ПОЛЕМИКА / Юрий СЕРБ. ЕВПАТОРИЯ – ЗАПАДНАЯ СТОЛИЦА КРЫМА. Заметки путешественника
Юрий СЕРБ

Юрий СЕРБ. ЕВПАТОРИЯ – ЗАПАДНАЯ СТОЛИЦА КРЫМА. Заметки путешественника

25.07.2018
691
0

 

Юрий СЕРБ

ЕВПАТОРИЯ – ЗАПАДНАЯ СТОЛИЦА КРЫМА

Заметки путешественника

 

Всякий город неповторим, тем более – в Крыму, и особенно Евпатория.

В VI в.до Рождества Христова греки-переселенцы из Малой Азии основали здесь город-государство Керкинитиду; в Ι в. до Р.Х. повелитель Боспорского Царства (Пантикапея – нынешняя Керчь) Митридат VI Евпатор основал здесь крепость Эвпаторион; в Средние века султан Мехмед ΙΙ повелел возвести здесь укрепленный пункт Оттоманской империи – Гёзлев; в 1784-85 гг. здесь держал свою ставку генерал-поручик А.В. Суворов, будущий основатель Одессы, освободитель Бессарабии и Новороссии.

Евпаторией стала крепость Гёзлев в 1784 г. повелением Екатерины ΙΙ. Но первое, что производит впечатление на гостя Евпатории – помимо обилия музеев, памятников и концертных афиш московских знаменитостей – это парки и улицы, расцветающие детскими лицами под опекой родительских пар. Приходишь к приятному выводу, что Евпатория – дважды город-сад: сад детей и сад ботанический.

Несмотря на выжженную солнцем траву и почву, на улицах радует зелень разнообразных деревьев самого причудливого вида, непривычных глазу северянина, названия которых потерялись в памяти Вселенной и могут быть известны разве что главному садовнику (художнику) города-сада. Компетентное присутствие этого достойного человека очень зримо в Евпатории. Однако местные жители, если их спросить о названии конкретного вида дерева, обычно не могут ответить. Многие экзотические красавцы (красавицы) остались неопознаны.

Когда глаза уже не столь разбегаются во все стороны, замечаешь множество объявлений в окнах домов: «Сдам жильё. Телефон...», что характерно для любого приморского города юга России. Однако Евпатория – не любой приморский город...

В 2012 году она стала победителем международного конкурса по развитию приморских городов “Best Practice Award” (прощения прошу за англояз, не к ночи будь помянут!), а пять пляжей Евпатории отмечены европейской наградой за экологичность – «Голубым флагом». Узнавая новые места, в Евпаторию всё более влюбляешься – даже в её узкоколейный трамвайчик, единственный в Крыму. Симпатичны такая особенность города как старые названия улиц на табличках наряду с современными и бережное отношение городских властей к памяти былых градоначальников, меценатов, архитекторов времен ещё имперских или заслуженных учителей времён так называемой УССР. Так, улица Белинского – она же Шакаевская, по имени гласного городской думы, за счет собственных средств подарившего городу парк на месте прежних солончаков.

Аналогично, улица Революции, которая кажется бесконечной (и это символично!) – она же Лазаревская. У входа в «Музей мировой скульптуры» вас воодушевит изречение Платона: Созерцание прекрасного возвышает нас. Примерив к нашему Питеру обычай обозначать параллельные названия улиц, например: ул.Рубинштейна – она же Троицкая улица, я, однако, усомнился в том, что подобный метод годится и для нашей Троицкой.

В приморском сквере, что тянется вдоль набережной, выстроены из гладкостроганого дерева ажурные галереи-дорожки и загадочные крытые павильоны (загадочными они кажутся на первый взгляд), в которых заседают группы людей любого возраста и обоего пола. Издали мне эти заседания почудились ритуальными, и я спросил женщину, отпускающую всем нуждающимся талую воду в соответствующем киоске (по 3 р. за литр в тару покупателя): не татары ли это? Та возразила, с некоторой даже обидой: «Ну что вы, татары – трудоголики: все – на огородах и на стройках, а там сидят бездельники – пенсионеры!». Так получила неожиданную поддержку, хотя бы косвенную, из неожиданных уст, политика Медведева-Путина в отношении пенсионеров. Как бы то ни было, благоустроенные павильоны располагают гостя укрыться в них и ритуально поглазеть из покоя и прохлады на искрящуюся даль моря.

Рядом – аттракционы, фонтаны, колесо обозрения, упругие качели, поднимающие детишек не хуже батута – почти на высоту трех этажей.

