ПУБЛИЦИСТИКА / Александр БОБРОВ. СЛАВЯНСКИЕ СТРАНИЦЫ. Несалонные заметки накануне праздника 24 мая
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. СЛАВЯНСКИЕ СТРАНИЦЫ. Несалонные заметки накануне праздника 24 мая

 

Александр БОБРОВ

СЛАВЯНСКИЕ СТРАНИЦЫ

Несалонные заметки накануне праздника 24 мая

 

Петербургский международный экономический форум откроется с помпой 24 мая. Интересно, вспомнит ли кто-нибудь на бизнес-торжестве и в телеэфире, что открытие пройдёт в Праздник славянской письменности и культуры? Мне начинает казаться, что если бы не именины Патриарха Кирилла 24-го мая, то праздник и в Москве бы никто не вспоминал. А вот в подмосковной Балашихе в двадцатый раз прошёл международный фестиваль «Славянские встречи». Я принял участие в международная научно-практической конференции «Славянский мир, сомкнись тесней!». Да, пора сомкнуться! В конференции приняли гости из Словакии – историки культурно-просветительской организации «Матица Словацкая» Иван Мрва и Даша Махалова. Даша поведала, что получила русское имя в разговорной форме от отца – большого поклонника красного графа Алексея Толстого и его книги «Хождение по мукам». Потому и полюбил он имя толстовской героини. Даша радовалась, что она, выпускница русского и английского факультета, вспомнила язык, который ей в последние годы – не пригождался, но интерес к России снова растёт.

Украинская газета «День» опубликовала на днях паническую статью Сергея Солодкого – первого заместителя директора Центра «Новая Европа (ох, как громко!). Он приехал с Братиславского форума в ужасе:

«Россия имеет достаточно большие победы в завоевании умов и сердец граждан стран Центральной Европы. Опрос, представленный во время братиславского форума, наверное, стал едва ли не самой большой новостью — и для Украины очень неприятной. Проблема заключается даже не в том, что опрошенные этих стран относятся с большим пониманием к политике Путина, а не Порошенко, вызовы носят более системный характер. У каждой страны Центральной Европы (а именно Вышеградской четверки) есть своя история советской (российской) интервенции — чехи и словаки должны хорошо помнить 1968 год, венгры 1956 год, поляки 1939 год, а также прессинг, под которым оказались сторонники «Солидарности» в 1980-х годах. Между тем, что мы видим сегодня? 41% словаков признается, что им лучше жилось до 1989 года. Ностальгией по прошлому страдает и каждый третий венгр. Об определенном исторически-политическом иммунитете можно говорить лишь в случае с поляками и чехами, где соответственно всего 16% и 22% имеют теплые чувства к жизни в соцлагере (хотя и это, согласитесь, немало). Печальнее всего, что более половины молодых венгров (53%) вообще оказались неспособными дать оценку довольно недавней истории, о которой можно узнать даже из разговоров с родителями. Похожую тенденцию показало и исследование, осуществленное Центром «Новая Европа» в прошлом году: чем младше украинцы, тем сложнее им давать оценки советскому прошлому. Так, в возрастной категории 14—17 лет почти половина (46%) опрошенных не смогли дать оценку распаду Советского Союза. В целом среди молодежи от 14 до 29 лет этот показатель составляет 34%. Очевидно, это не просто проявление безразличия, а результат неподобающего исторического образования прежде всего в средней школе».

Так они теперь ничему не могут дать оценку в прошлом, и образование продолжает деградировать, носить всё более ущербный характер, если на Украине неплохой поэт Шевченко – выше боготворимого им Лермонтова (умер с томиком у изголовья), а какой-нибудь временщик – гетман Скоропадский оказывается великим правителем и военачальником. Целую конференцию провели по обелению и возвеличиванию. А какой самый весомый аргумент? Мол, в 1909 году он как военный получил приглашение на празднование 200-летия Полтавской виктории, но написал на билете одно лишь слово: «Бред!». А что, не было победы Петра, воспетой не одним Пушкиным, или сам выпускник Пажеского корпуса сбрендил? Так что Славянский мир продолжает раскалываться, кровоточить, а на Украине принимать черты фантасмагории.

