СОБЫТИЕ / Сергей КОТЬКАЛО. ТУРГЕНЕВСКОЕ ЛЕТО НА БЕЖИНОМ ЛУГУ. К 200-летию И.С. Тургенева
Сергей КОТЬКАЛО

Сергей КОТЬКАЛО. ТУРГЕНЕВСКОЕ ЛЕТО НА БЕЖИНОМ ЛУГУ. К 200-летию И.С. Тургенева

 

Сергей КОТЬКАЛО

ТУРГЕНЕВСКОЕ ЛЕТО НА БЕЖИНОМ ЛУГУ

К 200-летию И.С. Тургенева

 

В Тургенево в День Казанской иконы Божией Матери скульптор Виталий Казанский под звон колоколов восстанавливаемой буквально в нескольких шагах церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы – вместе с министром культуры Тульской области Татьяной Рыбкиной, с сонмом жителей всего Чернского района и гостями из разных областей и весей нашей Родины, ближнего и дальнего зарубежья – опустил белые покрова с памятника великому русскому писателю, автору знаменитых «Записок охотника» Ивану Сергеевичу Тургеневу.

Было солнце, много солнца… Было чудо… Чудо в том, что фестиваль «Бежин луг» не смыло водой. Еще за час до открытия памятника лил такой ливень, что, казалось, нет никакой надежды на его завершение. Но люди не дрогнули, не сбежали из театрального зала под открытым небом, кутаясь в плащи, закрываясь от непогоды зонтами, сидели на простых, сколоченных плотниками нестроганых лавках в сельском парке. Как, впрочем, и артисты Тульского театра юного зрителя и Новомосковского филиала Тульского академического театра драмы им. Горького, что забегали на подмостки мокрыми, играли фрагменты спектаклей по произведениям И.С. Тургенева «Бежин луг», «Первая любовь» и «Нахлебник»...

И вот после этой водной стихии, после снятия покровов с памятника, скульптор Виталий Казанский в своем коротком, волнительном выступлении, что не свойственно для его крепко сбитой фигуры, говорит:

– Вы даже представить себе не можете, какая для меня это личная радость. И не только от того, что я сделал этот памятник Тургеневу, а еще и от того, что я тоже украсил не чужую для нашей фамилии землю, село, где вот в этой церкви служили мои прадеды… Мы с Иваном Сергеевичем, в духовном смысле, родные люди приходу села Тургенево. Создавая памятник великому русскому писателю, я отдавал часть своего долга молитвенным нашим заступникам – моим прадедам, родному краю, русской литературе, родным Тургенева, что молились в этой церкви вместе с моими прадедами…

Поздравляя земляков И.С. Тургенева на Тульской земле, президент Тургеневского музея Спасское-Лутовиново Николай Левин напомнил о тех людях, кто начинал этот праздник:

– Мы сегодня должны земно поклониться трудам зачинателя праздника «Тургеневское лето», инициатора создания музея писателя в Тургенево Виктора Даниловича Волкова, который 35 лет назад, при поддержке писателей В.Н. Ганичева и В.Д. Захарченко, в такой же проливной дождь, что пережили мы час назад, преодолевая сопротивление властей, впервые провел этот праздник…

– Да, – соглашался Виктор Данилович Волков после открытия памятника, продолжив рассказ уже на Бежином лугу, – было время… Были такие красивые и стойкие люди, как Валерий Ганичев, Василий Захарченко и их супруги, как директор Тульского машиностроительного завода, Герой труда Вадим Сергеевич Усов, с кем мы не только создали народный праздник на Бежином лугу и в Колотовке, но и вернули, восстановили усадьбу Тургеневых и Толстых в Никольско-Вяземском... Даже в трагическом для страны 1993 году, четверть века назад, мы умудрились открыть памятник двум нашим светочам, литературным друзьям и собеседникам И.С. Тургеневу и Л.Н. Толстому на главной улице в Черни… Очень хочется надеяться, что певцы, после долгих десяти лет забвения традиции, вернутся в Колотовку, так красиво описанную И.С. Тургеневым…

