Григорий БЛЕХМАН. У ПРОЗЫ ЖИЗНИ ЕСТЬ СВОЙ ПОЧЕРК. Стихи
Григорий БЛЕХМАН
У ПРОЗЫ ЖИЗНИ ЕСТЬ СВОЙ ПОЧЕРК
Стихотворения от 4-х до 8-ми строк
* * *
У прозы жизни есть свой почерк,
И каждый силится понять,
В каких строках и междустрочьи
Высокий смысл отыскать.
Найти поэзии начало,
Её возвышенный исток,
Чтоб в твой мирской отрезок малый
Вошёл и вечности поток.
* * *
Можно быть интересным себе,
Но другим ты тогда интересен,
Когда главный мотив твоих песен
Станет песней о каждой судьбе.
* * *
Хотя в сегодняшней России
Поэт не «больше, чем поэт»,
Поэзия всегда вносила
В духовное пространство свет.
И там, не ведая пределов,
Струится он из века в век,
Чтоб никогда не оскудело
Для нас понятье – «Человек».
* * *
Чтоб выросли крылья, нам много не надо –
Достаточно слова, достаточно взгляда.
А чтобы они перестали расти,
Достаточно слова
и… взгляд отвести.
* * *
Каждый из нас состоит из поступков –
В них наша суть. Потому и молва
Только поступки хранит неуступно.
А остальное – пустые слова.
* * *
Мы часто в грудь себя стучим,
Изображая патриотов.
Но и рукав не засучим,
Чтобы исправить здесь хоть что-то.
* * *
В любые годы и погоды
Соломинке слагаем оды –
Её протянутой руке,
Как знаку – здесь, невдалеке
Всегда есть что тебе поможет.
Тогда тупик не так уж сложен…
Вредна лишь мысль о тупике.
* * *
Не рождается истина в споре, –
Спор нередко приводит и к ссоре,
А для истины есть диалог,
Где удобно услышать друг друга,
Где не дышат ни буря, ни вьюга –
Только слово…
И что ты в нём смог.
* * *
Мы, видимо, не знаем меры,
Отсюда и такой итог,
Что, либо всё берём на веру,
Либо не верим ни во что.
Так уже было: «или-или»…
Поэтому опять у нас:
«Как хорошо мы «плохо» жили,
Как плохо мы живём сейчас».
* * *
У каждой строчки есть подстрочник,
Он неуклюж и простоват,
Поскольку там ещё неточно
Располагаются слова.
Расставишь – получаешь строчку,
Потом забудешь, что сперва
Её принёс тебе подстрочник
И подарил свои слова.
* * *
Мы в придуманном мире придумали песни,
В этих песнях разрознены часто слова,
Но, когда они правильно сходятся вместе,
Их в любое пространство доносит молва…
* * *
«Поэт всегда должник вселенной»,
Но многое, что говорил,
Живёт во времени нетленным –
Единственным из всех мерил.
* * *
Стихотворение – стихийно,
Но требует оно слова,
Где точно выльется стихия,
В тебя вошедшая едва.
Сумеешь – будет в твоих строчках,
Как и в пространстве между строк,
Её неповторимый почерк,
Который ощутить ты смог.
* * *
Часто с теми, кто дружит со словом,
Робок день и приветлива ночь,
Где ночные прозрения снова
Могут день оценить и помочь
Выбрать верную строчку и фразу
Или в тон тишине помолчать…
Только это приходит не сразу,
И не всё попадает в печать.
* * *
Иной раз топчешься на месте
И поступить не знаешь как,
Но вдруг нежданное известие
Выводит вмиг из тупика
В такую простоту и ясность,
Где будто молвит поворот:
«Твои старанья не напрасны»…
Бывает и наоборот.
* * *
У пышной фразы есть изнанка,
А у простой – изнанки нет.
Она приходит спозаранку,
В ней прост вопрос. И прост ответ,
Что только самое простое
Вместить способно глубину.
