ПОЛЕМИКА / Валерий СЛЁЗИН. РОССИЯ И ЗАПАД, РАЗЛИЧИЕ МЕНТАЛИТЕТА. Полемические заметки
Валерий СЛЁЗИН

Валерий СЛЁЗИН. РОССИЯ И ЗАПАД, РАЗЛИЧИЕ МЕНТАЛИТЕТА. Полемические заметки

Валерий СЛЁЗИН

РОССИЯ И ЗАПАД, РАЗЛИЧИЕ МЕНТАЛИТЕТА

 

Человечество развивалось от создания семьи, племени, народа. Всякое такое социальное образование требовало сплочения, взаимопомощи его членов. Для членов семьи общественная польза выше личной, все готовы пренебречь личными удобствами, когда это требуют интересы семьи, а затем и народа, государства. Люди жертвовали своим правом на жизнь ради жизни народа, своей родины. В истории русского народа таких примеров жертвенности много.

Эта жертвенность как свойство русской души сохранилась и до сих пор.

Истоки этой русской жертвенности, по-видимому, следует искать в сущности православной веры. В 1054 году от ортодоксальной христианской церкви отошёл католицизм, согласно православной вере искупление грехов достигалось покаянием, католики ввели покупку индульгенций, т.е. деньги стали благодатью. С этого момента началось расхождение между русской и западноевропейской психологией.

Английский философ А.Тойнби в своей книге «Цивилизация перед судом истории» (М.1996, с.106-107) пишет: «Хроника вековой борьбы между двумя ветвями христианства, пожалуй, действительно отражает, что русские оказались жертвами агрессии, а люди Запада агрессорами». Как мы видим, это противостояние имеет весьма долгую историю. Из-за этого психологического различия в подходах к жизни всякие попытки озападнить Россию кончались провалом. Этим расхождением с Западом можно объяснить постоянное наличие в России так называемой «пятой колонны». Пётр Первый сильно продвинул нас на запад, но в основном в техническом, а не духовном плане. Сам Пётр всегда оставался православным человеком, хотя многие и называли его антихристом. Достоевский полагал, что кто не православный, тот не русский. В этом было много правды, т.к. даже атеистическая революция не изменила нашего подхода к жизни, причём этот подход был схожим как у верующих, так и у атеистов, происходящих от верующих. Надо сказать, что последователь Петра граф Румянцев вполне осознавал самобытность России и видел существенные различия между русскими и западноевропейскими военными системами. Европейский рационализм, неукоснительное следование военному уставу, палочная дисциплина, особенно проявившаяся у прусского короля Фридриха и у графа Сен-Жерменского во Франции. В России телесные наказания были крайне редки. Румянцев был противником европейского либерализма, отрицал утопическое учение Руссо, по сущности своей оно было антигосударственным, что и отмечал Румянцев. Либеральные историки клевещут на него, искажают действительность. Румянцев писал в своей «Инструкции полковничьей полку пехотному»: «В армии полки хороши будут от полковников, а не от уставов, как бы быть им должно». Только при такой свободной обстановке мог возникнуть гений Суворова, нарушавшего многие положения уставов. В закостенелых европейских армиях Суворова не могло быть. Да, на Западе преобладает цифровая философия, а у нас аналоговая. Наша страна менее формализована, чем Запад. Вот поэтому Россия непобедима и имеет тысячу лет непрерывной государственности, даже при монгольском иге она сохраняла эту государственность, став вассалом монголов, но не их колонией. Мы платили дань, которую собирал русский князь, а не монгольский наместник...

В директиве для войск было сказано, что руководство «не входит в подробности, ниже предположения на возможные только случаи, против которых разумный предводитель войск сам знает предосторожности и не связывает рук». Такая свобода рук была невозможна в прусской, да и в любой другой западноевропейской  армии. Бисмарк полагал, что Россию нельзя победить, её можно только разложить изнутри. Трудно не согласиться с этим мнением, поэтому борьба за единство нашего народа является важнейшей для сохранения нашей государственности. Такое единство спасло нас в Великую Отечественную войну, оно же должно и сейчас выручить нас при теперешней сложной ситуации.

