаубично-самоходной артиллерийской батареи она оказалась на передовой. Наконец, она чувствовала себя на своём месте, понимая, что по-настоящему защищает свою Родину, своих детей, свою старенькую маму. Она воюет за их счастливое будущее, за жизнь без фашизма…

…В феврале позицию, где находилась Вера, накрыло 122-мм украинскими снарядами. И она вдруг почувствовала острую боль в ноге, а камуфляж и снег вокруг предательски начали окрашиваться в красные тона…

Однополчане доставили Веру в госпиталь. О спасении ноги речь уже не велась – полностью срезано колено, сустав, мелко раздроблена кость, огромная кровопотеря. Правую ногу ампутировали…

К сожалению, беда не приходит одна. В семье Веры появился ещё один больной. Девятилетний сын Веры начал стремительно терять зрение. Ребёнок слепнет не по дням, а по часам. Ему также необходимо лечение… Самой Вере это не под силу. На пенсию мамы тоже рассчитывать не приходится – вся она уходит на питание детям…

Но самая главная беда – это отсутствие работы. Вера очень хочет работать. К сожалению, найти работу в Горловке за эти месяцы ей не удалось. Сейчас в республике большие проблемы с работой и у здоровых людей, что уже говорить о женщине без ноги на костылях. Я смотрю на эту маленькую хрупкую женщину и удивляюсь – как ей хватает сил выдерживать весь тот вал проблем и бед, обрушившийся на неё за последнее время? Вера говорит, что жить ей помогают дети. Она – их единственная кормилица и защитница. Её основная задача – вырастить их, поставить на ноги, обеспечить всем необходимым, дать путёвку в жизнь. Мысль о детях даёт ей силы жить и бороться со всеми невзгодами. Ведь она встала на защиту Родины, в том числе, и ради них, ради их светлого будущего…».

Жизнь Веры меняется. Люди собрали ей кое-какие деньги, квартира у них какая-никакая теперь есть. Маленький Ванечка растёт... Хотя возникают и новые проблемы: с протезом, что стал ей мал, с питанием и памперсами для младенца... Но Вера не унывает. Имя не позволяет!

 

***

Кстати, о гуманитарной помощи. Мы должны были передать лекарства для больных гемофилией, но их без специальных документов наша таможня не пропускает. Следовательно, при провозе хорошо было бы нам перевоплотиться в "ночных волков", однако и это теперь не поможет.

– Создавай, Ботаник, новые формулы жизни, – сказал мне бесхитростный российский пограничник.

 

***

У нашей блаженной Светланы Владимировны есть на Донбассе такие же две подружки, и зовут их тоже Светланами. 

Одна Света из Горловки сама воспитывает больного ребенка, но активно помогает «Миссии Донбасс» и нашему отделению ОД «Новороссия» доставлять гуманитарку нуждающимся.

Вторая Света ничем не отличается от Веры. Она после переворота в Киеве, событий в Одессе, Мариуполе, первой гибели мирных жителей в Славянске не смогла безучастно наблюдать за этим со стороны и присоединилась к ополчению под командованием Игоря Стрелкова, оборонявшему Славянск. За ней последовал и муж. Детей оставили с друзьями в России. Вместе с отрядом Стрелкова вышла в июле 2014 года в Донецк, затем продолжила службу в Горловке. После преобразования ополчения в Вооруженные силы ДНР оставила военную службу, но не оставила службу людям. Несмотря на свою болезнь (последствия условий, в которых находилась в период участия в боевых действиях) и болезнь младшего сына (старший уже кадет), она принимает активное участие в доставке гуманитарной помощи как подразделениям, так и мирным жителям... Именно благодаря этой Светлане доставляли помощь в прифронтовые поселки и поселки серой зоны: Зайцево, Гольмовский, шахты 6/7, шахты имени Гагарина и другие. 

 

***

В поселок шахты имени Гагарина три Светланы и журналист из «Anna-news» приехали к слепому мальчику Богдану. Привезли вещи и гостинцы. Мама Богдана показывала следы от свежих обстрелов…

Вечер. Ночь. На Большой идут дожди. Должно быть, грязь немного смоет…

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #10356 31.05.2018 в 16:19

Жаль, я не главнокомандующий. Что мешает на каждый обстрел ответить одним "Калибром"? Не трусь, Путин.