Александр БАЛТИН. НА СМЕРТЬ КИРЫ МУРАТОВОЙ (5.11.1934 – 6.06.2018)
Александр БАЛТИН
НА СМЕРТЬ КИРЫ МУРАТОВОЙ (5.11.1934 – 6.06.2018)
Ретроспекция, в какой Надя, работница в чайной, пересекается с романтическим геологом Максимом, наслаивается на другую, в которой жена Максима видит его жизнь рваными фрагментами – между экспедиций.
О! Романтизация геологического поиска – сурового делания во благо других, обогащённого собственной любознательностью и энергией, – куда лучше, чем поэтизация роскошного образа жизни, или возведение банкира на ступень героя.
"Короткие встречи" вспыхивают огнями чистоты и подлинности – тех субстанций, которые дорогого стоят, тогда как сейчас большинству желанно то, что стоит дорого.
Логичен переход "Коротких встреч" в "Долгие проводы" – мать, живущая жизнью сына, мать, не способная отпустить от себя единственного, ощущаемого так кровно, сильно, остро, что даже мысль о его самостоятельной жизни вызывает панику.
Вероятно, эти фильмы – вершины долгого и блистательного творчества Киры Муратовой, ныне уходящего в историю.
Вероятно, обозначение этих двух фильмов как вершин есть преуменьшение её значения как кинорежиссёра: мужественного мастера, творящего свой мир.
"Астенический синдром", горящий рваными кусками боли, и "Среди серых камней" – фильм, призванный выжечь стигмат сострадания в душе зрителя", и "Чеховские мотивы", живописующие – или мрачно констатирующие – невозможность человеку тонкому выжить в "толстом" мире...
Кинематограф Киры Муратовой дан в чёрно-белой гамме, но за неё вспыхивает яркий вектор, ведущий мастера: только через боль, через напластования и нюансы боли, через глухую некоммуникабельность и воронки одиночества человек становится человеком.
По-другому не получится.
И в этом – большой урок, преподнесённый обществу – урок, облечённый в совершенную художественную форму – дабы алчное время не посмело тронуть замечательные фильмы.