Валерий СДОБНЯКОВ. «Вертикаль. ХХI век» № 53, 2018 г. Обзор
Валерий СДОБНЯКОВ
«Вертикаль. ХХI век» № 53, 2018 г.
Обзор
Номер открывается большой новой повестью известного писателя из Калуги Андрея Убогого «Дороги». Это вроде бы воспоминания о детстве, но написан тест столь ясно, с любовью, что передаёт полностью аромат недавно ушедшего времени. С одной стороны это лирическая проза, но в ней много и тонких наблюдений, серьёзных размышлений и оценок.
«Идти хорошо, коль дорога не очень разбита: если не пылью, а мелкою травкой покрыты обочины. Подорожник, полынка, змеиный горец, клеверок, лебеда да ромашка – всегдашние спутники пеших походов. И насколько же ближе, родней человеку дорожная эта трава – чем, скажем, обильная зелень болотного луга или мшистое царство лесной непролазной чащобы. Полынь-подорожник, ромашка да донник – они как бы сделали шаг из природы навстречу нам, людям; они первыми ощутили ту жажду смысла, которая и привела их – к дороге».
Другой автор, и вновь автобиографического произведения, Андрей Стариченков – передал в редакцию свою рукопись под названием «Повесть о детстве». Это дебютное произведение писателя. Но проба пера, по мнению редакции, удалась. Первая часть повести вышла в этом номере журнала.
Раздел публицистики в «Вертикали. ХХI век» представлен произведениями Николая Переяслова, Валерия Орлова, Анатолия Абрашкина.
Валерий Орлов у нас публикуется впервые. Его статья посвящена семье знаменитого русского лётчика В.П. Чкалова. Мы уже не единожды обращались в своих публикациях к этой теме. На этот раз речь идёт об истории одного предмета – ружья, принадлежащего Чкалову. Статья так и называется: «Ружьё Валерия Чкалова», хотя в ней, конечно же, отражены и многие другие исторические факты первой половины ХХ века. Но что касается именно ружья…
«— Это ружьё принадлежало второму пилоту Георгию Байдукову, было во многих сложных перелётах. Долгие годы двустволка находилась дома у Георгия Филипповича. Но в 1993 году он сказал мне: «Инна Петровна, я хочу отдать в вашу семью вещь, которую любил Валерий Павлович. Думаю, это будет правильно и справедливо». Вскоре он принёс ружьё и дарственное письмо на него.
ДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО
Я, Байдуков Георгий Филиппович, передаю в дар Инне Петровне Чкаловой и Валерию Игоревичу Чкалову, внуку моего друга и командира нашего экипажа Валерия Павловича Чкалова, ружьё известной бельгийской фирмы Франкотта 12-го калибра №13543 … которое летало с нами в беспосадочные перелёты на Дальний Восток (остров Удд, ныне остров Чкалов, 1936 года) и в США (г. Ванкувер, 1937 г.). Я считаю, что это ружьё, с которым В.П. Чкалов запечатлён на известной фотографии на охоте, должно быть в семье Чкаловых, так как он охотился с этим ружьём и любил его.
Прилагается копия фотографии В.П. Чкалова на охоте с ружьём, разрешение на право хранения оружия.
Москва, 31 января 1993 года
Г.Ф. Байдуков».
Статья Николая Переяслова «Команда: «Убрать Берию…» имеет подзаголовок (О роли маршала К.С. Москаленко в устранении «лубянского маршала»). Открывает её автор таким вступлением: «Мой двоюродный дедушка Кирилл Семёнович Москаленко (брат моей бабушки Евдокии Фоминичны Бражко) родился 11 мая 1902 года в селе Гришино, под городом Красноармейском (ныне – Покровском) Донецкой области. В Великую Отечественную войну командовал 38-й и 40-й армиями. Маршал Советского Союза, дважды Герой СССР. Член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета девяти созывов. Был командующим войсками Московского военного округа. В 1953 году принимал участие в аресте зловещего Лаврентия Берии. В 1960-х годах занимал должность командующего Ракетными войсками стратегического назначения, был заместителя министра обороны СССР. Написал двухтомные мемуары под названием «На Юго-Западном направлении». Умер 17 июня 1985 года в Москве».