Передавая в дар Тургеневскому музею свежий выпуск «Роман-журнала XXI век» с повестью Ивана Чуркина о детстве выдающейся народной певицы Людмилы Зыкиной и романом-поэмой орловского поэта Ирины Семёновой «Анна Русская», а также специальный номер детского журнала «О Русская земля», посвященный юбилею Ивана Сергеевича Тургенева, главный редактор издания Марина Ганичева в своем выступлении у памятника писателю рассказала жителям Тургенево:

«Я с юности приезжала с родителями на этот праздник. Мне очень жаль, что они не дожили до сегодняшнего праздника, посвященного 200-летию Ивана Сергеевича Тургенева. Я знаю, как бы они радовались вместе с вами обновлению села Тургенево: храму, бумажной фабрике, гостинице, конторе… – как благодарили бы за поистине подвижнические труды Ольгу Орловскую, тружеников Чернского района, восстанавливающих в правах историческую память, красоту села Тургенево...

Мои родители радуются уже оттуда, что писатели вновь идут по Чернскому уезду и округ него.

Я помню, как через первые рассказы Виктора Даниловича Волкова о Чернской литературной истории мы, писатели, почувствовали красоту и приветность, приютность и неспешность здешних мест: реки и речушки с пологими берегами, покрытыми ивняком плакучим, – Зуша, Чернь, Снежедь, Снежедок, Красивая Меча; луга перемежаются лесами, и в полуденном солнце купается жаворонок... Как тут не родиться элегиям и «запискам охотника», романсам и пиесам?

Мы приехали в срединную, коренную Россию через толстовскую Ясную Поляну в село Тургенево, родовую усадьбу И.С. Тургенева, на его Бежин луг и Красивую Мечу или в Колотовку, в притынный кабачок. В село Покровское, где проживала сестра Л.Н. Толстого Мария Николаевна. Село Богородское, где жила Варвара Валериановна Нагорнова, дочь М.Н. Толстой и любимая племянница Льва Николаевича, а потом в Гриневку, доставшуюся в наследство И.Л. Толстому, и в родовое имение Толстого Никольское-Вяземское, перешедшее к нему от отца, и где теперь восстановлены и дом усадебный, и церковь.

А Хитрово и Белино, имения Дельвигов, где, наверное, любимец Пушкина Антон Дельвиг в ленивой вечерней истоме майского дня в беседке или под раскидистым кустом сирени услышал своего «Соловья». В Спасское-Кривцово в 1828 г. заезжал по пути в Персию к сестре Марии Сергеевне Дурново А.С. Грибоедов – крестить сына Сашу. К тому же в Екатерининском, у своего задушевного друга Бегичева, в беседке написал он многие главы своего «Горя от ума», и один из списков комедии до сих пор именуется «екатерининским». В селе Архангельское, по одной из версий, родился Даргомыжский, здесь его и крестили, а еще – художница Наталья Гончарова (дальняя ниточка к Пушкину). В селе Троицко-Бочурино – имение Протасовых, с которыми так дружен, так связан был В.А. Жуковский. По лугам здесь бродили Машенька Протасова, несчастная и счастливая любовь всей его жизни, и ее старшая сестра, навеки запечатленная в русской литературе Светланой.

В Сальнице-Слободке родился историк И.Ф. Афремов, которому мы обязаны «Очерками истории Тульской губернии», в Паринцеве – поэт и драматург П.С. Сухотин, а деревня Кобылинка – родовое имение Сухово-Кобылина...

В Чернский уезд, в Вельс-Никольское, слал письма Антон Павлович Чехов своему другу и издателю всея Руси А.С. Суворину, купившему здесь имение и страстно любившему его. Суворин много сделал для книжного дела в России, издавал «Дешевую библиотеку» для народа, «Дорожную библиотеку» – для всех путешествующих по железным дорогам матушки-России. Первым применил торговлю газетами и книгами на железных дорогах, создав четыре крупнейших книжных контрагентства при железных дорогах. Коммерческий успех их был поразительным для России. Разбогатев, он купил имение в Чернском уезде и всячески заботился о его благополучии. 

Приветная, плодородная, литературная Чернская земля. А дальше – через Мценский уезд, через Спасское-Лутовиново на Орловщину, к Фету, Лескову, Тургеневу, Бунину, Андрееву...
Десять лет назад огромная делегация Союза писателей России побывала на пепелищах имений Дельвига и Суворина. Вот бы восстановить эти дворянские гнезда! – мечтали тогда мои родители, об этом говорили и студенты Чернского педучилища, когда мы гостевали у них...