И потому… искать не стоит
В себе хоть чью-нибудь вину.
* * *
Проходит время – всё проходит,
Хоть и надеешься, и ждёшь,
Идёшь – теряешь и находишь…
Когда-нибудь и ты «пройдёшь».
Но сделай что-либо благое,
И обозначится твой путь,
Где с ним вас будет уже двое…
Когда-нибудь, когда-нибудь.
* * *
Я живу в современном мире,
Он ко мне равнодушен и пуст,
Как к жильцу в опустевшей квартире
Отстающих обоев хруст.
И во многом живу тем, что слышу
Голоса моих давних дней,
От которых теперь завишу
С каждым днём всё сильней и сильней…
* * *
В гражданской войне победителей нет,
В ней есть лишь один неизменный сюжет –
Жесток его лик и бессмыслен.
Но так ничему он нас не научил,
Рождаясь всегда из корыстных причин
Под лозунгом праведных мыслей…
Как видно, история нам не указ,
Отсюда и всё повторяется в нас.
* * *
Уходят люди за заборы,
Сужая сами свой простор,
А от сужения простора
Сужается и кругозор.
И в этом – явная примета,
Что новый – двадцать первый век
Оставил поиски ответа:
Чего он хочет?!. Человек.
* * *
Себя не вынешь из контекста,
И потому любой твой шаг –
Плоды генетики. И с детства
Они диктуют – что и как.
А там, где ты не понимаешь,
Придёшь к чему-то или нет,
Видно, генетика одна лишь
Способна внятный дать ответ.
ПАРАДОКСЫ
1.
Мудрость с возрастом приходит
В обрамлении седин.
Но, порой, в таком походе
Видишь возраст лишь один.
2.
Горизонтальна вертикаль,
Когда она уходит вдаль
Настолько, чтоб в такой дали
Её и видеть не могли.
3.
Письмо уже – большая редкость:
Всё больше пишем СМС,
Где мысль бедней, и в эту бедность
Ведёт нас нынешний прогресс.
Уже настолько «прогрессивны»,
Что и в посланиях своих
Всё больше тратим наши силы,
Чтоб меньше мысли было в них.
4.
В нас с каждым днём он прибывает
Богатством запоздалых дум, –
Его в народе называют
Двумя словами: «задний ум».
* * *
Гуляла ночь, к утру раскинувшись
Ушли в рассвет её черты,
И день оставил только символы
Слов, что сказали я и ты.
Совсем простых, но и достаточных,
Других таких в природе нет,
И потому из всех оставшихся
Лишь те слова несут нам свет.
* * *
Трав золотые волосы,
Всё ожило и вспомнилось –
Палые листья кружевом,
Заморозки заблудшие,
Где-то мы, взявшись за руки,
Бродим задолго затемно,
Где, забывши заповедь…
Кадром наплывшим замерло.
* * *
Побелела, забылась вода,
Два дыханья сплетались и гасли…
Не отдай никогда, никогда
Этой сказочной сказки из сказок.
Лента будней, годами – года,
Расстоянья и весточки наспех…
Всё равно, никогда, никогда
Не отдай этой сказки из сказок.
* * *
Я узнал тебя по первой строчке
Твоего из юных лет письма,
Потому что мы не ставим точки,
Где не ставит фраза их сама –
В ней мы те, какими были прежде,
Видно, стрелка не замкнула круг,
Где живут из давних дней надежды,
И тепло твоих озябших рук.
* * *
На войне не бывает измен –
Только встречи и только разлуки,
Потому что сплетённые руки
Так легко превращаются в тлен.
Оттого нет любовных интриг,
А приходит туда только данность,
Переходит она в благодарность –
Будто в вечность уносит тот миг.
* * *
Если ты и «споткнулся о камень»,
Может, этим тебе повезло,
Потому что «добром с кулаками»
Иногда прикрывается зло.