 

* * *

Накануне Международного экономического форума, чуть раньше обычного, в Питере прошёл 13-й Международный книжный салон. Там, на холодном ветру с Невы, прошелестели и славянские книжные страницы. По традиции книжный салон занимал целый квартал в центре Северной столицы, объединив в единое пространство Михайловский манеж, Манежную площадь и прилегающие к ней Кленовую и Малую Садовую улицы. «Более 22 стран принимают участие в петербургском книжном салоне, приехали интересные, замечательные писатели, – рассказал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. – Петербург – один из самых читающих городов страны. В 2020 мы попробуем стать мировой книжной столицей, заявка уже подана в ЮНЕСКО». Надо помнить, что Петербург был и столицей панславизма: здесь писал Пушкин о славянских ручьях, которые должны слиться в славянском море (или оно иссякнет – вот вопрос), творили немцы-славянофилы, правил царь-освободитель славян Александр II, рождались новые объединительные идеи. Здесь произнёс Достоевский свои пророческие слова «У Росси две всемирно исторические задачи – православие и славянство». Слышался ли их отзвук в старых кварталах и среди отреставрированных храмов?

Дело не только в тематических встречах и конкретных изданных книгах, а в том славянском духе, который иногда прорывался сквозь обезличенные мероприятия и космополитические тренды. Например, издательство «Родные просторы» и «Невский альманах» провели круглый стол «Дружба народов – дружба литератур», где, конечно, больше всего говорилось о трагедии и боли Украины, звучали строки на украинском языке и русские стихи о Крыме – колыбели славянства и православия на наших просторах. Петербургское отделение Союза писателей России тоже провело славянскую встречу с приглашением гостей из Сербии и Донбасса. Правда, меня – автора книги «100 великих славян» – коллеги выступить не пригласили. Но для преподавателя, который читает курс «Введение в славянскую филологию» и общается с ничего не знающими молодыми – главное, чтобы звучала славянская тема.

Сегодня совершенно ясно, что настроения элиты и народа, реальная политика и духовные заветы – не совпадают, противоречия славянского мира – ширятся. Горькие плоды государственной и информационной политики – налицо. В программе «Право голоса» ведущий Роман Бабаян задал телезрителям простой, но больной вопрос: «Существует ли славянское братство?». Зрители голосовали в течение всей программы, довольно-таки бледно представившей острые и нерешённые проблемы славянского мира, но конечный результат огорчил:

Нет, уже не существует считают 59% проголосовавших;

Да, по-прежнему существует – 41%.

Немудрено – это отражение и слабой государственной политики на славянском направлении, и пренебрежения к этой теме СМИ, особенно электронных, и пробелов в гуманитарном образовании. Ну, и многие писатели, особенно старается Герман Садулаев, заявляют, что никакого славянского братства нет. Но главное – настроение элиты: если у тебя дети учатся в Лондоне, счета открыты в Швейцарии, а особняк в Ницце, то кому он нужен – этот славянский мир? А ведь наши соплеменники, которых мы понимаем без толмачей и воспитателей, – самое многочисленное племя Европы. Если бы удалось пусть не объединить его, как мечтал дипломат и философ Тютчев, а хотя бы сложить усилия, дунуть в одну дуду, то сила была бы несокрушимая. Этого и боится Запад веками, всё делая для того, чтобы славянский мир продолжал раскалываться, дышать враждой и кровоточить. А ведь когда-то было по-другому. На приёме в Кремле в честь президента Чехословакии Бенеша 28 марта 1945 года, когда Великая Отечественная война близилась к нашей победе, Сталин предложил тост «За новых славянофилов, которые стоят за союз независимых славянских государств!». Его и начали строить, но рухнул соцлагерь, был распущен Варшавский договор и сбылись зловещие предсказания поляка Бжезинского…

 

* * *

В газете «Книжная лавка писателей», вышедшей к 13-му МКС, сразу два знаковых материала были поставлены на развороте. Они посвящены взаимоотношениям Сталина с Михаилом Булгаковым и вождя с Демьяном Бедным. Показательные статьи, особенно – «Бедный, мужик вредный». В ней повествуется, как Иосиф Виссарионович резко одёрнул уроженца Украины, когда тот ударился в огульное критиканство: «В чём существо ваших ошибок? Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая вами вначале довольно метко и умело, увлекла вас сверх меры и, увлёкши вас, стала перерастать в ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее… Вместо того, чтобы осмыслить этот величайший в истории революции процесс и подняться на высоту задач певца передового пролетариата, ушли куда-то в лощину и, запутавшись между скучнейшими цитатами из сочинений Карамзина и не менее скучными изречениями из "Домостроя", стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что нынешняя Россия представляет сплошную "Перерву", что "лень" и стремление "сидеть на печке" является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и – русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими».