Мы тогда и на станции Скуратово побывали. Рассказывал нам местный уроженец, полковник в отставке, какая то была станция в годы его юности. Какой торжественный и величественный был зал: на пороге которого встречал всех швейцар в ливрее; растянуты были красные ковровые дорожки и поставлена чинная кожаная мебель... Сегодня в Скуратове станцию и церковь восстановили, но на ней, увы, пустынно, потому что редкий-редкий поезд остановится здесь.

Все это я говорю к тому, что вы, жители Чернского края, сделали много для восстановления его красоты, но еще много предстоит сделать, чтобы он стал центром культурного и исторического поклонения.

Родители, наверное, сокрушались бы лишь об одном, что на въезде в Чернский район со стороны Москвы исчез плакат, на котором было начертано: «Здесь живут добрые и работящие люди!» – как это красиво и верно было сказано о вас...».

 

***

Традиционно, на главной площадке Фестиваля «Бежин луг», уже в ночи, тысячи зрителей собрались посмотреть театрализованное представление «Как хороши, как свежи были розы» по произведениям И.С. Тургенева в исполнении артистов Тульского театра кукол и артистов театра костюма «Стиль». Конечно же, в год 200-летия писателя тульские театральные деятели особенно постарались: такого актерского мастерства, костюмов, музыки, настоящих русских песен, текстов самого Ивана Сергеевича Тургенева мы еще никогда не видели и не слышали... Артистов провожали действительно искренними нескончаемыми аплодисментами…

Зрители восторгались песенным фестивалем «Звонкоголосое раздолье» и выступлением народного артиста России Олега Погудина…

На главной сцене праздника выступали поэты и писатели, победители Международного литературного тургуневского конкурса «Бежин луг», которым вручили премии и богатый, иллюстрированный том «Мой Тургенев», выпущенный к юбилею издательством «Классика». Как-то по-особенному прозвучало выступление Галины Бушуевой из Николаева. Негромко, с сердечным волнением она прочитала дивное стихотворение Владимира Кострова, который многажды приезжал на этот тургеневский праздник:

Давай-ка простимся с московскою хмарью,

Умчим на авто в среднерусские сказки,

Увидим цветенье Ивана-да-Марьи,

Заглянем с любовью в Анютины глазки.

 

Пройдем на рассвете над речкою Чернью,

Где серые утки плывут по теченью,

Бушует черемухи белая вьюга

От Ясной Поляны до Бежина луга.

 

Тут бабушки – в окнах,

  Влюбленные – в копнах,

И кровь земляники на стенках окопных,

В глубоких оврагах ночуют туманы

От Бежина луга до Ясной Поляны.

 

Над Чернью вечерние кружатся краски

И слышится колокол дальнего боя, 

Как будто Тургенев проехал в коляске

И звуки романса увез за собою.

 

Любимый мой край – середина России.

В кусты и дубравы просыпаны звезды,

Политая потом земля колосится.

Крестьянские избы, дворянские гнезда.

 

Пускай приближается снежная вьюга,

Скворцы собираются в дальние страны.

А мы не летаем – мы любим друг друга

От Бежина луга до Ясной Поляны.

 

* * *

Завершались торжества после полуночи праздничной видео-инсталляцией «Полночь с Тургеневым» – танцующими, неописуемо красочно подсвеченными, бурлящими фонтанами над речкой Снежедь, грандиозным фейерверком, «утром туманным, утром седым» над Бежиным лугом...

Было много всего. На ярмарке каждый участник находил то, что искал: от футболок с героями нашей истории до торговых столиков с книгами писателей России… Были площадки с детскими поделками и мастер-классы народных ремесел Тульского центра народного творчества, площадки «Открытки Бежина луга» и выставки полотен тульских художников «Тургеневский вернисаж»…

Спасибо всем организаторам «Тургеневского лета» и Ивану Сергеевичу Тургеневу за его юбилей, где и мы были, мёд пили, по усам текло и кое-что даже в рот попадало…

 

 

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (3)

Комментарии