В отличие от материалов московских авторов, обращённых к истории нашей страны, нижегородец Анатолий Абрашкин в путевых заметках «Яблоко Ньютона» делится с читателями впечатлениями о своей поездке в Кембридж, в Институт Ньютона, где выступал с научным докладом. Написанные легко и одновременно с некоторым подтекстом, это произведение наверняка вызовет интерес у наших читателей. Заканчивает его Анатолий Александрович так:
«Я вдруг подумал, что очутился в схожей с Ньютоном ситуации. И произошло это не где-нибудь в родной глубинке, а в Кембридже, в двух шагах от Института, носящего имя ученого. Опять случайность?
Ньютон не был “сухарем”. Он не только не чурался мистики, но и осознанно причислял себя к числу избранных мыслителей, способных понимать шифры текстов и интерпретировать аллегории библейских книг. Он также прекрасно знал, что со Средних веков живописная традиция прочно связывала яблоко с символическим плодом древа познания. Почему же тогда в тот памятный вечер в своем саду он не поднял заветное яблоко и не надкусил его?..
Я стал внимательно изучать полянку. На ней во множестве лежали только гнилые плоды. Все они находились на земле уже долго, и ни на одном из них не было живого места. Выходило, что у найденного яблока – особая судьба, не связанная с историей остальных плодов. Оно ждало меня…
Я назвал его яблоком Ньютона».
На страницах «Вертикали. ХХI век» протоиерей Евгений Юшков продолжает публикацию своих заметок, размышлений, проповедей, наблюдений. Доброе и мудрое слово батюшки, согретое истинной любовью к ближнему, неизменно вызывает у наших читателей самый большой интерес.
«На исповеди одна женщина печалится: «Не смогла своим детям привить веру в Бога. Дочь ходит в храм редко. Сын крест не носит, в храм не ходит (говорит, что не отвергает Бога). Внучки (15 и 18 лет) в храм почти не ходят. Маленькую внучку, пятилетнюю, вожу в воскресную школу. На Новый год она мне сказала: «Бога нет»… Как на это реагировать? Обидно…».
Что на такое можно ответить? Вряд ли ответ окажется полным, достаточным... Надо найти карту звездного неба и вместе с внучкой посмотреть устройство Вселенной…
Дом кто-то построил. Самолет кто-то конструировал. Вселенную кто-то создал… Бога не быть не может… Человек может отказаться от Него, но у такого человека не будет должного порядка, а будет хаос, и другой бог – диавол, уводящий в дебри – имя которым: Тьма и Ад. То есть то, что вне Бога, кто вне Бога, такой человек погибает, какой бы талантливый или способный он не был. Почему?.. Он (неверующий ученый) имеет ум (Божий), который ему – ученому – ну никак не принадлежит… Он даже родился на этот свет не по своей воле, а по желанию родителей. Он, как и любой человек земли, каждое утро видит солнце и порядок дня и ночи, что в небе и на земле. А «ученый» в гордости своей, почему-то это все не желает видеть, признавать (или приписывает всю удивительную космическую гармонию какой-то слепой и неразумной системе).
К сожалению, в настоящее время мир пришел в такое состояние, что таких людей, соблазненных красотами мира сего, очень много… Но это обстоятельство не меняет сути дела. Это говорит только о непрестанной борьбе. И в этой борьбе человек вынужден всегда участвовать, то есть выбирать, что есть Божее, а что от противного. И у всякого человека есть такой «орган» – совесть (тоже невидимый, как и Бог), а жизнь, как известно, есть борьба!.. Прежде всего за душу, а потом уже за хлеб…».