Философ Мираб Мамардашвили в своих прочитанных в Вильнюсе лекциях говорил о том, что письменная речь не передаёт то отношение между людьми, которое существует в реальности. Связь между людьми не только и не столько вербальная, она осуществляется иным путём. «Мы, – писал Мамардощвили, – говорим – в философском языке возможен такой оборот – не о законах, а о законе законов, не о форме, а о форме форм, –  это не легко объяснимый смысл. И когда я говорю «протоистория», «протосоциальность», я имею в виду то же самое, что имеют в виду, когда говорят закон законов, мысль мыслей, то есть когда мыслью называют не родившуюся мысль, а то мышление, о котором я говорил, – то, чего нельзя не мыслить, и то, в области чего, как говорили древние, нет ни истины, ни заблуждения». Философ говорит о предуготованности мысли. Об этом же, задолго до Мамардашвили, писал Владимир Михайлович Бехтерев.

   Он эту связь называл незримой энергией. Это энергия отношения между людьми, энергия любви и дружбы, национальной солидарности патриотизма. Любое раздражение органов чувств, механическое, тепловое, химическое и др. приводит к пополнению запасов скрытой энергии в организме человека; и запасание её, считает ученый, должно подчиняться закону сохранения энергии и строго соответствовать энергии раздражения органов чувств. «Запасы этой скрытой энергии приобретаются частью путем превращения в неё физических энергий, действующих извне на органы наших чувств. И в том и в другом случае превращение физических энергий в скрытую энергию центров сопровождается субъективными явлениями сознания: в первом случае в виде неясных общих чувствований, дающих в результате при суммировании этих чувствований так называемый общий чувственный тон или настроение духа, во втором случае, кроме общих чувствований, также и локализованные ощущения того или иного качества в зависимости от рода внешних раздражений» [3, т.1, стр.72].

Таким образом, при изучение труда Бехтерева «Психика и жизнь» нам открывается парадоксальная с точки зрения современной учёному науки, но вполне логичная в данной работе мысль – в любом живом организме, от самой примитивной формы его существования до наиболее высокоорганизованной, существует психическая деятельность, которая, постепенно усложняясь и эволюционируя, проходит путь от зачаточной формы сознания до высшей сознательной деятельности. «По нашему мнению, весь вопрос заключается в том, что понимать под словом «сознание». Если мы придадим ему возможно широкое толкование и будем понимать под сознанием всё то, что вызывает внутреннюю или субъективную функцию, как в форме самого элементарного и общего, то есть недифференцированного самоощущения, так и в форме сложных внутренних состояний, открываемых в нас путём самоанализа и называемых нами представлениями, понятиями, суждениями и т.п., то мы, без сомнения, не можем отказать в элементарных проявлениях сознания в форме хотя бы общего недифференцированного самоощущения низшим из животных и даже растениям» [3, т.1, стр.78].

На страницах книги «Психика и жизнь» отмечается ещё одна способность скрытой энергии: «…скрытая энергия… передаётся вместе с живыми клетками по наследству и в зародышевых элементах получает все благоприятные условия для дальнейшего её скопления» [3, т.1, стр.73].

Из всех этих соображений вытекает тезис о том, что психика и жизнь «в сущности, представляют собой если не одно и то же, то два таких явления, из которых существование одного предполагает и другое» [3, т.1, стр.108].

Собственно говоря, это мнение Бехтерева соотносится с открытием Моруцци и Мэгуна активирующей системы мозга, аккумулирующей энергию внешних раздражений и активирующей кору больших полушарий мозга. Отсутствие поступления внешних раздражителей снижает способность этой системы воздействовать на кору больших полушарий. Снижение тонуса коры может привести к различным нарушениям психики.

Вполне естественно, что скрытая энергия, объединяющая людей, ослабляется или исчезает при упразднении этих объединений. Всё в мире взаимосвязано. Поэтому распад семьи, изъятие детей из семьи под любыми предлогами, падение патриотизма приводят к снижению количества незримой энергии. Только взаимоотношение человека с человеком, любовь, дружба, взаимные симпатии придают нашей обречённой на смерть жизни смысл, радость жизни, желание жить, совершенствоваться, творить и не бояться неизбежной смерти. Потеря любви – одна из основных причин самоубийств, число которых растёт.