То есть Сталин защищал и великое прошлое, и сам русский народ, непокорный и созидающий – вне зависимости от революции. А вот ныне советское прошлое, где русский народ совершал великие подвиги, – оклеветано антисоветчиками-либералами, но его не могут (или не хотят) защитить ни на самом верху, ни в эфире. Влияние нынешних электронных СМИ огромно, по сравнению с ними даже тираж и авторитет тогдашней «Правды» – тьфу. Но эту преемственность рвут, ставят революционность и желание построить справедливое общество в вину русскому народу! Более того, Санкт-Петербургское отделение Союза писателей России провело круглый стол со странным названием: «Без царя в голове. Триумф и трагедия русского народа», на открытие которого прозаик Николай Коняев всё сетовал, что русские живут уже 100 лет без царя и не могут его обрести ни в голове, ни в душе. Да, в городе на Неве убивали и свергали царей, но великий русский народ жил, творил и побеждал и после них. Во всём мире признано: более всего ярких побед русский народ одержал в ХХ веке без царя на троне. Можно ли их триумфально одержать без царя в голове?

А ещё эти две статьи косвенно говорят о том, что литераторы ностальгируют по мудрому руководству литературой, которая была прежде таким государственным делом, что первые лица государства читали новые произведения писателей, звонили им и даже писали пространные письма. А времена-то потревожней нынешних были. Сегодня руководство литературным делом в РФ походит на анекдот!

«Куда денут литературу?» – этим вопросом многие задаются не только в литературно-издательском, но и в журналистском сообществе. Структура «прорывного» правительства осталась практически без изменений: в ней появилось только одно новое министерство науки и одно – поменяло название. Дмитрий Медведев, докладывая президенту Путину, дважды ошибся в названиях подконтрольных ему ведомств. Или волновался, или ему эти тонкости – по фене… Так вот, нынешнее министерство связи и массовых коммуникаций, которое премьер почему-то назвал министерством связи и информационных технологий, ДАМ предложил преобразовать в министерство цифрового развития, чтобы реализовать «цифровую повестку, которой занимается весь мир». Прогрессивно! Но мне интересно: куда денут не цифру, а традиционное книгоиздание и печатные СМИ? Формально прежде всеми СМИ и даже книгоиздательским процессом (а значит, в какой-то мере и всеми писательскими делами) занималось министерство связи – цирк, который позволял Роспечати бесконтрольно творить что угодно! – а теперь, при новом распределении обязанностей, не пора ли вернуть писателей, книги и традиционные СМИ под опеку министерства культуры?!

Конечно, вечно недовольное, неулыбчивое лицо куратора – вице-премьера Ольги Голодец – не вдохновляет славянского лирика, но пора возвращаться к логике, к традициям, к международному опыту. Во Франции существует министерство культуры и коммуникаций. Там министерство культуры и коммуникаций, когда я вникал в этот вопрос, имело в 2004 году бюджет 2,55 млрд. евро, из которых 1,44 млрд. были прямо направлены на финансирование творческой деятельности. Но зато региональные и муниципальные власти в 2004 году тратили на культуру аж 11 млрд. евро. Вместе: 13,5 миллиардов или по сегодняшнему курсу 100 миллиардов рублей! В огромной России бюджетные расходы на культуру составили в 2017 году меньше – 93 миллиарда рублей или всего 0,56% бюджета. Когда-то в Академии общественных наук на кафедре культуры, где я защищал диссертацию по современной поэзии, её руководители любили сокрушённо повторять: «Всего 3% бюджета на культуру в СССР, всего 3%!». Потом они стали рьяными антисоветчиками и демократами, а сегодняшнее снижение доли бюджетных расходов в 6 раз (!) – никого из них, похоже, вовсе не волнует.

Так что и на щедрость министерства культуры рассчитывать не приходится, но должен быть хотя бы здравый смысл! Возьмёт ли писатель Мединский под свою опеку печатное слово? – вопрос снова остаётся открытым. Но ведь абсурдно, недопустимо, чтобы «цифровики» в условиях усложняющегося мира и информационной войны отвечали, по сути, за идеологию, за то Слово, которое не вырубишь топором, по народной поговорке. Или оно никому не нужно? – вот главный вопрос, который всплывал среди павильонов и шатров на Манежной площади и при писательском общении. За это – главное спасибо организаторам от всех литераторов-гостей. И моё личное.

Санкт Петербург Балашиха Москва

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (3)

Комментарии