ДАЛЁКОЕ - БЛИЗКОЕ / Александр БАЛТИН. ЧЕСТЬ НИКОЛАЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО. К 190-летию со дня рождения (24.07.1828 – 29.10.1889)
Александр БАЛТИН

Александр БАЛТИН. ЧЕСТЬ НИКОЛАЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО. К 190-летию со дня рождения (24.07.1828 – 29.10.1889)

      

Александр БАЛТИН

ЧЕСТЬ НИКОЛАЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО

К 190-летию со дня рождения (24.07.1828 – 29.10.1889)

 

Его превозносили, потом низвергали; о нём писали восторженно – и ёрнически-виртуозно, шутовско: как сделал барин русской литературы Набоков: великий адепт стиля.

Наименовав основную книгу «Что делать?», Николай Чернышевский утвердил в реальность русских интеллектуалов-интеллигентов сакральный вопрос, не имеющий ответа; вопрос, увы, столь же актуальный теперь, как и в его время.

Он был действительно нелеп в быту, во многом неудачлив по судьбе, но всё это меркло рядом с факелами его мужества и  чести, которой он никогда не поступился.

Чернышевский человек, вероятно, ярче Чернышевского писателя, хотя рассмотренный трезво, без политических пристрастий и ярых споров, основной его роман совсем неплох, что доказывает хотя бы образ Рахметова, живущего среди нас, как живут персонажи старших русских классиков (или живших до недавнего времени, когда литература и впрямь была самосознанием народа – а что является таковым теперь? Не деньги же, претендующие ныне на роль – наше всё…).

Образ, заражавший, гипнотизировавший: образ, камертоном определявший основной звук судьбы многим – хотя не многие способны были ТАК выстраивать свою жизнь.

И то, что в самом Чернышевском было достаточно от Дон Кихота, а донкихотствовать – честь, свидетельствует, что каменные валы времени отступают перед светлою силою этого (такого смешного в быту с точки зрения успешного словесного барина Набокова) человека.

 Да и без романа «Что делать?» невозможно представить литературу русскую.

 

Щёголь и спортсмен, эстет и барин, удачливый семьянин и энтомолог, насмешник и… Набоков никак иначе не мог писать про тяжёлого – жизнью и нравом, много страдавшего Чернышевского: только так, чтобы поэт Кончеев оценил блеск и огонь ёрнического повествования.

Прямой и крепкий роман «Что делать?» врезался в массу сознаний, меняя их.

Никакие витые опусы Набокова не отличались таким свойством – в основном, и рассчитаны только на получение эстетического удовольствия.

Оба были смелыми.

Но жертвенность Чернышевского была чужда и непонятна Набокову, считавшему, хотя и без декларации этого, эгоизм – одной из лучших характеристик человека, ибо ведёт он к эстетическим победам.

Других Набоков не ведал и не хотел.

Его повесть в романе – о Чернышевском – действительно блестяща, но – пуста.

Ибо человечество живо бескорыстием и жертвенностью лучших своих представителей.

 

 

 

 

Комментарии

Комментарий #14473 01.10.2018 в 18:49

На комментарии # 14456 и # 14468
Вот как! Некое "Ир Паперно" чего-то там высмотрело в Чернышевском. Тоже, видимо, по схеме "у кого что болит, тот о том и говорит". А вы взахлёб всему миру - о "новациях". Попробуйте всё же перечесть роман. И уже не с помощью "Ир Паперно", а самостоятельно - процитируйте те самые места в нём, о которых так жаждали всем сообщить.

Комментарий #14468 01.10.2018 в 15:28

К -ру 14456 - см исследование Ир Паперно о Чернышевском...Слепленные слова в сознании комментатора...

Комментарий #14466 30.09.2018 в 23:07

ОТВЕТ НА Комментарий # 14456.
Работаете по схеме "у кого что болит, тот о том и говорит"? В каких таких местах вы вычитали у Чернышевского о "законности..."?
Опять Хомяков со слепленными словами проявился? Модератор, обратите внимание!

Комментарий #14463 30.09.2018 в 21:51

Как писал Писарев - жертва - сапоги всмятку. Мне ближе позитивистский эволюционизм Писарева; возрастание самосознания у людей с опорой на научные достижения. Зачем бросаться на амбразуры !?

Комментарий #14456 29.09.2018 в 20:45

Сложная персона - Чернышевский ;не чужд был ,скажем так, новаций -в том же "Что делать? " проводил мысли
о законности любовного треугольника/ в духе Жорж Санд/- какая же тут жертвенность?!

Комментарий #14161 25.08.2018 в 00:56

Если бы Набоков посидел в Петропавловской крепости как Писарев, вряд ли бы он писал лолит ... Хотя маркиз же сад и сидел,и писал...