Попытка стирания граней в образе жизни мужчин и женщин приводит к потери радости жизни, в основе которой лежит различие в поведении лиц того и другого пола. Сглаживание этого различия недопустимо. Воспитание мужественности и женственности единственное, что может укрепить семью и обеспечить полноценное воспитание потомства. Категорически надо бороться с антисемейной пропагандой, которая ведётся в печати в виде анекдотов и различного иного юмора. Позитивный отзыв о жене, муже, семейной жизни очень редок.

Прославляются животные, общение с которыми предпочтительнее, чем общение с человеком. Конечно, собака не говорит, лижет тебе руки и виляет хвостом; восторг, но восторг на редкость примитивный, только общение с человеком интересно по настоящему, обогащает и развивает.

 Угасание указанных стимулов жизни приводит к депрессиям и самоубийствам. Для борьбы с этими явлениями разрабатываются бесчисленные лекарства. Однако, как было показано, их действие мало чем отличается от плацебо. И здесь работает в основном фактор связи между людьми, внушение, вера во врача и людскую науку. Сергей Петрович Боткин полагал, что если при появлении врача больному не становится лучше, то это плохой врач.

Эмоциональное восприятие мира в значительной степени зависит от идеологии, обрядности, религии. Русский народ, который с таким остервенением поносят и наши либералы и их заокеанские хозяева, разгромил и Наполеона и Гитлера, захвативших всю западную Европу. Эту победу нам обеспечила та самая незримая энергия, о которой писал Бехтерев. У нас либералы восторгаются жизнью на Западе. Тогда почему же у них смертность превышает рождаемость, даже в США среди белого населения это тоже уже произошло, учтём, что эти белые имеют в разы больше денег, чем прочие американцы. Это развеивает денежный миф, смысл жизни не только и не столько в деньгах. Мы должны сохранять и развивать свою культуру, не обращая внимания на либералов, которые уже не раз ставили страну на грань катастрофы.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что человек может быть по настоящему счастлив только тогда, когда действует согласно своей природе.

Человек должен иметь свою семью, детей, ну и конечно, возможность их содержать. Человек должен стремиться не только к бытовому благополучию, но и к некоторым иррациональным целям, т.е. иметь своё представление о смысле жизни. Сейчас в нашей стране наблюдается некоторая тенденция возвращения к основополагающим ценностям. Нас не должна коснуться та деградация, которая охватывает Запад. Имеются в виду однополые браки и культ половых извращений. Нельзя стирать грань между нормой и патологией, это приводит к утрате иммунитета против этих болезней, будет способствовать их распространению. Печальный опыт в этом вопросе человечество уже имеет.

Деградации всякой культуры предшествует нарушение половой идентификации. Достаточно подробно описал это Освальд Шпенглер в своей книге «Закат Европы». Римский историк Светоний описывает культ гомосексуализма в Риме периода упадка, когда и сам Юлий Цезарь был мужем всех жён и женой всех мужей. Это очень опасно, мне при работе судебно-психиатрическим экспертом приходилось сталкиваться с лицами, которые подпаивали мужчин и насиловали их. Имело место и совращение детей, торговля ими. Всякая психопатология соседствует с криминалом. Президент сказал, что мы не будем никого бить и наказывать, но мы не должны и поощрять тех, кто пытается разрушить наш менталитет. Либералы пытаются всячески принизить нашу страну и наш народ, называя нас отсталыми. Однако наша страна противостоит всем зарубежным нападкам, побеждает в войнах, потому что мы ближе к истине, чем они. Когда-то Декарт сказал, что «лучше изменить свои желания, чем порядок мира». Это должны понять все, не надо, извращая поведение человека, менять порядок сотворённого мира, такие вещи кончаются плохо. Мы, как всегда, уцелеем и победим.

Комментарии