То тут, то там в Евпатории зацепляешься взором за рекламные тексты на бывшей державной мове, но в Крыму официально трехъязычие: русский, «мова» и крымско-татарский (на базе кириллицы), а украинский бизнес продолжает свои дела в Крыму – например, винодельческая фирма «Инкерман» под Севастополем вся принадлежит конкретному «укропитеку и бандеровцу» с неславянской фамилией, а вдоль евпаторийского пляжа детей катает надувная шаланда с буквами на борту: funland.com.ua. Ну а что касается мовы, то в Крыму все учреждения именуются трижды: по-русски, на незалежной и на крымско-татарском – притом кириллицей (высокочастотная индукция назарбаевской Астаны и миннихановской Казани, заряженная на латиницу, пока еще в Крыму не вполне достигает своих целей. Итак, Страна Уа (ukr.com.ua) в Крыму еще достаточно заметна. И мова, и перекачка денег Киеву продолжатся, пока не уйдет в небытие киевская клика.

 

Одна стела в начале ул.Белинского обращает на себя внимание: «В назидание потомкам:

Мы вернули Крым. Вам вернуть Аляску». И скажите, положа руку на сердце: что в этом наказе несбыточного? Особенно с учетом того, что российская казна арендной платы за отошедшие земли так и не получила, всё было «распилено» между арендаторами и великокняжескими предателями-продавателями.

А поднимая взор от стелы, видишь на стене особняка цитату из В.В. Маяковского: «Очень жаль мне тех, которые не побывали в Евпатории!». Сказано несколько коряво и не сильно здорово по-русски, но Владимиры Владимировичи в нашем русском языке не вполне у себя дома: один учился языку у лефовцев, другой – в интернациональном Басковом переулке. Но факт остаётся фактом: иногда и одиозный персонаж скажет такое, с чем нельзя не согласиться.

Долгое время меня интриговали двухаршинные буквы на фронтоне одного помпезного здания: Hotel RiTSK, а в нижнем этаже – restaurant Ritsk. Пока я не встретил местного жителя с лицом, располагающим к разговору, и тот не поведал мне, что чеченских слов он не знает и что интриговавший меня дворец – чеченское владение. "Я не чеченец, – счёл нужным добавить он. – И не мусульманин!». «И слава Богу!» – ответил я, отнюдь не разжигая 282-й статьи. Другой подобный дворец Евпатории я уже видел: это Hotel “UKRAINE” – и тоже двухаршинной латиницей по фасаду. Так что дело елбасы Назарбаева пухнет и крепнет на просторах СНГ, и том числе и в РФ.

Морская гладь, созерцаемая из павильона, не помешала мне обратить внимание на величавый бронзовый бюст полководца в эполетах... «Кто бы это?» – озадачился я, поскольку меднокрасного Суворова уже видел в «Суворовском редуте». Обойдя восточную оконечность сквера, я оказался лицом к лицу с Государем императором Николаем ΙΙ, отдал поклон и попросил царственного страстотерпца молиться за нас грешных.

Однако Страна Уа следила за мной.

Когда я стоял на трамвайной остановке, изучая общедоступную карту города, сидевший на скамье крепкий седовласый мужчина решил проявить себя в юморе и спросил, хороша ли карта для шпиона…

– Хороша, только много ошибок! – ответил я.

– Географических?

– Нет, орфографических.

– Но карта не врет?

– Карта не врет.

А искал я на карте подступы к заколдованному для меня и потому недостижимому соленому озеру Сасык, о котором когда-то видел сюжет по телевизору. Кого бы я ни спрашивал, знали его только на карте или понаслышке, а одна кондукторша трамвайчика стала вообще отправлять меня в противоположную сторону – к лиману:

– А к озеру вы все равно не проберетесь: оно всё в камышах! Я сама никогда его не видела, а живу рядом. (Но по телевизору мне Сасык показывали без камышей.)

Вот и задал я тот же, сакраментальный для меня, вопрос седовласому крепышу на остановке...

– Та вы поезжайте до кольца, – он махнул в ту сторону, куда меня не пустила кондукторша, – и будет вам озеро. А лучче, – тут же добавил он, – взять лопатку и прямо прокопать канавку аж до хатки!..

Я уловил нечто уже знакомое («як не з’ïм, то понадкушую»)..

– Ну, такое под силу только украинцам! – возразил я. – Это же они Черное море выкопали!

И эти мои слова запустили секретную программу внутри незнакомца

– Та то кацапская пропаганда! – и с темы кацапской пропаганды он уже не слезал. По ходу дела вывалил мне на голову неотразимый, по его мнению аргумент: как полтора миллиона красноармейцев, «присягнувших Cталину», потом присягнули Гитлеру.

