ПАМЯТЬ / Александр БОБРОВ. РОСС НЕПОБЕДИМЫЙ. Памяти Валерия Николаевича Ганичева
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. РОСС НЕПОБЕДИМЫЙ. Памяти Валерия Николаевича Ганичева

 

 

Александр БОБРОВ 

РОСС НЕПОБЕДИМЫЙ

Памяти Валерия Николаевича Ганичева

 

     

На 85-м году жизни 8 июля, на праздник святых покровителей брака святых Петра и Февронии, ушёл из жизни Валерий Николаевич Ганичев, который по словам близких, с утра был в церкви, исповедался, причастился и, вернувшись домой,  отошёл в мир иной, на вечное свидание со своей любимой женой Светланой Фёдоровной.

 «Росс непобедимый» - так называлось историческое повествование Валерия Ганичева, который запечатлел были и легенды о южном окне России на моря, о создании Черноморского флота, о городах и селах, воздвигнутых трудом и разумом русских людей в Причерноморье в XVIII-м веке,  на землях, почему-то оказавшихся «украинскими». Валерий Николаевич и сам был из породы таких непобедимых людей – деятельных,  несгибаемых, исповедовавшим веру в высокое предназначение русского человека. Он родился 3 августа 1933 года в райцентре  Пестово (ныне Новгородская область). До Великой Отечественной войны жил в Омской области. Окончил среднюю школу в Полтавской области, свободно говорил по-украински, знал душу и песни Украины лучше всяких «свидомых». Он окончил Киевский Государственный Университет по специальности историк (1956 г.). Работал преподавателем истории средней школы (1956 г., г. Николаев). С 1956 - 1967 гг. - был на комсомольской работе на Украине и в Москве; занимал должность заместителя главного редактора журнала «Молодая Гвардия» (1964 - 1965 гг) в период его расцвета и борьбы с либеральными литературными кругами, потом – должность директора издательства «Молодая Гвардия» (1968 - 1978 гг.) в лучшие годы работы издательства и собирания ведущих литературных сил России, наконец,  пост главного редактора газеты «Комсомольская Правда» (1978 - 1980 гг.), когда «Комсомолка» была и впрямь молодёжной газетой и выполняла высокую миссию воспитания, а не развлечения подрастающего поколения.

С 1994 года – он председатель Союза писателей России, сменил на посту фронтовика Юрия Бондарева после страшных событий осени 93-го года. Здание Союза писатели на Комсомольском мы отстаивали физически от разнузданных молодчиков-«демократов», явившихся с бумагой за подписью Евг. Евтушенко, а потом под водительством Ганичева отстаивали крепость русского духа в года гонений, кризисов, «суверенной демократии» и построения вертикали власти. Почти четверть века борьбы и сохранения традиций!

Основатель Союза писателей России Леонид Соболев ещё в 1934 году выступал на I Всесоюзном съезде советских писателей и произнёс знаменитую фразу: «Партия и правительство дали советскому писателю решительно всё. Они отняли у него только одно – право плохо писать». Валерий Николаевич Ганичев возглавлял Союз писателей России в те года, когда правящая партия, как бы она ни называлась, пыталась отобрать у писателей всё – от гонораров и телеэфира до печатных изданий и здания на Комсомольском проспекте, 13.  В этих условиях Ганичев не только сохранил главную творческую организацию, но и придал её работе новый импульс. Например, совместно с главами многих регионов были учреждены литературные премии, проводились грандиозные выездные секретариаты от Якутии до воюющей тогда Чечни. В этом кипении литературной жизни и борьбы порой и забывалось, что сам Ганичев – крупная творческая личность, автор многих книг, мыслитель, доктор исторических наук, профессор Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (с 1978 г.), академик Академии Творчества, Академик и Вице-президент Международной славянской Академии, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, заместитель Председателя Всероссийского общества охраны памятников. Одно это сухое перечисление говорит о том, какими духовными и национальными интересами жил Валерий Ганичев. Особая эпопея – его прославление русского флотовождя Фёдора Ушакова, проведение Ушаковских сборов для молодых, встреч и установка памятников в России и в тех местах, где побеждал  Ушаков -  от нынешней Украины до Греции. Наконец, причисление старца Фёдора из Санаксарской обители к лику святых…

Старый комсомольский работник, он в годы перестройки понял, что разрушаемое Отечество, Русский мир может скрепить вера православная, святоотечественные заветы.  Оптина пустынь, центр духовной жизни России, одной из первых была возвращена Церкви при активном участии В. Н. Ганичева. Его подпись стоит среди шести других под письмом в ЦК партии (1987) о необходимости восстановления обители. Практически все труды писателя и ученого направлены на национальное возрождение единой России, исповедующей традиционную христианскую религию и устремленной к высшим достижениям мировой цивилизации и культуры. Он горячо выступал за воссоединение 25 миллионов соотечественников, оказавшихся за пределами страны после распада СССР, за единение братских славянских народов. Особая его боль – почти родная Украина, где мы не раз бывали вместе, проводили торжества в честь «Слова о полку Игореве» в Новгороде-Северском, пели песни с незабвенным Борисом Олейником, говорили о величии русской победы на Полтавском поле. В своем трехтомнике, в книге «У писателей России», Ганичев исследовал сложные духовные процессы и болезненное социальное состояние российского общества последних лет, прихотливое и затруднённое официальной политикой развитие литературного процесса. Очень интересны его эссе «Русские ценности», «Русский смех», «Русская кухня». Сегодня сами такие названия почему-то вызывают яростное неприятие.

Интернет полнится соболезнованиями и откликами на кончину Валерия Ганичева. Вот пишет по горячим и горючим следам учитель и писатель из Борисоглебского района Ярославщины Владимир Мартышин: «Не стало Валерия Николаевича Ганичева. Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Божия Валерия и сотвори ему Вечную память... Утрата для Отечества значительная и чувствительная. С ним связана целая эпоха литературной, общественной, патриотической деятельности. Больше тридцати лет и моя судьба связана с этим добрым, высокой культуры, образованным русским человеком. Мы познакомились с ним еще в середине-конце 80-х у него дома. Зашли к Ганичевым в Безбожный переулок на чай с Сережей Алексеевым, Юрой Сергеевым, Аркадием Лисенковым, Таней Синицыной, Леной Краснопецевой... И целый вечер допоздна провели у них. После этого было много встреч, совместной работы и после того как я покинул Москву. Три или четыре раза с ним сопредседательствовали на Иринарховских чтениях, три года назад он вручал мне литературную премию "Имперская культура". Пять лет назад на одном из симпозиумов он в докладе рассказывал о нашей школе. В прошлом году написал предисловие к моей книге. Последняя встреча на 15 съезде писателей в феврале...». Да, на съезде он с коляски произнёс тихое, но веское напутственное слово. Надо сохранить всё  доброе, что было сделано и завещано им -  с его мудростью, чуткостью и авторитетом.

Одна из книг эссе Валерия Николаевича о путях и перепутьях истории, движения отечественной литературы называлась «Русские вёрсты». Земные вёрсты писателя завершились, но остались небесные, духовные пути и вехи.

Комментарии