Вопросам литературы, театра посвящены статьи и рецензии Бориса Лукина, Алексея Коломийца, Валерия Сдобнякова, заметки Анатолия Пафнутьева.
Борис Лукин в статье «Студент во веки вечные» даёт подробный разбор постановке спектакля по пьесе А.С. Грибоедова «Студент» во МХАТе им. Горького. Алексей Коломиец статьёй «О творчестве А.И. Люкина» продолжает цикл своих публикаций, посвящённых творчеству замечательных русских поэтов. Материал приурочен к 50-летию со дня гибели Александра Ивановича Люкина и публикуется в преддверии скорого столетнего юбилея поэта. Валерий Сдобняков в рецензиях «Поэтическая память Великой войны», «О самом дорогом – из сердца», «Заступник родной земли» знакомит читателей с поэтическими новинками – пятитомной антологией «Война и Мир», сборником стихов Анатолия Строкина «Петровская тетрадь» и книгой рассказов Николая Офитова «На Ключищинском косогоре». Анатолий Пафнутьев продолжает размышлять над прозаическим наследием И.А. Бунина в заметках «Тёмные аллеи любви».
Заканчивается 53-я книжка журнала «Вертикаль. ХХI век» традиционной рубрикой «В конце номера», где помещены стихи члена Союза писателей России Валентина Ивенина и репортаж из Смоленска о получении Валерием Сдобняковым литературной премии им. Н.И. Рыленкова.
Продолжается в журнале и публикация новой книги Валерия Сдобнякова «Искры потухающих костров. Разворачивая свиток времени». На этот раз глава называется «Укрепите сердца ваши» и посвящена событиям 2014 года.
«Выставка Никаса Сафронова в нашем художественном музее в Кремле. Родился он в Ульяновске, так что настоящее его имя вернее всего Колька. Но ведь мы же под Европу работаем.
Прошёл я по нашим зальчикам на третьем этаже, посмотрел. Техникой человек владеет, от природы одарён, а сказать нечего. Отсюда и все эти придуманные пейзажи, интерьеры старинных зданий (конечно – готических, европейских дворцов и замков), портреты в пышных одеяниях, где вместо лиц мордочки кошек (есть и бульдожья морда, и голова лошади) совершенно не трогают. Попса в живописи – вычурная, искусственная, мёртвая. Сам художник на открытии (худой, болезненно-бледный – так обычно выглядят люди, мало выходящие на улицу, редко бывающие на свежем воздухе) правильно рассуждал о том, что должны работать профессионалы в искусстве, что их творения, пусть и претерпевшии некую современную трансформацию, должны зиждиться на традициях, на классике. Всё верно. Но сам-то он творит попсу. И тут примечательна последняя фраза его выступления:
– Я вчера был у Аллы Борисовны, и она передавала Нижнему Новгороду большой привет.
(Явно ожидал бурной овации, но люди, пришедшие на открытие выставки, молчат.) Пришлось художнику уточнить, что это от Пугачёвой привет. Опять молчание. Затем раздались жиденькие хлопки – неловко отмалчиваться, негостеприимно получается.
Для попсы, создавшей себе кумиров, богов, кажется, что и вся страна испытывает те же чувства. Ан нет, ничего подобного. Они живут в своём мёртвом мире и рождают (да и как иначе) мертвечину. И эта мертвечина ещё больше разрушает их самих и жизненное пространство вокруг них. Это болезнь духа».
Обложку 53-го номера украшают репродукции картин заслуженного художника РФ, Почётного гражданина Нижнего Новгорода Кима Ивановича Шихова, созданные им после поездок на Белое море и в Соловецкий монастырь: «Чайки над заливом» (2007), «Дамба на остров Муксалму» (Цикл «Памятные затеси на Соловках» 2016), «Соловецкие берёзы».
Нижний Новгород
Особо должны быть интересны, если судить по обзору, материалы из новой книги Валерия Сдобнякова «Искры потухающих костров" и заметки протоиерея Евгения Юшкова.