– Бачу шо вы украинец! – что пан с готовностью подтвердил.

– Щирый? – не без сарказма спросил я. И вывалил ему на голову тот установленный факт, что родители Бандеры – природные евреи.

– Евреи – молодцы, – резюмировал украинец, – своё дело делают!

– З чим вас i поздоровляю! – парировал я.

– А вы откуда родом? – спросил окраянец.

– Я с Волыни.

– А точнiше?

Я не ответил ему на свидомитском диалекте – «спiд Рiвного», а сказал по-русски:

– Из-под Ровно. И сестра у меня в Полтаве. Так что не рассказывайте мне про кацапскую пропаганду. Я всё знаю про вашу!

Больше между нами не прозвучало ни слова. Хотя, нет – прозвучало! Ни с того ни с сего он стал декламировать окраянские вирши о том, как жинка допытывалась у своего чоловика, которая из соседок тому коханка (любовница), потом назвался письменником и профессором лингвистики. Но это уже ничего не меняло. Незадолго до подхода трамвая к моему недавнему собеседнику подскочил некто чернявый, лет на десять помоложе, и оба соединились в крепком рукопожатии. Я понял, что пан профессор в Евпатории не одинок.

Войдя в трамвай, я посмотрел в другой конец вагона и встретил стеклянный взгляд Эсэсовца из старых фильмов «про немцев».

 

В Евпатории встречаешь соотечественников отовсюду – из Мурманска, Cаратова, Новосибирска, Магадана, Якутска... Школьница из Якутии вместе c папой искали книжный магазин, я рассказал им, как за десять минут доехать на трамвайчике до Дома книги, а на другой день и сам посетил этот храм заведомой русофобии. И не ошибся в своих уверенных предположениях. Сие капище уже с порога приветствовало меня «Зулейхой», которая «открывает глаза». А почему бы не быть на крымских полках и витринах подобной пропаганде? Ведь Крым вернулся в Россию, а в России, несмотря на запрет идеологии, только такая и возможна: антисоветчина с русофобией, сиамские близнецы. И мало сказать, что мамзель Гузель Яхина, автор этого бестселлера, высосала из пальца, орошаемого слюной ненависти, совершенно немыслимые политбытовые

псевдореалии – не имеющие ничего общего с исторической действительностью, хорошо известной людям старшего поколения. Ведь надо еще сказать, кто в крымском правительстве Сергея Аксенова сидит в кресле министра культуры: госпожа Новосельская (варианты прочтения: Новодворская, Новокибитская, etc.) [см. https://news.rambler.ru/other/40166092-simferopol-oni-nazyvayut-akmesdzhit-i-plyuyut-na-vechnyy-ogon/]

Но ошибка моя, или наивность, была в том, что дело не в региональном министре культуры и не в его фамилии. Случайно, что ли, в Перми аналогичными министрами перебывали Марат Гельман и Мильграм? (Последний прославился словами: «Мне неизвестно, что такое русская культура!». Случайно ли Владислав Сурков принимался насаждать по стране ДНК – «дома новой культуры»? Случайна ли сегодняшняя волна агитации за цифровое образование – как за гарантию, по словам психологов и педагогов, цифрового слабоумия в будущем?

 

Помимо объявлений «Сдам жильё», немало объявлений в парково-пляжной зоне Евпатории о продаже недвижимости – что было бы вполне по средствам «простому советскому писателю» тех времен, когда литература была не разрушительной, а созидающей силой, и поэтому вполне безубыточной (даже высокоприбыльной!) отраслью культуры.

У каждой эпохи – те герои, которых она может себе позволить. Владимир Владимирович позволяет себе актеров и актерок, шоуменов и э-фиктивных менеджеров, каковым, по мнению многих, является и сам.

Но не будем слишком суровы к нему; лучше будем суровы к себе: зачастую чтобы всё увидеть истинно, надо только встать с головы на ноги. Иногда, чтобы понять действия менеджера, надо, ради опыта, поменять знак у его заявленных целей (плюс на минус).

Тогда вы сможете вовремя не допустить банкротства города, завода, страны или даже жалкой дутой турфирмы, в которой вы работаете. Потому что, поменяв знак у целей вашего шефа с положительного на совершенно немыслимый сегодня для вас минус, вы увидите, как на все недоумённые вопросы ваньками-встаньками вскакивают ответы.

 

А озера Сасык я так и не повидал.

 _______________

 Самое вопиющее различие меду языком и мовой то, что по-русски любятъ, а по-окраянски люблять. И обратите внимание на конечный знак.

 

Комментарии