И когда ты идёшь с кулаками,
Или снимешь с гвоздя свою плеть,
Может, то, что споткнёшься о камень,
Не позволит потом сожалеть.
* * *
Ничего придумывать не надо –
Всё уже придумано до нас,
И лишь свойство памяти – преграда
Знать, что надо, в нужный день и час.
Потому и каждый день как новый
Мы встречаем, – радуясь, скорбя…
Только верно сказанное слово
Позволяет нам узнать себя.
* * *
Нежный вкус уходящего лета, –
То ли возраста в этом примета,
То ли знак, чтобы жил не спеша,
Потому что всё в мире проходит, –
Постепенно к другим переходит,
А с тобой остаётся душа.
МОИМ ДОЧЕНЬКАМ
Вы – это всё, что от меня
Когда-нибудь останется.
Вы и, может быть, ещё
Горсточка стихов.
И хочу я, чтоб, когда
Без меня останетесь,
Вам осталась не печаль,
А моя любовь.
РЕПЛИКА СНИЗУ
Сейчас вы – власть. Собой гордитесь.
В плену у собственных прикрас,
Вам изначально не до нас,
И потому нас не стыдитесь,
Тем самым приближая час,
Когда «друзья, как ни садитесь»,
Посадят многих и из вас.
* * *
Из года в год мы слышим: «Сложно…»,
Хоть ничего давно не ждём:
«В одну телегу впрячь не можно…».
Так без телеги и идём.
МЕСТО И КРЕСЛО
Стоит на видном месте кресло,
А в кресле том – пустое место.
Пустое место заявляет,
Что вместе с креслом управляет.
Вот только чем – никто не знает,
И каждый вслух уже гадает.
* * *
Сегодня время бездуховности,
Исчезли многие условности –
Всё поддаётся упрощению
В сплошном потоке замещения…
Даже «любить», прошу прощения,
Теперь – лишь «строить отношения».
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Настало время «деловых людей»,
Они почти заполнили пространство
С одной идеей в виде постоянства:
«Купи – продай». И больше нет идей.
Торгуем всем, – в продаже даже «пар»,
Теперь «проектом» стало и искусство…
В таком «искусстве» потому и пусто,
Что «образ мира» превращён в товар.
ИСКУССТВО САМОВЫРАЖЕНЬЯ
Когда в нас самовыраженье
Уже не ведает границ,
Одно неверное движенье,
И твой полёт уходит вниз.
Как видно, есть всему пределы,
И если ими пренебречь,
Всё, что сумел ты прежде сделать,
Легко утратит свою речь.
* * *
Если мысль диктует фразу,
В ней понятно всё и сразу.
Где во фразе мысли нет,
Там себя находит бред.
* * *
Мера Искусства – не денежный знак:
Знак – рукотворен, Искусство – Маяк.
Всё, что в себе ты способен продать,
Больше, чем «плод ремесла», не назвать.
* * *
Искусство не даёт ответ,
Что в нашей власти, а что – нет,
Но в нём – для каждого вопрос:
Тот, до которого дорос.
* * *
Художники всегда – поэты,
Поэты – музыканты все,
А, может, есть и та планета,
Где не поэтов нет совсем.
И там, наверное, друг друга
Все понимают с полуслова,
А мы в очередной раз снова
Себя пытаемся понять.
* * *
Нет срока давности у памяти,
И каждый раз находишь в ней,
Как будто для тебя незанятой,
Любую отдалённость дней.
И потому всё проходящее
Лишь изменяет окоём,
Легко врываясь в настоящее,
Когда ты с памятью вдвоём.
* * *
Нас безбожье ведёт в бездорожье –
Ищешь свет, а плутаешь впотьмах,
Где гадаешь: найдёшь ли и сможешь
Одолеть свой естественный страх
От того, что попал в бездорожье
И что можешь остаться впотьмах…
Говорят, кто минует безбожье,
Одолеет естественный страх.
* * *
О том, что было, не жалею,
Хотел бы лишь в какой-то час
Запомниться не юбилеем,
А чем-то сделанным для вас –
Поступком ли, удачной строчкой
Из многих строчек или дел.
И только этим, знаю точно,
Запомниться бы вам хотел.
* * *
Когда приду к финальным титрам,
Наверное, не скрою грусть –
Ведь мне неведомы молитвы
И то, что, может быть, вернусь –
В каком-то облике незримом,
Удачно найденной строке,
Где будет видно – жил не мимо,
А здесь… Совсем невдалеке.
* * *
Не надо ждать, когда оценят,
Когда придут и позовут,
А делай только то, что ценишь,
И это не считай за труд.
* * *
Уметь довольствоваться малым –
Не значит малое уметь:
У каждого своё начало
И всё, что с ним случится впредь, –
Где голос времени услышишь,
Найдёшь в нём главные черты…
Нам всем даётся что-то свыше
Для достиженья высоты.
Читали всей семьёй вслух. Это редкий дар так уметь концентрировать мысль и так поэтически качественно её выражать.Здесь настоящая, к сожалению всё реже встречаемая сегодня, культура слова. Тем она ценнее. Отличный цикл во всех отношениях. Поклон Вам, Григорий Исаакович. Семья Архиповых (Татьяна Константиновна, Валерий Георгиевич, Елена, Игорь и Светлана)
Когда после прочтения становишься умнее и есть, о чём подумать, значит, это настоящее. Спасибо Вам, Григорий Исаакович, за это настоящее. С уважением, Николай Воронов.
"Уметь довольствоваться малым - / Не значит малое уметь... /... Нам всем даётся что-то свыше / Для достиженья высоты.". Тонко и точно, как и всё остальное. Очередной замечательный цикл Григория Блехмана. Поздравляю. Сергей Воронов (Донецк).
Глубокая философия при высоком качестве поэтических строк делает эту подборку яркой и запоминающейся. Многие стихи хочется перечитывать и знать на память. Настолько всё точно и талантливо. Думаю, если бы Ф.И.Тютчев был жив, поэты бы подружились. С поклоном, Алексей Соболев.
Здесь - абсолютная "сестра таланта". Браво, поэт!
Константин Сперанский
Если мысль диктует фразу, / В ней понятно всё и сразу...". Всё, что здесь написано является концентрацией глубоких мыслей, выраженных изящно и с той глубинной простотой, которая зовётся мудростью. Блестящий, многогранный цикл.
Спасибо, Григорий Исаакович, за наслаждение читать и смаковать каждое стихотворение. Ваша постоянная читательница Лариса Каверзнева
Отдельно отмечу в этом цикле стихи о любви. Оказывается о самом сильном чувстве на земле можно сказать коротко, но так, что уже не забудешь. "...И потому из всех оставшихся / Лишь те слова несут нам свет". Это высокая поэзия во всех отношениях. Наталья Солодовникова..
Многие строчки можно разбирать на цитаты. Они абсолютно пригодны в качестве афоризмов.
Отличный цикл. Владимир Артемьев. .
Ни одной банальности. Всё отточено, метко умно. Высший класс.
"...Нам всем даётся что-то свыше/
Для достиженья высоты".
Григорию Блехману явно свыше многое дано.
Искусство не даёт ответ,
Что в нашей власти, а что - нет,
Но в нём для каждого - вопрос
Тот, до которого дорос.
Очень точно. как и всё остальное. Григорий Блехман отменно владеет мало кому подвластным искусством сказать коротко и метко. Поэтому так и интересен этот цикл.
Сергей Веренчиков.
Блестяще. Глубоко, умно и абсолютно неординарноэ
Браво, Григорий Исаакович.
Антон Верницуий.
Григорий! Ваши микро-поэзы, философемы очень любопытны. Зрело, достойно, мудро.